Мировоззрение

Любая мировоззренческая концепция призвана удовлетворять те или иные потребности человека и общества. Для этого она должна обладать определенными свойствами, которые закладываются при создании мироздания, системы взглядов на мир и реализации в процессе практической деятельности.
Мировоззрение
Под свойством мировоззренческой системы понимается ее объективная способность, проявляющаяся в процессе деятельности. Количественная характеристика того или иного свойства системы понятий и взглядов, рассматриваемого применительно к определенным условиям ее создания и применения, носит название показателя качества , таких как духовность, моральность, гуманность и нравственность.

Человек-существо несовершенное и поэтому его мирок в контексте общего мироздания тоже понятие несовершенное и требующее регулярного переосмысления. Дурак, он, потому и есть придурок, что сделанная им ошибка или несусветная глупость находится в пределах разрешающей способности его мышления и ограниченной функции его головного мозга. Вот по этой причине ему выявить свою глупую выходку и не удается, а потому он всегда прав в своих собственных глазах. В расчёте на подобие недоумков и строятся многие политические, экономические и идеологические формации, религиозные догмы и постулаты, помогающие держать массу в узде и упорядоченности, ставящие перед собой следующие благородные цели:

• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

• воспитание общечеловеческой идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в конституционном своде законов;

• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Наибольший интерес на сегодняшний момент, как мне кажется представляют поведенческие элементы - социальные ценности и нормы. Они во многом определяют не только характер взаимоотношений людей, их нравственные ориентации, поведение, но и сам дух общества в целом, его своеобразии и отличие от других социумов. Социальные ценности - это такие жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в каком-то обществе, следует стремиться достичь. Таковы в разных обществах могут быть, например, патриотизм, уважение к предкам, трудолюбие, ответственное отношение к делу, свобода предпринимательства, законопослушность, честность, брак по любви, верность в супружеской жизни, терпимость и доброжелательность во взаимоотношениях людей, богатство, власть, образование, духовность, религиозность, здоровье и т. д.

Подобные ценности общества вытекают из общепризнанных представлений о том, что хорошо и что плохо; что есть добро, а что - зло; чего следует добиваться, а чего- избегать и т.д. Укоренившись в сознании большинства людей, социальные ценности как бы предопределяют их отношение к тем или иным явлениям и служат своеобразным ориентиром в их поведении.Очевидно, что индивидуальные ценностные ориентиры могут быть различны. Но вместе с тем в каждом обществе складываются и общие, превалирующие оценки жизненных ситуаций. Они-то и формируют социальные ценности, которые, в свою очередь, служат основой для выработки социальных норм. В отличие от социальных ценностей социальные нормы носят не только ориентирующий характер. В одних случаях они как бы рекомендуются, а в других прямо требуют соблюдения определенных правил и тем самым регулируют поведение людей и их совместную жизнь в обществе.

