Сибирь на гранях тысячелетий

ВВЕДЕНИЕ
Сибирь занимает площадь в 12 577 400 км² и составляет большую часть (73,56 %) всей территории России (17 075 тыс. км²). А вся территория такого континента, как Европа может уместиться на территории Сибири с большим запасом. Основные природные составляющие Сибири: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Средняя Сибирь, Прибайкалье, Забайкалье, Северо-Восточная Сибирь.

В территориальных пределах Сибири расположены Бурятская АССР, Тувинская АССР и Якутская АССР. Алтайский Забайкальский и Красноярский края, Тюменская, Курганская, Омская, Новосибирская, Томская, Кемеровская и Иркутская область РСФСР. Как свой исторический район Сибирь включает в себя и Дальний Восток. А так же горные страны Забайкалья, Северо-Восточной и Южной Сибири.

Одна из достопримечательностей Сибири озеро Байкал, - уникальный природный объект мирового значения, в котором сосредоточено 20% всех мировых запасов пресной воды высокого качества. Уникален и животный мир Байкала. В настоящее время проводится работа сохранения и воспроизводство его экосистемы и прилегающей к озеру водосборной территории, обеспечивающей постоянство состава воды Байкала.

Водосборный бассейн озера Байкал обеспечивают территории Иркутской области Бурятии и Читинской области. В Читинской области к бассейну озера Байкал относится территория к западу от хребта Яблоновый. Это – Красночикойский, Петровск – Забайкальский, Хилокский административные районы, а также небольшая часть Читинского сельского и Улетовского районов. Их общая площадь 59,8 тыс. км² или 16,3% бассейна озера Байкал в пределах Российской Федерации. В природном отношении большая часть рассматриваемой территории представляет собой Хэнтэй-Чикойское нагорье[3].

Территория, расположенная к востоку от Байкала в XVII веке называлась Даурией целый край, расположенный к востоку от Байкала. В представлении Новикова-Даурского, «Даурией» надо было именовать всю страну, лежащую на восток от Яблонового хребта, в бассейне верхнего Амура с его основными притоками – Ононом, Ингодой, Шилкой, Аргунью и Зеей. Название этому краю дано по проживающей здесь народности дауры (дагуры, дахуры).

Землепроходец М.Перфильев в 1639 году сообщал в своих отписках о «даурских конных и пашенных людях». В 1655 году дается царский «наказ» А.Ф. Пашкову на воеводство в Даурской земле. Следовавший с Пашковым протопоп Аввакум писал, что его сослали «В Дауры». На «Чертеже» 1684 года между реками Ингодой, Удой, и Нерчей есть надпись «Даурска», на «Чертеже» 1698 года надпись «Дауры» между реками Селенгой и Ингодой.

Позднее появляется название Даурские остроги. В 1692 году «для освидетельствования разного рода актов» учреждаются новые печати. На даурской печати была надпись: «Печать государева сибирские земли Даурских острогов». Даурскими острогами, которыми управляли Нерчинские воеводы. Это были: Иргенский, Нерчинский, Телембинский, Яравнинский, Аргунский, Сретенский и Итанцинский. Таким образом, западная часть Даурской земли простиралась до Итанцинского острога, на реке Итанце. С образованием в Сибири губернии Даурские остроги Нерчинского воеводства вошли в состав Нерчинского уезда.

Еще одной достопримечательностью Сибири можно назвать расположенный в Забайкалье массив Чарских песков, который находится в Чарской котловине, окруженной хребтами Кодар и Удокан. Массив объявлен государственным памятником природы, а местное название песчаных массивов «тукулан» происходит от якутского «тукулаан», что в современном словаре означает «открытое место», «песчаная степь»

.
Чарские пески поражают грандиозностью размеров и барханами и гидролакколитами они загадочны и своеобразны. В условиях близкого залегания вечной мерзлоты существование барханов не совсем обычно и динамика движения песков здесь до конца еще не изучена. Местное название гидролакколитов – булгунях. В переводе местных жителей это слово означает «водяной чирей» или «ледяной волдырь». В словарях же это слово трактуют как курган, бугор, сопка.

Площадь песков достигает 50 квадратных километров расположенных в Чарской котловине с цепями настоящих барханов. Которые, возвышаясь на 70-75 метров над уровнем реки, представляет необычное зрелище на фоне северной природы с близким залеганием многолетней мерзлоты. С ее наледями редкими листвиничными лесами, тундрой и марями. Длина отдельных барханов измеряется до 300 метров при расстоянии между грядами от 200 до 800 метров. Как в настоящей пустыне здесь есть и верблюды[4].

В Восточной Сибири часто происходят значительные сезонные колебания температуры. Разница среднемесячных температур между самым жарким и самым холодным месяцами достигает 50˚С. Значительны и суточные перепады температуры, особенно весной и осенью, когда ночью может быть 10-15˚ мороза, а днем столько же градусов тепла. Состояние погоды в Восточной Сибири находится под сложным воздействием среднеазиатского антициклона.

Антициклон представляет собой область высокого атмосферного давления, когда давление воздуха возрастает от периферии к центру, достигая здесь своего максимума. Вследствие этого воздушные массы, образуют вихревые движения. Как правило, в антициклоне господствует ясная сухая погода летом и холодная зимой. Восточное Забайкалье, кроме того, испытывает влияние восточноазиатского муссона. Именно преобладанием тихоокеанского муссона в Забайкалье и объясняется то, что большая часть осадков выпадает здесь летом.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИУМА

Социумом часто называют общность всех людей – этносов, которые в совокупности населяют, какой-то определенный участок территории. Применимо к Сибири название социум как-то не укладывается по той причине, что этого социума как бы и нет. Его не видно. Понятие «этнический процесс» довольно широкое. Под этим термином понимается изменение в этносе любого его компонента, например, языка, элементов культуры, социальной структуры.

Среди этнических процессов выделяются этноэволюционные и этнотрансформационные. Различие между ними в том, что, в первом случае, при изменении отдельных компонентов этнос или какая-то его группа остаются самими собой. Здесь не происходит смены этнического самосознания, Во втором случае – это самосознание изменяется. Примерами естественной ассимиляции могут служить процессы, происходящие с небольшими этническими группами, проживающими на территории Сибири.

В изложенной Л.Гумилевым теории пассионарности показан ряд этнических процессов, и их взаимодействия друг с другом и с прочими социальными процессами. Это в частности, дает возможность не только правильно оценить современную этническую ситуацию, но и перенести ее в будущее. И определить перспективы этнического развития отдельных территорий. Это уже относится к области прогнозирования, хотя методология его в этнографической науке еще достаточно не разработана.

На вопрос, что нужно понимать под прогнозированием этнических процессов, и каковы его важнейшие моменты, ответ очевиден, что основной задачей такого прогнозирования, является наметка возможных будущих изменений в этносах. К числу таких изменений могут быть отнесены, перемены жизненных условий этносов без нарушения их культурной определенности. А затем качественные превращения этносов, состоящие из трансформации этнического самосознания, слияния нескольких этносов в один или, наоборот, разделения одного этноса на несколько самостоятельных и т.д.

Опыт работы в области этнического прогнозирования пока не велик, но, тем не менее, этнические прогнозы делать можно. В соответствии с той социальной политикой, которую государство ведет по отношению к своему населению и тем результатам, которые хочет получить[5]. Биография Сибири говорит о том, что на исторической сцене этого региона можно увидеть все особенности этногенеза связанных с переселением народов. Например, из Сибири в Америку в период Всемирного оледенения, которое подтверждают археологические находки в сибирских селах Мальты и Бурети.

Впервые мысль, связывающая древних сибирских охотников с древними обитателями Северной Америки, возникла у испанского монаха Хосе де Акоста, когда он предположил, что далеко в прошлом существовал сухопутный мост между Азией и Америкой. После испанского монаха эту гипотезу поддержали, голландец Иоганнес да Лает и англичанин Томас Гейдж. Енисейский воевода М.С. Мусин – Пушкин, так же утверждал, что первыми поселенцами американского материка были выходцы из северо-восточной Азии.

