Сутяжничество или плутовство?

В древнерусском законодательстве сутяжниками именовались стороны гражданского процесса, и в это понятие не вкладывался негативный смысл. Термин "сутяжник" использовался и дореволюционным законодательством для обозначения истца. Однако уже словарь В. Даля говорит о сутяжнике, как о вздорном, неправедном истце, охотнике "до придирчивых тяжб, исков...". В настоящее время под сутяжничеством понимается "пристрастие к тяжбам, необоснованное возбуждение обвинений против кого-либо перед судебными или административными органами". В другом определении образ действий сутяжника дополнен указанием на цель его поведения: "Судиться с целью оттягать что-нибудь, добиться для себя выгод всякими, даже неблаговидными способами".

Сутяжничество можно рассматривать как устойчивую, сложившуюся систему ценностей, потребностей и привычек субъекта. Для некоторых лиц сутяжничество - это образ жизни. Дефицит ситуаций, позволяющих таким лицам проявить свою "активность", порождает у них глубокое чувство дискомфорта и депрессии, вызывает состояние удрученности. Такое положение заставляет сутяжников провоцировать и искусственно создавать обстоятельства, в которых их наклонности могли бы реализоваться в полной мере.

Многие особенности российской ментальности предопределены православным вероучением, оказавшим огромное мировоззренческое влияние на все стороны народной жизни в течение десяти веков и сформировавшим традиционные российские ценности. Если обратиться к догматам православной христианской традиции, то можно отметить, что она предосудительно относится ко всякого рода жалобщикам и ябедам. Обычному российскому человеку свойственно настороженное отношение к различным официальным государственным структурам, в частности, к судам. Поэтому издавна граждане неохотно обращались в суд, предпочитая решать свои проблемы иными способами (правовыми и не правовыми). Большинство вопросов решалось без обращения в суд, ("полюбовно"). Подача искового заявления свидетельствовала о наивысшей точке накала конфликта, об исчерпании всех имеющихся средств урегулирования спора. Обращение в суд одной из сторон спора сразу переводит отношения лиц в официальную сферу и означает, что всякое межличностное общение будет навсегда или надолго прервано.

Сегодня в формировании правосознания российских граждан не последнюю роль играет тенденция к заимствованию западных ценностей и игнорирование российской самобытности. Так, американскому образу жизни органически присуща привычка судиться, когда лица, сталкиваясь с реальным или даже мнимым нарушением своих прав, обращаются в суд по самому малозначительному поводу. Фундамент такого правопорядка покоится на традиционных ценностях англосаксонской правовой системы (среди которых важное место занимает примат процессуального права над правом материальным) и объясняется национальным менталитетом и социально-экономическими причинами. Неслучайно, именно в странах англосаксонского права, прежде всего в США, с 90-х годов прошлого века стали активно внедрятся различные формы альтернативного судебным формы решения споров - alternative dispute resolution (ADR).

Веяния времени несколько поколебали российскую тенденцию "нелюбви" к судам, но ее влияние вряд ли преодолимо. На рубеже веков в российском общественном правосознании произошли существенные изменения, которые явились источником формирования негативного отношения большей части общества к закону, суду и судебным актам. Это подтверждается и общим настроем публицистических статей, и данными социологических исследований. Так, независимые социологический опросы стабильно показывают, что доверяют суду всего 17,1% опрошенных. Обращение в суд даже с законными требованиями не свойственно российскому человеку, предпочитающему различными способами уклониться от судебных процедур и формальностей, т.е. в целом сутяжничество не характерно для российского менталитета. Однако нельзя игнорировать и другую важную особенность российского менталитета: принципиальность, стремление к истине, в негативном смысле - "правдоискательство", заставляющее гражданина обивать пороги судебных учреждений, пытаясь восстановить справедливость (зачастую даже по самому незначительному поводу).

