История икебаны

Корни икэбаны уходят вглубь истории Японии. Они связаны с древним обычаем преподношения цветов умершим предкам и божественным духам, которые, согласно религии Синто, находятся в каждом предмете. На смену религиозной системе синтоизма в VI веке в стране был введен в качестве государственной религии буддизм.
История икебаны
С построением буддийских храмов был создан и ритуал преподношения цветов Будде, их ставили к алтарю в больших букетах. Совершенная форма вазы и пышное, помпезное великолепие самого букета должны были воплощать торжество буддийского вероучения.

Считается, что принц Сётоку (574-662), содействовавший установлению буддизма в Японии, положил начало и цветочной аранжировке.

Синтоизм и учение буддизма оказали огромное влияние на формирование философии икэбаны. Последняя настолько глубоко была пронизана религиозно-философским смыслом, что даже и в наши дни, спустя много веков и сильно изменившись, она не освободилась от символики и некоторых традиционных постулатов восточных религий. Еще во времена, когда в стране господствовал синтоизм, икэбана основывалась на философии противостояния двух сил - света и тьмы, символизирующих Небо и Землю.

Соответственно, конструктивную основу аранжировки составляли два главных элемента (две ветки), но в середине VII в., после посещения Китая монахом Сэнму и под влиянием конфуцианства, к этим двум веткам в структуру икэбаны привнесен третий элемент, символизирующий Человека

Тем самым выражалась идея гармонии человека и природы. Первые композиции из растений, которые строил Сэнму и ставил в храме, были очень простыми и состояли из трех элементов (веток или цветов).

Дом Сэнму называли “хижиной у пруда” - икэнобо. Этим именем через восемь столетий была названа перваяшкола искусства икэбаны. Трехветочная икэбана заложила основу для старейшего стиля рикка (стоящие цветы). Позднее появились формы этого стиля из пяти, семи и девяти композиционных элементов. В икэбане нашел свое отражение и один из основных постулатов буддизма об эфемерности и недолговечности высоко ценимой красоты мира, краткости и бренности человеческой жизни.

Большое влияние на искусство икэбаны оказало учение буддийской школы Дзен (1141-1215), которое утверждает значимость бытия в его непосредственной данности и сиюминутности, отрицает пышные религиозные обряды и ритуалы, считает, что высший смысл жизни кроется в самом обыденном. Под влиянием этого учения хэбана переставала быть только религиозным атрибутом, а процесс ее создания священнодействием. Композиции Рикка, достигшие к XII в. монументальности и помпезности, становятся теперь меньше по размеру, более тонкими в расцветке. Икэбана постепенно оказывается частью повседневного быта человека, она начинает создаваться не только для храмов, но и для дворцов аристократов а затем для военной знати. Сегун (правитель) Асикага Ёсимицу (1358-1408) прославился своим покровительством искусствам в стране. Развитие икэбаны тех лет также в значительной степени обязано именно ему. Он вошел в историю Японии как “изящный Сегун”. Им был воздвигнут известный храм Гиннаку-дзи, ставший достопримечательностью города Киото. Особый интерес в период его правления вызывают достижения в области так называемых искусств повседневной жизни: икэбана, чайная церемония, театр. Но, садовое искусство, архитектура. Благодаря его поддержке многие художники смогли создать в то время свои прекрасные произведения.

Архитектура в те годы внесла в интерьер жилого помещения существенное новшество. В известном смысле, воспроизводя монашескую келью дзенского монастыря, архитекторы ввели в жилище стенную нишу (токонома), имевшую культурно-религиозное назначение. С ней связано развитие многих форм икэбаны. Тогда же в икэбане закрепились более строгие старинные правила и каноны стиля Рикка.

Творчество икэбаны сосредоточивалось главным образом в храмах и монастырях, где этим делом занимались монахи, а во дворцах - слуги феодалов. В истории сохранились имена многих знаменитых мастеров икэбаны, таких как Рюами, Соами, Ноами и др. Особое место среди них занимает выдающийся монах Икенобо Сенкей, настоятель храма Какудо под Киото.

Именно этот священнослужитель положил начало всемирно известной династии мастеров Икенобо. В 1462 г. Сенкей по просьбе правителя устроил аранжировку из растений в стиле Рикка в золотой вазе. Его великолепное мастерство произвело сенсацию среда населения Киото, с тех пор слава постоянно сопутствовала ему. Связи икэбаны с религиозным обрядом постепенно ослабевают, она проникает в повседневный быт, все чаще воспринимается как предмет эстетического наслаждения. Именно в этот период икэбана становится подлинным искусством. Этому способствуют и ежегодные состязания в аранжировке цветов, введенные Асикага Ёсимицу, страстным любителем цветов: его дворец называли “домом цветов”.

К началу XVII в. школа Икенобо сильно упрочилась и пользовалась, по существу, монополией в области цветочного искусства.

Рикка олицетворяла величественную природу растения, в ней линии устремлялись прямо вверх, к небу. Стиль базировался на строго канонизированных правилах расстановки растений. Наряду со стилем Рикка и в противовес ему существовал и другой, собирательный, стиль аранжировки нагеирэбана, который в раннем периоде развития искусства включал любой тип аранжировки, устраиваемой не в стиле Рикка. Нагеирэ отражает естественный рост растений, цветы стоят в вазе непринужденно, не стесненные какими-либо правилами; стебли их свободно опираются о края сосуда. Нагеирэ имеет очень много форм, она бывает прямостоячей, наклонной, свисающей, настенной, лежачей и т. п. Особое развитие получили висячие композиции в лодкообразных вазах. Такие аранжировки были доступны каждому человеку и потому любимы, особенно среди широких слоев населения.

