IDM - Intelligent Dance Music
Экспериментальное направление в электронной музыки. Его основателем
считается английский музыкант Richard D. James, известный как Aphex
Twin. Он легко отвернулся от промышленных синтезаторов, и при помощи
электронных устройств собственного изготовления сумел получить новое
звучание в электронной музыке. Его звучание из рваных ударных ,
промодулированных шумов, высокочастотных свистов и перегруженных
звуков вдохновило большое количество музыкантов последователей. И эта
музыка стала одновременно очень заметной и незаметной для масс, при
этом она умудряется балансировать на грани поп-музыки и авангарда. С
каждым годом созывая под свои знамена все больше и больше слушателей,
тех для кого не совсем близка именно dance музыка, и для которых далека
академическая электроника.
Можно считать что стиль зародился в 89-ом году. Сам термин Intelligent
Dance Music был придуман в недрах компьютерных сетей примерно в 93-ем году, после того как английский лейбл Warp Records выпустил
компиляцию "Artificial Intelligence" с участием The Dice Man (Aphex
Twin), Autechre, Speedy J, etc. Далее последовала компиляция "Artificial Intelligence II", с участием B12, Link, Beaumont
Hannant, Speedy J, Polygon Window, Seefeel, Autechre. Музыка этих
музsкантов не укладывалась в рамки какого-то одного уже существующего
стиля. Ее называли и New Electronica, и Intelligent Techno, и
Experimental Electro. В компьютерных сетях эту непонятную
экспериментальную техно-музыку довольно быстро окрестили Intelligence
Dance Music. Словом intelligent намекая на то что не всем дано эту
музыку понять, словом dance намекая на ее скрытый юмор (попробуйте под это потанцевать), и единственное что с полной серьезность можно было
сказать, так это что это действительно музыка. Музыка со своей особоной
мелодикой, порой очень детской и простой, а порой совсем недетской и
завораживающей.
Сами музыканты которые создают эту музыку, часто не согласны с этим
определением. Действительно, довольно громко заявить что твоя музыка
интеллекутальна, а многая остальная нет. В результате эти споры только
порождают новые названия для стиля, а абревиатура IDM так и остается в
словообороте тех кто давно любит эту музыку. Врочем дело не в ярлыке,
дело в музыке. И в ней до сих пор появляется что-то новое, потому что
ее развитием движет эксперимент. Экспериментальность этой музыки может
проявляться буквально во всем: в мелодиях, в ритмах, в звуках, в схемах
построения композиций. В свое время под определение данного стиля
попадали люди от Cosmic Baby до Cabaret Voltaire, от Banco De Gaia до
Goldie, от Portishead до Underworld. Но это было давно, с тех пор
музыка значительно шагнула вперед, появилось множество других
стилистических ярлыков с четкими рамками. Приобрел эти рамки и ярлык
IDM. В настоящее время можно выделить несколько основных направлений
музыки в рамках IDM. О них и будет идти речь ниже.
Легкие формы IDM. В композициях этого направления обязательно
присутствуют красивые электронные мелодии, зачастую даже очень простые.
Мелодий может быть много, они могут сменять друг друга, сливаться самым
неожиданным образом, неожиданно возникать и замолкать. У них может быть
эмбиентная нагрузка как у Autechre, а может быть и танцевальная как у
Orbital. Следующим элементом такой музыки является ритм построенный на
сбивках и брейках. Ударные звуки могут быть довольно стандартными как у
Orbital, а могут быть и совсем не стандартными как у Aphex Twin.
Возможно использование не сильно перегруженных и грязных ударных
звуков, хрустов и т.д.