Выработанные на протяжении веков социальные нормы-это естественно складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которые преподносятся в литературе, в искусстве, в кино, и многих других источниках и писаниях, а люди должны стараться придерживаться их без принуждения. Сюда могут быть отнесены такие элементы духовной культуры, как этикет, обычаи и традиции, обряды ( скажем, крещение, посвящение , погребения), церемонии, ритуалы, хорошие привычки и манеры и заповеди.В особенности часто выделяются нравы общества, или его нравственные, моральные нормы. Это наиболее хранимые и почитаемые народом образцы поведения, несоблюдение которых воспринимается окружающими особенно болезненно. Важно отметить и такие социальные нормы, которые представляют собой специально разработанные и установленные правила пользования( например, правила дорожного движения,трудовой кодекс, воинский устав или правила пользования метрополитеном и др.). Особое место здесь принадлежит юридическим , или правовым нормам- законам, указам, постановлениям правительства и другим нормативным документам. Они, в частности, защищают права и достоинство человека, его здоровье и жизнь, собственность, общественный порядок, безопасность страны. Человеческое поведение вообще можно определить как тот или иной образ жизни, действий и поступков людей. Иногда может казаться, что действия отдельного человека- сугубо его личное дело. Однако живя в обществе, любой индивид практически постоянно находится( физически или мысленно) в окружении других людей. Поэтому его индивидуальное поведение очень часто взаимосвязано с окружающими и носит социальный характер. Люди «задевают» друг друга не только при непосредственном контакте, но и через вещи, природу, через общую среду обитания через высказанное слово, которое если вылетело, то уже не поймаешь. При этом взаимодействия людей чрезвычайно сложны и многообразны и могут быть разделены во времени и пространстве. Существующие в обществе обычаи, традиции, социальные ценности и нормы, характер поведения социальной элиты (как образец для подражания), сложившиеся в обществе условия для позитивного или негативного поведения (скажем, чрезмерные налоги вызывают волну укрывательства от них, раздутость госаппарата- злоупотребления и коррупцию чиновников, слабый социальный контроль и безнаказанность нарушений - разгул ненормативного поведения, отсутствия на улицах урн и общедоступных туалетов - рост загрязнения среды и т.д.) Не говоря уже о горячих точках, где превалирует насилие, беспредел, разгул бандитизма и связанные с этим пороки незащищённости слабых и немощных, детская беспризорность, проституция и пр.. Все понятия морали имеют ценностный аспект. Высшие моральные ценности – смысл жизни, свобода, счастье – представляют идеи, организующие нравственный мир личности в целом и оказывающие регулятивное воздействие на ее поведение и развитие. Развитие понимания мира это насущная необходимость, поскольку помогает найти смысл жизни, что особенно актуально в нашу эпоху с ее кризисом ценностей. Это развитие заключается в добровольном преобразовании сознания и позволяет максимально использовать скрытые потенциальные способности человека. Знание реальной цели своего бытия и управляющих им законов поможет создать более гуманный, справедливый и мудрый мир. Вначале было слово-логос, но если правильно перевести с протогреческого языка понятие логоса, то это не что иное как закон. И Законом был Бог.Изменяются понятия и религиозные догмы, трактования и пояснения самых простых заповедей и законов; не убивать, не красть, не врать и т.д. Ведь всё так просто.

Не убивать нужно невинных, невиновных и незаслуживающих смерти. Убийца доказанного в суде убийцы или нападающего с целью убийства-герой, заслуживающий почитания. Вор, укравший то, что принадлежало не ему из корысти, заслуживает кары. Ограбленный человек защищает себя кулаками и насилием над грабителем, вплоть до уничтожения грабителя. Ограбленный коллектив или сообщество устраивает погром. Ограбленный народ восстаёт и бунтует, ограбленное государство объявляет войну. Оболгать можно не только человека, но и прошлое народа, исказить историю, сфальсифицировать события факты. Происходить такое не только в угоду правителей, но и по причине того, что между тем, что слышат и тем, что слушают большая разница ибо слушать можно одно, а слышат то, что хотят услышать. В процессе познания мира человек делает оценку действительности на основе своего мироощущения; это чувственное восприятие мира посредством эмоций, чувств и переживаний. Кроме того основой мировосприятия является миропонимание, оно базируется на предпочтениях человека, его идеалах, убеждениях, позиции и т.д. На основе мироощущения и миропонимания, условий жизни, общения, личного опыта у человека формируется мировоззрение - его система взглядов на мир.Итак, жизнь есть закономерный процесс, но из этого, по моему мнению, не следует, что можно вывести общий закон жизни, который позволил бы сводить многоразличные жизненные процессы к некоей однонаправленной жизненной силе. Напротив, жизнь есть результат первичных процессов, и только они подчиняются общим законам природы и Его логосу. Если есть условия для их действия, то жизнь возникает, так сказать, сама собой. Нет такого закона — закона жизни, истории и естества, — который возвышался бы над частными законами, регулирующими движение отдельных элементов, иначе это было бы полностью антропоморфистской концепцией. Единственно реальными являются движения мельчайших энергетических сгустков и закономерности, которые регулируют данные движения. И если мы суммируем эти движения в некую совокупную целостность, то уже не следует для нее выводить особый закон мироздания. Мир реальный и мир в понятиях, образах и мировоззренческих стереотипах не тождественен. В подведении отдельных явлений природы и истории под общие закономерности возникает, таким образом, особая трудность. Последнее основание этой трудности заключается в том, что мы не можем добраться до той первопричины, которая действительно обусловливает движение мира и познать которую — оправданно или нет — требует от нас наша потребность в объяснении божественного логоса. Мы придерживаемся действительных движений и можем разве свести более сложные движения к более простым. Вот и всё. Человек мыслящий, формулируя те или иные законы в естествознании и именуя их "законами природы", непременно упрощает и огрубляет картину мира. При этом далеко не всякие обобщения могут быть по праву названы законами естествознания. Всё особенно усложняется, когда речь заходит об истории. Исторические явления в любом случае суть результаты весьма многих встречающихся друг с другом условий и потому ни в коем случае не могут быть выведены из какого-либо одного закона природы. Каждое явление жизни человека и человечества — уникальный, неповторимый исторический факт, результат соединения бесчисленного множества обстоятельств и случайностей. Поэтому претензия некоторых определителей — сформулировать общие законы, которые отражали бы реальный ход истории и служили бы для его предсказания, — представляется по меньшей мере несостоятельной, хотя,повторяю, общие тенденции динамичности мироздания, которые, если уж невтерпёж и так хочется логически всё упорядочить, систематизировать и узаконить, то тогда пожалуй можно назвать всеобщим логосом и поведать о нём миру.