Сутяжник, обращаясь в суд, преследует свои личные, эгоистичные цели. В действительности он юридически не заинтересован в исходе процесса и в ряде случаев даже выигрыш дела не способен принести ему удовлетворения, поскольку сутяжник судится ради самого процесса, а не ради его результата. Движущим мотивом сутяжника служит его внутренняя ущербность, и в этом смысле судебный процесс выполняет компенсационную функцию, заставляя окружающих обратить внимание на его личность, на какое-то время позволяет ему почувствовать себя хозяином положения. Но итог активной деятельности сутяжника закономерен и печален. Запутавшись в своих тяжбах, проигрывая их одну за другой, неся материальные затраты, такой человек испытывает глубокий внутренний дискомфорт и социальную отчужденность.

В самых крайних формах сутяжничество проявляется как вид психического заболевания. Отечественной и зарубежной психиатрии известен так называемый бред сутяжничества, или кверулянтский бред. В международной классификации психических заболеваний он отнесен к группе хронических бредовых расстройств. Под кверулянтством понимается "сутяжническая деятельность, постоянная борьба за свои якобы попранные права или ущемленные кем-то интересы посредством бесконечных жалоб и писем во всевозможные инстанции, судебных исков и оспаривания любых принятых по этим искам решений". Данное заболевание описывается "как сверхценные, затем систематизированные бредовые идеи при доминировании представлений об ущемлении их личных интересов: Вначале внешние логичность изложения, убедительность доводов и правдоподобность доказательств вызывают доверие и сочувствие окружающих. Больные приобретают защитников и последователей, однако со временем абсурдность утверждений и поведения приводят к изоляции их в обществе. Постепенно они могут превращаться в "преследуемых преследователей", обвиняя не удовлетворяющих их претензии в сговоре, присвоении себе их заслуг и т.д.".

Рассматриваемое заболевание имеет ярко выраженный социальный характер, поскольку больной вовлекает в свою деятельность структуры власти других лиц. Болезнь не ограничивается рамками межличностных отношений, когда дискомфорт от поведения больного испытывают только его близкие люди. Лицо, страдающее сутяжно-паранойяльным синдромом, требует от органов власти принятия конкретных мер и привлечения к ответственности отдельных лиц. В специальной литературе отмечается, что "оценка клинической сущности сутяжных проявлений, степени их выраженности и, следовательно, решение вопросов вменяемости вызывает, как правило, большие экспертные трудности". Указывается, что "при наличии (у лиц, страдающих подобным заболеванием) сверхценного характера переживаний вопросы вменяемости должны решаться индивидуально с учетом как степени охваченности сутяжной деятельностью, способности коррегировать свое поведение, реальности домогательств, так и сохранности критической возможности больных, способности их оценить сложившуюся ситуацию в целом". Экспертное освидетельствование и признание лица недееспособным окажет влияние только на правовой статус больного, но не скорректирует его поведение в нужном направлении.

Пусковым механизмом сутяжнического синдрома является ситуация, оказавшая травмирующее воздействие на психику субъекта. Это могут быть негативные события в сфере судебной деятельности, оставившие неизгладимый след в памяти лица. Однако насколько они выступают фактором, провоцирующим болезнь, настолько могут послужить средством избавления от нее. Так, известный психиатр П.Б. Ганнушкин писал, что "имеются, однако, и сравнительные случаи так называемой абортивной паранойи, кончающиеся при благоприятных внешних условиях более или менее полной ликвидацией бреда (хотя бы, например, некоторые случаи сутяжнического помешательства после выигранного процесса). Эти случаи абортивной паранойи, впрочем, очень нечасты". Подобное высказывание лишний раз подтверждает тесную связь рассматриваемого заболевания с судебной тяжбой больного.

Другую распространенную подгруппу личных мотивов составляет мотив личной неприязни к противоположной стороне спора. Лицо, движимое подобным мотивом, стремится через инициирование судебной процедуры причинить максимальные неудобства противоположной стороне, обременив ее обязанностью являться в суд, давать объяснения, представлять документы, одним словом, оправдываться. Личная неприязнь стороны может быть вызвана местью, завистью и другими деструктивными чувствами. Адвокатам и другим практикующим юристам, оказывающим правовую помощь гражданам, не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда клиент просит предъявить иск к определенному лицу лишь с одной целью: "помотать ему нервы".