Теорию о том, что первые люди в северной земле появились в эпоху палеолита (VIII – V тыс. до н.э.) подтвердили материалы археологической экспедиции Ю.А.Молчанова. Они выявили белькачинскую этническую группу, названную так по имени стоянки (вблизи села Белькачи). Следы этой культуры прослеживаются до Чукотки, побережья Берингова пролива и Северной Америки. Тем самым Ю.А.Молчанов доказывает, что именно неолитическая белькачинская культура оказала влияние на формирование культур северо-западного Нового Света.

Енисейский воевода М.С.Мусин-Пушкин, представляя свою точку зрения, рассуждал о том, что вдоль ледовитоморского побережья древние охотники добирались до Медвежьих островов, расположенных севернее устья Колымы в Восточносибирском море. Обживали их и продолжали на новом месте свой промысел моржей, нерп, голубых песцов. Миграция древних жителей Сибири в Америку могла быть вынужденной, когда охотящаяся семья оказывалась на оторванной от берега льдине дрейфующей, к побережью северной оконечности Америки.

Вторая версия перехода сибирских жителей в Америку появилась с подачи Ф.Х.Плениснера командира Анадырской крепости, организовавшего несколько походов к Медвежьим островам. Федор Христианович Плениснер, пришел к выводу о существовании в прошлом сухопутного моста между Азией и Америкой (Аляской). По этому мосту древние охотники вслед за стадами мамонтов незаметно перешли на другой материк обладающий теми же природными условиями.

По мнению Ю.А.Молчанова, заселение северо-восточной Азии и Аляски проходило тремя этапами. Первый этап (35-22 тысячи лет назад), попадает на то время, когда отдаленные потомки выходцев из Центральной Азии добирались до Плато Прерий. Второй этап заселения Аляски (22-10 тыс. лет назад) относят к эпохе, когда непроходимые ледники отделяют Аляску от остальной Америки и снова соединяют ее с чукотским полуостровом широким сухопутным мостом. На десять тысяч лет Аляска становится составной частью Азии, а не Америки.

Этот период отмечен схожими орудиями труда, которые найдены на Аляске и в Забайкалье.

Третий этап (10-6 тысяч лет назад) связан с сумнагитской культурой владеющей способностью изготовления орудий труда из кости и кремневого вкладыша. Стоянки этой этнической группы отмечены в долине Алдана, на Лене и на Волге. Влияние традиций и быта сумнагинцев отмечено на Аляске. В течение следующих тысячелетий на территории Сибири проживали Афанасьевская и Окуневская этнические группы, которая отмечена многими каменными статуями женщин, которые считались хранителями душ потомства рода. К ним обращались местные жители, по традиции предков, чтобы освободить свое сердце от горя [6].

Культуру афанасьевского и Окуневского периодов сменила андроновская этническая группа (XV- XII вв. до н.э.), которая стала держать крупный рогатый скот и тонкорунных овец. Животных летом пасли в степи, а во время морозов загонял в большую землянку, укрепленную каменными плитами. Располагвшеес по центру жилища кострище обогревало людей и скот. Параллельно с Андроновской в Таежном Прибайкалье жили глазковские племена (XVII - XVIII вв. до н.э.), культура которыой отличается тем, что они долгое время применяли орудия труда, изготовленные из камня и кости.

Глазковский период отличается тем, что человек начал применять более легкие материалы, сшивая лодку из легкой бересты, а не долбил ее как прежде из ствола дерева. В изготовлении верхней одежды появился определенный стиль, приближенный к современным моделям меховой одежды. Меховые шапки глазковца украшались нефритовыми дисками, клыками зверей, бусами и раковинами южных морей. Наличие этих раковин, говорит о том, что человек глазковского периода вел какие-то торговые отношения, а самая древняя в Сибири костяная ложка указывает так же и на перемены в быте, укладе и культуре.

В это же время после Андроновских племен в XIII - X веках до нашей эры на территории Сибири строили свои жилища с использованием деревянных конструкций карасукские племена, которые занимались скотоводством и земледелием. Карасукцы владели секретами фигурного литья, они оставили разнообразные по форме бронзовые коленчатые ножи с навершиями в виде голов барана, лошади, лося, козла. Техника обработки металла, в Сибири доходила в бронзовом веке до окрайних северных земель, где обнаружили одну из литейных мастерских расположенной в низовьях реки Лены вблизи Северного Ледовитого океана.

Новое время

В начале первого тысячелетия на территории Минусинской котловины в V – VI веке нашей эры сложилось первое в Сибири государство енисейских кыргызов. Говорят, что граждане первого сибирского государства были европеоидами, и даже много веков спустя, вместе с брюнетами монгольской внешности здесь встречались русоволосые блондины с голубыми глазами. Появление этих светловолосых и голубоглазых людей у кыргызов можно связывать с тем, что это потомки европейцев и скандинавов – викингов, плененных или потерпевших кораблекрушение на реках Оби и Лене[7].

Или вообще, мысля на уровне фантазии, можно предположить, что это друиды, пропавшие в одночасье после похода Юлия Цезаря, в начале нашей эры перебрались сюда. Учитывая при этом и рунический характер письменности кыргызов, когда руны традиционно приписывались ранее друидам и скандинавам. У В.Вернадского есть подобное предположение, и рисунок профиля славянки из племени севера[8] тунгусы называли белых людей «бойе», что означает «кельт».

Кыргызы были хорошими земледельцами, занимались ремеслами, торговали с тибетцами, китайцами, уйгурами, арабами, отправляли на продажу изделия из металла, а так же золото, меха и кость. Рунической письменностью "енисейских" кыргызов владели и Курыканы, - племена, обитавшие в Прибайкалье, в междуречье верхнего течения Ангары и Лены, бывшие довольно культурным племенем. Они владели изобразительным искусством, которое отражало образ их жизни и верований. Они рисовали лошадей, - высоких и стройных.

В начале первого тысячелетия нашей эры территорию Западной Сибири стали заселять степные кочевники - угры, а затем - самодийские племена. Последовал длительный, процесс ассимиляции их с местными племенами, в результате чего образовались новые сибирские народности - ханты, манси, ненцы, селькупы. Формирование этих народностей еще не было закончено, когда им пришлось отступать в более суровые северные области под давлением племен гуннов, начавших свое движение из Центральной Азии на запад.

Не ушедшие на Лену курыканы, укрывались в верховьях Лены, и в Кудинских степях постепенно смешиваясь с кочевниками – монголами, в результате этого смешения, по мнению многих ученых, возникла бурятская народность. Монгольские племена, пришедшие в Прибайкалье, оттеснили курыкан на север, в район средней Лены. Там они ассимилировались с аборигенным населением и положили начало якутской народности.

Исследователи отмечают, что пространство между рекой Леной и восточным океаном можно было бы назвать Тунгусией, потому что народ этот давно существует и есть один из главнейших сибирских старожилов; якуты и буряты живут на их местах. Отмечалось что образ жизни тунгусов, препятствует размножению этого народа. Но здесь исследователи допускают ошибку, потому, что бытовые условия проживания тунгусов привязаны к местным ландшафтам.

Иным способом в Сибири прожить было не возможно, потому, что огромные территории Сибири доступны для жилья только в зимний период времени. Через эти места тунгусы проходили транзитом во время своих кочевий. По территориям кочевий тунгусские кочевья делились на кангаласские, майские, учурские, удские, верхоянские, вилюйские и другие. Кочевья тунгусов заходили и на территории Китая и Манчжурии.

В справочной литературе о Сибири имеется информация, о том, что коренное население Забайкалья, относящееся к наиболее древней народности проживающей на этой территории, – тунгусы заключают в себе целый ряд отдельных племен. Маньчжуров, солонов, дауров, собственно тунгусов, манегров, бираров, гольдов, орочон, ольчей, орочей, ороков, негда, самагиров, киле, ламутов, далганов, аси, и т.д. огромное влияние на судьбу тунгусов оказало великое переселение народов, вызванное движением монголов под руководством Чингисхана.

Монгольское племя бурят, проникшее к истокам Амура и до Байкальского озера, вытеснило с его берегов тюркское племя якутов, которое отступив в долину Лены, встретились на севере с многочисленными тунгусскими племенами; которые после продолжительной кровопролитной борьбы отступили. Одна часть двинулась на запад до Енисея. Вторая, - на север, до побережья Ледовитого океана, третья на восток, по правому притоку Лены к Становому хребту, побережью Охотского моря и в Амурский край, встретившись здесь с родственными отраслями южной ветви тунгусов[9].

