Кто придумал арабские цифры?

По темам исследования истории мира с целью изучения письменности и системы счисления у разных народов написаны сотни диссертаций, в которых исследователи выстраивают разные версии и гипотезы в подтверждение своих выводов.
Кто придумал арабские цифры?
Эти исследования часто противоречат другим исследованиям, когда ученые в процессе своих изысканий развивают другую точку зрения приводящую к совершенно противоположным результатам

С появлением новой информации начинают переосмысливаться все ранее существующие положения о прошедших давно временах, которые были основаны на догадках выгодных политическому строю. Так и идея происхождения арабских цифр, как набора из десяти знаков 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 связанная с заимствованием в восточных учениях (Индия) не позднее V века, у новых хронологов вызывает сомнения.

Такие сомнения в истории с арабскими цифрами есть и у нас. Но эти сомнения основываются не на каких-то конкретных исследованиях, а на косвенных фактах, которые вызывают противоречие с имеющейся на сегодняшний день информацией. Для высказывания своей точки зрения по затронутому вопросу происхождения цифр возьмем методику системного построения и систематизации всех имеющихся данных.

Будем искать противоречия не в отдельных локальных случаях, а на более обширном поле исторических событий происходящих на фоне всей цивилизации. Таким противоречием являются исторические факты говорящие, что набор из десяти числовых знаков был в Вавилоне и Риме до того, как они появились в Индии. Представители же древней цивилизации, которую мы можем наблюдать на примере австралийских бушменов, не имеют собственной письменности.

Им нужны были для счета только три-четыре цифры и надо думать, что их ближайшим родственникам так же не нужны были глобальные расчеты. Определить примерную дату изобретения позиционной десятичной системы счисления можно по такому всем известному мировому стандарту, как «таблица Пифагора». Учитывая, факт, что «компьютером» Пифагора был обычный абак можно предполагать, что все глобальные расчеты зарождались именно в этот период времени.

Вавилонская шестидесятеричная система счета дает представление о круге (сфере), а пифагорейская «тетрада» представляет квадрат, когда при переходе из одной счетной системы в другую возникает такая древняя загадка, как «квадратура круга». Одна из трех задач древней философии, которую на протяжении двух тысячелетий пытались решить все философы и математики, признавшие эту задачу неразрешимой.

Ко второму тысячелетию в Евразии сложилось два направления для вычислений «арабское» с позиционной системой счисления от 0 до 9. И "римское" с римскими цифрами от I до X, которые представил Леонардо Фибоначчи в 1202 году. Считается, что понятие «ноля» ввел в западную культуру арабский математик Мухаммед бен Мусса Хорезми, живший в IX в. и написавший книгу «Об индийском счёте».

Академик РАН А. Т. Фоменко со своими соавторами, в новой хронологии опираясь на тот факт, что логарифмы были изобретены в начале XVII века, высказывают мнение, что распространение позиционной десятичной системы счисления началось не ранее середины XVI века н.э. Мы пришли к такому же мнению, но совершенно по другим соображениям. Возникает вопрос:

Если позиционный ряд изобрели Индийские математики, то почему они не пользовались своим изобретением в течение тысячи лет? Почему из всего позиционного набора инструментов были использованы только отрицательные числа, которые ассоциированы со словом «долг», тогда как положительное число можно ассоциировать со словами «наличие» или «доход». На этот вопрос есть ответ: Потому, что отрицательные числа и «ноль» были изобретены греками для других целей.

Напрашивается вывод, что индийский ученый Ариабата просто указал в своем трактате по астрономии о том, что он знаком с позиционной десятичной системой, которую вместе с нолем и отрицательными числами использовал александрийский математик Диофант за двести лет до этого. Диофанту же принадлежат вычисления квадрата, куба и других степеней неизвестного, он ввёл обозначения для отрицательных степеней, свободного члена, отрицательного числа (или вычитания) и знака равенства.

