Музыка регги

Регги (reggae) — одна из национальных форм поп-музыки. Корни регги — в народной музыке Ямайки (и Латинской Америки вообще), а также в ритм-энд-блюзе. Этот сплав возник в 60-е годы, когда ямайские музыканты попытались по-своему воспроизвести новоорлеанский {ритм-энд-блюз}, который слышали по радио.
Музыка регги
Любовь ямайцев к ритм-энд-блюзу не случайна — ведь многие жители «солнечного острова» были потомками чернокожих рабов, завезенных на Ямайку в XVII веке из Африки.

Движение регги — это не только музыка, но и определенное мировоззрение. Религией ямайских регги-музыкантов (а позже и белых исполнителей регги) стало растафарианство. Рас Тафари Макконен — император Эфиопии, который, согласно предсказанию, должен был принести свободу всем страдающим, помочь им покинуть «Вавилон» и вернуться на Родину, в освобождённую Африку, к этническим и духовным «корням» (понятие roots — одно из важнейших у растаманов). Идеалом является всеобщее равенство и братство, однако, достигаться оно (по мнению большинства растаманов) должно не революционным, а духовным путем. Инструментом личностного совершенствования и всеобщего примирения для растаманов стала марихуана, почитаемая на Ямайке, как трава мудрости (по преданию, она выросла на могиле царя Соломона). У растаманов есть свои цвета (сочетание красного, желтого и зеленого); их можно безошибочно опознать по так называемым дрэдам (прическа из скрученных в косички волос), которые, согласно раста-представлениям, являются антеннами в духовный мир, средством общения с богом Джа.

Историческим и стилистическом предшественником регги является ска, у которого регги позаимствовало характерную ритмику и инструментарий. Однако ска было слишком быстрым, чтобы танцевать под него знойным ямайским летом. Темп был значительно замедлен, а ритм стал еще более расслабленным и прихотливым: сильные доли часто пропускалась вообще, а слабые активно акцентировались (аккордами духовых и гитары). Басовая партия могла быть достаточно витиеватой. Найти «правильный» ритм для регги-музыканта было очень важным — только так можно создать «позитивные вибрации», которые и должна транслировать музыка регги.

Мир регги очень разнообразен — он простирается от совершенно безыскусного, неприукрашенного регги в исполнении старейшины {Ли «Скрэтча» Перри} до эстрадного, «приглаженного» варианта {Элтона Эллиса}. Но королем и классиком регги-движения, конечно же, был и остается {Боб Марли}, сумевший высказать в музыке все чаяния и надежды растаманов. Его регги, оставаясь миролюбивой танцевальной (к тому же, интересно инструментованной) музыкой, несло и мощный социально-политический заряд, призывало растаманов и все человечество не забывать о «корнях», о возвращении к истокам. Боб Марли скончался в 1981 году, однако до сих пор продолжают выходить неизданные прежде записи. Для растаманов он является не просто поэтом и музыкантом, но и пророком. Среди крупных фигур движения следует назвать {Питера Тоша} (начинавшего свою карьеру вместе с Марли в составе группы {THE WAILERS}) и {Линтона Квези Джонсона} — пожалуй, наиболее политизированных регги-деятелей, позволявших себе весьма резкие высказывания против американского и британского правительства. Линтон Квези также стал изобретателем даб-поэзии (поэтический текст, монотонно начитываемый на ритм регги). Необходимо вспомнить также {TOOTS & THE MAYTALS} (им приписывается само изобретение слова «регги»), {Макса Ромеро}, {Юниора Марвина}, Банни Ливингстона, {BLACK UHURU}, {BURNING SPEAR}, {STEEL PULSE}, ASWAD, {CULTURE} и др.

В 70-е годы музыка регги начала проникать в Европу и Америку. Боб Марли давал концерты в Лондоне, его пластинки достигали высоких позиций в хит-парадах США. В 1976-м артист был вынужден покинуть Ямайку, спасаясь от преследования — отныне он поселился в Туманном Альбионе (а Линтон Квези переехал сюда еще раньше, начав активную подрывную деятельность). Музыка регги пришлась по душе и панкам ({THE CLASH}), и {диско}-исполнителям ({SUPERMAX}). Эстафету переняли {пост-панки} — {POLICE} представили несколько отстраненный, холодноватый вариант регги. В «опопсении» жанра сказали свое веское слово британцы {UB40} (в составе этой группы были и выходцы из Ямайки). Регги приобретало все большую коммерческую популярность. В 1983 ямайской BLACK UHURU вручили премию Grammy Award как лучшей регги-группе. С тех пор с регги экспериментируют многие музыканты; появился и электронный вариант этого стиля ({даб}).

Удивительно, но интерес к регги проснулся и в далекой от жаркого ямайского солнца России. Как утверждают историки, случилось это еще на рубеже 70-80-х. Первыми пропагандистами регги в России стали «{Аквариум}» и… «{Карнавал}» А. Барыкина. Среди нынешних русских регги-групп можно выделить «{Джа Дивижн}», «{Остров}» и «{Маркшейдер Кунст}».

Ключевые артисты и альбомы:
Lee «Scratch» Perry «Cloak & Dagger» (1973)
Bob Marley «Natty Dread» (1974)
Peter Tosh «Equal Rights» (1977)
Linton Kwesi Johnson «Forces Of Victory» (1979)
BLACK UHURU «Anthem» (1983)
×

По теме Музыка регги

Музыка для здоровья

Еще в древности люди были убеждены, что прибытие паяцев в город значит для...
Журнал

Музыка танцев

Группа американских ученых провела исследование, в ходе которого были получены...
Журнал

Шаман и музыка

Николай Ооржак, тувинский шаман, человек-оркестр, который собственным голосом и...
Журнал

Музыка терапия

Учёные из итальянского Университета Павии решили подковаться в изучении ответа...
Журнал

Музыка New Age

Существует множество определений музыки New Age (Нью Эйдж). Одно из них...
Журнал

Музыка мозга

Ритм нашей жизни постоянно растет, прогресс движется вперед, делая невозможное...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Внетелесный опыт. Подводные камни
Полезные свойства орехов и семечек