Опять колеса застучали ...

Осень. Идет дождь. Старое, облезлое здание: ""Дом культуры железнодорожников."" У входа стоит режиссер с зонтом, вглядывается вдаль.

Останавливается машина, из нее выходят два солидных пожилых человека в черных пальто и шляпах. Невооруженным взглядом видно, что это - Представители какого-то руководящего органа. Режиссер подбегает к ним, пытается укрыть их сразу двоих зонтом, они уходят внутрь здания.

Поднимаются по мраморной лестнице: Режиссер, чуть сзади - Представители, синхронно переставляя ноги.

Режиссер: - Вот увидите - таланты, просто таланты! Артисты, можно сказать, международного класса!

Режиссер забегает вперед, поворачивается к Представителям, дальше поднимается вперед спиной. Представители идут мрачно и молча.

Режиссер: - Сегодня у нас одна из первых репетиций новой пьесы.

Лестница кончается. Идут по коридору.
Режиссер: - Конечно, пока сыровато, но, в скором времени:

Распахивает дверь, пропускает представителей вперед, входит за ними в актовый зал.

По сцене со скучающим видом расхаживает высокий худой мужчина с куцей бородкой. За роялем, с не менее скучающим видом, сидит женщина, наигрывая какую-то мелодию одним пальцем. Возле сцены, на стуле, расположился толстяк в мощных очках. Он развернул на коленях салфетку и поглощает сочную куриную ногу.

Представители стоят в проходе. Режиссер подхватывает их под локти, подводит к среднему ряду.

Режиссер: - Располагайтесь. Эти места - самые удобные для созерцания.

Быстро шагает к сцене. Женщина встает. Толстяк заворачивает остатки курицы в салфетку, сует в карман. Бородатый мужчина подходит к краю сцены.

Лицо режиссера вспыхивает недовольством. Он подходит к сцене и старается говорить тише, чтобы не услышали Представители.

Режиссер (мужчине): - Буракин! Вы почему не в костюме? (женщине) Павлова! ( замолкает: видимо, сказать нечего, и он просто недовольно мотает головой. Потом - обращается к толстяку) А вам пора идти на сцену.

Оборачивается к Представителям: - Через минуту начнем!

Представители скептически смотрят на сцену.

Режиссер (актерам): - По местам! (опять оборачивается к представителям) Дело происходит в трамвае!

На сцене, тем временем, толстяк садится на стул, женщина и мужчина стоят рядом.

Режиссер: - Фонограмма!
Из-за кулис доносятся звуки, отдаленно напоминающие стук трамвайных колес.

Мужчина с женщиной хватаются за воображаемые поручни, начинают раскачиваться в такт идущему, воображаемому же, трамваю. Режиссер садится на стул возле сцены, удовлетворенно смотрит на происходящее.

Мужчина: - Гражданочка, вы мне наступили на ногу!
Женщина: - Что за ерунда! Я ничего подобного не делала.

Мужчина: - Посмотрите - у меня на ботинке след от вашей туфли.

Женщина: - У меня другой рельеф подошвы. Там у вас маленькие кружочки, а у меня - поглядите - на подошве звездочки.

Мужчина: - Да что Вы мне свою ногу в лицо суете! Я же видел, что это именно вы наступили. А звездочки, кружочки, - это все уже лишнее. Я ненавижу несправедливость.

Женщина: - Вот именно. Я тоже.
Мужчина: - Вы пожалеете.
Женщина: - Ой-ой-ой! Скажите, пожалуйста! Считайте, что я испугалась.

Толстяк (поет высоким голосом сельского дьячка):
- Она не боится! Она не боится!
Не-е-е боится! (при этом, он привстает и раскидывает в стороны руки)

Режиссер довольно улыбается, оборачивается на Представителей. Те, насупившись, мрачно глядят на сцену.

Мужчина: - Я не посмотрю, что вы женщина. Женщины так себя не ведут.

Женщина: - Я веду себя, как женщина, только с мужчинами.

Мужчина: - Вы на что намекаете?
Женщина: - А вы?
Мужчина: - Я защищаю свое достоинство.
Женщина: - А я - свое.
Мужчина: - На следующей остановке мне выходить, но я не выйду. Я поеду дальше.

Женщина: - Какое счастье! А я как раз выхожу.
Мужчина: - Тогда, я - тоже.

Режиссер: - Стоп, стоп! Буракин, сколько раз повторять - реплика о том, что вы:как же там?.. (извлекает из-за пазухи свернутый сценарий, перелистывает)Ага, вот: "":мне выходить, но я не выйду."", эта реплика должна быть максимально четкой и внушительной. Зритель не верит таким вот рассусоливаниям, как у вас. Зритель хочет правды. Он ждет акцента. Вам ясно?