Композиции типа тябана, называемые иногда икэбаной одного цветка, были непременными спутниками чайной церемонии. Тябана, в соответствии с особой атмосферой, в которой проходила чайная церемония, отличалась простотой, скромностью и самих цветов, и вазы: они не могли быть яркими и броскими, всего 1-2 цветка и листик. Основатель чайной церемонии и тябана Сен-но Рикю (1520-1571) положил начало развитию оригинального стиля икэбаны, популярного среди простых людей. Тябана процветает и в настоящее время и не только для чайной церемонии.

Стиль нагеирэ, у которого до конца XIX века никаких фиксированных правил расстановки растений в вазе не было, в наши дни является весьма популярным и используется во всех существующих школах как традиционных, так и современных.

Сейка, или Сёка, появившаяся в начале XVIII века, в период Эдо, как реакция на закостенелый и строгий стиль Рикка, представляет собою упрощенную Рикку. И количество, и ассортимент растений стали минимальными, техника установки растений в вазе значительно упростилась. В конце XVIII века Сейка, сочетая в себе благородство рикки и простоту нагеирэ, завладела местом в токономе. В основе трехлинейной асимметричной структуры стиля - разносторонний треугольник, представляющий хорошо известное отношение небо-земля-человек. Аранжировщик при этом стал более свободным в выборе количества и качества материала, но изобилие его и разнообразие ассортимента не допускалось.

Появление этого стиля стимулировало возникновение ряда новых школ икэбаны. Среди них выделяется Корю, существующая и поныне и в своем развитии давшая много дочерних ответвлений. Все эти школы действовали, главным образом, в период Эдо. Тогда же центр цветочной аранжировки переместился из Киото в Эдо (старинное название г. Токио), где устраивалось много выставок, а Сейка ставилась в ресторанах и других общественных местах. Требовалось упрощать форму икэбаны, чтобы легче было аранжировать и обучать этому делу.

К началу XIX века относится и возникновение хорошо известной школы Мисё. Каждая из появлявшихся школ привносила свои понятия в развитие стиля Сейка. В 1868 г после буржуазной революции и столетия государственной изоляции, Япония под руководством молодого императора Мейдзи открыла свои двери Западу. Столица была перенесена из Киото в Токио. Феодальная система была нарушена, появились новые социально-экономические и политические институты, включая парламент, университет, банки и т. д. В течение 25 лет периода Мейдзи японцы осваивали западные пути развития общества. Усиливалась критика традиционной икэбаны, стиль нагеирэ стал более приемлемым для общества. Большинство школ было связано с храмами, поэтому их популярность падала, они приходили в упадок. Многие школы, в первую очередь те, что были под покровительством военной касты (сегунаты), терпевшей крах вместе с феодализмом, стали исчезать. Мастера разъезжались в провинции в поисках стабильной жизни. И сейчас еще можно встретить там остатки старых школ.

Все же в обновленной стране от феодальной системы оставались многие традиционные обычаи, включая икэбану, хотя и измененную, часто искаженную. В 80-е годы прошлого века начали бурно восстанавливаться национальные духовные ценности, искусство, в том числе и икэбана.

В 1889 г. восстановлена школа Икенобо, ее филиалы по стране, школа Корю и др. Икэбана стала обязательной для элементарного образования женщин. По всей Японии она приобретает разнообразные и очень энергичные формы. Но ее архитектоника осталась прежней - треугольник, образуемый тремя главными элементами (Син, Соэ и Хикаэ) Вместе с развитием культурно-экономических связей с Западом икэбана стала обновляться и обогащаться новыми идеями и новым ассортиментом растений, дотоле невиданных в Японии (роза, гвоздика, стрелиция, тюльпан и др.).

В 1897 г. была основана шкала Охара, обогатившая искусство икэбаны совершенно новым стилем морибана (растение в плоских вазах на наколках), позволяющим создавать целый природный ландшафт в сосудах. В 1926 г. под влиянием авангардистских течений в изобразительном искусстве возникает современная школа Согецу, которая показала возможности использования в икэбане сочетания живого и неживого растительного материала, но и диапазон размеров, форм композиций и мест установки их в интерьерах и на свободных открытых пространствах.

Таким образом, в течение нескольких веков икэбана развивалась и изменялась в соответствии с общественно - политическими, экономическими и культурными переменами, происходящими в жизни общества. Но особенно большое влияние она постоянно испытывала от перемен в искусстве архитектуры.

Развитие икэбаны шло в сторону демократизации: большей доступности широким слоям населения, упрощения техники расстановки растений в вазе и обучения этому искусству; приспособления стилей и форм икэбаны к условиям современной жизни, к интерьерам жилых и общественных помещений; по пути расширения ассортимента растений и использования инородных материалов. Аранжировщикам предоставлялось все больше свободы в выборе средств и материала для творческого самовыражения в этом искусстве.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме История икебаны

Искусство икебаны

Икебана – японское искусство оформления букета. Слово «икебана» означает «живые...
Журнал

История модных кутюрье. История моды

Великий художник моды, оставивший поистине королевское наследство - марку YSL...
Журнал

История чая

Чайные легенды Существует легенда о том, что первый чайный куст вырос из...
Журнал

Ох, та еще история!

Вручение почетного диплома премии ЮНЕСКО имени Маданджита Сингха за продвижение...
Журнал

История Иды

УЧЕНЫЕ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ЗАЯВЛЯЮТ, ЧТО НАШЛИ “НЕДОСТАЮЩЕЕ ЗВЕНО” МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И...
Журнал

История массажа

Еще в глубокой древности массаж был известен как лечебное средство. Массаж...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Единство двойственности
Значение номера квартиры: как он влияет на атмосферу в доме