Камни Экклезиаста

Со смешанным чувством печали и радости, с улыбкой и в слезах прощались мы в прошлой передаче с античной философией. Мы обязательно вернемся в ее светлые, наполненные детской верой в силу разума, залы. Под веселый, нестареющий смех Лукиана, как школьники, которым наскучило изучать одну тему, готовы были мы сегодня перебежать из античности в средневековье.
Камни Экклезиаста
Но вдруг послышался шум крыльев, и к нам спустилась хозяйка философского музея - Сова Минервы. "О, хранители и искатели мудрости", - прогугукала Сова: "Не гневайтесь на то, что я прерываю Вашу экскурсию. Но если Вы не познакомитесь с нашей ближневосточной коллекцией, трудной будет встреча со Средневековой философией".

Мы решили послушаться спутницу Минервы и во второй раз совершить паломничество в Страну Востока.

Однако, не успев войти в уже знакомый зал восточной философии, мы споткнулись о желтые, опаленные солнцем камни, в беспорядке разбросанные по музейному паркету. "Безобразие!" - подумают экскурсанты: "Камни, понимаешь, разбросаны, а никто их не собирает! Непорядок!"

Нет, камни не собирают потому, что еще не пришло время их собирать. Они попали в наш призрачный музей не случайно, попали из самой философичной библейской книги, из книги Экклезиаста или Проповедника.

Книга Экклезиаста настолько необычна, что приводила и приводит в недоумение, как древних, так и современных мудрецов и философов. И чтобы понять, откуда в нашем музее взялась эта призрачная груда камней, и что она означает, послушаем сегодня еще раз, что говорил Экклезиаст...

"Суета сует, все суета! Что пользы человеку от трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги своя. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем".

"Как?!" - будем недоумевать мы, слушая библейского мудреца, - "Неужели же нет совсем ничего нового под солнцем!?". Даже наш маленький жизненный опыт говорит, что новое есть и мы часто гонимся за этим новым, хотим поймать его или увидеть еще что-то новое под солнцем.

Не тут-то было. Охваченный каким-то жестоким наслаждением, вглядывается Экклезиаст в картину вечного круговорота вселенной и человека. Накопление богатства, почести, чины, наслаждения, и даже праведный труд и рождение детей, все это уже было под солнцем. И все это - суета.

"Да кто же осмелился написать такое?!" - спросит возмущенный слушатель, спросит, как спрашивают уже много веков те, кто читал и перечитывал великую книгу Экклезиаста.

К сожалению или к счастью, мы не знаем и не узнаем автора. Дело в том, что Экклезиаст, в переводе, означает проповедник. Проповедник, который скромно говорит от имени великого царя, но речи его скорее похожи на рассуждения античных философов, чем на библейские пророчества. Роль мудрого правителя, пресыщенного жизненными благами и опытом, которую присвоил себе безвестный автор, позволяет ему с каким-то космическим пессимизмом поведать современникам и нам о том, что человек всегда властвует над человеком, что всегда были продажные суды, насилие и бесправие.

Поставлена глупость на высокие посты,

А достойные внизу пребывают.

Видел я рабов на конях

И князей, шагавших пешком как рабы.

Еще видел я под солнцем:

Место суда, а там беззаконие;

Место правды, а там неправда.

Праведников постигает то,

чего заслуживали бы дела нечестивых,

а с нечестивыми бывает то,

чего заслуживали бы дела праведников.

И сказал я: и это - суета.
Какой же разумный смысл можно увидеть в таком безрадостном положении дел у людей? Ответ Проповедника удручает своей безысходностью. Никакого смысла нет! Мир - сплошная бессмыслица.

А может быть смысл лежит там, где его искали греческие и римские философы - в самой мудрости, в прекрасных учениях, в разуме и в его силе, или в другой идеальной реальности?

Но и здесь Экклезиаст неумолим…
"И предал я сердце мое тому,

чтобы познать мудрость

и познать безумие и глупость;

Узнал, что и это - томление духа.

Потому что во многой мудрости много печали;

И кто умножает познания, умножает скорбь".
Выясняется, что библейскому Проповеднику не по пути и с античными мудрецами, ибо он хоть и мудрец, но разочаровался как в жизни, так и в самой мудрости.

Правда остается еще один выход, еще одно прибежище смысла - смерть… Кажется, что Экклезиаст идет здесь по стопам всех известных нам философов, он говорит, что лучше пойдет не на свадьбу, а на похороны, ибо знает, чем закончится свадьба.

Но вот речь заходит о смерти - и что же…

"Участь сынов человеческих

и участь животных - участь одна;

Как те умирают, так умирают и эти

И одно дыхание у всех,

И нет у человека преимущества перед скотом;

Потому что все - суета!