Тяжелые формы IDM. Основной отличительной чертой данного
направления являются тяжелые перегруженные и рваные ударные звуки в
ритмах. Ритмы опять же стоятся на брейках и сбивках, но бывает что
применяется перегруженный прямой бит 120-140 bpm. В частности у Aphex
Twin есть ранние прямобитные тяжелые треки, которые считают классикой
английского hardcore. Ритм в такой музыке всегда преобладает над
мелодией, если конечно мелодия вообще присутствует. Именно такой IDM
направление ближе всего к индустриальным шумовым музыкальным формам.
Основным различием этих шумовых конструкций в звуке. Тут нельзя
услышать брутальный рев и стучалово присущее индустриальным работам. В
IDM все сделано с математической точностью. Продуман каждый звук,
каждый брейк, а стук железок, рев бензопил и бетономешалок
ссинтезированы компьютерами. А так же музыканты иной раз просто
соревнуются в использовании фузов, овердрайвов и дисторшенов, ради
спортивного интереса и собсвенного развечелого настроения. Вообщем
никакой иделогии.
Классические формы IDM. В этом направлении используются
мелодические стороны легких форм и ритмические стороны тяжелых форм.
Классическим треком этого направления является трек "On" от Aphex Twin.
Война тяжелых перегруженных ритмов и красивых электронных мелодий.
Никогда не понятно кто же из них на этот раз победит, но всегда понятно
что мелодия останется в наших сердцах навечно.
Fungle (Drungle, Drill'n'Bass) - Приджанглованные формы IDM.
Все та же электронная мелодика, получила неожиданное развитие когда
некоторые музыканты начали экспериментировать с джангл ритмами.
Эксперименты зашли гораздо дальше, чем написание джангл-ритмов из
нестандартных ударных звуков. В частности особенно далеко зашло дело в
экспериментах над этими ритмами. Их ломанием, сбиванием, или простым
написанием неповторяющейся за весь трек драм-партии. Особую
популярность приобрел ударный эффект - "drill", кратковременная
скоростная долбежка ударным звуком на скорости 300-1000 bpm. Многие
музыканты уже шагнули дальше. Основатель стиля - великий Tom Jenkinson
(Squarepusher).
Braindance Music - Термин введенный лейблом Rephlex, который
был порожден в 98-ом году. Во-первых неудоволетворением ими от
применения слова intelligent к их музыке, во вторых с целью выделить
музыку построенную на электро/брейк данс бите из всей остальной кучи.
Сюда же теперь можно отнести и то электро что выпускается на FAX и
Elektrolux.
Microwave Music (Intelligent Noise, Sublime Noise, glitch,
sinecore, и microscopic music) - Минималистичная шумовая музыка,
основными продвигателями которой в массу является финский дуэт Pan
sonic. Описывать словами музыку из звуком домашних бытовых приборов,
синтезированных хрустов и шуршаний дело безнадежное. А слушать ее
неподготовленному слушателю, дело еще более безнадежное. Из статьи
американcкого музыканта Кима Кэскоуна (Kim Cascone, раньше продвигал
околоиндустриальный эмбиент-проект PGR и лейбл Silent, теперь выпускает
музыку под собственным именем): "С точки зрения Кима Кэскоуна новую
ситуацию характеризуют три идеи. Во-первых, это многократно
упоминавшиеся сбой, отказ, ошибка. Автор применяет жаргонное слово
glitch. Смысл сбоя в том, что знакомый нам инструмент вдруг начинает
вести себя неожиданным образом. Тут важен аспект случайности,
неготовности к тому, что внезапно появилось перед твоими глазами. Но
смысл сбоя и в производимом им шуме. Шум - это вторая глобальная идея.
Кэскоун усматривает исток пост-дигитальности в манифестах итальянских
футуристов, призывавших учиться слушать самые разные шумы и
использовать их в качестве музыкального материала. Ещё один
немаловажный первоисточник - это фортепианный опус Джона
Кейджа "4'33''": четыре с половиной минуты пианист сидит перед
инструментом, не касаясь клавиш.