Существует легенда о происхождении якутов. Она рассказывает, о том, что некто Омогой со своими сородичами пошел из красноярских степей на восток и, достигнув Манзурской степи, лежащей между Иркутском и Леной, расположился тут на жительство. Пришествие неведомых людей встревожило бурят, обитающих в той стороне, они собрали совет, на котором решено истребить пришельцев или выгнать их из своих степей. Но в связи с тем, что луна тогда шла на ущерб – время, в которое буряты никаких важных дел не предпринимают, - то и отложили они намерение свое до благоприятных предзнаменований. Между тем татары узнали о заговоре.

Не теряя времени, отправили несколько человек на реку Лену для постройки плотов, и когда все было готово, ночью перешли через гору на Лену со всем скотом своим; сели на плоты и сплавились вниз по Лене до того места, где стоит город Якутск, где они остановились на жительство. Спустя несколько лет приплыл к ним по Лене некий татарин Элей и, приобретя любовь уже старого Омогоя, женился на одной из его дочерей, которая родила ему 12 сыновей. Из них выделяется Хангаласс, который передал свое имя Хангаласскому роду якутов. Спустя несколько десятков лет после прибытия Элея приплыли к татарам по Лене забайкальские буряты Хоринского рода, перемешались с ними и произвели теперешних якутов, - имеющих сходство языком и нравами с татарами и монголами.

Но как могли переселяться красноярские татары по Лене в Якутию из южных пределов Енисейской губернии по непроходимым тогда горам и лесам? Возможно, они из окрестностей Абакана спустились по Енисею, потом пробрались на реку Вилюй, а оттуда и на Лену? По имени одного из татарских племен, живших под Красноярском якуты, называют сами себя Саха. Почему же русские называют их якутами? Мангазейские казаки, покорив вилюйских тунгусов, узнали от них, что далее к востоку обитает народ, называемый ёко, - от ёко произошло ёкот, а потом и якут. Русского же тунгусы и якуты называют, луча или лоча. Все эти слова в буквальном переводе значат леший. Под словом лоча, русские долго были известны на Амуре и китайцам, которые очень недавно стали называть русского орос.

До покорения русскими каждый якутский род управлялся собственным тойоном, который ни от кого не зависел, и тойоны постоянно враждовали между собой. Последний тойон хангаласского рода, при котором русские покорили якутов, назывался Тыгин[10] . В Забайкалье многие природные образования имеют названия исторически связанные более с якутским названием «Саха», нежели с бурятскими и иными наименованиями. Горное образование «Сохондо» находящееся в составе Яблонового хребта является таким примером.

В наши дни все население в своей хозяйственной деятельности использует только две пятых обитаемой суши находящихся в самых различных областях Земли. От экваториальных лесов жаркого пояса до арктических побережий и тундр Крайнего Севера. Поэтому, изучая формы хозяйственной деятельности неоседлого населения мира, необходимо учитывать общие проблемы, связанные с влиянием на их жизнь экологических факторов. Здесь надо учитывать не только структуры окружающего ландшафта, но и понимать последствия антропогенного воздействия на природу, когда деятельности людей, преобразующей земную поверхность.

Человечество представляет собой огромное многообразие общностей, среди которых особое место занимают этносы, или народы, которые взаимодействуют как друг с другом, так и с окружающей и питающей их географической средой. Встроенность этих этносов в трофические цепи природных образований. Однако, многие исследователи, отмечают, что большие трудности возникают при выборе социальной единицы, конкретной историко-культурной формы взаимодействия общества с природными системами. Когда люди ведут оседлый образ жизни. Или когда традиционная хозяйственная деятельность у них связана с сезонной подвижностью, что определяет многие особенности традиционной культуры и быта.

Такие народы нередко называют кочевниками (точнее – неоседлые). Они включают не только кочевников и полукочевников-скотоводов, промысловых оленеводов, но и охотников-собирателей, и несельскохозяйственное население с подвижным традиционным образом жизни. Одни из них кочуют со стадами в пустынях и степях аридной зоны чуть ли не круглый год, другие сохраняют подвижный быт несколько месяцев в году, в зависимости от сезонной смены пастбищ, времени охоты на пушного или морского зверя, рыбной ловли и т.п. Эти народы выработали и специфические формы материальной культуры, приспособленные к экстремальным природным условиям.

Для представителей хозяйственно-культурного типа охотников и рыболовов тайги и тундры умеренного и холодного поясов Америки характерен сезонно-подвижный образ жизни. Их насчитывалось до полумиллиона человек. Сейчас это промысловые охотники; сезонная подвижность сохраняется только у тех, которые охотятся на пушного зверя, оленей, ловит рыбу. Например, индейцы чипевайи в Канаде, которых в 1975-1976 гг. насчитывалось 4695 человек, использовали для рыбной ловли и охоты на оленей и пушного зверя обширную территорию в 26900 км² (с плотностью населения 0,013 человек на 1 км²).

Эти охотники в процессе своей жизнедеятельности имели несколько сезонных постоянных лагерей с жилыми домами и временные зимние стойбища, которые состояли из шалашей по берегам озер, где они ловили рыбу[11] . Плотность населения здесь невелика потому, что: «Настоящий индеец никогда не станет ловить пушного зверя на чужом охотничьем участке, считая это воровством» [12] . Продажа спирта индейцам была запрещена, но этот закон не соблюдался, и торговцы получали большие барыши, спаивая индейцев и за бесценок, приобретая у них шкуры бизонов и пушнину. Аналогичный указ был и в России[13] .

Условия жизни народов населяющих сибирские земли схожи и практически не отличаются от жизненного уклада населения Северной Америки. Узелковое письмо американских индейцев по некоторым признакам схоже с символическими знаками тунгусов оставляемых ими, связывая ветки кустарника и деревьев особым способом. Следуя Л.Гумилеву этногенез – процесс природный, следовательно, независимый от ситуации, сложившейся в результате становления культуры. Когда возникающий этнос создает свою культуру – как способ своего существования и развития[14] .

О неприхотливости сибирских аборигенов отмечены описанием исследователей: «Тунгусская юрта делается из бересты и называется урасой. Если тунгус надумает остановиться где-нибудь на житье, он тотчас срубает несколько шестов, ставит их конусом и бока до самого верху покрывает берестой или лосиными кожами, оставляя небольшое отверстие для выхода дыма. Береста для этого сшивается конскими волосами в длинные и широкие пласты.

Дом его готов! Посреди дома он разводит огонь и на три камня, воткнутые в землю, ставят котел. Спят тунгусы на шкурах возле костра. Если пища кончается, тунгус берет свои охотничьи принадлежности, садится на оленя и едет в лес, а жене приказывает со всем богатством своим перебираться на какую-то известную ей речку и там ожидать его. Ведение домашнего хозяйства тунгусов лежит на плечах женщины, которая должна заботиться о детях и уважать мужа[15] .

В VI-IX веках в Сибирь перемещаются алтайские и центрально казахстанские тюрки, и создают новые культурно-этнические группы, смешиваясь с сибирскими племенами. В XIII веке сформировавшиеся этнические группы сибирских племен опять изменяются, под влиянием тюрков-кипчаков, вытесненных из степей татаро монголами. А затем и под влиянием самих татаро монголов, которые пройдя по Южной Сибири, оставались там и занимали понравившиеся территории. Так к XV веку в Западной Сибири формируется новая этническая группа - называемая сибирскими татарами.

Сибирские татары имели сильную властную вертикаль, способствующую тому, что уже в XV веке здесь образовалось княжество Великая Тюмень со столицей в городке Чинги-Тура. В начале XVI века при распаде Золотой орды земли Великой Тюмени вошли в состав Сибирского ханства, состоявшего из мелких улусов. Столицей Сибирского ханства стал городок Кашлык (Искер, он же Сибирь), находившийся на берегу Иртыша при впадении реки Сибирки. Власть в Кашлыке постоянно оспаривалась представителями местного татарского рода Тайбугинов и потомками Чингисхана.