Подобранный коллектив исследователей космоса представил результаты работы по изучению одного необычного явления, которое несет информацию о Большом взрыве, – микроволнового фонового излучения. Проанализировав характер его распределения, специалисты космологи заключили, что в первые мгновения после образования Вселенной разные ее участки расширялись с различной скоростью. Работа ученых правда носит сугубо теоретический характер.В настоящее время просторы Вселенной изучают с помощью различного вида телескопов. Как известно,свет от далеких звезд доходит до Земли за миллионы лет, а то и больше,поэтому, наблюдая за определенными участками звездного неба, астрономы могут изучать эволюцию космоса,как бы в развёрнутом виде, прокручивая вперёд и назад. В результате Большого взрыва из точечки появилась линия и стало существовать только одно измерение-длина ,потом, расширяясь, появились второе-ширина и третье высота, как вверху, так и внизу, а в итоге тот трехмерный мир, в котором мы сейчас и живем. Не исключено поэтому, что со временем у него появится еще и четвертое измерение-глубина проникновения. Проникнутся этим возможно будет начиная с декабря 2012 года, во всяком случае подготовка к этому событию уже идёт полным ходом. Кроме света, по Вселенной также распространяются гравитационные волны. Они пока изучены только в теории. NASA и Европейское космическое агентство планируют к 2016 г. построить на вокруг и околоземной орбите специальную лабораторию LISA, которая попытается их обнаружить и углубит обозреваемость всех вселенных и прошлых и настоящих. А вот насчёт будущих-это уже пятое измерение- время, которое как киноплёнку можно прокручивать вперёд и назад. За тем не за горами и шестое измерение-параллельный мир астрала, где существует информационная матрица и наконец мир седьмого неба-измерение высшего разума и его посредников-измерение бесконечного и безграничного, всеобъемлющего и всеохватывающего, всевидящего и всёзнающего, божественного первоначала.Новое Мировоззрение говорит о том, что Вселенную надо рассматривать как проявление Высшего интеллекта, который является эволюционирующим и контролирующим органом. Вселенная воспринимается как некое единое информационное поле, из центра которого изливаются потоки энергии в виде спиральных рукавов. Об этом еще писал и говорил Никола Тесла.

