Основы духовности

Часто бывает так, что человек всю жизнь ставил перед собой цели и, в подавляющем числе случае, их добивался. Заработал много миллионов, достиг вершыны власти, а вот пришла старость и болезни, привратившие его в "растение".
Основы духовности
О его жизни можно сказать: --"Сплошные тактические победы и общее стратегическое поражение!". Несомненно каждому человеку хотелось бы всё таки одержать в жизни стратегическую победу! А для этой победы у него есть только одно оружие -- нравственность.

Прежде чем говорить о возможности человека претендовать на одержание стратегической победы с помощью нравственности, необходимо выяснить – какими возможностями располагает человек для борьбы за стратегическую победу. Что и каким образом мы можем использовать для наполнения собственной жизни содержанием, которое не заставило бы человека горько сожалеть о зря потерянных годах.

На первый взгляд как будто проблем с определением собственных возможностей нет, каждый считает, что достаточно полно представляет собственные возможности и особых открытий не ожидает. Но есть смысл проанализировать собственные поступки и ответить на довольно каверзный вопрос: « Что считаете вы для себя абсолютной свободой?» Вопрос этот каверзный, поэтому не спешите, отвлекитесь от чтения и пару минут по рассуждайте о прелестях абсолютной личной свободы.

Надеюсь, представление об абсолютной личной свободе у вас отличается от широко распространенного предрассудка, согласно которому личная свобода – это «что хочу, то и делаю!» Многим это определение очевидно, но каверзность вопроса в продолжении: «А что определяет желание?» Каким образом возникает желание?

Каждый легко найдёт ответы на эти вопросы, вспомнив элементарные желания, – например, голод. Ощутив его, человек поднимается и отправляется на кухню и слегка закусывает. Получая удовольствие от самой пищи, а в завершение и ощущение сытости –– полного удовлетворения. И нет в этом ни чего особенного, мы совершаем каждое действие под воздействием какого-то желания и, исполнив его, ощущаем удовлетворение.

Не правда ли это что-то напоминает? В цирке дрессировщик, работая с дикими животными, не пользуется ли той же методикой? Поощряя наградой за правильно исполненный приказ и наказывая плетью за строптивость и неловкость?

И с нами явно работает некто, используя туже методику, давно известную, как «метод кнута и пряника». За правильное исполнение желания-приказа следует награда – удовольствие, за неисполнение желания-приказа тут же следует наказание – злость, досада, зависть, неудовлётворённость… Следует отметить разнообразие и богатство арсенала наказаний.

И это только цветочки, ведь каждая оценка не пропадает бесследно, подобно тому, как из множества кирпичей строится огромное здание, так в глубинах нашего разума строится из каждой оценки нечто, определяющее наше представление о самом себе, о своих способностях, возможностях и надеждах на будущее – строится наша личность! Зарождаются и формируются различные психологические комплексы, способные довести до депрессии, психического расстройства и, как не прискорбно, до самоубийства.

Процесс этого строительства остановить не возможно, он продолжается каждый миг нашей жизни независимо от нас. И мы знаем это, знаем, как изменяются наши представления с каждым годом, а иной раз одного мига достаточно, что бы поменять наши представления раз и навсегда. И что же мы получаем в итоге?

Впрочем, настало время отвлечься и вернуться к тому, кто управляет нами с помощью желаний-приказов, во власти кого наградить нас неземным блаженством или погрузить в пучину отчаяния. Как видите, вместе с нами живёт странное существо, как будто незаметное, но как оказывается настолько всесильное, что в его власти сделать с нами что угодно. Существо это управляет практически всеми процессами в нашем организме – посылает сигнал на необходимые для любого нашего жеста мышцы, управляет пищеварением и сердцебиением, нашим иммунитетом и всем, всем, всем – до возникновения самого маленького прыщика на коже. А в нашей же власти остаётся совсем не много – разве что ненадолго задержать дыхание, я намеренно не касаюсь возможностей йогов, способности которых значительно больше, но вот за счёт чего, об этом ещё будет разговор.

Как бы не были мы уверены в своей полной власти над собственным телом или хотя бы собственными движениями, но реальность несколько иная – и ходьба, и любое движение наше почти всегда осуществляется помимо нашей воли, достаточно проследить за любым своим жестом.