Мужчина: - Ясно, но:

Режиссер: - Отлично. Тогда начнем с третьей цифры. Начали.

Встает, начинает нервно прохаживаться вдоль сцены, искоса поглядывая то на действие, то на Представителей.

Женщина: - Я веду себя, как женщина, только с мужчинами.

Мужчина: - Вы на что намекаете?
Женщина: - А вы?
Мужчина: - Я защищаю свое достоинство.
Женщина: - А я - свое.
Мужчина: - На следующей остановке мне выходить, но я не выйду. Я поеду дальше.

Женщина: - Какое счастье!

Режиссер: - Буракин! Ради бога! Ну что же вы делаете, голубчик! Где акцент? Где правда?

Мужчина: - Как могу, так и делаю.
Режиссер: - Нет, Буракин, вы можете совсем по-другому. Вы превосходный артист. Когда вы играли Фирса в прошлом сезоне, я готов был разрыдаться от чувств, меня переполнявших. А теперь? Что с вами стало?

Толстяк: - Ну, это и не ""Вишневый сад"", знаете ли.

Режиссер: - Да, это моя первая пьеса. Я никогда не писал ранее пьес. Тем более, вы должны мне помочь.

У женщины на лице появляются штрихи жалости. Она выходит вперед.

Женщина: - Мы очень хотим вам помочь. И Буракин хочет, я уверена. Просто он, наверное, не совсем понимает, как. Правда, Буракин?

Мужчина: - Совсем не понимаю.
Женщина: - Вы покажите ему сами, как нужно делать акцент, и он сделает. Сделаешь, Буракин?

Мужчина: - Сделаю.
Режиссер: - Хорошо, Павлова. Только ради Вас. С третьей цифры:

Заскакивает на сцену, становится рядом с женщиной вместо Буракина. В руке держит сценарий.

Женщина: - Я веду себя, как женщина, только с мужчинами.

Режиссер: - Вы на что намекаете?
Женщина: - А вы?
Режиссер: - Я защищаю свое достоинство.
Женщина: - А я - свое.
Режиссер: - На следующей остановке мне выходить, но я, пожалуй, не стану этого делать. Да-да! Я не выйду!..Ну и так далее: Понятно вам, Буракин?

Мужчина: - Не совсем.
Режиссер: - И что вам не понятно?
Мужчина: - Почему вы изменили реплику. Там другие слова.

Режиссер: - Ну и что? Я не отрицаю элементы импровизации. Для меня театр - это своеобразный джаз, если хотите.

Мужчина: - А мне импровизировать тоже можно?
Режиссер: - Разумеется!
Толстяк: - И мне?
Режиссер: - Ну, если по ходу контекста:сложится ситуация:Почему бы и нет?

Женщина: - А я?
Режиссер: - Вы о чем, Павлова?
Женщина: - Я тоже в джазе кое-что смыслю. Мне тоже можно по ходу контекста, если сложится ситуация?

Режиссер: - Тоже можно. Ладно, мы отвлеклись. Всем все понятно?

В ответ - молчание. Режиссер спрыгивает со сцены.

Режиссер: - Ну и замечательно. Давайте со второй цифры.

Мужчина: - Я ненавижу несправедливость.
Женщина: - Вот именно. Я тоже.
Мужчина: -Вы пожалеете.
Женщина: - Ой-ой-ой! Скажите пожалуйста! Считайте, что я испугалась!

Толстяк: - Она не боится! Она не боится!
Не-е-е боится!
Она так отважна, как смелая львица!
Тигрица! Волчица!
Мужчина: - Я не посмотрю, что вы женщина..

Режиссер: - Стоп, я не понял. Что там за животные?
Толстяк: - Это аллегория. Символ сублимированной агрессии. Экспромт.

Режиссер: - Вы слишком буквально меня поняли. Импровизация импровизации рознь

Толстяк: - Ладно, больше не буду:
Режиссер: - Вторая цифра. Поехали!

Один из Представителей спит, уютно устроившись на плече другого, который еще пытается бороться со сном, изредка роняя голову на грудь.

Мужчина: - Я ненавижу несправедливость.
Женщина: - Вот именно. Я тоже.
Мужчина: - Вы пожалеете.
Женщина: - Ой-ой-ой! Скажите, пожалуйста! Считайте, что я испугалась!

Толстяк: - Она не боится! Она не боится!
Не-е-е боится!

