Уже сегодня возобновился интерес не только теоретиков, но и
практиков моды к связанным вручную орнаментов. Так, коллекция
Жан-Поля Готье, показанная во время последней Недели Высокой
моды, построена на свитерах грубой ирландской вязки. Такие
практиков моды к связанным вручную орнаментов. Так, коллекция
Жан-Поля Готье, показанная во время последней Недели Высокой
моды, построена на свитерах грубой ирландской вязки. Такие
ажурные свитера, имитирующие ручную вязку, - бесспорный хит
сезона.
В течение последних трёх тысячелетий Европа дважды
подчинялась обаянию кельтских орнаментов. Но время шло,
искусство забывалось. Истинные традиции декора кельтов сохранил
только народный костюм на маленьком архипелаге Аран у западной
оконечности Ирландии. Ведь традиционная одежда жителя Арана -
вязаный свитер, защищающий от холодного морского ветра и
непогоды. Если верить многочисленным сказаниям и легендам, эти
свитера, помимо всего прочего, несут в своих узорах вплетённые в
орнамент магические знаки пожеланий и защиты (подобно
белорусским рушникам или орнаментам, тканным или вышиваемым
на одежде древних белорусов) от злых сил. Так, ромбы с рельефной
решёткой внутри - символы возделанного поля со зреющим на нём
урожаем - воспринимаются как пожелание земного плодородия,
достатка и богатства. Ту же роль выполняют драконы - существа,
охранявшие клады. Со временем существа превратились в
восьмёрки или S-образные узоры, так называемые "змейки".
Трилистники, тройные веточки, просто листья означают пожелания
долгих лет жизни, крепкого и физического здоровья. Разнообразные
косички, плетёнки, жгуты, идущие по краям узоров, - знаки охраны
и защиты от злых сил.
"Так что, если вы не просто в восторге от творчества Готье, но
при этом ещё и стремитесь потворствовать всем капризам моды,
выбирая актуальный ныне свитер, остаётся пожелать не забывать о
скрытом смысле, который может быть заложен в вязаных узорах".
В.Шпакова,
"7 дней"
Обычные женщины-селянки символами могли отразить или
высказать всё, что их волновало: любовь к семье и детям, к родине и
её природе, к труду и творчеству. Сложные законы природы они
раскрывали просто и понятно: ромбы с отростками - символ Земли и
Солнца, вставленные один в один - начало весны, наступление
тепла. Они создали собственную астрологию, свой гороскоп,
которым пользовались для предсказания, или определения судьбы,
будущего.
Среди многочисленных узоров народного творчества селян-
язычников не встречается ни одного с отражением злых сил,
нечистого, дьявола, чертей.
Одна пожилая учительница из Новогрудка М. Кровец так
говорила об этом:
"Мы вышиваем Солнце, Коляды, Купалу потому, что они
приносят счастье, добро, чтобы была любовь, милосердие.
Всё, что плохо, что от зла, от ненависти, от нечистого и чертей,
мы на рушники не пускаем.
Мы вышиваем только доброе, хорошее и полезное для человека.
А кто на иконах вместе со святыми изображают и чертей, и
дьявола, так не все же попы и ксендзы - добрые люди. Есть среди
них и плохие. Вот потому и рисуют они на иконах святых и чертей
вместе.
Честный же человек не будет поклоняться нечистой силе".
Хотелось бы отметить, что многие вещи, которые впоследствии,
и не без участия в этом христианства, стали представляться плохими
и недобрыми, наши предки язычники воспринимали без того
дурного значения. Такие, например, тонкоматериалные существа,
как лешие, русалки, водяной считались естественной составной
частью окружающей Матери-природы. И с ними всегда пытались
подружиться, дабы обрести хорошие отношения и с элементами,
ими охраняемыми. Считалось: не достигнет человек успеха в каком-
либо деле, если Духи - Хранители данной местности не помогут ему.
Как можно воспринимать чертей? С приходом христианства,
конечно, многие вещи, уж с плохим или хорошим значением, но
также стали проникать в темы, отражаемые народным творчеством.
Сейчас нам трудно подразделять и судить, находили ли образы
недобрые отражение в изделиях народного творчества.
Современный человек вообще, имеет другое мировоззрение и
другой взгляд на вещи.
Считалось, однако, что с плохим и недобрым незачем обращаться
к Богам. Только с добром, любовью и извечными проблемами.