Взаимоотношение наши с этим таинственным существом лично мне напоминают отношения марионетки с кукловодом. Все приводные нити находятся в руках кукловода, и любое движение марионетки контролируется им. Но почему-то это не мешает кукле самоуверенно считать себя самостоятельным существом – яркой индивидуальностью! Вот собственно такова наша свобода, которой мы так кичимся.

А странное это существо со времён З. Фрейда принято называть подсознанием, а в религиозной модели человека, существо это называют плотью, отличая его от души. Но это всего лишь различие в используемых моделях и терминологии, не более.

Большинство людей как-то не придаёт значение этому сожительству сознания с подсознанием, не догадываясь о власти подсознания. А ведь наша личность, сознание для подсознания всего лишь один из множества органов организма, множеством которых ему пригодится управлять и, говоря откровенно, подсознание вполне могло бы обойтись и без сознания, не испытывая острой необходимости в последнем. Так все животные живут, не имея сознания, да и есть люди, сознание которых находится в столь зачаточном состоянии, что и говорить о нём не приходится. Кстати, маленькие дети так же не обладают сознанием в присущей для взрослых форме, но об этом ещё будет разговор, как и о зарождении сознания, и о роли его.

Каждый из нас знает, что подсознание частенько «отключает» сознание. Подобно тому, как мы, усадив малыша за руль автомобиля, позволяем ему управлять в предельно безопасных условиях, но при возникновении малейшей угрозы, мы тут же перехватываем управление. Так же и подсознание, в стрессовых ситуациях не церемонится и мгновенно перехватывает инициативу, и мы потом, только пытаемся вспомнить собственные действия, удивляясь собственному поведению.

Начало духовной жизни человека как раз и определяется желанием разобраться во взаимоотношениях сознания с подсознанием. Но хотелось бы напомнить, что это взаимоотношений сознания с подсознанием – всего лишь модель, построенная на основе вульгарного материализма, а, например, в христианской религии процесс этот выглядит в виде совращения души дьяволом. В других религиозных учениях используются и другие модели. Какая более понятна? Это уже проблемы мировоззрения каждого конкретного человека, какая система-модель скорее пробудит в его сознании ощущение очевидности. Гораздо важнее то, какие возможности представляет каждая модель для дальнейшего совершенства взаимоотношений между сознанием и подсознанием.

Конечно, возникает вопрос, а может собственно всё в порядке и не следует лезть во все эти сложности – подсознание всё контролирует и точно знает, что нам необходимо, и нам остаётся только чётко исполнять все его желания-приказы, и счастье будет нам обеспечено? Как будет обеспечено и благополучие, и здоровье. Игнорировать этот вопрос было бы глупо, поэтому рассмотрим и вариант с полным повиновением подсознанию.

Оставляю на совести каждого воспоминания о множестве желаний, посещающих нас в самое неподходящее время. А представьте, если бы люди слепо их исполняли? Если бы все люди немедленно стремились исполнить любое своё желание и прихоть? Маньяки и серийные убийцы прекрасно иллюстрируют, то, что бы произошло в таком случае,– они рабы своего подсознания, своих прихотей! Немотивированная преступность – это так же пример слепого следования своим эмоциям и желаниям, когда злоба начинает управлять поступками, а человек потом с ужасом и удивлением пытается объяснить своё поведение. Такой человек утрачивает свою индивидуальность, он превращается в животное, для которого характерно слепо следовать требованиям инстинктов. Человек, стремясь к удовлетворению своих прихотей, весь мир воспринимает либо, как средство удовлетворения желаний, либо как соперников, посягающих на его долю пирога удовольствий. Окружающий мир кажется, такому человеку наполненным завистью и злобой – своё восприятие он переносит на всех, кто окружает его. Это результат слепого доверия к желаниям подсознания – полная утрата личности. По этому доверять подсознанию необходимо с большой осторожностью. А, кроме того, исследуя подсознание, необходимо понять и цель его деятельности. Цель эта отрабатывалась на протяжении миллиардов лет и носит чисто животный характер – сохранение вида. А для этого животному необходимо приспособиться к окружающему миру, передать приобретенные признаки потомству и уступить ему среду обитания. Для обеспечения каждой задачи природа наградила организм соответствующим механизмом, а для завершающей операции имеется механизм самоликвидации – старение, при котором в первую очередь отмирают высшие функции – сознание, что приводит к маразму, и разрушение иммунной системы, а это приводит к тяжким заболеванием и в итоге к смерти. Смерть закономерный итог для исполнившего свою функцию подсознания, оно не работает на отдельную особь, судьба которой для подсознания безразлична, подсознание работает на развитие всего вида, а отдельная особь интересна ему, только пока способна влиять на вид, пока служит интересам всей экологической системы. А вот у сознания уже совершенно иной интерес, для него важна собственная персона и смириться со старостью и, уж там более, со смертью оно не желает. Сознание стремится обеспечить собственную жизнь и мало интересуется судьбой вида. Это очень важное противоречие между сознанием и подсознанием, которое и определяет направление духовной жизни человека, интерес человека к контролю над подсознанием (ведь противоречие между ними это всего лишь особенность используемой модели – вульгарного материализма).

