Антигона в исполнении Елены Камбуровой

©Наталья Анатольевна Шлемова

* * * *

"Антигона" Елены Камбуровой.
СОФОКЛ. АНТИГОНА. ТРАГЕДИЯ. СПЕКТАКЛЬ-ДУЭТ (версия театра).

____________________________________________________________________
Антигона в исполнении Елены Камбуровой
Софокл
«Антигона» — оригинальная постановка режиссера Олега Кудряшова, основанная на трагедии Софокла.

Этот спектакль стал дебютом Елены Камбуровой в качестве драматической актрисы и сразу был высоко оценен критикой. Режиссер выбрал необычную форму — актриса исполняет в спектакле все главные роли: Антигону, ее сестру Исмену, царя Креонта с женой Эвридикой, их сына Гемона, слепца-прорицателя Тиресия и Стража.

Партнером Елены Камбуровой выступил молодой актер Мохамед Абдель Фаттах.

«Драматический талант Елены Камбуровой давно известен: она делает спектакль из каждой песни, и в „Антигоне“ ее переходы из образа в образ виртуозны — это скорее музыкальное искусство, а не драматическое. Потому что это переходы прежде всего из тональности в тональность».//«Экран и сцена». - Москва, 9.04.2006г.

Премьера — 17 ноября 2005г.

Режиссер - Олег Кудряшов

Художник по костюмам - Ирина Пинова (Ютанина)

Сценография, рельефы и скульптуры - Алена Романова

Музыка - Александр Марченко

Художник по свету - Владислав Фролов

Антигона, дочь Эдипа - Елена Камбурова

Хор фиванских старейшин, вестник - Мохамед Абдель Фаттах

Источник: cайт Театра Камбуровой.
________________________________________________________________________________________________________________________________________

По отношению к нашему времени, профанному, горизонтальному, Античная трагедия, «Антигона», в частности, - время вертикальное, осевое, сакральное. Дабы работал над жизнью людей Космический Закон, Божий порядок, Рок. Ценою смерти человек не смел нарушить «Закон богов, не писанный, но прочный» (Антигона). Да и смерть, - по представлениям древних греков-космоцентристов, - рождение в Жизнь, исцеление души от телесной порчи! Потому собственно, смерть за истину и утверждается как норма и условие добродетельной жизни - и великими трагиками: Эсхилом, Еврипидом и Софоклом, и Сократом, сведшим философию с неба на землю.

Истина Блага, Высшего Закона утверждается ценою жизни, ибо важна не сама по себе жизнь как таковая, но жизнь достойная. С другой стороны, как говорил великий Гераклит: «Добро и зло одно», «путь вверх и вниз один и тот же». В этом суть этической (герметической) диалектики древних греков.

Сегодня время ставить Космогонии, Мифы, Трагедии. Это – вызов Хроноса нам! Это – нить Ариадны для опускающегося всё глубже в Аид, человечества! Либо развитие человечества пойдет по Пути Космической эволюции, либо оно исчезнет.

Трагедия сохраняет в своей структуре принцип триадичности мироздания (по Пифагору): Мир Наивысший, Мир Высший и мир низший. В трагедии это: Закон, две противоборствующие силы: добро-зло, и то, что приводит их в движение: Рок. Да, трагедия – это экзистенция духа.

Хорошая трагедия обладает таким внутренним единством содержания, что строго логична в своей структуре, как наука. Последнее роднит ее с философией: все звенья трехчастной структуры трагедии так крепко спаяны между собой, что изъятие одного звена поведет за собой распадение всей цепи.

С точки зрения же искусства, трагедия универсальнее всех других видов искусств, ибо представляет собой высший синтез их во всей сложной простоте своего действия: фабулы, поэзии (словесно-образного выражения), ритмико-пластических образов и решений, и пения (хор), а также элементов живописного выражения. И красота ее – суть Идея.

«Антигона» Софокла была поставлена на сцене в 441г. до Р.Х. (от Софокла (около 495г. - 405г. до Р.Х., Афины) дошло до нас 7 трагедий), но вневременна, актуальна, свежа по содержанию, как и «Медея» Еврипида и «Эдип», ибо трагедия универсальна по смыслу. Она напоминает человеку о его призвании: быть человечным, человеколюбивым вопреки обстоятельствам! А это значит, исполнять Закон богов, Единого!

«Антигона» в театре Музыки и Поэзии Елены Камбуровой – это выход за пределы иллюзий нашей трехмерной, профанной, реальности, мира карликов и лилипутов (в путах рассудочности живущих).

«Антигона» – это ландшафт внутреннего мира героев, столкновение двух идеологий, мироощущений, жизненных правд! Не динамика внешних событий, но смена душевных состояний, вызванных отношениями героев, приковывает к себе внимание зрителя. То есть трагедии характерен экстремальный психологизм – она знает о человеке ВСЁ!

