Конец глобального эгоизма

То, о чем пойдёт речь ниже, было высказано мною и моим коллегой А.Б. Капышевым ещё в 2005 году [1]. Ныне приходится об этом напоминать в силу острой актуализации темы.

Вначале – краткие тезисы.
Человеческая духовная сущность не получает развития, если подавляется приоритетом внешнего могущества, культивированием силы.
Конец глобального эгоизма
Названный феномен выражает себя прежде всего в таком столпе общественного устройства, как сила денег.

Абсолютизм денег проявляет себя в том, что именно они связывают людей в существующем обществе. Причем связывают так, что, если убрать деньги – общество распадётся, в силу взаимной внутренней индифферентности индивидов.

Эгоизм в общении, основанном на денежной единице, делает единство людей чисто формальным, условным. Достоинство человека в нем подменяется достоинством условных единиц, условных ценностей. А люди остаются чужими. Каждый продаёт свой труд, каждый выдвигает на первый план цену своего труда, а не то, в чем нуждаются для своего развития окружающие.

Тем самым античеловечность денег сказывается и в общественном разделении труда, и в создании препятствий раскрытию творческих способностей людей во всеобщем масштабе, и в усилении взаимоотчуждения людей. Но если финансовая система разрушится, человек не в состоянии жить в одиночку. Потому что он от многого зависит, а самостоятельно сделать все необходимое для жизни не сможет, для этого требуется серьезное организованное участие многих.

Единственная альтернатива такому положению состоит в том, что для полноценного развития человека важно постепенно отказываться от денег по мере возможности и по мере научения делать все необходимое для человеческой жизни своими руками. На смену денежному обращению должны прийти принципы бесприбыльного обмена и безвозмездного даяния. Тогда деньги ясно обнаружат, по выражению Бальзака, своё «совершенно фиктивное существо» и утратят силу и значение.

* * *

Условием, которое подпитывало и укрепляло эгоистические установки в сознании и психике людей, явилось привнесение в человеческое общежитие денежной единицы и системы отношений, основанной на ней.

Невозможно бескорыстно служить ближним и одновременно заботиться об увеличении своей собственности. Почему и говорилось в древности: нельзя поклоняться и Богу, и мамоне, как невозможно идти одновременно в противоположные стороны. Стяжание Истины и стяжание выгоды разведены онтологически.

Между тем постепенно разрастающийся эгоизм человека юной земной цивилизации воспрепятствовал развитию бескорыстного внутреннего стремления творить и отдавать ближним плоды своих рук. И ненормально формирующееся общество неизбежно привело взаимоотношения между людьми к трудноразрешимым обстоятельствам: они как раз и были связаны с естественно возникшими проблемами в приобретении и снабжении друг друга изделиями, необходимыми в жизнедеятельности.

Умело используя эти трудности в быстро разрастающихся разрозненных родах и племенах, правильно учитывая характерные отклонения, ярко проявляющиеся в жизнедеятельности человека, одно из направлений внеземного разума помогло людям прийти к выводу о необходимости ввести в человеческие взаимоотношения некие условные ценности, с помощью которых можно легко приобретать желаемое. Более того, эти мнимые ценности легко накапливать, при этом далеко не всегда прикладывая кропотливые каждодневные физические усилия.

«Введение такого рода ценностей сродни введению сверхактивного удобрения в почву, из которой уже успешно поднималось уродливое дерево глобального эгоизма» [2].

Данное событие стало значительным метаисторическим фактором, давшим начало серьезным трудностям, которые не дают возможности для полноценного становления человечества на пути самоопределения. Условные ценности со временем перерастали в понятие денежных единиц, а противостоящий человеческому развитию внеземной разум предпринял целенаправленные усилия по введению точно просчитанной денежно-финансовой системы.

Процесс развития человечества с древнейших времен пронизан отношениями, основанными на деньгах. Люди как будто бы самостоятельно «изобретали» деньги, – но, как подметил в этой связи Ф. Энгельс, при этом «не подозревали, что они вместе с тем создают новую общественную силу – единственную имеющую всеобщее влияние силу, перед которой должно будет склониться все общество». И сила эта, прозорливо подчеркивал далее немецкий мыслитель, возникла «внезапно», притом «без ведома и желания ее собственных творцов» [3].

