О Познании

51. И истина требует, подобно всем женщинам, чтобы ее любовник стал ради нее лгуном, но не тщеславие ее требует этого, а ее жестокость.

52. И правдивость есть лишь одно из средств, ведущих к познанию, одна лестница, -- но не /сама/ лестница.
О Познании
53. Жизнь ради познания есть, пожалуй, нечто безумное; и все же она есть признак веселого настроения. Человек, одержимый этой волей, выглядит столь же потешным образом, как слон, силящийся /стоять/ на голове.

54. Для познающего всякое право собственности теряет силу: или же все есть грабеж и воровство.

55. Лишь недостатком вкуса можно объяснить, когда человек познания все еще рядится в тогу "морального человека": как раз по нему и /видно/, что он "не нуждается" в морали.

56. Изолгана и сама ценность познавания: познающие говорили о ней всегда в свою защиту -- они всегда были слишком исключениями и почти что преступниками.

57. Вы, любители познания! Что же до сих пор из любви сделали вы для познания? Совершили ли вы уже кражу или убийство, чтобы узнать, каково на душе у вора и убийцы?

58. Видеть и все же не верить, -- первая добродетель познающего; видимость -- величайший его искуситель.

59. Чем ближе ты к полному охлаждению в отношении всего чтимого тобою доныне, тем больше приближаешься ты и к новому разогреванию.

60. В усталости нами овладевают и давно преодоленные понятия.

61. Нечто схожее с отношением обоих полов друг к другу есть ив отдельном человеке, именно, отношение воли и интеллекта (или, как говорят, сердца и головы) -- это суть мужчина и женщина; между ними дело идет всегда о любви, зачатии, беременности. И заметьте хорошенько: /сердце/ здесь мужчина, а /голова/ -- женщина!

62. Одухотворяет сердце; дух же сидит и вселяет мужество в опасности. О, уж этот язык!

63. Лишь человек делает мир мыслимым -- мы все еще заняты этим: и если он его однажды понял, он чувствует, что мир отныне его /творение/ -- ах, и вот же ему приходится теперь, подобно всякому творцу, /любить/ свое творение!

64. Высшее мужество познающего обнаруживается не там, где он вызывает удивление и ужас, -- но там, где далекие от познания люди /воспринимают/ его поверхностным, низменным, трусливым, равнодушным.

65. Это свойственное познаванию хорошее, тонкое, строгое чувство, из которого вы вовсе не хотите сотворить себе добродетели, есть цвет многих добродетелей: но заповедь "ты должен", из которого оно возникло, уже не предстает взору; корень ее сокрыт под землей.

66. Больные лихорадкой видят лишь призраки вещей, а те, у кого нормальная температура, -- лишь тени вещей; при этом те и другие нуждаются в одинаковых словах.

67. Что вы знаете о том, как сумасшедший любит разум, как лихорадящий любит лед!

68. Кто в состоянии сильно ощутить взгляд мыслителя, тот не может отделаться от ужасного впечатления, которое производят животные, чей глаз медленно, как бы на стержне, /вытаращивается/ из головы и оглядывается вокруг.

69. Он одинок и лишен всего, кроме своих мыслей: что удивительного в том, что он часто нежится и лукавит с ними и дергает их за уши! -- А вы, грубияны, говорите -- он /скептик/.

70. Кому свойственно отвращение к возвышенному, тому не только "да", но и "нет" кажется слишком патетическим, -- он не принадлежит к отрицающим умам, и, случись ему оказаться на их путях, он внезапно останавливается и бежит прочь -- в заросли скепсиса.

71. Когда спариваются скепсис и томление, возникает /мистика/.

72. Чья мысль хоть раз переступала мост, ведущий к мистике, тот не возвращается оттуда без мыслей, не отмеченных стигматами.

73. Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из

инстинктов: в инстинкте мести.

74. Кто чувствует несвободу воли, тот душевнобольной; кто отрицает ее, тот глуп.

75. Совершенное познание необходимости устранило бы всякое "долженствование", -- но и постигло бы необходимость "долженствования", как следствие незнания.

76. Против эпикурейцев. -- Они избавились от какого-то заблуждения и наслаждаются волей, как бывшие пленники. Или они преодолели, либо верят в то, что преодолели, противника, к которому испытывали ревность, -- без малейшего сочувствия к тому, кто ощущал себя не в плену, а в безопасности, -- без сочувствия и к страданию самих преодоленных.

77. Я различаю среди философствующих два сорта людей: одни всегда размышляют о своей защите, другие -- о нападении на своих врагов.

78. Нести при себе свое золото в неотчеканенном виде связано с неудобствами; так поступает мыслитель, лишенный формул.

79. /Дюринг/: человек, отпугивающий сам от своего образа мыслей и, как вечно тявкающий и кусачий пес на привязи, улегшийся перед своей философией. Никто не пожелает себе такую обрызганную слюною душу. Оттого его философия не привлекает.
×

По теме О Познании

О познании человеческого мира

Природа человека включает в себя два понятия: мир идей и мир природы. Природа...
Журнал

Познание личности

Для того, чтобы действительно познать себя, недостаточно составить опись...
Психология

Познание с помощью Сознания. Намерение

Однажды один человек заставил меня серьёзно задуматься о подсознании и намерении...
Магия

Познание Бога

Многообразны пути, которыми Бог стремится открыть Себя нам и привести к общению...
Религия

Познание себя - смысл эволюции

Человек приходит в воплощение и неоднократно - зачем? Пройдя через множество...
Религия

Познание жизни

Вселенная... Загадка жизни! Как из мёртвой материи возникла жизнь? Почему те же...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
10 навыков которые жизненно необходимы