Таким образом, личные мотивы недобросовестного участника гражданского процесса выражаются в сутяжнических проявлениях (от незначительного до болезненно выраженного), в личной неприязни к другому лицу, а также в иных формах. На практике злоупотребления процессуальными правами зачастую совершаются под влиянием сразу нескольких мотивов. Так, в личный мотив, движимый сутяжником, вплетается корысть: он рассчитывает на то, что в результате выигранного дела ему удастся что-либо получить с ответчика. Корыстно действующий субъект также несвободен от личных переживаний, ведь помимо получения какого-либо социального блага он может тешиться победой, одержанной над оппонентом. Поэтому разделение мотивов недобросовестного поведения лица весьма относительно.

Особое место в российской действительности заняли «профессиональные» сутяжники. Так, российский закон о защите прав потребителей предоставляет очень широкие права обычному гражданину. Главное, чтобы товар или услуга приобретались для личных нужд, не связанных с бизнесом. Закон достаточно просто написан, и для того, чтобы понять его положения, не требуется особых юридических знаний. Это выгодно отличает его от многих современных нормативных актов, понять которые не могут даже сами юристы. При этом потребители наделяются широкими возможностями. Чего стоит хотя бы обязанность предпринимателя при заключении договора «незамедлительно» предоставить информацию о товаре. Несоблюдение этого правила ведет к появлению у потребителя права требовать возмещения ему причиненных убытков. А если вспомнить право гражданина подавать иски по месту своего жительства? Причем вне зависимости от специфики продаваемых товаров или деятельности продавца. В любом случае житель Владивостока, проездом купивший в Калининграде какую-нибудь безделушку, вправе подать иск к продавцу в своем родном городе.

При грамотном подходе, да еще с учетом отсутствия у небольших компаний штатного юриста профессиональный сутяжник может хорошенько потрепать нервы и кошельки коммерсантов. Как здесь не вспомнить объявление из известного анекдота: «Юридически подкованный пенсионер заколеблет любую организацию письменно или по телефону за символическое вознаграждение». Что характерно, зачастую предприниматели не хотят связываться с жалобщиками и улаживают спор на месте. То есть выплачивают возмущенному гражданину определенную сумму компенсации, заменяют приобретенный товар на более дорогостоящий и т. п. Понять такое поведение можно. Недобрая слава о компании может отразиться на количестве клиентов, а значит, и на прибыли. Учитывая развитие блогосферы, негативные отзывы о сервисе предприятия станут известны огромному числу потенциальных потребителей.

Потребители-активисты - публика весьма разношерстная. Это и психически неуравновешенные граждане, которые абсолютно бескорыстно готовы жаловаться на все что угодно. Некоторые даже специально провоцируют сотрудников магазинов на нарушение закона либо подкладывают просроченные продукты в супермаркеты с целью последующего «громкого разоблачения». Есть среди них и те, кто превратил законодательство о защите прав потребителей в свой основной или дополнительный источник дохода, по различным поводам требуя возмещения убытков у компании. Довольно часто права потребителей начинают отстаивать всевозможные организации, которые активно работают на информационном поле, широко освещая свою деятельность и отличаясь «специфическим» знанием законодательства. Что это - сутяжничество или плутовство?
×

По теме Сутяжничество или плутовство?

Судьба или молитва? Судьба или Бог? Что Вам нужно?

«Молитва дает новую жизнь, а не то, что нам положено по судьбе. В этом и есть...
Журнал

Успех или Секрет. Успех или Свобода

Жизнь — это чередование всяких комбинаций, их нужно изучать, следить за ними...
Журнал

Виноградник Аль-Джизамейна или беседа о восстановлении доблести Яхве

Вот как я услышал. Прошу извинения у всех, кому я могу помешать своими писаниями...
Журнал

Вегетарианская пища или мясо

Этот вопрос уже не один десяток лет вызывает оживленные споры. С одной стороны...
Журнал

666 или Число Зверя

«Это число человеческое; Число его шестьсот шестьдесят шесть» - так сказано о...
Журнал

Фрейд и Кафка, или Анархия, как архаическая психология свободного человека

1. Фрейд и Кафка, возвращение к самому себе. Человек – биологический или...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Дело вашей жизни - это изучение истины
Внетелесный опыт. Подводные камни