Быстрое повсеместное насаждение денег в качестве главного и всеобщего средства обмена как раз и явилось той неожиданностью, которая была привнесена в человеческое общество извне. Однажды возникнув, это больное явление развилось в постоянно возрастающую преграду, которая стала препятствовать раскрытию истинного творческого начала человека. Появление денежной единицы стало быстро порабощать сознание человека, открывая перед ним манящие горизонты всевозможных шагов к приобретению этой ценности в как можно большем количестве и наиболее легким путем. Поэтому основная цель жизни подавляющего числа людей связана отныне с денежной единицей, и каждый следующий шаг все они делают в зависимости от этой ценности. Эта рабская зависимость подобна привязи, на которой ходит человек вокруг кем-то установленного в землю шеста.

Поэтому следует не сохранять и возрождать эту наличную систему, а идти вперед. Нельзя забывать, что сущность денег, будучи несовместимой с глубинным существом человечности, неизбежно ведет к краху глобально-меркантильных, глобально-эгоистических планов.

Денежная система была создана как раз для того, чтобы человечество в конечном счете самоуничтожилось; а для этого прежде и легче всего постепенно свести управление людьми через деньги к узкой груп¬пе людей. В свою очередь, эту группу людей легко контролиро¬вать метаисторическому источнику, который изначально ввел денежную единицу в отношения между людьми. Иначе говоря, акторы глобализации сами суть жертвы внечеловеческой могущественной силы, т.е. проявления некоторых закономерностей высших сил в космосе, что скрываются за хитросплетениями денежной системы.

Объединяя людей сугубо формально, финансовая система имеет в современном мире очень опасную сторону и тенденцию: рынок становится некой самодовлеющей реальностью, самодействующим автоматом, устремленным на добычу денег ради денег. Следствием этого является то, что в «электронно-управляемом глобальном казино финансовые потоки не подчиняются какой-либо рыночной логике» [4]. Это чревато самыми грозными последствиями, так как любая корпорация зависит именно от того, что происходит в этой «никому не подконтрольной паутине» [5].

Рано или поздно система даст капитальную трещину в общественном здании и самом фундаменте его. А финансы – это такая реальность, такая собственность, которая в разрушающейся системе не сможет превратиться в необходимую, ощутимую энергию, вещество.

Конечно, и в мире, пронизанном рыночными отношениями, все-таки возможно, при наличии некоторых дополнительных благоприятных факторов, приостановиться в духовном падении. Для этого надо прилагать правильные, притом постоянные, ежечасные сознательно-волевые усилия. Но подлинным и здоровым разрешением глобального кризиса, выходом из хаотичной и тупиковой предыстории может быть только кардинально иное отношение к Миру, только переход к принципиально иным жизненным основам. Это означает: если исчерпаны возможности эволюционного переустройства ныне существующего социума изнутри, необходимо выйти из него – как из здания, вот-вот готового рухнуть, – и начать строить жизнь на новом фундаменте – фундаменте единого истинного миропонимания и соответствующего, духовно-практического, способа бытия в мире.

Началом и проообразом нового, альтернативного жизнеустройства, – во всяком случае, на первое время, хотя, вероятно, и довольно продолжительное, – станут экополисы, эконоосферные поселки.

Еще двадцать лет назад указывая на необходимость экополисов, Ю.Б. Рюриков подчеркивал: «Речь идет не просто о стратегических перестройках, а о создании новых устоев для цивилизации. Это (повторюсь) вопрос жизни и смерти для человечества, и он касается всего мира» [6].

Известное разнообразие уже существующих новых систем расселения и типов поселения в то же время предполагает некоторые принципиально общие черты и единство важнейших принципов. Отмечу среди них следующие.

• Мировоззренческое единство и духовное согласие при уважении и поощрении многообразных особенностей мироощущения и творческого выражения.

• Образование и воспитание подрастающего поколения, свободное от всякой негативной информации, малейшего проявления агрессии и даже какого бы то ни было понятия о ней.

• Установка на безденежные отношения; посте¬пенное освобождение от денежной зависимости и использования денег; бесприбыльный обмен произве¬дениями, продуктами и изделиями. В экопоселениях учатся шаг за шагом выходить из деформирующей человека денежной зависимости, стараясь делать все необходимое для жизни своими руками.