Диофант изложил все свои вычисления в своей «Арифметике», которая в большей части до нас не дошла. Что же случилось с греческой философией? Куда делись труды пифагорейцев и платоников написанные за несколько веков до Диофанта? А это легко проследить так, как последним из Александрийских неоплатоников была Ипатия, дочь Теона Александрийского, принадлежавшего к числу учёных Александрийской школы.

Ипатия, астроном и философ, около 400 года была приглашена читать лекции в Александрийскую школу, где заняла одну из ведущих кафедр. Она преподавала древнегреческую философию, математику, написала комментарии к сочинениям Аполлония Пергского и Диофанта Александрийского, которые до нас не дошли. В 415 году толпа египетских христиан напала на Ипатию и убила её.

Вскоре после смерти Ипатии многие из её учеников покинули город, что послужило началом упадка Александрии как научного центра. Распространившееся в Европе христианство упразднило существующий взгляд на науку. Труды греческой философской школы изучали, хранили, копировали и уничтожали в монастырях под надзором инквизиторов.

Как инквизиторы жестко следили за тем, чтобы наука не выходила за рамки религиозных представлений о мире, можно видеть на примере судебного процесса над ректором Пражского университета Яном Гусом. Под суд инквизиции пытались подвести даже одного из генералов Доминиканского ордена Эккарта, но безуспешно, и он был объявлен еретиком после смерти.

В VII веке в Аравии образовалась арабское государство, которое путем завоеваний до середины VIII века выросло в большую империю, - арабский халифат. В состав Багдадского халифата в числе многих завоеванных государств, в которых насаждали ислам и арабский язык входил и Северо-запад Индии. Во всех завоеванных странах в науке применялся арабский язык.

С развитием филологических и естественных наук в Багдадском халифате возникают научно-учебные центры: начиная с VIII века грамматические школы в Басре, Куфе и Багдаде. В 830 году в Багдаде создана академия «Дар аль-улюм» («Дом наук»). В 972 году в Каире основан университет аль-Аз-гар. По существу арабы сохранили достижения науки античного периода, переводя работы Архимеда, Евклида, и других античных ученых.

Например, труд Птолемея «Мегале синтаксис» («Великое построение») известно Западной Европе в арабском переводе как «Альмагест». В

Багдаде, Самарканде и Дамаске существовали обсерватории, в которых сделан ряд открытий в области астрономии и геометрии. Арабские математики разработали тригонометрические функции (синус, тангенс, котангенс). Но начиная с XIII века у арабов что-то пошло не так. Однако упадок не был резким, он шел постепенно в течение нескольких столетий.

Такая вот данность. И только почти через полторы тысячи лет греческая наука стала развиваться дальше. Вычисления Диофанта продолжены Декартом, Ферма, Эйлером в XVII - XVIII вв. Рене Декарт показал, что ноль нужен не для вычисления долгов или прибыли, а для построения системы координат позволяющий численно описать положение точки на плоскости. Когда все отрицательные числа, и только они, меньше, чем ноль. На числовой оси отрицательные числа располагаются слева от нуля.

Для них, как и для положительных чисел, определено отношение порядка, позволяющее сравнивать одно целое число с другим. Только к концу XVII века появился парадокс Арно: справедлива ли пропорция 1 : (-1) = (-1) : 1? Где и левое и правое отношения равны -1, но в первом отношении предшествующий член больше предыдущего, а во втором меньше. Это говорит о том, что арифметика Диофанта заработала только в XVII - XVIII вв.

Проанализируем историю письменности Греции и Индии, как двух претендентов на открытие десятичного счета. У многих древних народов цифрами служили буква алфавита, первые цифры появились у египтян и вавилонян. Некоторыми учеными считается, что десятичную систему исчисления впервые изложил индийский учёный Ариабата в своем трактате «Ариабатия». Попробуем выяснить так ли это.