Я не буду здесь пересказывать сюжет трагедии, напомню только читателю, что Антигона, дочь царя Эдипа, гибнет от злодеяний Фиванского царя Креонта, своего дяди, т.к. решилась предать погребальному обряду тело своего умершего в поединке брата Полиника, которого Креонт велел оставить непогребенным, как изменника Фивам. За ослушание царского указа ее заживо замуровали в каменную пещеру, где она покончила с собой.

К самой Елене Камбуровой, как нельзя кстати, подходит формула:

«Суровый нрав сурового отца/Я вижу в дочери: ей зло не страшно» («Антигона». Хор, Стасим второй, Эписодий второй//Перевод с греч. С.Шервинского и Н.Позднякова.).

Равно и: «Я рождена любить, не ненавидеть» (Антигона).

«Антигона» – нить, ведущая во Внутренний мир самой Е.А.Камбуровой, приоткрывающая тайну её Души, Души Эллина, у которой за плечами великие древнегреческие воплощения 5-4 вв. до н.э. (я не буду их здесь называть, но я их знаю.) Ибо и для меня, Эпоха Эллады – это лучшие страницы истории Души.

Елена Камбурова носит энергетику античного космоса в своей душе. Энергетика мистической Эллады живет неизбывно в ней, как стержень, а не только как гены, ведь Камбурова гречанка по национальности.

Елена Камбурова – это абсолютная самотождественность Душе, и в жизни и на сцене.

Обращение сегодня к жанру Трагедии, где всё космично, иероцентрично, по-крупному и всерьез, не на жизнь, а на смерть, есть порыв к спасению, да, именно, к спасению культуры человеческого духа в условиях современной цивилизации: осевого слома цивилизаций.

Трагедия изначально есть священнослужение, чествование божества Диониса. Почитание Законов Высшего мира. (Олимпийские боги ведь - олицетворение космических сил и законов.) Живой огонь на сцене тому свидетельство. Но Трагедия есть и апофеоз Внутренней жизни, выявление в ней универсальных архетипов и констант бытия и сознания.

Мне кажется, сущностью Трагедии является следующая метафизическая формула:

«Саломея спросила Иисуса, когда наступит Твое Царствие? Иисус ответил:

«Когда мужское и женское уравновесятся. Когда мужское станет женским.

Когда не станет ни мужского, ни женского. Когда внутреннее станет внешним. Когда Высшее станет низшим. Тогда и наступит Моё Царствие»». (Апокриф от Филиппа). Все этапы данного таинства антропо-космо-теургии пресуществляются в жанре Трагедии.

И пресуществляются в подтексте «Антигоны» в постановке Олега Кудряшова.

Режиссер пишет: «Я не ставил целью попытку реконструкции античной трагедии, мне хотелось прежде всего выразить свое уважение, восхищение уникальной актерской и человеческой сущностью Елены Камбуровой. Для меня ее жизнь и работа в какой-то степени сродни поступку и подвигу Антигоны». И это абсолютное попадание.

(Вот мне, например, тоже хочется крикнуть: люди! Да вы понимаете или нет, кто такая Камбурова?! Но, нет, время героев прошло, и все духовно ослепли. По этой причине я не осмеливаюсь даже лично подойти и подарить Елене Антоновне цветы, а передаю их через вторые руки, только потому, что я вижу, кто такая Камбурова…)

Спектакль сделан с большой любовью и очень профессионально. Без ложного пафоса, режиссёрское решение Олега Кудряшова гениально! Сценография, маски, рельефы, скульптура (на сцене стоят колонны), музыка, световая палитра, костюмы, пластика – всё на высочайшем уровне мастерства и абсолютно органично замыслу.

Большая находка – балкон, или второй ярус на сцене, символизирующий каменную пещеру, где замурована Антигона, кроваво-красный свет, освещающий собой лицо Антигоны за полупрозрачной сеткой, когда та произносит речитативы, плачи по-гречески. Пение Елены Камбуровой, возникающее как бы сквозь стены, и нарастающее из недр, как циклон, заливающее зал запредельным эфиром.

Пронзительна сцена со слепцом-прорицателем Тиресеем, мощная сцена суда совести. Равно и гипнотическое, обволакивающее волнами света-цвета, чтение стихов Камбуровой, как пение, пробивающееся из склепа души…

Энергетика стояла потрясающая, мощнейшая, исходящая от личности Актрисы. И на Её фоне партнер, наполовину египтянин, Мохамед Абдель Фаттах(замечательный молодой пластичный актер) казался несколько призрачным, эфемерным.

Движения Камбуровой были очень энергетичны, быстры и резки, предельно рельефны. Сила исходит от каждого жеста. Объем интонации. Сила вибраций же слова, голоса так велики, длинны-растяжимы волной своей, что, конечно же, требуют не пространства камерного театра, а простора Парфенона, возвышенности Акрополя. О стены же маленького театра они просто разбиваются… А рядом с Камбуровой видишь и Зевса, и Афродиту, и Перикла…

И оживают Основы, и витают в воздухе эпохи.

Трагедия сегодня как никогда востребована кризисом сознания человеческого, как попытка выйти из тупика. Это – вызов Космоса нам!

А Елене Камбуровой, древнему Эллину-Посвященному, трижды поклон!