И люди в то время были добрыми, весёлыми, искренними и
трудолюбивыми.
Главным источником существования людей на земле были
животноводство и земледелие. Потому символами богатства у
многих народов обычно являются изображения домашних животных
и сельскохозяйственных растений, преимущественно зерновых. Так,
в древней Финикии, которая занимала территорию современного
Ливана, богиня плодородия имела образ пышнотелой женщины с
колосьями в руках и лошадьми рядом. Культ плодородия был
характерен для древних Урарту, Вавилона, Ассирии, Египта и др.
Беларусь всегда была страной классического земледелия. Здесь
издавна выращивали пшеницу, ячмень, овёс. Как писал известный
просветитель Симеон Полоцкий, земледелие - самое необходимое
ремесло, а хлеб - дороже золота и серебра. Недаром так много
белорусских песен славят урожай, хлебороба, извечный
крестьянский труд.
В традиционных верованиях, обычаях и обрядах белорусов
существует несколько устойчивых атрибутов, символов,
освящённых и древними языческими верованиями, и уже позднее
пришедшим христианством.
Это символы, вобравшие в себя древнюю языческую культуру
наших предков, сохранившие её и теперь являющиеся для нас
ключами к её раскрытию, теми корнями, что отражают душу
крестьянина-белоруса, жившего много много лет назад на
территории нашей родины, с его представлениями, идеалами,
верованиями, надеждами, мечтами и мифологией.
Хлеб символизировал Жизнь и благосостояние.
Сейчас наша жизнь очень политизирована. Мы уже по-своему, а
не как люди прошлого, расставляем приоритеты и возносим
зачастую совсем не главные вещи в нашей жизни. И, наверняка,
современный человек не задумывается о важности зерна и хлеба.
В народном же понятии всегда живо уважение и почтение к зерну
и хлебу. Зерно считалось священным. Говорили, что, кто любит
зерно, тот будет богат и счастлив. Раньше перед строительством
дома, например, место освящали зерном, а потом уже приглашали
священника. Когда молодые ехали венчаться в церковь, прежде отец
благословлял их зерном. В старые времена зерно называли благом и
золотом.
Люди преклонного возраста, наверняка, ещё помнят такие
отношения в семье, когда строго требовалось проявлять уважение к
зерну и хлебу. Уронишь крошку хлеба под стол во время обеда и
получишь ложкой по лбу. И здорово могло влететь, если не
поднимешь зерно, упавшее на землю.
Все мы знаем, читали множество белорусских сказок, большая
роль в которых отводится символизму хлеба как великой ценности
крестьянской жизни.
Существует такая белорусская легенда о хлебе:
Жил когда-то в деревне старик, и было у него три сына. Позвал
он их к себе и говорит: идите, сыновья мои, в люди, поучитесь там,
как жить, что беречь и ценить. Просите теперь, что вам нужно в
дорогу. Младший попросил золота, средний - серебра, старший -
хлеба. А там как раз случился голод. Хотели сыновья купить хлеба
за золото и серебро, а люди и говорят им: нет хлеба, ешьте сами своё
золото. Поделился с ними старший своим хлебом. Вернулись они
домой и говорят отцу: теперь мы знаем, что дороже всего - хлеб.
Узор на мужской рубашке с мотивом хлеба.
Крестьянин возделывает ниву, сеет пшеницу. Затем, как поспеет,
сожнёт, смолотит, смелет, замесит тесто, а затем и хлебушек
получит. Для чего у нас построены тракторные заводы - чтобы хлеб
добывать. А делает это крестьянин.
Можно было бы приводить много примеров почтительного
отношения человека к хлебу. Потому, не удивительно, что символ
хлеба является наиважнейшим и находит своё применение, и
сохранился во многих направлениях, как народного творчества, так
и народной магии в лоне язычества.
Кутья - древняя пища народа; как живых, так и мёртвых. Кутья
- это символ урожая и плодородия.
Яйцо представляет собой символ возрождения жизни,
пробуждения природы от зимнего сна, наступления весны, а,
позднее - воскресения Христа.