Это и есть третья главная идея - интерес к фону, к контексту, к тому,
что кажется второстепенным, даже мешающим. К тому, что воспринимается
как помехи или отходы производства. К тому, что отвлекает
от "главного". Автор приводит любопытную аналогию: переход от
портретной живописи к пейзажной. В портрете пейзаж служил фоном, пейзаж
заполнял пространство вокруг головы изображённого персонажа.
Исчезновение головы на переднем плане и акцент на пейзаже и означал
перенесение внимания на контекст, на то, что незримо сопутствует
главному.
Аналогичным образом, и звуки электронных помех, которым отказывалось в
праве называться музыкальными, нашли своё место в музыке, более того,
оказалось, что в этой сфере скрывается масса интереснейших
возможностей."
bonus:
"IDM - Это электронная музыка, под которую не надо танцевать, а которую
надо слушать... даже не слушать, а внимать, следя за всеми изгибами,
наслоениями и пересечениями... желательно, сидя дома в наушниках. IDM -
это якобы музыка не для ритмично ухающего техно-стада, а для
индивидуалистов и эстетов. IDM - это музыка с претензией на сложность.
Со сложным ритмом и странными звуками.
В IDM-кругах была популярна хорошо известная истории искусств идея,
что "текстура может породить повествование" (texture could create its own narrative).
Текстура - это способ обработки или заполнения какой-нибудь плоской
поверхности. Скажем, у древесно-стружечной плиты - своя текстура, а у
морского берега, покрытого галькой, - своя. Любое собрание мелких,
желательно однородных, объектов, не обладающее очевидной структурой,
можно назвать текстурой. Трава в поле, пересечение веток деревьев на
фоне неба, гора битого стекла, разводы на отшлифованном малахите,
потёки краски на картине Джексона Поллока - всё это примеры текстуры.
Текстура - это нулевой уровень структурных отношений. IDM - это пример
ритмической текстуры." Как было написано на сборнике "Clik&Cuts
2" :"ритмические иррегулярности закодированы и вдавлены в поверхность
звука".
Экспериментальное направление в электронной музыки. Его основателем
считается английский музыкант Richard D. James, известный как Aphex
Twin. Он легко отвернулся от промышленных синтезаторов, и при помощи
электронных устройств собственного изготовления сумел получить новое
звучание в электронной музыке. Его звучание из рваных ударных ,
промодулированных шумов, высокочастотных свистов и перегруженных
звуков вдохновило большое количество музыкантов последователей. И эта
музыка стала одновременно очень заметной и незаметной для масс, при
этом она умудряется балансировать на грани поп-музыки и авангарда. С
каждым годом созывая под свои знамена все больше и больше слушателей,
тех для кого не совсем близка именно dance музыка, и для которых далека
академическая электроника.
Можно считать что стиль зародился в 89-ом году. Сам термин Intelligent
Dance Music был придуман в недрах компьютерных сетей примерно в 93-ем году, после того как английский лейбл Warp Records выпустил
компиляцию "Artificial Intelligence" с участием The Dice Man (Aphex
Twin), Autechre, Speedy J, etc. Далее последовала компиляция "Artificial Intelligence II", с участием B12, Link, Beaumont
Hannant, Speedy J, Polygon Window, Seefeel, Autechre. Музыка этих
музsкантов не укладывалась в рамки какого-то одного уже существующего
стиля. Ее называли и New Electronica, и Intelligent Techno, и
Experimental Electro. В компьютерных сетях эту непонятную
экспериментальную техно-музыку довольно быстро окрестили Intelligence
Dance Music. Словом intelligent намекая на то что не всем дано эту
музыку понять, словом dance намекая на ее скрытый юмор (попробуйте под это потанцевать), и единственное что с полной серьезность можно было
сказать, так это что это действительно музыка. Музыка со своей особоной
мелодикой, порой очень детской и простой, а порой совсем недетской и
завораживающей.