ПОКОРЕНИЕ СИБИРИ
В XV веке, во время правления Великого князя Московского Ивана III, который подчинил Москве Великий Новгород, сибирские земли последнего вошли в состав Русского государства. С целью изучения сибирских земель туда начали направлять хорошо организованные и так же хорошо оснащенные военные экспедиции под руководством опытных военачальников. В 1465 году за «Камень» снарядили отряд В.Скрябы, проводниками которого набрали пленных сибирских данников из Югорской земли.

А через семь лет изучать новые земли направился отряд Федора Пестрого. Вскоре после этого, через десяток лет, в Сибирь был направлен князь Ф.Курбский Черный с отрядом, состоящим из стрельцов и набранных «охочих людей». Отряд этот дошел до столицы Сибирского ханства Искера (Сибири) и далее по реке Иртышу доплыл до Югорской Земли.

Спустя еще шестнадцать лет очередные русские воеводы С.Курбский, П.Ушатый, В.Бражник-Гаврилов с двумя отрядами, которые насчитывали более четырех тысяч ратников, перевалили через Урал и с боями дошли до реки Оби. Там они взяли ясак и заключили мирный договор с местной племенной знатью, которая «пожелала» принять русское подданство. Никоновская летопись того времени упоминает о поездке в Москву Сибирских послов, которые «били челом государю от князя Идигира …».

Освоение Сибири северными путями было слишком дорогим и опасным для первопроходцев делом, это ограничивало возможности государства в быстром продвижении к Ламскому морю. Южные же дороги находились на территории Казанского царства владевшего бассейнами рек Камы, Вятки и их притоками. Только после взятия Иваном Грозным казанского царства в 1552 году, в Сибири был проложен самый короткий путь.

Первыми добровольно согласились быть подданными царя Иоанна два князя Вогульских. Владения одного простирались по берегам Конды, другого – в окрестностях Тобола. Потом казаки завоевали несколько селений и юрт остяцких, города их Нарым, Назым и много других крепостей. На берегах Оби[16] .

Правители Сибири хан Едигер и его брат Бекбулат (из рода Тайбугинов) принесли присягу на верность Ивану IV и обязались выплачивать дань по тысяче соболиных шкурок в год и в 1555 году московские дьяки начали переписывать сибирские земли принадлежащие хану Едигеру как владения Московского царя. Но в это время сын узбекского правителя Муртазы, Кучум в 1563 году налетев со своей конницей на земли хана Едигера, разгромил его войско и провозгласил себя правителем Сибирского ханства.

Новый сибирский владыка чингисид хан Кучум сразу разорвал вассальные отношения с Россией, и лишь спустя некоторое время, подтвердив обязательства прежнего хана, вскоре опять прекратил выплату дани. А его племянник Маметкул предпринял нападение на земли купцов Строгановых, которые после военных походов и экспедиций русских ратей укрепились на Урале. Промышленник Д.Строганов, получил от царя жалованную грамоту, позволяющую ему ставить городки на реках Иртыше и Оби.

Не дружественные действия правителей сибирского ханства создали угрозу для промысла Строгановых. Боясь разорения, промышленники Строгановы оснастили и направили на борьбу с Кучумом, состоящего у них на службе атамана Ермака с дружиной из 540 казаков.

Которые, перезимовав возле реки Серебрянки, притока реки Чусовой, ранней весной, перетащили по волоку, плоты, струги и другое походное имущество на берег Тагила.

После этого казаки, переждав ледоход стали спускаться по Тагилу, а затем, разбив в бою на реке Туре войска татарского князя Епанчи, казаки продолжали сплав по реке Туре. Выдержав большое сражение у древней татарской столицы Чинги-туры, воинство Ермака направилось дальше, к Тоболу, где поджидало казачью флотилию войско татарского царевича Маметкула. За пять дней упорных сражений, русские снова одержали победу над сибирским воинством.

Ермак и его есаул Иван Кольцо, разбив войско татарского хана Кучума, овладели главным городом татарского царства Сибирью на берегу Иртыша. Кучумово войско билось стойко, отчаянно, Ермак одержал большую победу, выполнив наказ Строгановых, которые перед походом сказали ему: - «Иди с миром очистить землю Сибирскую и выгнать безбожного салтана Кучума!» [17]

В подкрепление атаману Ермаку, которого царь за его победы пожаловал панцирем и шубой с царского плеча, для продолжения освоения Сибири шли воеводы со служилыми людьми. С небольшими отрядами, насчитывающими несколько сотен человек, в Сибирь были направлены князь Семен Болховский, Иван Мансуров, Иван Глухов, Данила Чулков, - это движение было постоянным и безостановочным.

Продвижение по Сибирской земле закреплялись городовым строением под руководством воевод и стрелецких голов, которых расписывали дьяки разрядного приказа на государеву службу, как и в коренные русские города. По сохранившимся росписям можно узнать имена первых сибирских воевод: «Да в сибирских городах были воеводы и головы: В Тобольском городе воевода князь Федор княж Михайлов сын Лобанов с 1590-го году, да голова князь Матвей Львов послан – со 1593 году.

В Тюменском городе князь Петр Барятинский с 1591-го году, да голова Богдан Воейков с 1593-го году. В Новом городе на Оби на Березове воевода Микифор Васильев сын Траханистов с 1593-го году да голова Афонасей Благово с 1594-го году. В Новом городе на Пелыми голова Василий Толстой с 1594-го году. В Новом городе на Злове Иван Григорьев сын Нагова с 1588-го году.

Верх Иртыша в Новом городе на Таре-реке воевода князь Ондрей княж Васильев сын Елетцкой, да голова Борис Доможиров, да Григорей сын Олферов. В Новом городе вверх по Оби в Сургуте князь Федор сын Петров сын Боротинский да голова Володимир Оничков…»[18] . В строящихся городках казаки и стрельцы, оставленные на жительство, брали себе в жены представительниц местного населения молодых татарок, вогулок, остячек.

В конце XVI века Россия расширяла свою территорию, как на юге, так и на востоке, но за Уралом русские не сразу смогли утвердиться, потому, что, ни Ермаку, ни посланным ему на помощь воеводам не удалось закрепиться в столице Сибирского ханства. Лишь при Борисе Годунове Москва смогла прочно утвердиться в Сибири, и воевода Д.Чулков выстроил неподалеку от Искера укрепленный острог Тобольск.

В летописях того периода появились названия новых сибирских городов: «Лета 7094-го по государеву указу Василий Кукин да Иван Мясной приидоша с Москвы в Сибирь да поставиша град Тюмень. Лета 7095-го** прииде с Москвы в Сибирь воевода Данила Чулков и доидоша реки Иртыша и ту поставиша град Тобольск, и бысть вместо царствующего града Сибири град Тобольск старейшина.

Лета 7099-го*** царь Федор Иванович послаша в Сибирь многих ратных людей и поставиша в Сибири многие города: город Пелынь, Туру, Березов, Сургут и иные городы…». Вскоре еще до конца столетия к списку сибирских городов прибавились Лозьвенский гродок, Тара, Обдорск, Нарым, Кетский острог, Верхотурье, Туринск…

Торговым центром средневековой Сибири была вольная Мангазея – старинный русский город, основанный первопроходцами в 1601 году в Туруханскогом крае Енисейской губернии на правом берегу реки Таз. Это был первый, хорошо укрепленный город за Полярным Кругом, который поражал воображение путешественников и приплывающих из Западной Европы торговых гостей.

Черные соболи, бобры, горностаи, другая пушнина, красные кожи и сафьяновые сапоги во множестве лежали на торговых прилавках вольного города. Здесь продавались восточные ткани, пряности, чай, парусина, ювелирные украшения и другие различные товары. Московские, Ярославские, Нижегородские, Вологодские купцы и промышленники вели активную торговлю с торговыми людьми, приезжающими из Западной Европы и с «самоедскими» племенами.

По документам мангазейской таможни 1630-1637 годов было провезено только одних соболей 477469 штук, не считая другой пушнины. Таможенная служба, была специально создана для защиты государственных интересов и взыскания в пользу казны части товара или его стоимости. Но таможня была способна учитывать не более половины всего поступающего товара, потому что купцы старались всяческими путями обойти таможню и не платить пошлину.

