Древние пути Забайкалья

Путь – направление, по которому идет человек стремящийся попасть в какое-то конкретное известное ему место. След на земле одинокого путника, исчезает практически сразу после того, как пройдет этот путник. Несколько человек идущих в одном направлении оставляют тропу, которую можно отыскать в траве или кустарнике.
Древние пути Забайкалья
Постоянно использующаяся тропа, по которой идет много народа превращается в дорогу.

Волок, - это название происходит от слова «волочить» (тащить), и означает перевал в верховьях рек различных бассейнов, по которому все путешествующие люди в древности преодолевали горы. Через волок тащили суда с товарами сухим путем – «волоком», перетаскивая суда из верховья одной реки в верховье другой реки и обозначение «перевал» буквально означает переваливание через горы.

Какими путями-дорогами пользовались для передвижения древние жители Забайкалья можно легко догадаться по тем обстоятельствам, что в некоторые населенные пункты до сего времени нет дорог и туда можно попасть только по рекам. Летом водным путем поднимались люди по воде в верховья реки, возвращаясь оттуда «сплавом», а зимой на санях по «зимнику», по люду той же скованной морозом реки.

Так по рекам, перевалам и волокам шли первооткрыватели Сибири в XVI – XVII вв. и Сибирский тракт оказал большое влияние на развитие территорий Сибири. С рубки зимовья в1638 году енисейским казаком Максимом Перфильевым с отрядом в 36 человек началось в Забайкалье строительство поселений. Через три года из Енисейска пришел сюда Курбат Иванов часть отряда, которого поставила зимовье в Западном Забайкалье.

В июне 1652 года с очередной экспедицией в Забайкалье отправился из Енисейска Петр Бекетов. В Забайкалье Бекетов должен был идти «...на Иргень озеро и на великую реку Шилку», чтобы «поставить два острога в самых крепких и угожих местах» для «ясачного збору и вновь земли приводу» в подданство России. А 24 сентября (3 октября) 1653 г. казаки пришли на озеро Иргень, на восточном берегу, которого был заложен острог.

Этот острог был сожжен местными тунгусами, но к осени 1657 г. восстановлен отрядом казаков А.Ф. Пашкова. Одновременно с Иргенским острогом в долине р. Ингоды П.И. Бекетов со своими казаками срубил зимовье, амбар для хранения государевой казны и перевозимых запасов, и три казачьи избы. Так был организован наиболее известный в Забайкалье Ингодинский («Иргенский») волок, а поселение (плотбище) считают началом истории города Читы.

Примером этого можно считать историю села «Засопошного», возникшего (по материалам археологической экспедиции И.И. Кириллова и Е.В. Ковычева) в конце XVII века в трех верстах к юго-западу от устья р. Читы. Первоначально, здесь также производилось строительство плотов, а впоследствии возникла небольшая деревня, состоявшая из нескольких домов с огородами и «заезжей избой» с кузнечно-ремесленной мастерской.

На чертеже Амурского бассейна 1690 года, который вошел в атлас С. У. Ремезова, впервые встречаем топоним Плотбище. Причем поселение под этим названием обозначено на реке Ингоде. На основе этого же «Свидетельства» С.У.Ремезов включил Амурский бассейн и в «Чертеж всех сибирских градов и земель», составленный в 1698 году. На этом «Чертеже» Плотбище также показано на левом берегу реки Ингоды.

В 1693 году через Забайкалье проехал царский посланник Избранд Идес. 15 мая он прибыл в Плотбище, о котором пишет: «Местечко Плотбище на реке Цете лежит». Написание реки «Цета», краеведы посчитали ошибкой переводчика, так же, как и Нерца вместо Нерча. Описание путешествия Избранда Идеса до составления «Чертежа всех сибирских градов и земель» не было известно С.У.Ремезову, так как оно впервые было опубликовано на немецком языке в 1704 году.

До опубликования же этого описания, в 1701 году, С.У.Ремезов составил и включил в атлас «Чертеж земли Нерчинского города». На этом чертеже – на левом берегу реки Читы в ее приустьевой части – обозначено поселение под названием «Слобода Читинская». В 1719 – 1720 гг. в «Сказках», то есть описаниях поселений, впервые появляется название Читинский острог.