Сами музыканты которые создают эту музыку, часто не согласны с этим
определением. Действительно, довольно громко заявить что твоя музыка
интеллекутальна, а многая остальная нет. В результате эти споры только
порождают новые названия для стиля, а абревиатура IDM так и остается в
словообороте тех кто давно любит эту музыку. Врочем дело не в ярлыке,
дело в музыке. И в ней до сих пор появляется что-то новое, потому что
ее развитием движет эксперимент. Экспериментальность этой музыки может
проявляться буквально во всем: в мелодиях, в ритмах, в звуках, в схемах
построения композиций. В свое время под определение данного стиля
попадали люди от Cosmic Baby до Cabaret Voltaire, от Banco De Gaia до
Goldie, от Portishead до Underworld. Но это было давно, с тех пор
музыка значительно шагнула вперед, появилось множество других
стилистических ярлыков с четкими рамками. Приобрел эти рамки и ярлык
IDM. В настоящее время можно выделить несколько основных направлений
музыки в рамках IDM. О них и будет идти речь ниже.
Легкие формы IDM. В композициях этого направления обязательно
присутствуют красивые электронные мелодии, зачастую даже очень простые.
Мелодий может быть много, они могут сменять друг друга, сливаться самым
неожиданным образом, неожиданно возникать и замолкать. У них может быть
эмбиентная нагрузка как у Autechre, а может быть и танцевальная как у
Orbital. Следующим элементом такой музыки является ритм построенный на
сбивках и брейках. Ударные звуки могут быть довольно стандартными как у
Orbital, а могут быть и совсем не стандартными как у Aphex Twin.
Возможно использование не сильно перегруженных и грязных ударных
звуков, хрустов и т.д.
Тяжелые формы IDM. Основной отличительной чертой данного
направления являются тяжелые перегруженные и рваные ударные звуки в
ритмах. Ритмы опять же стоятся на брейках и сбивках, но бывает что
применяется перегруженный прямой бит 120-140 bpm. В частности у Aphex
Twin есть ранние прямобитные тяжелые треки, которые считают классикой
английского hardcore. Ритм в такой музыке всегда преобладает над
мелодией, если конечно мелодия вообще присутствует. Именно такой IDM
направление ближе всего к индустриальным шумовым музыкальным формам.
Основным различием этих шумовых конструкций в звуке. Тут нельзя
услышать брутальный рев и стучалово присущее индустриальным работам. В
IDM все сделано с математической точностью. Продуман каждый звук,
каждый брейк, а стук железок, рев бензопил и бетономешалок
ссинтезированы компьютерами. А так же музыканты иной раз просто
соревнуются в использовании фузов, овердрайвов и дисторшенов, ради
спортивного интереса и собсвенного развечелого настроения. Вообщем
никакой иделогии.
Классические формы IDM. В этом направлении используются
мелодические стороны легких форм и ритмические стороны тяжелых форм.
Классическим треком этого направления является трек "On" от Aphex Twin.
Война тяжелых перегруженных ритмов и красивых электронных мелодий.
Никогда не понятно кто же из них на этот раз победит, но всегда понятно
что мелодия останется в наших сердцах навечно.
Fungle (Drungle, Drill'n'Bass) - Приджанглованные формы IDM.
Все та же электронная мелодика, получила неожиданное развитие когда
некоторые музыканты начали экспериментировать с джангл ритмами.
Эксперименты зашли гораздо дальше, чем написание джангл-ритмов из
нестандартных ударных звуков. В частности особенно далеко зашло дело в
экспериментах над этими ритмами. Их ломанием, сбиванием, или простым
написанием неповторяющейся за весь трек драм-партии. Особую
популярность приобрел ударный эффект - "drill", кратковременная
скоростная долбежка ударным звуком на скорости 300-1000 bpm. Многие
музыканты уже шагнули дальше. Основатель стиля - великий Tom Jenkinson
(Squarepusher).