Торговцы старались на лодках без досмотра встретить купеческие корабли и получить товар. Они перегружали его с кораблей прямо в море, не заходя в устье реки и так же увезти его на европейские торги минуя таможню. Территория Сибири интересовала торговцев многих стран Европы и Востока как место для организации рыночных взаимоотношений и получения сказочных прибылей, когда железный топор меняли на 2 или 3 шкурки соболя.

Московские правители так же понимали это значение Сибири, отправляя туда очередные партии изыскателей. Инициатива присоединения новых территорий в большей мере переходит к местной администрации или осуществляется стихийно “промышленными” и служилыми людьми. В первой половине XVII века русские землепроходцы исследовали и закрепили за Москвой бассейны всех крупных рек Восточной Сибири.

С н. XVII в. русские проникают в бассейн Среднего Енисея. В 1618 на волоке между Кетью и Енисеем основан Маковский острог; в 1619 — Енисейский острог; в 1628 — Красноярский. Отсюда они проложили на Лену три основные дороги, ставшие важными путями, по которым шли в Восточную Сибирь, открыватели новых территорий. Один путь был проложен по Нижней Тунгуске и Чечуйскому волоку с выходом на Лену ниже Киренска.

Другой по Нижней Тунгуске, затем по ее правому притоку реке Тите. От ее верховьев волоком на Чурку, впадающую в Чону, по Чоне на Вилюй и уже по Вилюю на Лену. Третий путь возник позднее, по Ангаре и Верхней Тунгуске до устья Илима, затем по Илиму до устья Идирмы (а позднее Туры). Оттуда Волоком к верховьям Муки, с Муки на Купу. А из Купы в Куту, из Куты на Лену – выходили в районе Усть-Кута.

Так пройдя Ангару Максим, Перфильев заложил Братский острог, вслед ему по Ангаре отправился Василий Бугор, но он не стал подниматься, свернул на Илим и вышел к Лене. Иван Галкин проходя бассейны Ангары, Лены и Байкала, построил Илимский острог. За ними сотник Петр Бекетов с казаками поднялся по Ангаре, попал на Лену и в 1632 году заложил Якутский острог, в состав России входит основная масса якутов.

Это была крепость, состоящая из прочной срубленной из толстых деревьев стены, которую окружал глубокий ров и густой частокол из заостренных бревен. В прорубленных бойницах, крепости были установлены пудовые пищали. На сторожевых башнях стояли дозорные стрельцы. Окружающая острог территория на расстоянии полета стрелы была усеяна железными спицами, наконечниками от стрел, заостренными крючьями. Все это было присыпано песком и листьями[19] .

Освоение бассейна Лены, Ангары, Прибайкалья осуществлялось небольшими отрядами служилых, промышленных, гулящих людей и сборщиков ясака (дани). Ведавший делами Сибири Посольский Приказ, постепенно передает дела территорий Сибири, по мере ее освоения приказу Казанского дворца, а в 1637 году был образован специальный Сибирский приказ во главе с князем Б.М.Лыковым. Освоение Сибири продолжалось.

Одновременно шло продвижение на Восток северным путем из Мангазеи. В 1639 русские вышли к Охотскому морю. В 1640-х построен Баргузинский острог и приведено в русское подданство тунгусское население. Присоединение Западной Бурятии затянулось до середины XVII века из-за вмешательства ойратских и монгольских князей. Затем землепроходцы в первой половине XVII в. заложили, Иркутский и Читинский остроги.

В результате трехлетней экспедиции В.Д.Поярков, спустившись по Амуру, достиг Охотского моря (1645). В 1648-1649 г. Экспедиция Ерофея Хабарова прошла средним течением Амура.

В 1686 г. казаками была построена крепость Албазин, которую разрушили Манчжуры, в 1728 г. Албазинский острог был вновь отстроен, но оставлен был русскими по Нерчинскому миру[20] .

В первой половине XVII века отряды Ивана Москвитина, Василия Пояркова, Ерофея Хабарова, Михаила Стародухина вышли к тихому океану, завершив присоединение Сибири и Дальнего Востока к России. Менее чем за полвека русские прошли Сибирь и не будет слишком большой натяжкой утверждать, что именно соболь, горностай, бобер, лисица, росомаха, белка были главным стимулом изначального «звероловного» периода освоения новых территорий.

К началу XVIII века русские владения на севере и востоке Сибири, за небольшим исключением, достигли естественных материковых границ, на юге ограничивались по лесам и степям, предгорья Алтая и Саян, Яблоновому и Становому хребтам. Для охраны южных территорий были построены Верхнеиртышские крепости (1716-20) и укрепленные “линии” — Новая, Колыванская и Кузнецкая (1750-60-е). Под их защитой возникли многочисленные слободы и деревни. Русское население в Сибири превышало к этому времени более чем в 2 раза коренное.

В 1850-х годах в состав Русского государства вошли Приамурье, Уссурийский край, остров Сахалин, а в 1850 году в устье реки Амура был заложен Николаевск. Всем исследованиям Дальнего Востока активно содействовал Н.Н. Муравьев-Амурский, бывший генерал-губернатором Восточной Сибири в 1847-61. Он лично руководил всеми экспедициями 1854-55 по Амуру, содействовал адмиралу Г.И. Невельскому, по изучению Амура, Приамурья, Сахалина и Уссурийский края. В 1860 был основан пост Владивосток, который с 1862 стал именоваться портом.

Русские землепроходцы составляли «скаски» - описание новой местности, и эти их сведения, послужили основным материалом для первоначального изучения Сибири Россией и Европой. По мнению ученых, сделать это в довольно сжатое время удалось не только благодаря вооруженному превосходству русских или из-за раздробленности местных народностей – тут сыграли роль обстоятельства объективного свойства.

Среди них историки называют заинтересованность некоторых сибирских племен в защите от монгольских завоевателей, возможность при сильной и единой власти прекратить междоусобицы, доводящие до кровавых столкновений между племенами и родами. Местных жителей привлекал торговый обмен с русскими, которые помимо спирта везли промышленные товары, оружие для охоты, новые инструменты.

Ермак и Кучум

Ермак – одна из загадочных личностей в русской истории, о которой первоисточниками служат сибирские летописи XVII века, созданные на основе устных преданий. Существовавших, как полагают ученые, из письменных свидетельств, а также сообщений из Синодика первого сибирского архиепископа Киприана. Архиепископу в Тобольске, чтобы утвердить положение церкви, нужно было создать местные святыни, и он записал в святые Ермака, собрав сведения о русском походе в Сибирь.

Невозможно восстановить истинные картины прошлого, предполагая, что летописцы, могли умалчивать о том, что было, и описывать то, чего не было, видя в этом свою историческую миссию. В основу Синодика, предназначенного для провозглашения «вечной памяти» Ермаку и его дружине включены воспоминания «товарищей» атамана призванные утвердить «богоизбранность» Ермака. Такое изложение событий, послужило в той или иной степени основой для Есиповской, а затем и других летописей – Строгановской и Ремезовской.

Дошедшие до нас сведения говорят о Ермаке, как о талантливом предводителе войска, храбром и выносливом человеке, авторитет которого среди гулящих казаков был непререкаем. Это свидетельствует как о силе его характера, так и о недюжинной физической силе. По свидетельствам летописцев, он пал жертвой собственной оплошности, когда зная о близости татар, пятьдесят казаков во главе с атаманом разбили лагерь на берегу Вагая, притока Иртыша, и устроились на ночлег, не обеспечив охраны.

После смерти Ермака весть о взятии Сибири разошлась по всей Руси, и о Ермаке в народе было сложено множество разных песен и легенд. В них казачий атаман приобретал черты былинного богатыря, который сражается с ордой татарского царя и побеждает в своих битвах. А потом сидит на «диком бреге Иртыша» и думает какую-то только одному ему понятную думу «за народ», как считали долгое время некоторые коренные жители Сибири.

Память о Ермаке одинаково хранили, как русские люди, так и местные сибирское население и до сих пор собираясь на праздник русские люди, поют песню о последней битве славного атамана. Пели эту песню четыре века назад по разному одни (русские) с сожалением, другие (местные) выражая свою радость о том, что, наконец, Ермак проиграл битву хану Кучуму, который в сопровождении местной знати приехал на берег Иртыша посмотреть на грозного противника.