Кажущееся недоразумение, в обозначении названия поселения Плотбище, обозначенное С.У. Ремезовым на реке Ингоде, в то время как Избрандт Идес отмечает место поселения на реке Цете, может быть разрешено тем обстоятельством, что оба исследователя правы. И обозначают на своих картах, место поселения Плотбище правильно, в соответствии с тем, что они видели своими собственными глазами.

Произошло это недоразумение потому, что существовало два самостоятельных волока. Первый с выходом на реку Ингоду (Иргенский), которым воспользовался Нерчинский воевода Афанасий Пашков, поднимавшийся по реке Хилку, об этом волоке упоминает протопоп Аввакум в своих путевых письмах. Второй волок с выходом на реку Чита (в районе пос. Подволок), служил казакам и промышленникам, идущим со стороны поселений северного направления.

В данном случае сведения Избрандта Идеса являются более достоверными, нежели предположение современного исследователя об ошибке в написании названия реки Цета, потому что Идес мог руководствоваться описанием более объемного варианта системы Читинского переволока по рекам Чита и Конде на Витим с выходом на Ципу и далее на Амалат, Беловодье и дальше.

В данном случае Избрандт Идес отмечает обратный путь, идущий из Нерчинска по Нерце (Нерче), Шилке и Ингоде, в реку Цету (Читу) и далее через перевал, тогда как воевода Пашков поднимался по Хилку и спускался по Ингоде через плотбище, с Иргенского волока. Конкретными выделенными обозначениями символами «Це» Избрандт Идес, в данном случае, отмечает те реки, на которых находятся поселения, по которым необходимо плыть: Нерца, Цета, Ципа.

На старых картах и описаниях есть и такие ориентиры как сдвоенные названия: по Хилке на Шилку (Хилка – Шилка); Чика – Чита…, а далее Чина, Ципикан и д.р. Наличие волока в верховьях реки Читы отмечает в своих записках декабрист М.А.Бестужев: «Небольшой переволок от верховьев Читы до верховьев Хилка. Второй путь по бывшему волоку ориентированному на реку Ингоду через Яблоновый хребет указывает в своих записках жена декабриста Анненкова.

В устье реки Читы начинается регулярное строительство плотов, на которых русские землепроходцы добирались до Нерчинского острога, основанного в 1653 г., Дельте р. Читы при этом принадлежала ведущая роль. Здесь сходились основные дороги, ведшие в Восточное Забайкалье и на Амур. Поэтому вскоре здесь было построено специальное плотбище-судоверфь и поселок с временным жильем и амбаром.

Дороги, сходившиеся у Читинского переволока, с древности имели названия – «Даба». В юго-западном направлении на территории Монголии находится хребет Барун-Бархийн-Даба, через который имеются два перевала: Байдлагийн – Даба и Дулан – ханы – Даба. Западную границу Забайкальского края ограничивают хребты Цаган Дабан и Цаган Хуртэй. На западной границе Сохондинского заповедника на карте имеется обозначение горы Дабан-Горхон, а в пределах хребта Цаган Хуртэй расположена гора Богомольная и гора Дабата.

В разных интерпретациях слова Даба и Дабан связаны с дорогой, например: Даба- корабль. Дабан – невысокие холмы в Астраханской области. Дабан называются многие вершины Саянских гор в Восточной Сибири; например Хамар-Дабан, Нуку-Дабан и др. Дабан (эвенк. Даван) – горный перевал. Дабан – «Река, текущая с перевала». Таким образом, пара слов Даба и Дабан служат обоснованиями географических названий связанных с путями в определенных направлениях, где «Даба» дорога, а «Дабан» ориентир.

Например, Хамар-Дабан может обозначать направление караванного пути, где сегодняшнее звучание имени перевала «Хамар» может означать древнее созвучие «Кэмэл» - верблюд и показывать место перехода горного массива для идущих караванов. Одним из таких забытых путей древности был караванный путь, проходящий вдоль современной границы России с Китаем и Монголией в юго-западном направлении.

До XIII века здесь располагалось царство Бохай (Бохайго), охватывавшего юг Приморья, юго-восток Маньчжурии и северо-восток Кореи. Здесь же жили Чжурчжэни— тунгусские племена, населявшие территорию Маньчжурии, Центрального и Северо-Восточного Китая, Северной Кореи и Приморского края. До 1125 г. здесь же располагался каганат (империя) Кида́ней — кочевых племен монгольской группы, протянувшаяся от Японского моря до Восточного Туркестана.