Развитие древнегреческой арифметики принадлежит пифагорейской школе, в которой геометрия представляла собой арифметику рациональных и иррациональных чисел. Изучая свойства чисел, пифагорейцы разбили их на чётные и нечётные, простые и составные, нашли бесконечное множество пифагоровых троек. Пифагорейская школа имеет многовековую философскую традицию.

И сразу возникает противоречие, говорящее о том, что подтвержденные историческими документами знания греческой и индийской философии имеют разницу в тысячу лет. Индия не может претендовать на наличие собственной древней философии по причине сложившихся обстоятельств. В 517 г. до н. э. персидский царь Дарий I подступил к границам Индии и из захваченных земель образовал индийскую сатрапию.

Это говорит о том, что в Индии значительное влияние на существующее мировоззрение могла оказывать персидская культура «Авесты» (19 в. до н.э. - 5 в. до н.э.). Парсы-зороастрийцы в Индии до сих пор пользуются в богослужении авестийскими текстами. Другим персидским официальным языком был арамейский на базе, которого создан один из типов древнеиндийского письма V века до н.э. «кхароштки».

Второй тип древнеиндийского письма — брахми, представляет собой переработку древнесемитского алфавита. Александр Македонский в IV в. до н. э. завоевавший Персию, принес сюда культуру эллинизма и широкое распространение греческого алфавита. Таким образом, мы видим распространение алфавита, который объединяет несколько культур.

Благодаря большой лингвистической работе ученых мы можем установить определенный язык (алфавит) давший начало для множества разновидностей языков и наречий народов древнего мира. Например, есть теории Л. Виммера, С. Агрелла и д.р. о происхождении рунической письменности из латинского письма конца I - II вв. н. э. Руническая письменность существовала в Европе до IX—XIII вв.

Рунической письменностью пользовались балтийские, германские, славянские народы, руническая письменность присутствует и у сибирских народов. Это говорит о том, что народы, живущие в один период времени должны были иметь, какой-то общий язык для социальных взаимоотношений и торговли. Этим языком стали руны, которых было несколько различных типов, из которых наиболее ранним считается праскандинавский вариант.

Для Индии и соседствующих с ней государств таким «объединяющим» языком был санскрит, который нашли только в XVII веке и который с буддизмом распространяется на восток и юго-восток, Борнео, Яву, Камбоджу, Тибет, Китай и Японию.

Наше предположение подтверждается тем, что первооткрыватель санскрита англичанин сэр Уильям Джоунз отмечал, что санскрит имеет много общего с латынью и греческим языком и сделал вывод о том, что все три древних языка "произошли из одного общего источника", к которому также восходят германские и кельтские языки. Таким источником принято считать единую систему письма – протосемитскую.

У каждой буквы северносемитского письма было свое особое имя, так, первые четыре буквы, алеф означало также 'бык', бет – также 'дом', гимел, по-видимому, 'верблюд', а далет – 'дверь'. Мы видим, что в основу многих алфавитов была положена форма северносемитского шрифта имеющего сходство не только начертаний и звуковых функций букв, но и факт заимствования названий букв и их алфавитного порядка.

Семитские языки́ — группа языков, которая объединяет несколько крупных языковых семей, связанных отношениями отдалённого родства. Это уральская, алтайская, индоевролейская языковые семьи, которые рассеяны по всей земле. Арабское письмо развивается из арамейского и имеет направление, как и еврейского и других семитских систем письма, – справа налево.

Существуют две основные разновидности арабского письма: прямое геометрическое куфическое письмо, возникшее в 7 в. и курсивное, с закругленными начертаниями, письмо насх, появившееся в 10 в. Все разновидности современного арабского письма восходят к письму насх. Древние греки приписывали буквам алфавита цифровые значения для обозначения чисел. И есть мнение, что слово «цифра» заимствовано из арабского языка. По-арабски «сыфр» означает пустое место.