Куриное яйцо было одним из основных атрибутов празднования
Великодня - праздника славян-язычников. У древних славян и
многих других народов Европы оно символизировало будущую
жизнь, возрождение природы после зимнего сна, потому и
относилось к весенним праздникам. С ним связывали различные
магические действия и обряды, направленные на улучшение урожая,
здоровье домашней скотины, счастье в семье. А чтобы увеличить,
усилить символическую роль куриных яиц, их красили,
преимущественно в красный цвет, или расписывали разными
узорами. С принятием христианства крашеные куриные яйца вошли
в обряд празднования воскресения Христа (Пасхи) и сегодня в
народе воспринимаются как атрибут именно этого праздника, хотя
корни здесь - языческие.
Символ Великодной крашенки (яйца)
Символ яйца похож на узор каравая. И возможно,
что не случайно. Яйцо - символ весны, Великодня. Каравай - символ
свадьбы. И первый, и второй символизируют собой зарождение
новой жизни.
Каравай - то же, что и хлеб, однако, кроме этого, он также
представлял и плодовитость, продолжение рода, и потому был
придуман и приготавливался к свадьбе.
Некоторые мастерицы одни и те же ромбовидные символы
называют то колядками, то караваем. В жизни, однако же, между
ними существует разница. Каравай - это ритуальный хлеб, который
пекут специально к свадьбе с сохранением существующих обычаев,
а колядками называют различные блюда, закуски на Коляды.
Возможно, однако, что и то и то связывалось в народном понимании
с благосостоянием, зажиточностью, потому и выражалось такими
мотивами.
"Грамнiчная свечка" была проявлением таинственной и
чудодейственной силы, возникающей от связи человека с
языческими богами.
"Грамнiчная вада" - святая вода из родника или языческого
капища, освящённая на Крещение. Обладала, как считалось,
целительной и волшебной силой, излечивала от дурного глаза,
порчи, избавляла от нечистого.
Родниковая вода, как и вода вообще пользовалась особым
почтением у белорусов. В стародавние времена, когда наши предки
ещё не умели копать колодцы, чистую воду они брали из криниц.
Это место было священным. Наши предки - язычники возле криниц
сооружали свои капища. Следы их находят сегодня как раз у криниц
- ещё живых, либо уже давно пересохших.
Родниковая вода считалась полезной, целебной, волшебной. В
криницах такая вода, говорили в народе, что если человек напьётся -
будет сильным и здоровым. В Октябрьском районе бытовала такая
легенда: женщина, у которой долго не было детей, выкупалась в
кринице и родила красавицу-девочку.
На этом же сюжете построены и многие известные сказки, не
только белорусские, но и немецкие, русские и т.д.
В устном народном творчестве криница - символ жизненной и
физической силы и здоровья. В легендах и сказках криничная вода
оживляет, излечивает богатырей, борцов за народное счастье, даёт
им чудодейственные силы. Криница - это и своеобразный символ
духовности, единения с родной землёй.
В народе криницу почитали равной церкви или школе. Т.е.
святым, божьим делом. Великим грехом было в воду, в криницу
плюнуть, бросить какой-нибудь мусор. За это Бог покарает. Люди
прибирали, украшали свои криницы цветами, чтобы криница знала,
как её ценят и уважают.
Так криница и сохранила свой символизм.
Жаль, что не чтим мы сегодня животворных криниц. Запустили,
позасоряли, а то и совсем уничтожили практически всё, потому и
нет больше чистоты в наших реках и озёрах.
Кроме криниц наши предки почитали и вообще воду в широком
смысле. С водой издавна связывались различные поверья и
заговоры.
Крест - объединяет в себе языческий оберег и христианский
символ милосердия и жертвенности.
В народном творчестве в том числе, крестообразные фигуры
встречаются очень часто. Прежде всего, скорее потому, что они
очень технологичны: четыре состыкованных квадратика или две
перекрещенных линии - вот и крест.
Декор рушника с мотивом символа креста.
Их можно было компоновать в прекрасные бордюры различной
длины и ширины. Естественно, что этот христианский символ
широко отображён в различных видах художественного творчества
всех народов мира. Ещё же раньше, крест в круге был древне-
языческим символом солнца. Его мы видим в декоре гончарных,
кузнечных, резных изделий и, естественно, в том числе и в ткачестве
и вышивке, где он может быть как очень простым, ярко
выраженным, или орнаментально разработанным.
Оригинальному соединению языческих верований и
христианской символики свидетельствует появление некоторых
непривычных знаков. Как, например, напоминающих корону.
