Конфуций

Конфуций (551 – 479 до н.э.) - латинизированная форма китайского Кун Фу-цзы - Учитель Кун, Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни. Конфуций - первый китайский философ, личность которого исторически достоверна, основатель конфуцианства - государственной религии Китая.
Конфуций
Учение Конфуция основывалось на естественном стремлении человека к счастью и занималось вопросами этики и житейского благоразумия. Философское направление в конфуцианстве (натуральный дуализм) возникло в конце XI в.

Родился в Цзоу в царстве Лу (совр. Цюйфу провинции Шань-дун). Происходил из родовитой, но обедневшей семьи, генеалогически восходившей к свергнутой в 11 в. до н.э. династии Инь.

Конфуций уже в молодости стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором сообщества ученых-интеллектуалов (имел более трех тысячи учеников). Его педагогическая доктрина строилась на эгалитарно-демократическом принципе равных возможностей –"обучения вне зависимости от рода" обучаемого и предполагала минимальную плату - "связку сушеного мяса".

В 50 лет, "познав небесное предопределение", Конфуций попытался сделать карьеру государственного деятеля для практической реализации своей социально-политической теории. В 496 он достиг поста первого советника в Лу, но вскоре был вынужден покинуть родину и, 13 лет путешествуя с ближайшими учениками по другим царствам Китая, безуспешно внушал их правителям свои идеи.

Последние годы жизни он провел в Лу, занимаясь развитием своего учения, преподаванием и текстологической работой над каноническими произведениями древности. Собственную историческую миссию Конфуций видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу которого составляли историко-дидактические и художественные произведения, прежде всего Шу цзин и Ши цзин. Эта исходная ориентация определила такие фундаментальные особенности конфуцианства, как нормативность, опирающуюся на исторический прецедент, и беллетризированность.

Творцами культуры Конфуций считал "святых-совершенномудрых" (шэн1) правителей полуреальной, полумифической "древности" (гу2), что позволило ему трактовать "культурность" (вэнь) и правильное общественное устройство как две стороны одной медали - разные проявления единого "Пути" (дао) человека. В условиях как торжества, так и неосуществленности в Поднебесной этот "Путь" поддерживается учеными-интеллектуалами (в идеале - чиновниками), чье наименование – "жу" стало обозначением конфуцианцев. При династии Хань во 2 в. до н.э. подобный подход к культуре был высоко оценен государственной властью, конфуцианство получило статус официальной идеологии, а Конфуций - титулатуру, приравнивавшую его к "совершенномудрым" правителям древности ("су ван" - некоронованный царь или подлинный властелин).
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Конфуций

Конфуций биография

Китайские летописцы ведут генеалогию своего реформатора от полумифического...
Журнал

Лао-цзы и Конфуций

БОРЬБА ЗА ИСТИНУ В КИТАЕ По мере того, как салимские миссионеры продвигались по...
Журнал

О чем думал Конфуций 2

2.1. Когда малый человек быстро содеял некий образ,он не понимает,какую мысль он...
Журнал

О чем думал Конфуций 3

5.1. Учитель Кун-цзы подумал. -Характер случайности,не выразит саму случайность...
Журнал

О чем думал Конфуций 4

8.1. Щедрость подарка,делающего тебя зависимым,означают две крайности; Потерю...
Журнал

Конфуций Беседы и суждения

3. Учитель сказал: "Если человек не обладает человеколюбием, то как он может...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Как влияет благодарность на мозг: исследование ученых
Спящие Боги, или Границы внутри нас. Слепцы в тёмном мире