Однако мы знаем о том, что все математики того периода одинаково относились к нолю, - его обозначали, как пустое место. У вавилонян ноль выглядел в виде двух поставленных наискось стрел. Таким образом, первоначально ноль был не цифрой, а лишь знаком пробела. Пустое место подразумевало присутствие в этой "записи" ноля. В Древней Греции в астрономических таблицах Клавдия Птолемея пустые клетки обозначались символом ο (буква омикрон, — ничего).

Так же и созвучие «цифра» мы встречаем в Сефер Йецира (Книга творения), где имеются 10 чисел – «сефирот», а буквы древнееврейского алфавита в своей совокупности делятся на три типа: три "материнские" буквы - Алеф (А), Мем (М) и Шин (Ш).

Первая буква арабского алфавита так же имеет название «алиф», которая писалась как прямая и несгибаемая, остроконечная, она всегда устремлена вверх, как стрела. Единица - это основа счета и есть изображение этой буквы и говорить о том, что это видоизменённое изображение индийских цифр, по крайней мере, не серьезно. Нынешний вид арабские цифры приобрели не сразу, а постепенно.

Кто же автор арабских цифр, который изменил или восстановил изначальное древнее начертание арабских цифр и придал им смысл? Первоисточником мог быть ионийский алфавит с такими буквами: ΗΡΑΚΛΗΣ. Автор «Универсологии» академик В.Поляков считает, что формой для написания арабских цифр была «сота». Правильный шестиугольник в границах, которого и вписывались все числа от ноля до 9.

Я считаю, что для написания современной формы арабских чисел использовался такой стиль письма как римский квадратный (затем рустический) капитул, где каждая цифра отражает определенный порядок действия. Основной формой для написания цифры был квадрат, в котором основные линии соединялись «серифами» (более тонкими линиями) указывающими очередность цифры в системном построении.

Например, написание всем известного почтового индекса в единой квадратной (прямоугольной) форме. В такой же прямоугольной форме построены и римские цифры, но тогда когда арабские цифры показывают очередность системного развития, то римские цифры, по мнению исследователей, являются, пиктографическим изображением пальцев рук при счете.

Римские цифры, изображающие один, два, три и четыре, в точности похожи на выпрямленные пальцы. Изображение числа пять выглядит как раскрытая ладонь с оттопыренным большим пальцем, а цифра десять это две скрещенные руки. Хотя мы уже видели подобный символ изображения ноля в позиционном счете древних вавилонян.

Система счета, основанная на абаке, существовала в Европе до XVII века, в России некоторые финансисты до сих пор считают на счетах, хотя при содействии Леонардо Фибоначчи уже с XIII века в Европе появились латинские переводы арабских книг по математике.

Таким образом, видно, что вся история чисел производное греческой философии, которая угаснув однажды, возродилась через полторы тысячи лет посредством сохранения своих знаний, в индийской и арабской культуре. Но в данном случае надо к этому относиться оптимистически. Потому, что если знания Диофанта продолжали бы развиваться дальше, то мирный атом обнаружили бы еще к первому тысячелетию, устроив «Содом» и «Гоморру» в одном из крестовых походов.
×

По теме Кто придумал арабские цифры?

Лапша. Кто придумал доширак?

В 1934 году он успешно закончил школу экономики Университета Рицумейкан в Киото...
Журнал

Кто придумал ваш образ жизни

«Ну, вот я и снова в рабочем мире. Нашёл себе хорошо оплачиваемое место в...
Журнал

Арабские ночи

Ностальгируя по денькам, проведенным на съемках «Царя скорпионов», Дуэйн «Зэ Рок...
Журнал

Лояльные США арабские страны лишатся поддержки

Президент США Барак Обама пообещал перейти от политики поддержки на Ближнем...
Журнал

Цифры и Здоровье

Люди числа 1, или все те, кто родился 1, 10, 19 или 28-го числа любого месяца...
Журнал

Какие цифры приносят деньги

Нумерология — древнейшая наука, которая изучает энергетику чисел, их особенности...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Как заставить себя медитировать?