Ермака постигла судьба другого первопроходца завоевателя, - Магеллана, убитого в бою с туземцами, которых он покорял и обращал в христианскую веру. Сравнивая историю завоевания Сибири с конкистой, когда были уничтожены десятки миллионов индейцев Америки, многие ученые отмечали о «гуманном» освоении Сибирских земель. Это далеко не так, и даже сейчас в настоящее время, многие ученые исследовавшие историю Сибири, делают не совсем верные суждения о Сибири, не зная истинного положения дел.

Великорусский героический эпос, в силу политических требований, искажает реальные события зпроисходящие во время завоевания Сибири, подчеркивая то, что казаки «малыми силами» завоевали Сибирское ханство. Для того чтобы знать истину надо быть жителем Сибири, посвященным во все ее природные особенности, потому что даже сейчас, на пике расцвета цивилизации, плотность населения Сибири составляет 1-1,5 человека на квадратный километр ее территории.

Русское же население Сибири возрастало столь стремительно, что уже к концу XVII века русских здесь оказалось больше, чем всех взятых вместе аборигенов. По данным ученых, к приходу русских на всей огромной территории Сибири проживало всего около 217 тысяч человек. В их числе тридцать шесть тысяч тунгусов (эвенков), двадцать восемь с половиной тысяч якутов, двадцать семь тысяч бурят, шестнадцать тысяч угров, пятнадцать тысяч самоедов, около двадцати шести тысяч северо-восточных палеоазиатов и другие этнографические группировки.

Таким образом, царевич Маметкул не смог бы собрать даже десятой части всего проживающего населения для организации обороны, от наступающих отрядов Ермака. Строгановы, кроме казаков, набрали Ермаку еще людей из немецких и литовских пленников, обещая им именем государя свободу за верную службу. Маневренность и огневая мощь команды Ермака была такова, что не оставляет сомнений, что в то время ей не смогло бы противостоять даже все боеспособное население Сибири.

Изучая имеющиеся документы и зная политическую ситуацию, бывшую в средних веках. Когда христианский летописец «героизировал» захват территорий Сибирского ханства. Можно смело предположить, что причиной «нашествия» Ермака на Сибирь, послужило не нападение Маметкула на Строгановские предприятия, а деятельность самих Строгановых, обирающих и грабящих туземное население, когда собирая меха у охотников, Строгановы лишали хана Кучума части имущества или ясака, который выплачивало Кучуму местное население.

Вышеописанные события пересекаются в историческом поле развития Сибири, когда после жалобы Чердынского воеводы на разбойничьи экспедиции Строгановых вызывающих недовольство Кучума, царь Иван IV пообещал: «возложить на Строгановых большую опалу, а казаков изменников перевешать», - тем ничего не оставалось делать, как финансировать полное завоевание Сибири[21] .

Разница же в качестве вооружения не только уравнивает численность противников, но и указывает на значительное превосходство сил бывших у Ермака: « И была баталия целый день, прибили казаки тех татар немало число – и тому татары дивовалися, каковы русские люди крепкие, что ни единого не могут убить их; каленых стрел в них как в снопики налеплено, только казаки все невредимы, стоят, и тому татары дивуются наипаче того».

Сражение при Искере было главным и кровопролитным. В нем погибло 107 казаков, но оно решило покорение почти всей Сибири. По преданию, когда воинство Ермака одерживало победу, а раненного Маметкула уносили с поля боя. Руководить обороной столицы пришлось одной из жен Кучума, но даже верные ей люди не решились последовать за ней навстречу огненному шквалу, надвигающемуся с реки[22] . В это время хантыйские и мансийские князьки, видя перевес русских, поспешили отойти подальше от места сражения.

О силе и мощи ружейного (и пушечного) огня можно судить в рамках «открытия» сделанного одним из героев Второй Мировой Войны – Боурджана Момыш-Улы: «Мы шли и стреляли, это страшная штука – залповый огонь батальона, единый выстрел семисот винтовок, повторяющийся через жутко правильные промежутки. Мы прижали врагов к земле, не дали возможности поднять голову, пошевелиться. Мы шли и стреляли, разя все на пути» [23] .

Все казаки и стрельцы, наступающие с Ермаком, имели огнестрельное оружие. Для туземного же населения не знакомого с «огневым боем», ружейная и пушечная стрельба была ужаснее всех божьих наказаний, которые они знали. Казаки могли спокойно вести прицельный огонь, из своего оружия поражая военачальников противника, тогда как сам Ермак и его есаулы были практически малодоступны для стрел воинов Кучума.

После смерти Ермака, оставшиеся в Искере 150 казаков, израсходовав продукты и ружейные припасы, ушли из города. Пропитание, - это и есть главная проблема сибирских завоевателей, о которой молчат историки. Проблема содержания воинских частей в Сибири сохранилась до XVIII века, когда по приказу генерал-губернатора Муравьева на реку Амур переводили 13-й и 14-й линейные батальоны.

Перевод армейских частей закончился трагически. Эти солдаты были брошены на произвол судьбы, когда не найдя продовольствия на Сунгарийском продовольственном складе отряд без командиров брел через Буреинский, Зейский, Кутомарский, Кутомандский казачьи посты без продуктов питания, голодая варили ремни, подошвы от сапог, кожу от ранцев[24] .

Повторяющиеся проблемы продовольственного обеспечения отрядов Ермака привыкших жить грабежом и разбоем, так и в более позднее переселение воинских частей, говорит о том, что средневековая Сибирь не могла прокормить большие массы народа, поэтому, в первую очередь, необходимо было решать вопрос организации производства продуктов питания и землепашества.

Не смотря на победу над казаками, Кучуму не удалось вернуться в Кашлык. Там укрепился Сеид хан, борьба с которым, не принесла ни какой пользы. Кучум быстро терял влияние над территорией своего царства. Местные князья Прииртышья живущие южнее Тобольска на расстоянии 15 дней пути по реке признали власть русского царя, и платило ему половину дани, вторая половину которой отдавалась Кучуму. На сибирских землях оставались племена и роды, оказавшиеся за пределами русских владений: это татары, ушедшие с Кучумом (их насчитывают, приблизительно, тысячу человек) [25] .

На поддержку всех ногайской знати Кучум не мог рассчитывать потому, что самые влиятельные ногайские мурзы были из рода Тайбуги, с которым Сибирский хан имел натянутые отношения. А неудачная война с Калмыцкой ордой усугубила положение Кучума, от которого стали уходить люди к Ногайцам, в Бухару и в Казахскую орду. Ставку хана покинули и два царевича, уведя с собой 300 татар.

Для борьбы с русскими Кучум пытался объединиться с князем Верхнего Нарыма Воней, но этот союз потерпел неудачу. Чтобы сопоставить численные соотношения привычных для нашего понимания войсковых соединений, как например тумен или орда насчитывающие десятки тысяч человек с тем, что имел Кучум. Мы можем увидеть, что могущественный хозяин «Пегой Орды» князь Воня мог собрать только 400 человек воинов, включая себя самого.

Таким образом, мы видим, что в военных действиях Сибирское воинство не обладало никаким численным преимуществом перед постоянно пополняемыми отрядами русских воевод. Вооружение, русских было более современным, нежели у их противника. У Кучума к тому времени оставалось до 500 человек. Зная о трудном положении Кучума, царь Борис Годунов попытался привлечь его на русскую службу и таким образом закончить войну.

Находившиеся в русском плену царевичи Абдул – Хаир и Маметкул писали Кучуму письма о том, что они приняты на службу в Москве и получили в удел города и волости. Они советовали хану Кучуму прислать в Москву одного из своих сыновей, и поступить на службу к русскому царю получив значительные земельные владения. Отправлять в Москву своего сына хан Кучум отказался.

При этом сношения переговаривающихся сторон не имели никаких действенных продолжений. В Москве была составлена от имени царя Федора грамота Кучуму гарантировавшая ему безопасный проезд и царскую милость. Но грамота эта по каким-то причинам Кучуму не была вручена, и он о ней даже не знал, спрашивая у воевод убеждая их в своем миролюбии, нет ли на счет него из Москвы каких-либо указов.