Которые действительно представляют собой корону, под которой
венчаются в храме. Она - символ крепкой и счастливой семьи. А
прочная семья - основа благосостояния и счастливой жизни.
Некоторые из этих символов хорошо известны и сейчас.
сезона.
В течение последних трёх тысячелетий Европа дважды
подчинялась обаянию кельтских орнаментов. Но время шло,
искусство забывалось. Истинные традиции декора кельтов сохранил
только народный костюм на маленьком архипелаге Аран у западной
оконечности Ирландии. Ведь традиционная одежда жителя Арана -
вязаный свитер, защищающий от холодного морского ветра и
непогоды. Если верить многочисленным сказаниям и легендам, эти
свитера, помимо всего прочего, несут в своих узорах вплетённые в
орнамент магические знаки пожеланий и защиты (подобно
белорусским рушникам или орнаментам, тканным или вышиваемым
на одежде древних белорусов) от злых сил. Так, ромбы с рельефной
решёткой внутри - символы возделанного поля со зреющим на нём
урожаем - воспринимаются как пожелание земного плодородия,
достатка и богатства. Ту же роль выполняют драконы - существа,
охранявшие клады. Со временем существа превратились в
восьмёрки или S-образные узоры, так называемые "змейки".
Трилистники, тройные веточки, просто листья означают пожелания
долгих лет жизни, крепкого и физического здоровья. Разнообразные
косички, плетёнки, жгуты, идущие по краям узоров, - знаки охраны
и защиты от злых сил.
"Так что, если вы не просто в восторге от творчества Готье, но
при этом ещё и стремитесь потворствовать всем капризам моды,
выбирая актуальный ныне свитер, остаётся пожелать не забывать о
скрытом смысле, который может быть заложен в вязаных узорах".
В.Шпакова,
"7 дней"
Обычные женщины-селянки символами могли отразить или
высказать всё, что их волновало: любовь к семье и детям, к родине и
её природе, к труду и творчеству. Сложные законы природы они
раскрывали просто и понятно: ромбы с отростками - символ Земли и
Солнца, вставленные один в один - начало весны, наступление
тепла. Они создали собственную астрологию, свой гороскоп,
которым пользовались для предсказания, или определения судьбы,
будущего.
Среди многочисленных узоров народного творчества селян-
язычников не встречается ни одного с отражением злых сил,
нечистого, дьявола, чертей.
Одна пожилая учительница из Новогрудка М. Кровец так
говорила об этом:
"Мы вышиваем Солнце, Коляды, Купалу потому, что они
приносят счастье, добро, чтобы была любовь, милосердие.
Всё, что плохо, что от зла, от ненависти, от нечистого и чертей,
мы на рушники не пускаем.
Мы вышиваем только доброе, хорошее и полезное для человека.
А кто на иконах вместе со святыми изображают и чертей, и
дьявола, так не все же попы и ксендзы - добрые люди. Есть среди
них и плохие. Вот потому и рисуют они на иконах святых и чертей
вместе.
Честный же человек не будет поклоняться нечистой силе".
Хотелось бы отметить, что многие вещи, которые впоследствии,
и не без участия в этом христианства, стали представляться плохими
и недобрыми, наши предки язычники воспринимали без того
дурного значения. Такие, например, тонкоматериалные существа,
как лешие, русалки, водяной считались естественной составной
частью окружающей Матери-природы. И с ними всегда пытались
подружиться, дабы обрести хорошие отношения и с элементами,
ими охраняемыми. Считалось: не достигнет человек успеха в каком-
либо деле, если Духи - Хранители данной местности не помогут ему.
Как можно воспринимать чертей? С приходом христианства,
конечно, многие вещи, уж с плохим или хорошим значением, но
также стали проникать в темы, отражаемые народным творчеством.
Сейчас нам трудно подразделять и судить, находили ли образы
недобрые отражение в изделиях народного творчества.
Современный человек вообще, имеет другое мировоззрение и
другой взгляд на вещи.
Считалось, однако, что с плохим и недобрым незачем обращаться
к Богам. Только с добром, любовью и извечными проблемами.
И люди в то время были добрыми, весёлыми, искренними и
трудолюбивыми.