• Безотходное производство, использование альтернативных, экологически чистых источников энергии – воды, ветра, солнца, а также запрет на двигатели внутреннего сгорания: вся материально-производственная деятельность осуществляется ручными инструментами, с применением конной тяги и других подобных средств труда.

• Использование и, по возможности, собирание и приумножение современных технических средств и высоких технологий (компьютерных, радиоэлектронных и т.д.) как базы для наиболее мягкого перехода к обеспечению жизнедеятельности общины в будущем, когда, в пост-критическую стадию глобального коллапса, может уже и не оказаться надлежащих средств и возможностей для технологического прорыва и прогресса.

• Вегетарианское питание, а порой – для адаптации организма к воздействию прямого ультрафиолетового излучения в условиях снятия озонового слоя над Землей – и так называемое веганство, т.е. отказ от всякой пищи животного происхождения.

Особенно важно то, что в экопоселениях ставится практическая задача преодоления разобщенности людей, которая привычна для урбанистической цивилизации, основанной на чрезмерной специализации, индивидуалистической узости и отсутствии элементарных предметно-практических умений у огромной части населения. Новый тип общежития – жизнь друг для друга, царство взаимопомощи. Здесь не должно допускаться положение, при котором кто-то владеет значительной собственностью, а кто-то не владеет ничем. Эконоосферное сообщество призвано жить как единый народ, или единая интернациональная семья, оптимально распределяющая трудовые и материальные ресурсы и наилучшим способом использующая возможности окружающей среды при ограничениях, естественно налагаемых эконоосферным принципом проживания.

Такого рода поселения – не просто проект, или набросок будущего. Миллионы людей ведут поиск альтернативных стилей жизни и путей самоосуществления. И общества с новой основой развития – уже реальность. Духовно-экологические общины на территории России, Америки, Индии, экополисы в различных районах Великобритании – это лишь малая часть из тысяч ныне существующих новых многонациональных форм общежития людей, стремящихся к установлению гармонии с собой, другими людьми и природой. Количество и населенность духовно-экологических сообществ постоянно растут, а вместе с этим обогащается и в целом ширится их уникальный опыт. При этом особенно ценен и перспективен опыт эконоосферного мегапоселения «Тиберкуль» на юге Сибири – крупнейшей и наиболее стабильной духовно-экологической общины в мире, своего рода островка, на котором формируется новое человечество.

По мере углубления глобального кризиса, а особенно после того как он пройдет свою завершающую и, увы, катастрофически разрушительную для человечества фазу, духовно-экологические типы объединения и поселения людей станут центрами зарождения новой коренной цивилизации на планете Земля. Магистральная линия жизни человечества переместится именно в них.

Литература

1. См.: Капышев А., Колчигин С. Онтология Духа. – Алматы, 2005.

2. Последняя Надежда: Обращение к современному человечеству. 8:27 // Последний Завет. Т.III. Кн.1. – СПб., 40 год Эпохи Рассвета. – С. 717.

3. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21. – М., 1961. – С.113.

4. Капра Ф. Скрытые связи. – М., 2004. – С.165.
5. См. там же. – С. 179.
6. Рюриков Ю.Б. Переворот в цивилизации // Вопросы философии. – 1986. – № 9. – С.137.
×

По теме Конец глобального эгоизма

Конец истории эгоизма

Эгоизм угрожает сам себе Основание империй древности, великие географические...
Журнал

Самоубийство как проявление эгоизма

САМОУБИЙСТВО КАК ЭКЗАЛЬТИРОВАННОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЭГОИЗМА Статистика сегодня стала...
Журнал

Кризис бродит по планете- кризис эгоизма

Они, конечно же, не договорились. Собравшись в Вашингтоне для принятия...
Журнал

Апгрейд эгоизма

Сегодня многие пишут о глобальных проблемах связанных с кризисом и причинах его...
Журнал

Все наши проблемы из-за эгоизма

Известный казахстанский кинокритик и философ Олег Борецкий в конце прошлого года...
Журнал

Имя бога – продолжение. От эгоизма до абсолюта

Имя бога – продолжение. От эгоизма до абсолюта. Бог – это определённая...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
10 навыков которые жизненно необходимы