Эта хрупкая маленькая женщина пропускает через себя сверхэнергетичный поток. Её голос приходит из Космоса и в Космос уходит.

Актриса-посвященный реализует на сцене архаические пласты своего сознания, которые в рамках сцены сегодня только и могут быть осуществлены.

Для меня очевидно, что в Индивидуальности Камбуровой преобладает дионисийское (музыкальная стихия первоосновы мира) начало над аполлоническим (принципом формы, явленности мира как представления).

С неизменным пиететом,
Наталья Шлемова, 21 февраля 2013г. Москва.

P.S. Посмотрела я «Антигону» в Театре Камбуровой во второй раз, 21 марта 2014г.

Спектакль Сакральный и потому идет не чаще раза в год. Март, в оккультном смысле, самый сильный месяц в году.

Сообразно особенностям эзотерического текста, а к данному типу текста относится и вся Античная трагедия, при перечитывании в нем открываются новые смыслы, оттенки, иначе воспринимается его энергетика в целом.

В этот раз спектакль прошел как бы в другом ключе. Более сконцентрировано что ли. Движение не в объем, но во внутренний центр эйдетической (смысловой) интонации.

Не могу я согласиться со следующим мнением критики: «Драматический талант Елены Камбуровой давно известен: она делает спектакль из каждой песни, и в „Антигоне“ ее переходы из образа в образ виртуозны — это скорее музыкальное искусство, а не драматическое. Потому что это переходы прежде всего из тональности в тональность».//«Экран и сцена», Москва, 9.04.2006г.

Нет, у Камбуровой отточенный драматический/трагедийный рисунок каждой роли. И это переходы не из тональности в тональность, что характерно для музыкальной фразы, а переходы именно из образа в образ. И это подчеркивается всем рисунком образа, рельефным жестом, мимикой, темпом движений. И при этом, что естественно, хоть и сложно, для каждой роли своя неповторимая интонация. Камбурова – большая драматическая/трагическая Актриса и не стоит ее место в Искусстве ограничивать только жанром Песни. Она мыслитель в первую очередь, Творец.

Пение, абсолютно магическое, Антигоной - Камбуровой молитв-речитативов-плачей на древнегреческом - акт творческого трансцензуса, выхода за пределы нашей мерности, очарование Беспредельности. И в этом - вся Камбурова, архетип Души и Воли. Вспоминается пещера Зевса... Ну очевидно, сам Дионис стоит за Спектаклем.

Еще раз с большим удовольствием я подчеркну уникальность режиссуры Олега Кудряшова, он явно посвящен в Архаику.

Прекрасен был и харизматичен Вестник, он же и хор, Мохамед Абдель Фаттах. Яркая игра, на полной отдаче.

Вне сомнений «Антигона» - визитная карточка Театра Музыки и Поэзии п/р Елены Камбуровой.

Голос Камбуровой – изъявление Ее сущности – движим Любовью, как высшим типом Энергии, как страстью к непознанному. Продиктован волей Любви. Из Любви рожден, Любовью творит и в источник Любви возвращается. Как и весь «островок ее сопротивления» инициирован той же Любовью к Прекрасному как законосообразному.

Индивидуальность Елены Камбуровой летит на крыльях Любви как откровения и сущности мира. Аминь.

Благодарный поклон!
Наталья Шлемова, Москва. 23.03.14.
×

Обсуждения Антигона в исполнении Елены Камбуровой

  • Чем лично мне интересен жанр Трагедии – непосредственным вмешательством Высших сил в жизнь человека. Что само по себе дает нам повод заглянуть в Неведомое, выйти за пределы самого понятия «человек».
    Только отношения человека с Высшим миром и представляют непреходящий интерес.

    P.S.
    В Античной Трагедии, а только в Античности этот жанр и существовал, Боги принимали непосредственное участие в повседневной жизни человека. Ни один другой жанр больше этого не дает. В Трагедии масштаб Чувств и Мыслей другой, Осевое Время, в котором каждый жест героя магичен.

    Наталья Шлемова
     

По теме Антигона в исполнении Елены Камбуровой

Феномен Елены Камбуровой

«На свой необычный манер…» в киноклубе «Эльдар» (Москва). Елена Камбурова поет...
Журнал

Вертикаль Елены Камбуровой

Концерт Елены Камбуровой в Зале Чайковского, 22 июня 2014. Два отделения, 2, 5...
Журнал

Cassini передал новые снимки спутника Сатурна Елены

Автоматическая межпланетная станция Cassini передала фотографии Елены...
Журнал

Космическая миссия Елены Рерих

На сломах цивилизационных эпох, на стыках макро-циклов человеческой эволюции...
Журнал

Исполнение желаний. Техника исполнения желаний

Ты помнишь, какие планы строил себе еще год назад? Многое ли тебе удалось? Те ли...
Религия

Елена Блаватская

Всемирное теософское общество было самой влиятельной организацией своего времени...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Маскировки, за которыми скрывается Просветлённость Ума
Быть спокойным - самое ценное качество