Главным источником существования людей на земле были
животноводство и земледелие. Потому символами богатства у
многих народов обычно являются изображения домашних животных
и сельскохозяйственных растений, преимущественно зерновых. Так,
в древней Финикии, которая занимала территорию современного
Ливана, богиня плодородия имела образ пышнотелой женщины с
колосьями в руках и лошадьми рядом. Культ плодородия был
характерен для древних Урарту, Вавилона, Ассирии, Египта и др.
Беларусь всегда была страной классического земледелия. Здесь
издавна выращивали пшеницу, ячмень, овёс. Как писал известный
просветитель Симеон Полоцкий, земледелие - самое необходимое
ремесло, а хлеб - дороже золота и серебра. Недаром так много
белорусских песен славят урожай, хлебороба, извечный
крестьянский труд.
В традиционных верованиях, обычаях и обрядах белорусов
существует несколько устойчивых атрибутов, символов,
освящённых и древними языческими верованиями, и уже позднее
пришедшим христианством.
Это символы, вобравшие в себя древнюю языческую культуру
наших предков, сохранившие её и теперь являющиеся для нас
ключами к её раскрытию, теми корнями, что отражают душу
крестьянина-белоруса, жившего много много лет назад на
территории нашей родины, с его представлениями, идеалами,
верованиями, надеждами, мечтами и мифологией.
Хлеб символизировал Жизнь и благосостояние.
Сейчас наша жизнь очень политизирована. Мы уже по-своему, а
не как люди прошлого, расставляем приоритеты и возносим
зачастую совсем не главные вещи в нашей жизни. И, наверняка,
современный человек не задумывается о важности зерна и хлеба.
В народном же понятии всегда живо уважение и почтение к зерну
и хлебу. Зерно считалось священным. Говорили, что, кто любит
зерно, тот будет богат и счастлив. Раньше перед строительством
дома, например, место освящали зерном, а потом уже приглашали
священника. Когда молодые ехали венчаться в церковь, прежде отец
благословлял их зерном. В старые времена зерно называли благом и
золотом.
Люди преклонного возраста, наверняка, ещё помнят такие
отношения в семье, когда строго требовалось проявлять уважение к
зерну и хлебу. Уронишь крошку хлеба под стол во время обеда и
получишь ложкой по лбу. И здорово могло влететь, если не
поднимешь зерно, упавшее на землю.
Все мы знаем, читали множество белорусских сказок, большая
роль в которых отводится символизму хлеба как великой ценности
крестьянской жизни.
Существует такая белорусская легенда о хлебе:
Жил когда-то в деревне старик, и было у него три сына. Позвал
он их к себе и говорит: идите, сыновья мои, в люди, поучитесь там,
как жить, что беречь и ценить. Просите теперь, что вам нужно в
дорогу. Младший попросил золота, средний - серебра, старший -
хлеба. А там как раз случился голод. Хотели сыновья купить хлеба
за золото и серебро, а люди и говорят им: нет хлеба, ешьте сами своё
золото. Поделился с ними старший своим хлебом. Вернулись они
домой и говорят отцу: теперь мы знаем, что дороже всего - хлеб.
Узор на мужской рубашке с мотивом хлеба.
Крестьянин возделывает ниву, сеет пшеницу. Затем, как поспеет,
сожнёт, смолотит, смелет, замесит тесто, а затем и хлебушек
получит. Для чего у нас построены тракторные заводы - чтобы хлеб
добывать. А делает это крестьянин.
Можно было бы приводить много примеров почтительного
отношения человека к хлебу. Потому, не удивительно, что символ
хлеба является наиважнейшим и находит своё применение, и
сохранился во многих направлениях, как народного творчества, так
и народной магии в лоне язычества.
Кутья - древняя пища народа; как живых, так и мёртвых. Кутья
- это символ урожая и плодородия.
Яйцо представляет собой символ возрождения жизни,
пробуждения природы от зимнего сна, наступления весны, а,
позднее - воскресения Христа.
Куриное яйцо было одним из основных атрибутов празднования
Великодня - праздника славян-язычников. У древних славян и
многих других народов Европы оно символизировало будущую
жизнь, возрождение природы после зимнего сна, потому и
относилось к весенним праздникам. С ним связывали различные
магические действия и обряды, направленные на улучшение урожая,
здоровье домашней скотины, счастье в семье. А чтобы увеличить,
усилить символическую роль куриных яиц, их красили,
преимущественно в красный цвет, или расписывали разными
узорами. С принятием христианства крашеные куриные яйца вошли
в обряд празднования воскресения Христа (Пасхи) и сегодня в
народе воспринимаются как атрибут именно этого праздника, хотя
корни здесь - языческие.