Космическая наука и история, которую открывает нам ученый Хосе Аргуэльес, представляет Вселенную, состоящую из разных уровней разума, сознания и интеллекта. Каждая точка Вселенной обладает разумностью, осознанностью, способностью поставить цель и выполнить ее, что является функцией интеллекта.Таким образом, есть некоторые правила поведения разумности во Вселенной, которые можно описать законами Мироздания. Если есть законы Мироздания, значит Абсолют, который создает эти информационные поля, сам является ответственным за эти законы. Но и над этой структурой тоже может быть некая Высшая разумная энергия, дающая нам смертным духовную пищу для размышления. Потребляя приготовленные духовные блюда представители особо духовно настроенной части посредников на своей кухне придумывают каждый свои особые рецепты духовности и морали.

Немало законов придумано в человеческом обществе, но основные из них базируются на таком универсальном фундаменте как нравственность и мораль.

Еще великий философ и один из создателей астрономической картины мира Эммануил Кант считал величайшими сокровищами звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас?.Что же такое нравственность?Это осознание человеком своих интересов, которые, однако, не должны противоречить интересам общества. Есть основополагающие моральные принципы: не убивай, не воруй, уважай своих родителей.К сожалению,несовершенное устройство общества часто заставляет нарушать эти, казалось бынезыблемые, законы. За убийство на чеченской войне дают медаль или орден; у замыслившего суицид не грех украсть орудие самоубийства; мать В Украине, заставившая дочь заниматься проституцией или/и посадившая ее на иглу, вряд ли заслуживает уважения. Но все же в большинстве случаев люди соблюдают моральные принципы, чем и жив пока род человеческий.

Поскольку в древности все нормы поведения были закреплены в религиозных текстах (а иной литературы тогда просто не существовало), то и по сей день можно слышать навязчивое утверждение, что именно религия олицетворяет собой нравственность. В словарях понятие нравы трактуется, как обычаи, имеющие нравственное значение. Проистекают они из постоянных норм, которыми люди руководствуются в отношенияхмежду собой и с обществом, при условии, что эти нормы не вводятся принудительными предписаниями власти или закона или являются результато мвлияния религиозных догм, а регулируются традициями. Когда последние упорядочивают социально политическую (отношение к власти и кто за этим стоит), этнико умственную (отношение к Богу и культу, нации и этнической группе), экономическую ( в чьих интересах, а так же отношение к природе, ее дарам и пр.)стороны жизни, то такие нормы относят к моральным и нравственным обычаям.

Значение нравов в историческом процессе состоит в том, что они запечатлевают нравственный прогресс, уже достигнутый, превращаясь в навык и привычку. Власть нравов над толпой огромна, и действия немалой части человечества регулируются именно господствующими в данное время нравами. При росте уровня цивилизации иповышении нравственности смягчаются и нравы. Напротив, огрубение нравов происходит при дегенеративных процессах и деморализации общества в особотрудных условиях выживания, что выражается в увеличении актов насилия, солидарности между членами общества, возрождении жестокости и др.пороков. НРАВЫ ? устоявшиеся в данном сообществе формы поведения.В социологии нравы иногда определяются как своего рода полезные обычаи или, как относительно устойчивые правила поведения, манеры, преобладающие в данном обществе или соц.группе и воспринимаемые как правильные, законные и обязательные.Нравы ? Это особооберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций.Регуляция их происходила на основе законов-табу. Табу ?Это абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие,послуживший основой многих позднейших нравственных,социальных и религиозных норм.В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма.
×

По теме Мировоззрение

Новое научное мировоззрение

КОЛЛАПС ГЕОПОЛЯ Северным сиянием проявляется присутствие активных солнечных...
Журнал

Моё мировоззрение

Мировоззрение, что это? Наверно, это ощущение мира тем или иным человеком...
Журнал

Мировоззрение сумасшедшего

Существующие понятия о сути зарождения и построения мира пока не истинны...
Журнал

Мировоззрение никудышности

Беда в том, что большинство людей, известных мне, не в состоянии оценить даже...
Журнал

Научное и религизное мировоззрение

Много столетий продолжается острая идеологическая борьба между научным знанием и...
Журнал

Мировоззрение

Мировоззрение можно разделить на несколько групп и подгрупп. Мировоззрение...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Как заставить себя медитировать?