Мужчина: - Я не посмотрю, что вы женщина. Меня женщины вообще не интересуют.

Режиссер хватается за голову.
Режиссер: - Буракин, вы издеваетесь?
Мужчина: - Я расставляю акценты. Вы же сами говорили, что зритель ждет правды. А это - правда.

Толстяк (под нос): - Каждый импровизирует, как может.

Режиссер: - Так, продолжим. Со слов "" я не посмотрю, что вы женщина"". И без вольностей.

Мужчина: - Я не посмотрю, что вы женщина. Женщины так себя не ведут.

Женщина: - Да откуда тебе знать, козел старый!
Режиссер: - Павлова, и вы туда же!
Женщина: - Извините, Андрей Макарович. Вырвалось. По ходу контекста.

Режиссер: - Вы меня в гроб загоните. Давайте снова.

Мужчина: - Я не посмотрю, что вы женщина. Женщины так себя не ведут.

Женщина: - Я веду себя, как женщина, только с мужчинами.

Мужчина: - Вы на что намекаете?

Толстяк (вскакивает): - Я протестую! У моего типажа слишком мало реплик. Он же здесь, типаж, в трамвае, он, можно сказать, свидетель конфликта. Он не может молчать, русский народ никогда не молчит. Предлагаю такой вариант:

Мужчина в женщине ценит тело,
Не только, но тело - превыше всего.
А женщина ценит в мужчине дело,
И больше практически ничего.

Женщина: - Очень даже актуально. Женщина отвергает резкие нападения мужчины, а у него, на самом деле, только одно на уме. Зрителю понравится.

Режиссер: - Видимо, у нас с вами зритель разный.
Мужчина (толстяку): - Почитай еще.
Толстяк: - Да ладно:Пустое:
Режиссер: - Так. Авторский вечер отложим на потом. А сейчас - с третьей цифры, строго по сценарию.

Представители мирно спят, прикорнув друг к другу.

Мужчина: - Я так не могу. То - джаз, то - строго по сценарию. Вы, Андрей Макарович, слишком многого от нас требуете. Самодеятельность - вещь добровольная. А мы существуем в узких рамках.

Режиссер (распалясь): - Да? Значит, вон оно что? (Садится на стул, демонстративно откидывается на спинку) Может, у кого-нибудь есть еще претензии?

Женщина: - Я ничего не имею против узких рамок. Я, даже, можно сказать, не согласна с Буракиным:Но что касается пьесы:Я, как преподаватель русского языка и литературы, хотела бы отметить кое-какие погрешности. Зритель, он, можно сказать, жесток. Он ничего мимо ушей не пропустит. У зрителя чуткие уши.

Режиссер (вскакивает, кидает на стул сценарий, начинает говорить, оживленно жестикулируя) : - Да! Я не драматург! Я - режиссер! И я чувствую человеческую драму! И пусть речь моих героев несовершенна! Пусть! Но зато в них есть слеза! Страсть! И если вам не нравится, можете уходить! Пожалуйста, никаких рамок!

Начинает гигантскими шагами нервно отмеривать плоскость вдоль сцены.

Женщина: - Андрей Макарович, вы преувеличиваете смысл моих слов:

Режиссер (уже ничего не слышит): - Значит, вы остаетесь? Хорошо! Тогда уйду я.

Актеры в смятении, рядком, стоят у края сцены, смотрят на уходящего режиссера. Тот вдруг останавливается, разворачивается, идет обратно. У актеров на лицах - что-то среднее между облегчением и паникой. Режиссер решительно подходит к стулу, хватает сценарий и уходит опять. Возле ряда, на котором храпят представители, он притормаживает, смотрит на них: отчаянье на его лице сменяется презрением, с возгласом : ""Ай:"" он разочарованно взмахивает рукой и покидает зал.

Актеры какое-то время стоят в молчании. Женщина садится на стул.

Женщина: - Что будем делать, Буракин? Мне кажется, он не вернется.

Толстяк: - А мне кажется, что лучше бы - и не возвращался. Мне надоел весь этот гротеск. В конце концов, я - настоящий артист. Хочу играть нормальные вещи.

Мужчина: - Кстати, раз уж мы остались одни, пора и делом заняться.

Мужчина подходит к краю кулисы извлекает из-за нее портфель, открывает его и достает какие-то бумаги.

Мужчина: - Ну что, начнем ?

Толстяк: - Продолжим.
Женщина (грустно глядит в пустоту): - Некрасиво всё-таки получилось:

Темная улица. Всё так же идет дождь. Режиссер, уже без зонта, ссутулив плечи, бредет по осенней улице.