Символ Великодной крашенки (яйца)
Символ яйца похож на узор каравая. И возможно,
что не случайно. Яйцо - символ весны, Великодня. Каравай - символ
свадьбы. И первый, и второй символизируют собой зарождение
новой жизни.
Каравай - то же, что и хлеб, однако, кроме этого, он также
представлял и плодовитость, продолжение рода, и потому был
придуман и приготавливался к свадьбе.
Некоторые мастерицы одни и те же ромбовидные символы
называют то колядками, то караваем. В жизни, однако же, между
ними существует разница. Каравай - это ритуальный хлеб, который
пекут специально к свадьбе с сохранением существующих обычаев,
а колядками называют различные блюда, закуски на Коляды.
Возможно, однако, что и то и то связывалось в народном понимании
с благосостоянием, зажиточностью, потому и выражалось такими
мотивами.
"Грамнiчная свечка" была проявлением таинственной и
чудодейственной силы, возникающей от связи человека с
языческими богами.
"Грамнiчная вада" - святая вода из родника или языческого
капища, освящённая на Крещение. Обладала, как считалось,
целительной и волшебной силой, излечивала от дурного глаза,
порчи, избавляла от нечистого.
Родниковая вода, как и вода вообще пользовалась особым
почтением у белорусов. В стародавние времена, когда наши предки
ещё не умели копать колодцы, чистую воду они брали из криниц.
Это место было священным. Наши предки - язычники возле криниц
сооружали свои капища. Следы их находят сегодня как раз у криниц
- ещё живых, либо уже давно пересохших.
Родниковая вода считалась полезной, целебной, волшебной. В
криницах такая вода, говорили в народе, что если человек напьётся -
будет сильным и здоровым. В Октябрьском районе бытовала такая
легенда: женщина, у которой долго не было детей, выкупалась в
кринице и родила красавицу-девочку.
На этом же сюжете построены и многие известные сказки, не
только белорусские, но и немецкие, русские и т.д.
В устном народном творчестве криница - символ жизненной и
физической силы и здоровья. В легендах и сказках криничная вода
оживляет, излечивает богатырей, борцов за народное счастье, даёт
им чудодейственные силы. Криница - это и своеобразный символ
духовности, единения с родной землёй.
В народе криницу почитали равной церкви или школе. Т.е.
святым, божьим делом. Великим грехом было в воду, в криницу
плюнуть, бросить какой-нибудь мусор. За это Бог покарает. Люди
прибирали, украшали свои криницы цветами, чтобы криница знала,
как её ценят и уважают.
Так криница и сохранила свой символизм.
Жаль, что не чтим мы сегодня животворных криниц. Запустили,
позасоряли, а то и совсем уничтожили практически всё, потому и
нет больше чистоты в наших реках и озёрах.
Кроме криниц наши предки почитали и вообще воду в широком
смысле. С водой издавна связывались различные поверья и
заговоры.
Крест - объединяет в себе языческий оберег и христианский
символ милосердия и жертвенности.
В народном творчестве в том числе, крестообразные фигуры
встречаются очень часто. Прежде всего, скорее потому, что они
очень технологичны: четыре состыкованных квадратика или две
перекрещенных линии - вот и крест.
Декор рушника с мотивом символа креста.
Их можно было компоновать в прекрасные бордюры различной
длины и ширины. Естественно, что этот христианский символ
широко отображён в различных видах художественного творчества
всех народов мира. Ещё же раньше, крест в круге был древне-
языческим символом солнца. Его мы видим в декоре гончарных,
кузнечных, резных изделий и, естественно, в том числе и в ткачестве
и вышивке, где он может быть как очень простым, ярко
выраженным, или орнаментально разработанным.
Оригинальному соединению языческих верований и
христианской символики свидетельствует появление некоторых
непривычных знаков. Как, например, напоминающих корону.
Которые действительно представляют собой корону, под которой
венчаются в храме. Она - символ крепкой и счастливой семьи. А
прочная семья - основа благосостояния и счастливой жизни.
Некоторые из этих символов хорошо известны и сейчас.
Обсуждения Языческие символы