Спецназ Альфа: 4 секунды на операцию

Начало

В начале июля 1974 года начальника 7-го управления КГБ генерал-майора Михаила Милютина вызвал к себе заместитель председателя КГБ Семен Цвигун: «Юрий Владимирович приказал создать боевую группу для противодействия угонщикам самолетов».
Спецназ Альфа: 4 секунды на операцию
Особо было оговорено, что подчиняться она будет непосредственно Андропову.

В сжатые сроки предстояло разработать положение о Группе «А» – базовый документ, который определял статус подразделения, его цели, задачи и принципы функционирования. К концу июля документ был готов и вынесен на рассмотрение комиссии в составе трех заместителей Андропова – Цвигуна, Чебрикова и Цинева. Докладывал генерал Милютин. Все предложения рабочей группы были приняты, и 29 июня 1974 года Андропов подписал приказ ‹0039/ОВ («Особая важность») о создании группы. Он же решал вопрос о руководителе, предупредив Милютина: «Командира я вам подберу сам».

Еще свежи были в памяти кровопролитные бои за остров Даманский. Тогда советским пограничникам пришлось принять на себя удар китайских войск до прихода основных сил. В ходе ожесточенных столкновений особо отличился начальник погранзаставы лейтенант Виталий Бубенин. 2 марта 1969 года, когда подразделения регулярной армии Китая вторглись на советскую территорию, Бубенин подоспел на помощь погибающей соседней заставе. Принял на себя командование боевым участком и, организовав стремительную атаку, вышиб неприятеля обратно в Поднебесную. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. К моменту создания Группы «А» Виталий Бубенин вырос до заместителя начальника Карельского пограничного отряда. Андропов остановил на нем свой выбор. 5 октября 1974 года по личному распоряжению Андропова Виталий Бубенин был назначен командиром Группы «А». (В 77-м Бубенин попросился обратно в погранвойска. Находился на руководящих должностях. Воевал в Афганистане. Службу закончил в 1995 году в звании генерал-майора.)

Формирование осуществлялось исключительно на добровольной основе. Попасть в группу могли офицеры, прослужившие в КГБ не менее трех лет. Костяк составили сотрудники 7-го управления. При отборе учитывались спортивные достижения кандидатов. Особое внимание также уделялось организаторским качествам будущих сотрудников, их умению работать в команде.

Выявлялись наклонности человека, его способность быстро сходиться с людьми, скорость реакции, собранность, разумный риск, находчивость, сообразительность и многое другое. При этом зарплаты оставались на том же уровне, как и в тех подразделениях, где офицеры служили раньше. Единственное, что позволили, – считать год службы в подразделении за полтора.

До назначения Бубенина всеми вопросами занимался майор Роберт Ивон. Группа начиналась с 30 человек. Поначалу бойцов разместили в маленькой комнате борцовского зала 5-го отдела на Новослободской улице. Здесь они и дежурили, и спали на раскладушках. В течение сентября сотрудники получали оружие, экипировку и обмундирование. 2 октября прошел первый сбор.

В октябре начальником 7-го управления КГБ стал генерал Алексей Дмитриевич Бесчастнов. На протяжении последующих десяти лет он, как мог, опекал подразделение. Именно ему Группа «А» во многом обязана своим быстрым становлением.

С октября подразделение функционировало по такой схеме: одно отделение находится на круглосуточном дежурстве, второе отдыхает после смены, третье готовится к заступлению на дежурство, четвертое – выходное, пятое – на боевой учебе.

Тренировки всегда проходили с предельным напряжением сил. Поскольку вначале никаких научно обоснованных программ не существовало, личный состав занимался усиленной физической подготовкой. Практиковались кроссы, легкая и тяжелая атлетика, гимнастика и, конечно, футбол.

Самое главное качество сотрудника спецназа – умение анализировать оперативную обстановку. На основе этого анализа необходимо сделать правильный вывод, а при необходимости – действовать самостоятельно. В реальных боевых условиях команда от начальства может запоздать или не дойти вовсе. Поэтому планы учебных операций разрабатывались с вариантами. В них вносились элементы внезапности, опасности и риска. Сотрудников приучали уходить от шаблонных действий и шагов.

Кроме этого, бойцы штудировали психологию, понимая, что грамотно построенный диалог с террористами может оказаться эффективнее любого оружия, которое сотрудникам Группы «А» разрешалось применять только в случае крайней необходимости. Внутренняя установка на бескровное разрешение самых драматических ситуаций позднее станет отличительной чертой профессионального почерка «Альфы».

Создание Группы «А» стало результатом усилий множества людей. Где только можно, собирали информацию о зарубежных специальных подразделениях. Сотрудники Первого главного управления (разведка) КГБ перевели книгу о знаменитой американской группе «Дельта». Из нее «альфовцы» почерпнули некоторые тактические приемы, способы взаимодействия внутри подразделения и т. д.

Практически с чистого листа разрабатывались разные модели освобождения заложников применительно к различным ситуациям, которые могли возникнуть в государственных учреждениях или жилых домах, на речном и железнодорожном транспорте, воздушных судах всех видов.

Параллельно с вопросами тактики шел поиск оптимального вооружения и специальных средств воздействия на террористов. В исследовательские институты направлялись технические задания. Предметом особой гордости стали разработанные в подмосковном Климовске, в ЦНИИ точного машиностроения, и переданные в серийное производство на Тульский оружейный завод уникальные образцы – подводный автомат, бесшумная снайперская винтовка.

С 70-х годов сотрудники «Альфы» используют бронежилеты из титана и кевлара, а также пуленепробиваемые сферы – шлемы с забралом и устройствами индивидуальной связи. Со временем всему личному составу выдали радиомаяки – «мультитоны», что значительно упростило оповещение по команде «Сбор».

Группу нужно было экипировать. Выяснилось, что в подразделении необходимо иметь несколько различных видов обмундирования (по 3–5 комплектов), в зависимости от поставленной задачи: на аэродроме – летное, в морском или речном порту – форму ВМФ или гражданского флота и так далее.

Для повседневной работы остановились на обмундировании воздушно-десантных войск и форме летного состава ВВС. Для всех сотрудников приобрели кожаные и меховые куртки, брюки, унты, ботинки с высоким берцем, а также летние комбинезоны.

Вся работа (как и само подразделение) была строжайше засекречена, и даже в «семерке» – управлении, куда организационно входила группа, о ее существовании, целях и задачах знали единицы. Выезжая на различные мероприятия, сотрудники Группы «А» часто пользовались документами прикрытия.

Так начиналась Группа «А». Не все из тех, кто пришел первым, остались в подразделении. Некоторым по разным причинам пришлось уйти. Однако та высокая планка, которая была определена руководством и самими бойцами при создании подразделения, несмотря на развал государства и «смутное время», остается на прежней высоте. По многим показателям группа по-прежнему является одним из лучших специальных подразделений мира.

Для них невозможное возможно

Большинством людей бойцы «Альфы» воспринимаются как безликие терминаторы в «космических» сферах, лишенные каких-либо человеческих эмоций.

Но это конкретные лица, конкретные судьбы. Это горстка людей, сделавших кабульским днем 27 декабря 1979 года практически невозможное: вместе с побратимами из отряда «Зенит» они за 42 минуты взяли приступом дворец Амина. За здоровье тех из них, кто среди нас и сегодня, нельзя не выпить.

Помянем Виктора Карпухина. Тогда, в Кабуле, он одним из первых бойцов спецназа ворвался во дворец и, пройдя через трассирующий ад, не получил в ходе операции ни одной царапины. В этом году Виктора Федоровича не стало.

«Альфа» – это Сергей Голов, двумя снайперскими выстрелами нейтрализовавший бомбиста Власенко. Обвешанный взрывчаткой, тот угрожал поднять на воздух здание американского посольства в Москве. Так в 1978 году завершилась первая боевая операция группы.

«Альфа» – это и те неизвестные широкой общественности ребята, что в годы криминального террора, накатившего на нашу страну в 80-х годах, по плану «Набат» освобождали заложников из лап вооруженных бандитов, уголовников и озверевших дезертиров.

Группа «А» в политику не лезла, зато политика бросала подразделение на решение межнациональных конфликтов. Бросала как последний довод обанкротившейся власти. И дважды – в августе 91-го и октябре 93-го – группа, оказавшись на острие кризиса власти, брала ответственность на себя.

Конечно, «Альфа» – это и Геннадий Зайцев, ее «папа». В те страшные часы «малой» гражданской войны он был поставлен перед неумолимым выбором – или штурм со всеми вытекающим последствиями, или тут же, на месте, расформирование и разоружение подразделения. И тогда командир Группы «А» принял правильное, единственно возможное в тех условиях решение: начать переговоры с руководством Белого дома, чтобы спасти жизни людей.

Говорили, и еще как говорили, что «Альфа» середины 90-х есть только тень прошлых побед. Дескать, новое поколение не отвечает старым стандартам. Но именно это молодое поколение вместе со «стариками» поднималось на пулеметы и гранатометы в Буденновске. И не просто поднималось, но даже в тех тяжелейших условиях ухитрялось поражать врага, прикрывавшегося живым щитом – роженицами и молодыми матерями.

«Альфа» сильна своими традициями, и в том, что они сохраняются, несмотря на разные трудности, заслуга Ассоциации ветеранов группы «Альфа» и ее президента Сергея Гончарова. Ее полпреда в столичном «парламенте».

С началом войны на Северном Кавказе сотрудники Управлений «А» и «В» Центра специального назначения ФСБ буквально не вылезают из Чечни, где трудятся вахтовым методом. А когда эта война в лице банды Бараева нагрянула в Москву, они – фактически смертники, которым, по замыслу бандитов, предстояло вместе с заложниками погибнуть под руинами ДК, – внесли в планы нелюдей свою весьма существенную коррективу.

Третий тост за погибших. В «Альфе» их пятнадцать.
А всем ветеранам и действующим сотрудникам – как можно меньше боевого «Набата».

Командиры Группы «А» КГБ-ФСБ

Герой Советского Союза Виталий Бубенин, 1974–1977 годы.

Роберт Ивон, 1977 год.
Герой Советского Союза Геннадий Зайцев, 1977–1988, 1992–1995 годы.

Герой Советского Союза Виктор Карпухин, 1988–1991 годы.

Михаил Головатов, 1991–1992 годы.
Александр Гусев, 1995–1999 годы.
Александр Мирошниченко, 1999–2000 годы.
Валентин Андреев, 2000–2003 годы.
Владимир Винокуров, с 2003 года.

Павел Евдокимов,
Газеты Планеты
×

Обсуждения Спецназ Альфа: 4 секунды на операцию

По теме Спецназ Альфа: 4 секунды на операцию

Спецназ США и Заповеди Бога Сварога

Зачем спеназ США носит бороды. Исследования Пентагона показали – наличие бороды...
Журнал

Простое правило 1 секунды

Дважды подумайте перед тем, как что-то сказать, потому что ваши слова и влияние...
Журнал

Альфа жалит, как пчела

Даже кураторы Комитета госбезопасности СССР из отдела админорганов ЦК КПСС не...
Журнал

Альфа-самцов выдают пальцы

Проводившееся в университете Конкордия (Монреаль) исследование, в ходе которого...
Журнал

Альфа и Омега

Воля, направляющая сознательно, начинает процесс. Нельзя рассчитывать на какие...
Журнал

Упражнения для достижения альфа-состояния мозга

Не все знают, что на протяжении дня наш мозг работает в четырех разных ритмах...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Внетелесный опыт. Подводные камни
Полезные свойства орехов и семечек