Все произошло из праха, и все возвратится в прах".
Право же, страшно читать эти строки.

Мало того, сама мысль о смерти отравила человеку всякую радость его земного существования. Мало того, что и у мудрого, и у глупого конец один. Смерть это то, что уравнивает человека и животное, лишая мыслящее существо всякой надежды хоть на какой-то смысл.

Поэтому смерть и есть главная бессмыслица в мире людей.

Таков неутешительный итог рассуждений Экклезиаста - он развенчал все утопии, все надежды и идеалы.

Однако, остается еще последняя надежда - Бог. Проповедник говорит о Боге - "Помни о Создателе своем с юных лет". Но это как-то после всего услышанного уже не окрыляет. Бог Экклезиаста кажется равнодушным к миру. Он - какой-то абстрактный, философский бог и созданный им мир кружится и кружится без всякой цели. Неизвестно даже - желает ли этот Бог блага своим творениям.

Правда, Вечность, которая вложена Богом в сердца смертных, побуждает их искать правды и гармонии, искать подлинного совершенства, но люди, по Экклезиасту, ничего не найдут и ничего не поймут. Даже когда человек надеется, что есть какой-то нравственный миропорядок, то он тоже ошибается. Ведь каждому ясно, что его судьба не всегда зависит от его поступков. Нет настоящей награды добрым, да и сама награда в этом мире - что она как не суета сует и томление духа!

Конечно же, творение Экклезиаста должно было смущать людей и вызывать недоумение. Набожным людям его книга казалась просто кощунством, а философов - учителей наслаждения и удовольствия библейский мудрец приводил в совершенное отчаяние. Без пафоса, с помощью спокойного и бесстрастного философского анализа подрывал Экклезиаст все опоры, оставляя людям лишь жалкое подобие надежды.

Кажется на первый взгляд непостижимым, как вообще подобная книга могла попасть в Библию. Известно, что древние книжники много спорили, прежде чем дать ей место рядом с другими творениями в Книге книг. И, тем не менее, они это сделали.

Мудрец и философ, скрывающийся под именем Экклезиаста или Проповедника, поднес людям чашу с горьким напитком, но то был напиток исцеляющий. Как ценность воды познается в жаркой пустыне, так и жажда вечности пробуждается, когда человек отдает себе полный отчет в мимолетности всего земного, в том, что все, в нашем бренном мире, суета и погоня за ветром. В этом, наверное, и заключается великий смысл отрицательного пессимистического опыта библейского мудреца.

Только Христос заполнит ту страшную пустоту, которая остается после проповеди Экклезиаста. Но время Христа еще не пришло.

А потому, выслушаем еще и еще раз горький урок безвестного философа и проповедника. Он, надо полагать, все-таки надеялся, что среди будущих читателей его вечной книги найдутся такие, для которых радости еды, питья и прочих мирских благ будут недостаточными, чтобы принести счастье и смысл в их жизнь, надеялся, что человечество обретет когда-нибудь высшую истину. А пока этого не произошло…

"Всему свое время, и время всякой вещи под небом.

Время рождаться, и время умирать;

Время насаждать, и время вырывать посаженное.

Время убивать и время врачевать;

Время разрушать и время строить;

Время разбрасывать камни и время собирать камни".
×

Обсуждения Камни Экклезиаста

  • Впрочем,уважаемая Вера, "Журнал" превратился в сборник всяких слухов и домыслов из интернета по типу - "Одна бабка сказала".
    Это результат анулирования на сайте ДС раздела "Философия".
    Уважаемый Ламп, Бога ради не обижайтесь, не Ваша вина в этом. Философия рушится под натиском Диавольской мистики дуализма.
     
  • Уважаемая Werka!
    Не ересь, а "ФИГНЯ", из того же античного времени, с которым автор "с улыбкой и в слезах прощался в прошлой передаче" (?), но, похоже, так и не распрощался.
    Не философская это статья, а филологическая.
     
  • Что за ересь и при чем тут камни?
     

По теме Камни Экклезиаста

Драгоценные камни

Драгоценности во все времена считались символом Любви. И в великом множестве...
Журнал

Камни талисманы

Издавна известно, что лучшего талисмана и оберега, чем камень, нельзя и пожелать...
Журнал

Загадочные камни

По улице древнего города важно шествует трицеротопс. Его спину, словно он...
Журнал

Лечебные камни

На протяжении многих веков люди наделяли благородные камни чудодейственными...
Журнал

Целебные камни

Какая женщина не носит хотя бы одно украшение с камушком! Надевая кольцо, серьги...
Журнал

Драгоценные камни

Разноцветные камни всегда пробуждали воображение древних людей. Еще в древности...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Внетелесный опыт. Подводные камни