По территории Забайкальского края древний караванный путь пролегал выше Читинского и Иргенского волоков в районе Арейского плато, на котором впоследствии было создано озеро Арей. Как и все Забайкальские волоки, караванный путь выходит на реку Ингода́ (бур. Ангида) левой составляющей реки Шилки (бассейн Амура). С постройкой Иргенского острога о древнем Арейском волоке забыли.

Длина Ингоды 708 км, площадь бассейна 37,2 тыс. км². Берёт начало в хребте Хэнтэй. В верховьях течёт в узком ущелье, в среднем течении — по широкой котловине между хребтом Яблоновым и Черского, ниже впадения реки Чита прорезает хребет Черского и ряд невысоких горных хребтов, где долина её сужается. Сливаясь с рекой Ононом, Ингода образует реку Шилку.

Монгольская экспансия и война, шедшая более 20 лет - 1210-1234.положила конец существованию чжурчжэньской империи. Исчезла с земли империя Киданей, и потеряли самостоятельность другие племена и народы, населявшие территорию Сибири. Старинный торговый маршрут от границ Кореи и Китая в европейскую часть России через Сибирь был утрачен, а новый заканчивался развилкой на Нерчинск и Кяхту.

Путь начинался в городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов. Наиболее значимые пункты сухопутного пути: Урга (ныне Улан-Батор), Дархан, Маймачен (ныне Алтан-Булак), Троицкосавск (ныне Кяхта), Новоселенгинск, Гусиноозерск, Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), Кабанск, Мысовая (ныне Бабушкин), Слюдянка, Иркутск, Нижнеудинск, Илимск, Енисейск, Канск.

Водно-сухопутный маршрут шел так же по реке Янцзы до Шанхая, далее — через Хуанши, Цзюйцзян, Чичжоу, Жэньцзян, Порт-Артур (ныне Люйшунь), Тянь-цзин, Вафандянь, Гайчжоу, Дашицяо, Хайчэн, Ляоян, Мукден (ныне Шэньян), Телин, Сыпин, Чанчунь, Харбин, Чжаодун, Дацин, Лунцзян, Хайлар, Манчжурия, Нерчинск. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) оба маршрута соединялись.

Из Иркутска вдоль реки Лена, через Якутск шла наиболее крупная ветвь пути на Аляску. В районе Байкала действовали сухопутные пути через хребет Хамар-Дабан, а также водные пути через Байкал и по Селенге. Существовали и альтернативные пути доставки чая из Китая. Некоторое количество товара поступало по древнему маршруту Великого шёлкового пути — через Среднюю Азию. Позже часть чая стали переправлять в Россию морским путём через Суэцкий канал и Одессу.

Отсутствие дорог из европейской части России в Восточную Сибирь долгое время заставляло пользоваться речными путями. 12 (22) ноября 1689 вышел царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью, однако на протяжении 40 лет это решение оставалось на бумаге. В начале XIX века путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шёл через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее как ранее.

В конце XIX века Сибирский тракт уже не мог удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения железнодорожной Транссибирской магистрали, которое завершилось в 1903 году. Указом правительства в начале XIX века Забайкалье переживало третий этап заселения.
×

По теме Древние пути Забайкалья

Пещеры Забайкалья

Комплекс пещер Хээтэй расположен на юго-востоке Забайкальского края. Найденные...
Журнал

Алханай - святое место Забайкалья

Одним из источников бурятского эпоса служат сказания связанные с названием горы...
Журнал

Энергетика Забайкалья

Для представления о этапах развития энергетики в Забайкалье, обратимся к...
Журнал

Бисмарк и Пути звезд (Часть 6: Тайна Пути звезд)

Эпицентром – точнее прародиной – этого духовного сверхначала мистики многих...
Журнал

Древние летописи реки Нил

Первый шаг сот -1 - Солнечное осознание тела Ученые говорят, что существует...
Журнал

Древние карты мира

В 1929 году произошло с виду заурядное событие — в Имперской библиотеке...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Цепная кармическая реакция
Бесконечная причинность