Содержание и форма

Довелось мне как-то раз побывать на встрече с одним монахом — мастером духовной практики дзэн.[1] Просто случайно попалось на глаза, хотя впрочем, ничего случайного в мире не происходит, газетное рекламное объявление о бесплатной лекции на тему дзена и, почему-то решил сходить, благо и место, и время устраивало.
Содержание и форма
Хочу оговориться сразу, что на месте дзэна могли быть и йога, и рейки, и цигун, и многое другое из «арсенала» восточных духовных практик. Заинтересовало меня то, что мастер из корейского дзэновского монастыря.

Корея — это, аккурат на другой стороне земного шара! Попытался представить себе, что же должно сподвигнуть человека проделать столь неблизкий путь? Какие такие слова надо произнести на другом конце света, ради которых стоило срываться с места? Неужели всё затевалось только ради рядового выступления перед аудиторией из несколько десятков человек? Как ни крути, а в Корее, что в северной (15 миллионов), что в южной (32 миллиона), народу, а значит и потенциальных слушателей, против нашего — латвийского, раз в 10, а то и в 20 больше будет. Интересно…

Но собственно после самой лекции мне захотелось написать уже не о мотивации этого приезда, а о… форме и содержании.

Достаточно экзотичным и удивительным был не столько сам наряд корейского монаха, а то, что в этом наряде сидел… европеец! Вполне допускаю, что эта одежда наиболее целесообразна и оптимальна в условиях жизни на корейском полуострове, но в нашей среде это смотрелось немного странно.

Ни слова бы не сказал, увидев на наших улицах японцев, разгуливающих в кимоно. Это всё их — с рождения. Возможно им в родном кимоно намного уютнее. Так же понятно и оправдано то, что скандинав, приехав в жаркую Индию, может быстренько переодеться в индусскую одежду, соответствующую тому климату. И это никак не предательство национальных интересов, а чисто прагматический подход к сохранению своего здоровья. Но трудно понять или найти какой-либо смысл всей этой внешней атрибутике в ситуации, когда к нам, в столицу вполне европейского государства, в костюме монаха корейской ветви японского дзэна, приезжает чех, у которого духовный учитель болгарин, живущий во французском Париже… Понятно, если бы всё происходило там, в Корее, в монастыре или, приехавший к нам был бы оттуда родом…

Есть определённые отличия в той же одежде, подчёркивающие принадлежность человека к тому или иному положению в обществе или виду деятельности: та же школьная форма выделяет учащихся, а военная — защитников родины. Такое положение полностью оправдано и даже необходимо. Но трудно себе представить латыша — полицейского из охраны президента или командира десантной роты в костюме ниньзя и с самурайским мечом, оправдывающих свой внешний вид данью уважения к восточным боевым искусствам, которыми они занимаются в свободное от работы время. Так же нелепым будет прийти на приём к английской королеве со своим ковриком и усесться на пол, как это делают на востоке.

Конечно, я немного утрирую ситуацию, но только лишь для того, чтобы обратить на неё более пристальное внимание. Я не посягаю на свободу человека. Ему решать, во что и когда одеваться, что, где и как кушать, что и с кем делать… это его свободный выбор. Но жаль, когда слепо следуют форме, и тем более, если забывают о содержании.

Почему я поднял эту тему? В принципе, ведь всё упирается в одно: есть человек, и есть его жизнь. Человек не понимает свою жизнь, не понимает, что она от него хочет и от этого, так или иначе, страдает. Проблема всего одна — человек не понимает или не желает понимать свою жизнь, а формы этой проблемы очень многообразны, тут и болезни, неудачи, страхи… всего не перечислить. Это многообразие вообще-то и путает человека, но это лишь следствия только одной единственной причины — нежелание налаживать должный диалог со своей жизнью.

Людям даны такие духовные Знания, с помощью которых этот диалог можно наладить быстрее. Но у каждого народа (на Севере, на Юге, на Востоке, на Западе), сообразуясь с его культурой, традициями, менталитетом и многим другим, форма преподнесения этих Знаний на начальном этапе может сильно разниться, хотя суть их остаётся одной и той же. Эти начальные различия или специфические особенности могут для другого народа, другой культуры стать просто неприемлемыми. Как по поговорке: «Что русскому здорово, то немцу — смерть», и наоборот.

Непосредственно о лекционном материале и способе, которым он преподносился, разговор может быть достаточно долгим, и, наверное, лучше его провести отдельно. На Востоке, такая подача возможно и прошла бы «на ура», но здесь далеко не всё было гладко.

То, что говорил и пытался донести до наших слушателей мастер дзэна, наверное, сначала лучше было бы дать ощутить, пережить практически. Тогда хоть стало бы понятно о чём идет речь. А так всё сводилось к интеллектуальной игре слов, практически не имеющей никакого прикладного значения.

Фраза — «надо подходить ко всему без умственного дуализма», человеку, который никогда не сталкивался с опытом глубокой осознанности, ничего не даёт. А по большому счёту, просто смущает и путает. Это как детишкам в детском садике заявить, что высшая математика гораздо «круче» алгебры. Подождите, им ещё даже про таблицу умножения не успели рассказать.

Слова-то, в принципе верные, только как-то может не совсем вовремя сказанные. И не возразишь открыто — всё-таки человек уважаемый, авторитетный, из далека приехавший… но и принять всё услышанное тоже трудно — уж очень «умно» как-то…

Во время лекции, мастером для красочной иллюстрации темы встречи, были рассказаны несколько восточных притч. Одна из них касалось темы иллюзий и того, что не стоит этим иллюзиям доверять и следовать им. Если кратко, то смысл этой притчи сводился к следующему: «Один монах-отшельник практиковал медитацию, уединившись в горах, в одной из пещер. По прошествии какого-то времени, во время занятия он вдруг увидел неописуемой красоты женщину, которая вся лучилась светом и любовью… Она сказала монаху, что благодаря своим занятиям, он достиг нужного уровня и уже способен делать разные чудесные вещи. И, как пример его выдающихся возможностей в целительстве, попросила его взять острый камень и поранить себе кожу на голове так, чтобы пошла кровь. Монах ударил себя камнем, и из раны потекла кровь. «Теперь просто проведи рукой над ушибом» — сказала женщина. Монах сделал то, что она просила и боль ушла! Стерев кровь с головы, он обнаружил, что исчезла и сама ссадина от удара! «Ну как, убедился в своей силе?!» Монах только кивал в ответ. «А ещё ты можешь летать! Пойдём со мной…». Монах пошёл за прекрасной женщиной, и они поднялись на высокую гору. И, когда поднялись на самую вершину, она сказала ему: «Лети!..». Он шагнул в пропасть… и полетел… вниз… и, разбился».

«Вот почему не надо следовать иллюзиям!» — закончил притчу дзен-мастер. «Можно просто потерять своё тело, а потом потратить много времени в следующей или следующих жизнях на то, чтобы опять подойти к практике этого учения».

А вот тут хотелось бы разъяснения этой притчи всё-таки дополнить. Иначе ничего кроме заронившихся сомнений, замешательства и потенциальных страхов в ожидании чего-то подобного, у людей, практикующих медитативные практики, не возникнет. Представьте себе человека, который учится медитировать и одновременно боится этого процесса?! Это прямо, как у Жванецкого: «А вы пробовали принять слабительное и снотворное? Оч-чень интересный результат!»

А дополнить хочется следующим… Отличить иллюзию от реальности, если она настолько же реальна, как окружающий мир, достаточно трудно, практически невозможно. Во снах, переживая какие-то кошмары, мы же в холодном поту проснуться можем. Для нас там всё было реальностью.

Но, так же как и мы — родители, не хотим плохого для своих детей, СТАРШИЕ (более вышестоящий разум человека*) хотят нам только хорошего! У них по отношению к нам одна задача — помочь нам быстрее становиться ВЗРОСЛЫМИ, такими же как ОНИ. И разговор с НИМИ всегда направлен только в одну сторону — в сторону совершенствования. Если в этом контакте-общении ОНИ начинают нахваливать какие-либо достоинства, качества или возможности человека, и он на это «повёлся», то дальнейший разговор о каком-либо развитии прекращается. Человек просто будет терять время на взращивании различных «чудес». Будет терять время своей жизни ровно столько, пока этого не поймёт.

Это как я пришел в школу за знаниями, необходимыми для поступления в институт, где всё ГОРАЗДО интереснее и значительнее, но в «9» классе мне так понравилось, что я решил там «зависнуть». Собственно ничего плохого… только об институте разговор уже не ведётся. То есть я просто размениваю и предаю свою мечту, цель…

Вот почему, образно говорится, что человек, остановившийся в своем развитии, уже умер, только пока этого ещё не узнал!

Вот так ОНИ на некоторых этапах обучения могут запросто проверить человека на его устремлённость. И та же притча ещё раз подтверждает, что без наставника (учителя), который может научить, объяснить, помочь, подсказать, подстраховать… в это лучше не лезть. Иначе дело добром может не кончиться.
×

По теме Содержание и форма

Содержание железа

Железо всегда означало силу. Оно обеспечивает процесс дыхания, улучшает...
Журнал

Содержание калия

Калий продукты... Ежедневный дневной рацион должен содержать более как минимум...
Журнал

Содержание железа

Ученые ряда стран заинтересовались вопросом о том, повышает ли железо иммунитет...
Журнал

Содержание соли в продуктах

В ходе исследования было установлено, что в бутербродах, которые упакованы в...
Журнал

Содержание дождевых червей

Для чего же содержат и разводят таких, казалось бы, малопривлекательных существ...
Журнал

Содержание соли в продуктах

Специалисты провели опрос, в результате которого выяснили, что из 2000...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Внетелесный опыт. Подводные камни
Полезные свойства орехов и семечек