Языческие символы

Уже сегодня возобновился интерес не только теоретиков, но и

практиков моды к связанным вручную орнаментов. Так, коллекция

Жан-Поля Готье, показанная во время последней Недели Высокой

моды, построена на свитерах грубой ирландской вязки. Такие

ажурные свитера, имитирующие ручную вязку, - бесспорный хит

сезона.
В течение последних трёх тысячелетий Европа дважды
подчинялась обаянию кельтских орнаментов. Но время шло,

искусство забывалось. Истинные традиции декора кельтов сохранил

только народный костюм на маленьком архипелаге Аран у западной

оконечности Ирландии. Ведь традиционная одежда жителя Арана -

вязаный свитер, защищающий от холодного морского ветра и

непогоды. Если верить многочисленным сказаниям и легендам, эти

свитера, помимо всего прочего, несут в своих узорах вплетённые в

орнамент магические знаки пожеланий и защиты (подобно

белорусским рушникам или орнаментам, тканным или вышиваемым

на одежде древних белорусов) от злых сил. Так, ромбы с рельефной

решёткой внутри - символы возделанного поля со зреющим на нём

урожаем - воспринимаются как пожелание земного плодородия,

достатка и богатства. Ту же роль выполняют драконы - существа,

охранявшие клады. Со временем существа превратились в

восьмёрки или S-образные узоры, так называемые "змейки".

Трилистники, тройные веточки, просто листья означают пожелания

долгих лет жизни, крепкого и физического здоровья. Разнообразные

косички, плетёнки, жгуты, идущие по краям узоров, - знаки охраны

и защиты от злых сил.
"Так что, если вы не просто в восторге от творчества Готье, но

при этом ещё и стремитесь потворствовать всем капризам моды,

выбирая актуальный ныне свитер, остаётся пожелать не забывать о

скрытом смысле, который может быть заложен в вязаных узорах".

В.Шпакова,
"7 дней"
Обычные женщины-селянки символами могли отразить или

высказать всё, что их волновало: любовь к семье и детям, к родине и

её природе, к труду и творчеству. Сложные законы природы они

раскрывали просто и понятно: ромбы с отростками - символ Земли и

Солнца, вставленные один в один - начало весны, наступление

тепла. Они создали собственную астрологию, свой гороскоп,

которым пользовались для предсказания, или определения судьбы,

будущего.
Среди многочисленных узоров народного творчества селян-

язычников не встречается ни одного с отражением злых сил,

нечистого, дьявола, чертей.
Одна пожилая учительница из Новогрудка М. Кровец так

говорила об этом:
"Мы вышиваем Солнце, Коляды, Купалу потому, что они

приносят счастье, добро, чтобы была любовь, милосердие.

Всё, что плохо, что от зла, от ненависти, от нечистого и чертей,

мы на рушники не пускаем.
Мы вышиваем только доброе, хорошее и полезное для человека.

А кто на иконах вместе со святыми изображают и чертей, и

дьявола, так не все же попы и ксендзы - добрые люди. Есть среди

них и плохие. Вот потому и рисуют они на иконах святых и чертей

вместе.
Честный же человек не будет поклоняться нечистой силе".

Хотелось бы отметить, что многие вещи, которые впоследствии,

и не без участия в этом христианства, стали представляться плохими

и недобрыми, наши предки язычники воспринимали без того

дурного значения. Такие, например, тонкоматериалные существа,

как лешие, русалки, водяной считались естественной составной

частью окружающей Матери-природы. И с ними всегда пытались

подружиться, дабы обрести хорошие отношения и с элементами,

ими охраняемыми. Считалось: не достигнет человек успеха в каком-

либо деле, если Духи - Хранители данной местности не помогут ему.

Как можно воспринимать чертей? С приходом христианства,

конечно, многие вещи, уж с плохим или хорошим значением, но

также стали проникать в темы, отражаемые народным творчеством.

Сейчас нам трудно подразделять и судить, находили ли образы

недобрые отражение в изделиях народного творчества.

Современный человек вообще, имеет другое мировоззрение и

другой взгляд на вещи.
Считалось, однако, что с плохим и недобрым незачем обращаться

к Богам. Только с добром, любовью и извечными проблемами.

И люди в то время были добрыми, весёлыми, искренними и

трудолюбивыми.
Главным источником существования людей на земле были

животноводство и земледелие. Потому символами богатства у

многих народов обычно являются изображения домашних животных

и сельскохозяйственных растений, преимущественно зерновых. Так,

в древней Финикии, которая занимала территорию современного

Ливана, богиня плодородия имела образ пышнотелой женщины с

колосьями в руках и лошадьми рядом. Культ плодородия был

характерен для древних Урарту, Вавилона, Ассирии, Египта и др.

Беларусь всегда была страной классического земледелия. Здесь

издавна выращивали пшеницу, ячмень, овёс. Как писал известный

просветитель Симеон Полоцкий, земледелие - самое необходимое

ремесло, а хлеб - дороже золота и серебра. Недаром так много

белорусских песен славят урожай, хлебороба, извечный

крестьянский труд.
В традиционных верованиях, обычаях и обрядах белорусов

существует несколько устойчивых атрибутов, символов,

освящённых и древними языческими верованиями, и уже позднее

пришедшим христианством.
Это символы, вобравшие в себя древнюю языческую культуру

наших предков, сохранившие её и теперь являющиеся для нас

ключами к её раскрытию, теми корнями, что отражают душу

крестьянина-белоруса, жившего много много лет назад на

территории нашей родины, с его представлениями, идеалами,

верованиями, надеждами, мечтами и мифологией.
Хлеб символизировал Жизнь и благосостояние.
Сейчас наша жизнь очень политизирована. Мы уже по-своему, а

не как люди прошлого, расставляем приоритеты и возносим

зачастую совсем не главные вещи в нашей жизни. И, наверняка,

современный человек не задумывается о важности зерна и хлеба.

В народном же понятии всегда живо уважение и почтение к зерну

и хлебу. Зерно считалось священным. Говорили, что, кто любит

зерно, тот будет богат и счастлив. Раньше перед строительством

дома, например, место освящали зерном, а потом уже приглашали

священника. Когда молодые ехали венчаться в церковь, прежде отец

благословлял их зерном. В старые времена зерно называли благом и

золотом.
Люди преклонного возраста, наверняка, ещё помнят такие

отношения в семье, когда строго требовалось проявлять уважение к

зерну и хлебу. Уронишь крошку хлеба под стол во время обеда и

получишь ложкой по лбу. И здорово могло влететь, если не

поднимешь зерно, упавшее на землю.
Все мы знаем, читали множество белорусских сказок, большая

роль в которых отводится символизму хлеба как великой ценности

крестьянской жизни.
Существует такая белорусская легенда о хлебе:
Жил когда-то в деревне старик, и было у него три сына. Позвал

он их к себе и говорит: идите, сыновья мои, в люди, поучитесь там,

как жить, что беречь и ценить. Просите теперь, что вам нужно в

дорогу. Младший попросил золота, средний - серебра, старший -

хлеба. А там как раз случился голод. Хотели сыновья купить хлеба

за золото и серебро, а люди и говорят им: нет хлеба, ешьте сами своё

золото. Поделился с ними старший своим хлебом. Вернулись они

домой и говорят отцу: теперь мы знаем, что дороже всего - хлеб.

Узор на мужской рубашке с мотивом хлеба.
Крестьянин возделывает ниву, сеет пшеницу. Затем, как поспеет,

сожнёт, смолотит, смелет, замесит тесто, а затем и хлебушек

получит. Для чего у нас построены тракторные заводы - чтобы хлеб

добывать. А делает это крестьянин.
Можно было бы приводить много примеров почтительного

отношения человека к хлебу. Потому, не удивительно, что символ

хлеба является наиважнейшим и находит своё применение, и

сохранился во многих направлениях, как народного творчества, так

и народной магии в лоне язычества.
Кутья - древняя пища народа; как живых, так и мёртвых. Кутья

- это символ урожая и плодородия.
Яйцо представляет собой символ возрождения жизни,
пробуждения природы от зимнего сна, наступления весны, а,

позднее - воскресения Христа.
Куриное яйцо было одним из основных атрибутов празднования

Великодня - праздника славян-язычников. У древних славян и

многих других народов Европы оно символизировало будущую

жизнь, возрождение природы после зимнего сна, потому и

относилось к весенним праздникам. С ним связывали различные

магические действия и обряды, направленные на улучшение урожая,

здоровье домашней скотины, счастье в семье. А чтобы увеличить,

усилить символическую роль куриных яиц, их красили,

преимущественно в красный цвет, или расписывали разными

узорами. С принятием христианства крашеные куриные яйца вошли

в обряд празднования воскресения Христа (Пасхи) и сегодня в

народе воспринимаются как атрибут именно этого праздника, хотя

корни здесь - языческие.
Символ Великодной крашенки (яйца)
Символ яйца похож на узор каравая. И возможно,
что не случайно. Яйцо - символ весны, Великодня. Каравай - символ

свадьбы. И первый, и второй символизируют собой зарождение

новой жизни.
Каравай - то же, что и хлеб, однако, кроме этого, он также

представлял и плодовитость, продолжение рода, и потому был

придуман и приготавливался к свадьбе.

Некоторые мастерицы одни и те же ромбовидные символы

называют то колядками, то караваем. В жизни, однако же, между

ними существует разница. Каравай - это ритуальный хлеб, который

пекут специально к свадьбе с сохранением существующих обычаев,

а колядками называют различные блюда, закуски на Коляды.

Возможно, однако, что и то и то связывалось в народном понимании

с благосостоянием, зажиточностью, потому и выражалось такими

мотивами.
"Грамнiчная свечка" была проявлением таинственной и

чудодейственной силы, возникающей от связи человека с

языческими богами.
"Грамнiчная вада" - святая вода из родника или языческого

капища, освящённая на Крещение. Обладала, как считалось,

целительной и волшебной силой, излечивала от дурного глаза,

порчи, избавляла от нечистого.
Родниковая вода, как и вода вообще пользовалась особым

почтением у белорусов. В стародавние времена, когда наши предки

ещё не умели копать колодцы, чистую воду они брали из криниц.

Это место было священным. Наши предки - язычники возле криниц

сооружали свои капища. Следы их находят сегодня как раз у криниц

- ещё живых, либо уже давно пересохших.
Родниковая вода считалась полезной, целебной, волшебной. В

криницах такая вода, говорили в народе, что если человек напьётся -

будет сильным и здоровым. В Октябрьском районе бытовала такая

легенда: женщина, у которой долго не было детей, выкупалась в

кринице и родила красавицу-девочку.
На этом же сюжете построены и многие известные сказки, не

только белорусские, но и немецкие, русские и т.д.
В устном народном творчестве криница - символ жизненной и

физической силы и здоровья. В легендах и сказках криничная вода

оживляет, излечивает богатырей, борцов за народное счастье, даёт

им чудодейственные силы. Криница - это и своеобразный символ

духовности, единения с родной землёй.
В народе криницу почитали равной церкви или школе. Т.е.

святым, божьим делом. Великим грехом было в воду, в криницу

плюнуть, бросить какой-нибудь мусор. За это Бог покарает. Люди

прибирали, украшали свои криницы цветами, чтобы криница знала,

как её ценят и уважают.
Так криница и сохранила свой символизм.
Жаль, что не чтим мы сегодня животворных криниц. Запустили,

позасоряли, а то и совсем уничтожили практически всё, потому и

нет больше чистоты в наших реках и озёрах.
Кроме криниц наши предки почитали и вообще воду в широком

смысле. С водой издавна связывались различные поверья и

заговоры.
Крест - объединяет в себе языческий оберег и христианский

символ милосердия и жертвенности.
В народном творчестве в том числе, крестообразные фигуры

встречаются очень часто. Прежде всего, скорее потому, что они

очень технологичны: четыре состыкованных квадратика или две

перекрещенных линии - вот и крест.
Декор рушника с мотивом символа креста.
Их можно было компоновать в прекрасные бордюры различной

длины и ширины. Естественно, что этот христианский символ

широко отображён в различных видах художественного творчества

всех народов мира. Ещё же раньше, крест в круге был древне-

языческим символом солнца. Его мы видим в декоре гончарных,

кузнечных, резных изделий и, естественно, в том числе и в ткачестве

и вышивке, где он может быть как очень простым, ярко

выраженным, или орнаментально разработанным.
Оригинальному соединению языческих верований и
христианской символики свидетельствует появление некоторых

непривычных знаков. Как, например, напоминающих корону.

Которые действительно представляют собой корону, под которой

венчаются в храме. Она - символ крепкой и счастливой семьи. А

прочная семья - основа благосостояния и счастливой жизни.

Некоторые из этих символов хорошо известны и сейчас.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Языческие символы

Символы Фэн-шуй

Фэн-шуй — это, прежде всего, наука о пространстве и энергии. Методы фэн-шуй...
Магия

Древние символы

Пси — ключевой символ эволюции в магии. Не будет ошибкой, если этот символ...
Магия

Алхимия. Символы

В античности слово «символ» обозначало некое совместное действие, юридическое...
Магия

Символы денег в фен-шуй

БИ ГАНЬ издавна почитается как бог богатства. В Китае существует несколько...
Магия

Символы планет

Исходя из этих трех знаков круга, полукруга и креста можно следующим образом...
Магия

Символы птиц и их применение I

некоторые представления о символах птиц и их использовании составлено из...
Магия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Денежные правила из-за кошелька. Кошелёк и удача
Интересная мотивация полюбить полезное чтение