Русские воеводы объявили местному населению о том, что русский царь возьмет на службу всех татар, которые захотят ему, служить и будет платить денежное и хлебное жалование. От Кучума стали уходить люди, возвращаясь в свои улусы под Кашлык. Вскоре воевода князь Андрей Елецкий, получивший приказ дойти до реки Тары и поставить крепость руководил полуторатысячной ратью, в которой было 550 сибирских татар и 400 татар и башкир из Уфы и Казани.

В августе 1598 г. помощник тарского воеводы Андрей Воейков узнав от пленного о том, что Кучум готовится напасть на Тарский городок, отправился в Барабинские степи с отрядом 400 человек, чтобы отыскать Кучума и разгромить его. Начавшееся на заре побоище закончилось к полудню полным разгромом ставки бывшего Сибирского владыки. В этом бою погибли брат и двое внуков Кучума, 6 князей, 15 мурз, 150 воинов, около 150 татар погибли при отступлении. В плен к русским попали 5 младших сыновей Кучума, 8 цариц, 5 чиновников и 50 воинов охраны.

Хан Кучум ушел от организованной за ним погони на лодке по реке. Вскоре к нему присоединились 3 старших сыновей и 30 воинов, которые вместе с ханом Кучумом вернулись к месту побоища и в течение двух дней хоронили убитых.

Осенью 1598 г. тарские воеводы вторично предложили хану Кучуму поступить на службу обещая вернуть ему жен и имущество, но получили очередной отказ. Кучум к тому времени был немощен, слеп и глух, он продолжал оставаться в Барабинских степях, получая поддержку ногайских мурз. Затем отправив последнего оставшегося с ним сына Каная в Бухару, Кучум отправился к ногайским кочевьям, где по слухам был убит.

В гибели своего отца, царевич Канай, обвинял бухарцев, которые заманили Кучума к калмыкам и обманом убили. Последним ханом Сибирского ханства был сын Кучума Али, сохранивший на какое-то время власть на кочевьях верховий Ишима, Иртыша, Тобола. Но с гибелью хана Кучума Сибирское царство реально прекратило свое существование. В 1582 году Ермак положил начало присоединению Сибирского ханства к России, которое завершилось в конце XVI века.

К А З А К И
Большую роль в освоении Сибири и Дальнего Востока, а в дальнейшем в охране восточных рубежей Российского государства играло казачество. Что это за люди, - казаки, откуда они взялись и каким образом получили свое наименование, точного ответа на этот вопрос история пока не дает. Хотя есть много версий о том, что казаки это люди, несшие военную службу в пограничных районах городовые и сторожевые казаки.

Другие версии говорят о том, что казачество это самоуправляющиеся общины вольных людей, возникающие в 15-16 вв. на реках Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке. Они участвуют в военных акциях против Польши и других стран, промышляют грабежом и разбоем. После того как были завоеваны Казанское и Астраханское ханства и все Поволжье присоединено к Московскому государству, поток беженцев с Волги, а так же с берегов Дона, устремился в Сибирь и к берегам реки Яик.

Здесь они теснят местные народности, ногайцев, казахов, оседают на земле, живут ловлей рыбы, охотой. Разбойничавшие беглецы получают предложение на службу из Москвы, так складывается то полувоенное сословие, которое известно под именем казаков. Яицкие казаки в 1613 году поставили острог при слиянии рек Урал и Чаган и в том же году вошли в состав Московского государства. Со временем сложился особый казацкий уклад жизни.

В 1772 г. на Яике произошло восстание против войскового атамана и старшин. Восстание подавили, зачинщиков сослали в Сибирь, а казачий круг был уничтожен [26]. Астраханское казачье войско было создано в 1737 году. Сначала это была команда, набранная из 300 новокрещенных калмыков и служилых людей. Затем в 1750 г. казачья команда была увеличена и преобразована в Астраханский казачий полк [27]

Кубанское казачье войско создано из черноморского казачьего войска организованного, в свою очередь, Антоном Головатым начальником черноморской казачьей гребной флотилии Запорожского войска [28], после того, как Потемкин переселил часть запорожцев в низовья Кубани [29], где они образовали Черноморское казачье войско. В конце XVI в. образовалось сибирское казачество. Казаки, оборонявшие Ишимскую, Иртышскую и Колывано-Кузнецкую линии, в 1808 были объединены в Сибирское казачье войско.

В 1851 на территории Забайкалья образовалось Забайкальское казачье войско, из состава которого в 1858 выделилось Амурское казачье войско, а из последнего в 1889 — Уссурийское казачье войско. Помимо этого, в Сибири было небольшое количество красноярских и иркутских казаков, объединенных в 1917 в Енисейское войско, и Якутский казачий полк. В 1916 в Сибири насчитывалось 172 тыс. чел. казачьего населения.

Завоевавшие Сибирь казаки хорошо разбирались в организации обороны, когда они строили остроги, обеспечивая свои завоевания. Селенгинский острог, единственный тогда пункт, обеспечивавший все занятое ими Забайкалье, был поставлен в наиболее выгодном для этой цели месте. Он был хорошо защищен с тыла высоким горным хребтом, с фронта – реками Селенгой и Чикоем. На вершине высокой скалы, на левом берегу реки, был оборудован сторожевой пост, позволяющий видеть местность далеко вокруг.

Селенгинский острог, как и все сибирские остроги, со временем расширился и стал городом, в котором сосредоточивалась вся административная власть Забайкальского края. Селенгинская ратуша заведовала обществом селенгинских мещан и мещан Троицкосавска, Удинского, Баргузинского и Ильинского острогов, тут было пограничное правление, духовное и таможенное правление, большой запас артиллерийских снарядов, орудий и оружия.

Селенгинский гарнизон состоял из Селенгинского полка Екатеринбургского полка, эскадрона драгун, полевой артиллерии и гарнизонной артиллерии [30]. Казаков формировали государственные органы из местного населения. Так из проживающих здесь тунгусов по указу Сената от 17 октября 1760 г. сформировали в 1761 г. пятисотенный тунгусский полк, который служил на границе Восточного Забайкалья.

До формирования этого полка эвенки несли службу на всем протяжении Нерчинской границы от Бальджинского караула до Аргунского острога, на расстоянии 800 верст в 21 карауле. На каждый караул приходилось по 30 юрт, которые располагались возле маяков. В середине XVII века конная часть Бекреевского рода ушла на охрану русско-маньчжурской границы»[31].

До заключения графом Рагузинским Буриинского трактата 20 августа 1727 г., на Селенгинской и Нерчинской границах с Монголией, демаркационная линия была определена по согласованию с селенгинскими комиссарами и монгольскими тайшами. По названному трактату на всем протяжении пограничной линии (свыше 2 тысяч верст) были поставлены 63 знака в виде маяков (каменные конусообразные насыпи), а охрана возложена на 25 караулов, относящихся один от другого на расстоянии 25-90 верст.

Пятисотенный полк был сформирован «из охотников по состоянию исправности». Казаки – эвенки освобождались от обременительного для них ясака и получали жалованье по 6 рублей в год. Каждый эвенк имел двух лошадей – собственную лошадь и казенную. По указу Сената от 17 октября 1760 г. эвенкам – казакам было доставлено хоринскими бурятами 500 коней. В 12 караулов (от Бальджинского до Цурухайтуя) было назначено по 25 эвенков – казаков, а на 9 (по Аргуни и Шилке) – 15 эвенков.

Кроме них в каждом карауле служили шесть русских казаков. Возглавляли казаков ефрейторы. Начальником всей пятисотенной команды был назначен князь Иван Гантимуров, шуленга Телеуров, Зайсан Замбалакан Ходогоров, Зайсан Белекту Шодоев и сын бывшего князя Галдана Гантимурова Андрей [32]. Так постепенно на восточных границах России появлялись караульские казаки. Караульскими в Забайкалье назывались пограничные села казачьих станиц, расположенных в верховьях Аргуни.

Казачество одно из сословий общества

Первые казаки появились в Забайкалье еще в XVII веке, но официально Забайкальское войско было оформлено царским указом 17 марта 1851 года, в честь чего день этот, «Алексея, человека божьего» стал войсковым праздником казаков Забайкалья. Знаком атаманской власти в станицах служила «насека»[33]. Забайкальские казаки не состояли в реестре вооруженных сил России, поскольку они несли лишь полицейскую пограничную службу. Бурятские казаки были плохо вооружены и многие не имели коней.