Мужчина (стоит на переднем плане, ближе к кулисам): - И вдруг, вспомнив о раздавленном человеке в день ее первой встречи с Вронским, она поняла, что ей нужно делать. Быстрым, легким шагом спустившись к ступенькам, которые шли от водокачки к рельсам, она остановилась подле вплоть мимо ее проходящего поезда.( Просыпается один из Представителей) она смотрела на низ вагонов, на винты и цепи и на высокие чугунные колеса медленно катившегося первого вагона:

По ходу слов мужчины, женщина пантомимой иллюстрирует его слова.

Первый Представитель будит другого.
Женщина заламывает руки, медленно бредет по краю сцены.

Женщина: - Туда!: Туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя:от всех и от себя:

Она изображает, что пытается снять с руки какую-то невидимую помеху.

Мужчина: - Что ты делаешь?..Этот красный мешочек, который ты снимаешь с руки, задержал тебя, и теперь уже поздно. Надо ждать следующего вагона!

Представители наблюдают за происходящим.
Первый: - Какое интересное решение!
Второй: - Трамвай в начале спектакля - прекрасный символ. Классика, пронизанная духом современных ритмов.

Первый: - Браво.
Второй (соглашается): - Браво.

Женщина валяется на полу, изображая борьбу с воображаемым поездом.

Женщина: - Где я? Что я делаю? Зачем?

Мужчина: - Но что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину.

Толстяк подходит к женщине, толкает ее и протаскивает за ворот платья несколько метров (при этом, женщина тихо произносит: - Господи, прости мне все!), потом отпускает. Женщина замертво опадает на пол. Толстяк накрывает ее покрывалом и громко констатирует: - И свеча навсегда потухла!

Мужчина подходит к толстяку, и они кланяются.
Первый: - Браво!
Встают, начинают хлопать. - Браво!

Входит промокший до нитки режиссер, в недоумении смотрит на происходящее. Представители оборачиваются на него.

Первый: - Андрей Макарович! Это просто великолепно! Так тонко и по-новому прочувствовать Толстого.

Второй: - Браво! Можете смело готовиться к фестивалю. Я думаю, первое место:

Первый: - Грант-при!
Режиссер: - Я, конечно, чувствую Толстого, но данная пьеса - сугубо моя, и:

Второй: - Не кокетничайте. Проводите нас лучше до машины.

Они уходят.

Мужчина: - Что делать будем?
Женщина: - Я, пожалуй, возьму бюллетень.
Толстяк (мрачно доедая куриную ногу): - Я мне, судя по всему, придется скоропостижно скончаться:Пожалуй, это будет несчастный случай. Нужно купить расписание поездов.
×

Обсуждения Опять колеса застучали ...

  • А,разве в театре ходють на больничные ? Насколько знаю, они пьют таблетки, если у них жар, и- выходят на сцену, не потому, что надо, а потому что - не могут без сцены. Последнее подтверждение тому- М.Боярский, читали ведь. А,если, серьёзно- как сказал кто-то(уж, простите- не вспомню) : Жизнь- театр, и все мы в ней- актёры. Но, напрягает, напрягает этот "БДТ":-(
     

По теме Опять колеса застучали ...

Колесо времени

Книга 3 Колесо времени Часть 1 Необычная лестница «Ходить по лестнице мироздания занятие не из лёгких, особенно, если ног под собою не чуешь. Хотя и здесь всё бывает не так...

Колесо времени

Колесо времени Часть 4 Души прекрасные порывы – Если Алим не идет к решению вопроса, то решение вопроса само придет к Алиму, – оптимистически переиначил известную поговорку Алим и...

Колесо времени 3 книга

Часть 2 Принятые условия Елена заменила «часик» на пять минут, которых хватило на проведение стандартной процедуры запуска новой смены. Ровно столько ее расслабленное тело...

Колесо времени

Колесо времени Часть3 Другими глазами Следующее утро показалось Алиму не совсем таким, каким были все предыдущие. А может он смотрел на него другими глазами. Ведь он заглянул в...

Опыт Вечного Возвращения из Небытия, Глава 36

Опыт, а с ним и знание – это переживание прошлого, - виртуальное повторение его. А становление сознания - в вечном возвращении Небытия. Переживание опыта - проклятие Небытия...

Опыт работы

Опыт работы Нa собеседовaнии: - Добрый день. Я пришел устрaивaться нa рaботу прорaбом. - У вaс есть опыт работы?! - Дa. - Кaкие у вaс к нaм вопросы? - Сколько я буду у вaс получaть...

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты