Полиция без границ

Это, разумеется, неслучайно, что президент Медведев практически одновременно – с интервалом всего в неделю – подписал поправки в закон о ФСБ, существенно расширяющий полномочия этого ведомства, и представил на суд общественности законопроект «О полиции», предполагающий дальнейшее усиление централизации управления в МВД и дающий толчок новому этапу полицейского произвола.
Полиция без границ
Еще одно совпадение – почти год прошел с момента опубликования медведевской статьи «Россия, вперед!». Сейчас, когда про тот демагогический опус уже подзабыли, становится понятнее, куда это – «вперед».

Всерьез обсуждать законопроект «О полиции» едва ли имеет смысл. Уже с первых секунд чтения становится очевидным, что писали его сами милиционеры, попытавшиеся прикрыть «модернистским» переименованием в полицию свои истинные цели.

Чего стоит одна лишь возмутительная «презумпция невиновности» в пункте 2 статьи 32 проекта, налагающем на граждан обязанность выполнять абсолютно любые требования полицейских, которые будут считаться законными «до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное». Уже одна эта норма разом перечеркивает все декларативные положения проекта о «запрете пыток» и т. д.

Самое важное, что основная цель проекта – выхолащивание из системы охраны правопорядка последних элементов федерализма, распространение пресловутой «вертикали власти» теперь уже и на МВД. Если в действующем законе «О милиции» закреплено соподчинение милиции общественной безопасности региональным властям, то краткая и лаконичная статья 4 нового законопроекта «Организация деятельности полиции» не оставляет сомнений: все это придумано для того, чтобы окончательно и полностью подчинить органы правопорядка единому федеральному центру.

Маниакальное и повсеместное насаждение вертикали власти трудно объяснить. Идея вертикали дискредитировала себя уже везде, где только можно – от ЕГАИС и игорных зон до борьбы с пожарами. Регионы, куда из центра присылают губернаторов-варягов, стали центрами невиданных ранее по масштабам уличных протестов. В последние месяцы даже местные депутаты-единороссы активно голосуют против решений об отмене прямых выборов мэра и отстранении от должности избранных мэров (последним в этой цепи в пятницу стал Барнаул).

А между тем правопорядок – это не шутки.
По сути, нам предлагается построить систему, в которой рядовые сотрудники органов охраны правопорядка вообще не будут нести ответственности перед населением подведомственных территорий – только лишь перед начальством в Москве.

Идея о том, что из Москвы можно отрегулировать в режиме ручного управления расследование любой кражи, демонстрирует всю глубину неадекватности нынешних властей. Собственно, в том, как это работает на практике – точнее, не работает вовсе, – мы могли убедиться на примере потуг власти по тушению пожаров. Зато других глобальных изменений, помимо сверхцентрализации управления в органах охраны правопорядка, законопроект «О полиции» не содержит.

Авторам закона задуматься бы над простой вещью: почему в России очень высокая преступность, несмотря на наличие централизованной вертикали МВД с более чем миллионным штатом? По показателю умышленных убийств на 100 тысяч населения мы все эти годы уверенно остаемся в мировой двадцатке, соседствуя с Гаити, Бразилией и Мексикой. Милицейская преступность глубоко укоренена и стабильно растет – в 2009 году, по данным департамента собственной безопасности МВД, ее рост составил 17%. Истории с майором Евсюковым или убийством журналиста Константина Попова в Томске известны всем.

Одна из ключевых причин всего этого – оторванность милиции от населения, отсутствие каких бы то ни было механизмов ответственности перед гражданами, кроме окрика большого начальства. Безнаказанность и безответственность милиционеров способствует и высокой коррупции, и росту милицейской преступности, и безразличию к регистрации и расследованию преступлений.

Медведевский законопроект предполагает эту безответственность усилить, ликвидировав остатки федерализма в деле обеспечения правопорядка, да еще и оградив полицейских от населения своеобразной «презумпцией невиновности». Теперь милиция – ах да, пардон, «полиция» – будет окончательно отдалена от граждан. У нее не останется реальных стимулов обеспечивать правопорядок на вверенной территории – лишь стимулы писать красивые рапорты в Москву, плюс лицензия на вседозволенность в кармане.

Делать нужно ровно обратное: вводить прямые механизмы ответственности сотрудников правоохранительных органов перед населением подведомственных территорий. Через децентрализацию полицейской службы, упразднение центрального аппарата и генералитета, усиление районного звена полиции, вплоть до введения выборности глав райотделов полиции.

Выборность – не фетиш, а один из важных элементов ответственности полиции перед гражданами. Ее можно вводить тогда, когда система муниципальной полиции заработает в полную силу.

Однако в целом двигаться нужно именно в этом направлении. В развитых странах федеративного типа с относительно низкой преступностью, сопоставимых с Россией по масштабам, – Германии, Канаде (по крайней мере, в крупнейших провинциях Квебек и Онтарио, где проживает две трети населения страны), Великобритании, США – охраной правопорядка занимается не какая-то единая централизованная полицейская вертикаль, а местная полиция, отвечающая за результаты работы перед жителями своих территорий.

Именно такого плана изменения были предложены в концепции «Перестройка МВД: от милицейского произвола – к профессиональной полиции», которую мы с Ильей Яшиным опубликовали три месяца назад – это к вопросу о том, что у оппозиции якобы «нет конструктивных идей». К слову, Медведев никакой концепции реформы МВД, где содержались бы подробные объяснения, что и зачем делается, до сих пор не предложил – только сухие юридические формулировки закона, за которыми приходится отгадывать суть.

В оппозиционной концепции было много еще чего важного – о смене критериев оценки эффективности работы полиции (вместо пресловутой «раскрываемости» – к оценке оперативной обстановки на территории, динамики числа преступлений на единицу жителей), прекращении набора сотрудников силовых структур в судейский корпус, введении обязательной видеозаписи допросов (для борьбы с пытками), отмене особых «милицейских» зон для милиционеров-преступников, обособлении следствия, создании независимой системы регистрации заявлений о преступлениях, кадровом обновлении и непременной ротации в органах полиции.

Но Медведеву все это ни к чему, коль скоро главная его идея – суперцентрализация управления в МВД при ползучем расширении полномочий этого ведомства. Похожие цели преследовались и в принятых в конце июля поправках в закон о ФСБ, с которым та же история – пока эта структура получает новые полномочия, террористическая угроза растет.

Сверхцентрализованные силовые структуры с неограниченными полномочиями и размытой ответственностью будут способны только к очковтирательству, коррупции и круговой поруке.

Нужны они не как инструмент обеспечения безопасности общества, а как инструмент для его контроля и подавления. «Медведевские реформы», как видно из продвигаемых президентом законов, преследуют именно эти цели.
×

По теме Полиция без границ

Мир без границ

Все мы наслаждаемся снимками нашей прекрасной планеты, сделанными из космоса...
Журнал

Карта границ Солнечной системы

Астрономы впервые построили карту границ Солнечной системы. Сделать это ученым...
Журнал

Аномалия границ Солнечной системы

Астрономы предложили гипотезу, объясняющую расхождение между теоретическими...
Журнал

Полиция арестовала почти 150 участников беспорядков

Полиция арестовала в Мозамбике около 150 участников волнений, которые прошли в...
Журнал

Преступная группировка полиция

Депутаты Госдумы поспорили о новом законе о полиции. Некоторые из них...
Журнал

Лесники и полиция сблизили партии

Количество избирательных кампаний в регионах сократить до одной в год, из...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
10 навыков которые жизненно необходимы