Территория же Сибири, в своем первозданном состоянии, как было сказано ранее, могла прокормить только определенное количество человек, составляющих местное население. Плотность проживания, которого зависила от многих факторов встроенных в природные условия: от наличия кормовой базы домашних и диких животных, климатических условий и так далее.

Выращивание зерновых и других сельскохозяйственных культур позволило казакам и первым переселенцам увеличить численность населения за счет увеличения производства продуктов питания на месте, и возможности запасти их на более длительный период, когда казаки первопроходцы выполняли службу городовых казаков, являясь военным гарнизоном возводимых ими острогов и других поселений.

Что же привлекало селенгинских бурят сделаться казаками? Их прельщало, прежде всего, избавление от платежа ясака, а так же возможность жить на своих кочевьях, близ границы Монголии, с которою они имели много связей, как родственных, так и экономических. Одной из причин являлись и личные интересы Зайсана ашебагатского рода Бадалуева, который становился главным войсковым старшиною всех зачисляющихся в казаки.

Буряты несли службу по надзору за границей в 6 смен по 4 сотни в смене. Все казаки были конные, но вооружение их было примитивное, - лук и стрелы. «Дозорные» буряты жили отдельно, или же вперемешку с остальными своими сородичами платившими ясак. В 1802 г. престарелый Бадалуев был уволен с должности и на его место назначен его сын Гомбо Цыренов. Этим самым установился порядок назначения главного атамана по наследству.

Для закрепления новых мест 17 марта 1851 года Николаем I был утвержден проект губернатора Муравьев о создании Забайкальского казачьего войска, состоящего из 6 отделов. Трех пеших и трех конных, из которых один бурятский. После этого буряты были уже окончательно закреплены в казачьем сословии и отбывали повинность наравне с русскими, только у них было сохранено прежнее внутреннее устройство, и порядок назначения сотенных командиров по выбору самих бурят.

Хозяйство бурят – казаков, как и «ясачных», сначала было исключительно скотоводческое. Если искать причины «добровольного» зачисления бурят в казаки, то значительную, если не главную причину можно найти именно в земельном вопросе. Земельные наделы были основной причиной отстаивания казаками сохранения за собой этого звания, несмотря на все неудобство отбывания воинской службы, сначала дозорной, а затем действительной, наравне с русскими казаками,

Бурятам вообще с самого начала их совместной жизни с проходящими в край русскими ясно было утеснение их в землепользовании, чтобы хоть немного ограничить это утеснение, они приняли казачество. Кроме того, как уже отмечалось, буряты рассчитывали на возможность кочевать вблизи границы с Монголией, где не занятых земель было значительно больше. Но уже в конце XVIII в. кочевья бурятских казаков были значительно сокращены «семейскими» (выходцами из Польши).

Казаки нашли выход из положения в переходе от обычного скотоводческого хозяйства к необычному для них, - земледельческому. Казаки – буряты быстро перешли на новое хозяйство. Так, в 1806 г. они уже засевали 1690 десятин. Но все, же главным занятием казаков оставалось скотоводство. Это очень важный момент, когда «внутренним ресурсом» послужило более прогрессивное ведение хозяйства – земледельческое, которое позволяет на меньших земельных наделах, получать больший экономический эффект.

Отсюда видно, что правительство, стимулируя казаков, предоставляло им ряд льгот и привилегий по выделению земельных наделов и освобождению от налогов. Являясь военным сословием, казаки постоянно были готовы к сборам резервистов и мобилизации в армию во время войны. По этой причине все казаки имели оружие.

Уход в историю

Революционный кризис в России привел к февральской революции 1917 года, когда в результате отречения от власти царя Николая II в государстве возникло двоевластие. Являясь военизированным поселением, казачество оказалось втянуто в гражданскую войну более всего остального населения России, когда принимавшие присягу старшие возрастные категории казаков воевали против более молодого, пришедшего с войны поколения.

Помимо этого казачьи части, являясь кадровыми военно-полицейскими войсками, были основной силой «белой» армии воевавшей на всех фронтах с армиями большевиков. В Забайкалье тем временем 16 апреля начал работу 1 съезд Забайкальского казачьего войска. Первым в повестке дня стоял вопрос – быть или не быть казачеству. С докладом выступил А.И.Большаков, предложивший ликвидировать казачье сословие.

Большинство делегатов проголосовали за резолюцию, которая требовала: «Казачье сословие как пережиток старины и следствие существования постоянных армий должно быть уничтожено и сравнено со всеми свободными гражданами России». При этом съезд предложил сохранить на время войны «существующий порядок отбывания, казаками воинской повинности», потребовав, чтобы государство взяло на себя расходы по обеспечению казаков обмундированием, вооружением и лошадью.

Съезд обсудил также вопрос о самоуправлении и постановил «ввести общее областное самоуправление, упразднить должность наказного атамана, образовать уездные земства по районам экономического тяготения». Разрешая вопрос о кабинетских землях, съезд постановил: « Отобранные у казаков ведомством бывшего кабинета земли должны отойти в пользование тех селений, у которых они были отобраны».

Не отставали от рабочих и крестьяне. В канцелярию областного комиссара со всех уездов шли сообщения о многочисленных случаях захвата земли крестьянами и казаками, не желавшими ждать созыва Учредительного собрания. В июле 1917 г. были захвачены и поделены земли духовенства и лесной администрации. Отказались платить подати крестьяне Акшинского уезда, а крестьяне Читинского уезда захватили земли, принадлежащие женскому монастырю [34].

Решение I съезда не удовлетворяло многих казаков, которые открыто, выступили против решений I областного казачьего съезда за сохранение казачества и связанных с ним привилегий. Совместно с частью фронтового казачьего офицерства они смогли не только созвать в Чите в августе 1917 г. II областной казачий съезд. Большинство на съезде оказалось у казачьих представителей во главе с генералом И.Шильниковым. Своим решением II казачий съезд отменил решение I казачьего съезда о ликвидации казачьего сословия и восстановил Забайкальское казачье войско.

Атаман Семенов [35], которого Керенский назначил комиссаром по формированию добровольческой армии на территории Иркутского и Приамурского военных округов и командиром монголо-бурятского конного полка, появился в Чите 6 августа 1917 г. с бароном Унгерном. На формирование карательного отряда Временное правительство ассигновало 62000 рублей. Получив полномочия от адмирала Колчака, атаман Семенов возглавил борьбу с Советской властью в Забайкалье.

Восстановлению казачества в Забайкалье значительную помощь способствовал возвращавшийся с Западного фронта 1-й Читинский казачий полк, сохранивший воинскую дисциплину. Прибытие в Читу этого полка укрепило силы контрреволюции и придало смелость реакционно-настроенному большинству
×

По теме Сибирь на гранях тысячелетий

Грань, о которую мы спотыкаемся...

Грань, о которую мы спотыкаемся,.. она же - стена на которую мы постоянно натыкаемся… Хм,.. …если Вы упоминаете о моём падении на лёд, то подобное (то же самое) событие уже имело...

Прогноз на 3-е тысячелетие

Отредактировано 21 век 2014 - серед. 21 века - Политическая и, в некоторой степени, военная, борьба, возглавляемая Россией, за многополярный мир, за новый миропорядок, более...

Прогноз на 3-е тысячелетие

Основные направления развития человечества Дополнено, отредактировано 1. 21 век Во втором десятилетии 21 века главными угрозами человечеству являются: Угрозы 1-го эшелона: - Борьба...

За гранью любви

Вступление Все началось весной 1999 года. Я был молодым беспечным человеком, постоянно чего-то ждущим и ищущим в жизни. Наступили времена свободной воли и технократического...

Воля к победе или рекорд четвертого тысячелетия

Удивительную волю к победе проявил наш выдающийся конькобежец Геннадий Собакин. В далеком американском городе Окламоне в невероятно тяжелых условиях он не только победил на...

Переступив грань

1. "Я переступила грань. Тонкую черту. Словно прошла сквозь стену. То, что я увидела и почевствовала, трудно описать. Но после того, как я переступила грань второй раз, в памяти...

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты