Языческие символы

Уже сегодня возобновился интерес не только теоретиков, но и

практиков моды к связанным вручную орнаментов. Так, коллекция

Жан-Поля Готье, показанная во время последней Недели Высокой

моды, построена на свитерах грубой ирландской вязки. Такие
Языческие символы
ажурные свитера, имитирующие ручную вязку, - бесспорный хит

сезона.
В течение последних трёх тысячелетий Европа дважды
подчинялась обаянию кельтских орнаментов. Но время шло,

искусство забывалось. Истинные традиции декора кельтов сохранил

только народный костюм на маленьком архипелаге Аран у западной

оконечности Ирландии. Ведь традиционная одежда жителя Арана -

вязаный свитер, защищающий от холодного морского ветра и

непогоды. Если верить многочисленным сказаниям и легендам, эти

свитера, помимо всего прочего, несут в своих узорах вплетённые в

орнамент магические знаки пожеланий и защиты (подобно

белорусским рушникам или орнаментам, тканным или вышиваемым

на одежде древних белорусов) от злых сил. Так, ромбы с рельефной

решёткой внутри - символы возделанного поля со зреющим на нём

урожаем - воспринимаются как пожелание земного плодородия,

достатка и богатства. Ту же роль выполняют драконы - существа,

охранявшие клады. Со временем существа превратились в

восьмёрки или S-образные узоры, так называемые "змейки".

Трилистники, тройные веточки, просто листья означают пожелания

долгих лет жизни, крепкого и физического здоровья. Разнообразные

косички, плетёнки, жгуты, идущие по краям узоров, - знаки охраны

и защиты от злых сил.
"Так что, если вы не просто в восторге от творчества Готье, но

при этом ещё и стремитесь потворствовать всем капризам моды,

выбирая актуальный ныне свитер, остаётся пожелать не забывать о

скрытом смысле, который может быть заложен в вязаных узорах".

В.Шпакова,
"7 дней"
Обычные женщины-селянки символами могли отразить или

высказать всё, что их волновало: любовь к семье и детям, к родине и

её природе, к труду и творчеству. Сложные законы природы они

раскрывали просто и понятно: ромбы с отростками - символ Земли и

Солнца, вставленные один в один - начало весны, наступление

тепла. Они создали собственную астрологию, свой гороскоп,

которым пользовались для предсказания, или определения судьбы,

будущего.
Среди многочисленных узоров народного творчества селян-

язычников не встречается ни одного с отражением злых сил,

нечистого, дьявола, чертей.
Одна пожилая учительница из Новогрудка М. Кровец так

говорила об этом:
"Мы вышиваем Солнце, Коляды, Купалу потому, что они

приносят счастье, добро, чтобы была любовь, милосердие.

Всё, что плохо, что от зла, от ненависти, от нечистого и чертей,

мы на рушники не пускаем.
Мы вышиваем только доброе, хорошее и полезное для человека.

А кто на иконах вместе со святыми изображают и чертей, и

дьявола, так не все же попы и ксендзы - добрые люди. Есть среди

них и плохие. Вот потому и рисуют они на иконах святых и чертей

вместе.
Честный же человек не будет поклоняться нечистой силе".

Хотелось бы отметить, что многие вещи, которые впоследствии,

и не без участия в этом христианства, стали представляться плохими

и недобрыми, наши предки язычники воспринимали без того

дурного значения. Такие, например, тонкоматериалные существа,

как лешие, русалки, водяной считались естественной составной

частью окружающей Матери-природы. И с ними всегда пытались

подружиться, дабы обрести хорошие отношения и с элементами,

ими охраняемыми. Считалось: не достигнет человек успеха в каком-

либо деле, если Духи - Хранители данной местности не помогут ему.

Как можно воспринимать чертей? С приходом христианства,

конечно, многие вещи, уж с плохим или хорошим значением, но

также стали проникать в темы, отражаемые народным творчеством.

Сейчас нам трудно подразделять и судить, находили ли образы

недобрые отражение в изделиях народного творчества.

Современный человек вообще, имеет другое мировоззрение и

другой взгляд на вещи.
Считалось, однако, что с плохим и недобрым незачем обращаться

к Богам. Только с добром, любовью и извечными проблемами.

И люди в то время были добрыми, весёлыми, искренними и

трудолюбивыми.
Главным источником существования людей на земле были

животноводство и земледелие. Потому символами богатства у

многих народов обычно являются изображения домашних животных

и сельскохозяйственных растений, преимущественно зерновых. Так,

в древней Финикии, которая занимала территорию современного

Ливана, богиня плодородия имела образ пышнотелой женщины с

колосьями в руках и лошадьми рядом. Культ плодородия был

характерен для древних Урарту, Вавилона, Ассирии, Египта и др.

Беларусь всегда была страной классического земледелия. Здесь

издавна выращивали пшеницу, ячмень, овёс. Как писал известный

просветитель Симеон Полоцкий, земледелие - самое необходимое

ремесло, а хлеб - дороже золота и серебра. Недаром так много

белорусских песен славят урожай, хлебороба, извечный

крестьянский труд.
В традиционных верованиях, обычаях и обрядах белорусов

существует несколько устойчивых атрибутов, символов,

освящённых и древними языческими верованиями, и уже позднее

пришедшим христианством.
Это символы, вобравшие в себя древнюю языческую культуру

наших предков, сохранившие её и теперь являющиеся для нас

ключами к её раскрытию, теми корнями, что отражают душу

крестьянина-белоруса, жившего много много лет назад на

территории нашей родины, с его представлениями, идеалами,

верованиями, надеждами, мечтами и мифологией.
Хлеб символизировал Жизнь и благосостояние.
Сейчас наша жизнь очень политизирована. Мы уже по-своему, а

не как люди прошлого, расставляем приоритеты и возносим

зачастую совсем не главные вещи в нашей жизни. И, наверняка,

современный человек не задумывается о важности зерна и хлеба.

В народном же понятии всегда живо уважение и почтение к зерну

и хлебу. Зерно считалось священным. Говорили, что, кто любит

зерно, тот будет богат и счастлив. Раньше перед строительством

дома, например, место освящали зерном, а потом уже приглашали

священника. Когда молодые ехали венчаться в церковь, прежде отец

благословлял их зерном. В старые времена зерно называли благом и

золотом.
Люди преклонного возраста, наверняка, ещё помнят такие

отношения в семье, когда строго требовалось проявлять уважение к

зерну и хлебу. Уронишь крошку хлеба под стол во время обеда и

получишь ложкой по лбу. И здорово могло влететь, если не

поднимешь зерно, упавшее на землю.
Все мы знаем, читали множество белорусских сказок, большая

роль в которых отводится символизму хлеба как великой ценности

крестьянской жизни.
Существует такая белорусская легенда о хлебе:
Жил когда-то в деревне старик, и было у него три сына. Позвал

он их к себе и говорит: идите, сыновья мои, в люди, поучитесь там,

как жить, что беречь и ценить. Просите теперь, что вам нужно в

дорогу. Младший попросил золота, средний - серебра, старший -

хлеба. А там как раз случился голод. Хотели сыновья купить хлеба

за золото и серебро, а люди и говорят им: нет хлеба, ешьте сами своё

золото. Поделился с ними старший своим хлебом. Вернулись они

домой и говорят отцу: теперь мы знаем, что дороже всего - хлеб.

Узор на мужской рубашке с мотивом хлеба.
Крестьянин возделывает ниву, сеет пшеницу. Затем, как поспеет,

сожнёт, смолотит, смелет, замесит тесто, а затем и хлебушек

получит. Для чего у нас построены тракторные заводы - чтобы хлеб

добывать. А делает это крестьянин.
Можно было бы приводить много примеров почтительного

отношения человека к хлебу. Потому, не удивительно, что символ

хлеба является наиважнейшим и находит своё применение, и

сохранился во многих направлениях, как народного творчества, так

и народной магии в лоне язычества.
Кутья - древняя пища народа; как живых, так и мёртвых. Кутья

- это символ урожая и плодородия.
Яйцо представляет собой символ возрождения жизни,
пробуждения природы от зимнего сна, наступления весны, а,

позднее - воскресения Христа.
Куриное яйцо было одним из основных атрибутов празднования

Великодня - праздника славян-язычников. У древних славян и

многих других народов Европы оно символизировало будущую

жизнь, возрождение природы после зимнего сна, потому и

относилось к весенним праздникам. С ним связывали различные

магические действия и обряды, направленные на улучшение урожая,

здоровье домашней скотины, счастье в семье. А чтобы увеличить,

усилить символическую роль куриных яиц, их красили,

преимущественно в красный цвет, или расписывали разными

узорами. С принятием христианства крашеные куриные яйца вошли

в обряд празднования воскресения Христа (Пасхи) и сегодня в

народе воспринимаются как атрибут именно этого праздника, хотя

корни здесь - языческие.
Символ Великодной крашенки (яйца)
Символ яйца похож на узор каравая. И возможно,
что не случайно. Яйцо - символ весны, Великодня. Каравай - символ

свадьбы. И первый, и второй символизируют собой зарождение

новой жизни.
Каравай - то же, что и хлеб, однако, кроме этого, он также

представлял и плодовитость, продолжение рода, и потому был

придуман и приготавливался к свадьбе.

Некоторые мастерицы одни и те же ромбовидные символы

называют то колядками, то караваем. В жизни, однако же, между

ними существует разница. Каравай - это ритуальный хлеб, который

пекут специально к свадьбе с сохранением существующих обычаев,

а колядками называют различные блюда, закуски на Коляды.

Возможно, однако, что и то и то связывалось в народном понимании

с благосостоянием, зажиточностью, потому и выражалось такими

мотивами.
"Грамнiчная свечка" была проявлением таинственной и

чудодейственной силы, возникающей от связи человека с

языческими богами.
"Грамнiчная вада" - святая вода из родника или языческого

капища, освящённая на Крещение. Обладала, как считалось,

целительной и волшебной силой, излечивала от дурного глаза,

порчи, избавляла от нечистого.
Родниковая вода, как и вода вообще пользовалась особым

почтением у белорусов. В стародавние времена, когда наши предки

ещё не умели копать колодцы, чистую воду они брали из криниц.

Это место было священным. Наши предки - язычники возле криниц

сооружали свои капища. Следы их находят сегодня как раз у криниц

- ещё живых, либо уже давно пересохших.
Родниковая вода считалась полезной, целебной, волшебной. В

криницах такая вода, говорили в народе, что если человек напьётся -

будет сильным и здоровым. В Октябрьском районе бытовала такая

легенда: женщина, у которой долго не было детей, выкупалась в

кринице и родила красавицу-девочку.
На этом же сюжете построены и многие известные сказки, не

только белорусские, но и немецкие, русские и т.д.
В устном народном творчестве криница - символ жизненной и

физической силы и здоровья. В легендах и сказках криничная вода

оживляет, излечивает богатырей, борцов за народное счастье, даёт

им чудодейственные силы. Криница - это и своеобразный символ

духовности, единения с родной землёй.
В народе криницу почитали равной церкви или школе. Т.е.

святым, божьим делом. Великим грехом было в воду, в криницу

плюнуть, бросить какой-нибудь мусор. За это Бог покарает. Люди

прибирали, украшали свои криницы цветами, чтобы криница знала,

как её ценят и уважают.
Так криница и сохранила свой символизм.
Жаль, что не чтим мы сегодня животворных криниц. Запустили,

позасоряли, а то и совсем уничтожили практически всё, потому и

нет больше чистоты в наших реках и озёрах.
Кроме криниц наши предки почитали и вообще воду в широком

смысле. С водой издавна связывались различные поверья и

заговоры.
Крест - объединяет в себе языческий оберег и христианский

символ милосердия и жертвенности.
В народном творчестве в том числе, крестообразные фигуры

встречаются очень часто. Прежде всего, скорее потому, что они

очень технологичны: четыре состыкованных квадратика или две

перекрещенных линии - вот и крест.
Декор рушника с мотивом символа креста.
Их можно было компоновать в прекрасные бордюры различной

длины и ширины. Естественно, что этот христианский символ

широко отображён в различных видах художественного творчества

всех народов мира. Ещё же раньше, крест в круге был древне-

языческим символом солнца. Его мы видим в декоре гончарных,

кузнечных, резных изделий и, естественно, в том числе и в ткачестве

и вышивке, где он может быть как очень простым, ярко

выраженным, или орнаментально разработанным.
Оригинальному соединению языческих верований и
христианской символики свидетельствует появление некоторых

непривычных знаков. Как, например, напоминающих корону.

Которые действительно представляют собой корону, под которой

венчаются в храме. Она - символ крепкой и счастливой семьи. А

прочная семья - основа благосостояния и счастливой жизни.

Некоторые из этих символов хорошо известны и сейчас.
×

По теме Языческие символы

Талисманы Фэн Шуй. Символы богатства

В основе фэн-шуй лежит магический квадрат ло-шу и багуа. Обе системы делят...
Магия

Символы и традиции в культуре

Гексасимволы оберегают человека и его имущество от порчи и других видов...
Магия

Символы, которые мы используем в доме

Практически всё, что окружает нас в повседневности – видено нами не раз. С...
Магия

Символы планет

Исходя из этих трех знаков круга, полукруга и креста можно следующим образом...
Магия

Алхимия. Символы

В античности слово «символ» обозначало некое совместное действие, юридическое...
Магия

Символы 2011 года

Кролик стал символом 2011 года и, хотелось бы, чтобы этот год был таким же...
Магия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
10 навыков которые жизненно необходимы