Braindance Music - Термин введенный лейблом Rephlex, который
был порожден в 98-ом году. Во-первых неудоволетворением ими от
применения слова intelligent к их музыке, во вторых с целью выделить
музыку построенную на электро/брейк данс бите из всей остальной кучи.
Сюда же теперь можно отнести и то электро что выпускается на FAX и
Elektrolux.
Microwave Music (Intelligent Noise, Sublime Noise, glitch,
sinecore, и microscopic music) - Минималистичная шумовая музыка,
основными продвигателями которой в массу является финский дуэт Pan
sonic. Описывать словами музыку из звуком домашних бытовых приборов,
синтезированных хрустов и шуршаний дело безнадежное. А слушать ее
неподготовленному слушателю, дело еще более безнадежное. Из статьи
американcкого музыканта Кима Кэскоуна (Kim Cascone, раньше продвигал
околоиндустриальный эмбиент-проект PGR и лейбл Silent, теперь выпускает
музыку под собственным именем): "С точки зрения Кима Кэскоуна новую
ситуацию характеризуют три идеи. Во-первых, это многократно
упоминавшиеся сбой, отказ, ошибка. Автор применяет жаргонное слово
glitch. Смысл сбоя в том, что знакомый нам инструмент вдруг начинает
вести себя неожиданным образом. Тут важен аспект случайности,
неготовности к тому, что внезапно появилось перед твоими глазами. Но
смысл сбоя и в производимом им шуме. Шум - это вторая глобальная идея.
Кэскоун усматривает исток пост-дигитальности в манифестах итальянских
футуристов, призывавших учиться слушать самые разные шумы и
использовать их в качестве музыкального материала. Ещё один
немаловажный первоисточник - это фортепианный опус Джона
Кейджа "4'33''": четыре с половиной минуты пианист сидит перед
инструментом, не касаясь клавиш.
Это и есть третья главная идея - интерес к фону, к контексту, к тому,
что кажется второстепенным, даже мешающим. К тому, что воспринимается
как помехи или отходы производства. К тому, что отвлекает
от "главного". Автор приводит любопытную аналогию: переход от
портретной живописи к пейзажной. В портрете пейзаж служил фоном, пейзаж
заполнял пространство вокруг головы изображённого персонажа.
Исчезновение головы на переднем плане и акцент на пейзаже и означал
перенесение внимания на контекст, на то, что незримо сопутствует
главному.
Аналогичным образом, и звуки электронных помех, которым отказывалось в
праве называться музыкальными, нашли своё место в музыке, более того,
оказалось, что в этой сфере скрывается масса интереснейших
возможностей."
bonus:
"IDM - Это электронная музыка, под которую не надо танцевать, а которую
надо слушать... даже не слушать, а внимать, следя за всеми изгибами,
наслоениями и пересечениями... желательно, сидя дома в наушниках. IDM -
это якобы музыка не для ритмично ухающего техно-стада, а для
индивидуалистов и эстетов. IDM - это музыка с претензией на сложность.
Со сложным ритмом и странными звуками.
В IDM-кругах была популярна хорошо известная истории искусств идея,
что "текстура может породить повествование" (texture could create its own narrative).
Текстура - это способ обработки или заполнения какой-нибудь плоской
поверхности. Скажем, у древесно-стружечной плиты - своя текстура, а у
морского берега, покрытого галькой, - своя. Любое собрание мелких,
желательно однородных, объектов, не обладающее очевидной структурой,
можно назвать текстурой. Трава в поле, пересечение веток деревьев на
фоне неба, гора битого стекла, разводы на отшлифованном малахите,
потёки краски на картине Джексона Поллока - всё это примеры текстуры.
Текстура - это нулевой уровень структурных отношений. IDM - это пример
ритмической текстуры." Как было написано на сборнике "Clik&Cuts
2" :"ритмические иррегулярности закодированы и вдавлены в поверхность
звука".
Обсуждения IDM музыка