Животное не подвергает анализу собственное поведение, не исследует мотивов своих поступков, что даёт все основания утверждать об отсутствии у животных духовной жизни. Многие люди так же не анализируют собственного поведения, определяя его с помощью привычных и усвоенных с детства навыков, традиций – выработанных предыдущими поколениями нравственных норм. Часто, в этом случае, возникает конфликт между желаниями человека и требованиями нравственности, человек оказывается перед выбором – исполнить ли своё желание в нарушение нравственной нормы или отказаться от желания. Отказ от нравственных принципов приводит человека к угрызениям совести, а отказ от исполнения желания в пользу нравственности вызывает досаду (подсознание использует кнут из своего арсенала «кнута и пряника»), что оказывает на психику негативное влияние.

В настоящее время человек привык оценивать свою деятельность получаемыми материальными благами, а следование нравственным правилам не сопровождается непосредственной материальной выгодой, но требует определённого волевого усилия, что многими связывается с насилием над собственной психикой. Отказ от следования нравственным принципам в пользу удовлетворения желаний и прихотей в настоящее время приобретает всё большее распространение, что оправдывается широко распространенными мотивами: «Не надо калечить свою психику!», «Будь самим собой!», «Живём только раз!». Даже специалисты психологи зачастую рекомендуют «расслабляться», потакая своим прихотям».

В итоге люди утратили цель, достижению которой служит строгое исполнение нравственных принципов, находятся даже такие, которые утверждают, что нравственность – всего лишь средство для оболванивания и выкачивания из простаков денег.

Но все признают, что без нравственности общества не способно существовать, и требуют от остальных людей строжайшего следования нравственным нормам, полагая, что сами могут позволить себе достаточно большие отступления от нравственности. Такие люди полагают, что, следуя нравственным нормам, они жертвуют собственным благосостоянием, насилуют себя в угоду кому-то. Это довольно распространённый нравственный конфликт – обида на собственное воспитание и мысль о собственной жертвенности.

Что проистекает из не понимания роли нравственности, её значения для духовного развития, а ведь нравственность это самое сильное средство воздействия на подсознание. Это одно из средств управления духовной жизнью человека, но вот зачем необходимо человеку строго следовать требованиям нравственности, какие перспективы открывает это перед ним – это уже следующая проблема.
×

По теме Основы духовности

Книга о духовности и медитации Дэвида Линча

Знаменитый режиссер Дэвид Линч работает над новым произведением – книгой о...
Журнал

Далай-лама. За сближение науки и духовности

Позже это увлечение вылилось в возвышенные и зачастую сложные ученые и...
Журнал

В Китае подвергают людей пыткам за стремление к духовности

Китай. Жителя города Ухань Лю Юньчао в очередной раз арестовали за практику...
Журнал

Британский астрофизик награжден за развитие духовности

В среду, 6 апреля, в Лондоне было объявлено имя лауреата Темплтоновской премии...
Журнал

ДНИФ-развитие человека, измерение духовности и нравственност

Общество с психологией потребления или общество с психологией нравст-венного и...
Журнал

В чём разница взгляда на человека – ментальности и духовности

ум – устами шри ауробиндо (и ещЁ массы ментальных и витальных мистиков) говорит...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Высшая релаксация