Леонид Броневой: Мюллер – это мой крест!

Сын «врага народа»

Леонид Броневой родился 17 декабря 1928 в Киеве в семье Сергея Осиповича и Беллы Львовны Броневых. Родители актера познакомились на рабфаке: мама училась на экономическом факультете, а отец - на юридическом.
Леонид Броневой: Мюллер – это мой крест!
«Они были кристально чистыми людьми - сейчас это, возможно, звучит смешно, - вспоминает актер. - Они верили в светлую идею, в революцию. Отцу предложили работать в НКВД - его брат, мой родной дядя, занимал в НКВД Украины очень высокий пост, он и предложил. Мама же советовала отцу пойти по линии адвокатуры: тогда, мол, тебе придется людей защищать, а в НКВД тебя заставят заниматься совершенно другим делом, далеким от защиты. Отец не послушался, пошел служить туда. Носил один ромб, что соответствовало чину армейского генерала. Ну а в 1937-м его посадили».

Когда отца Леонида Броневого арестовали, его родных – «семью врага народа» - сослали в город Малмыш Кировской области. Матери актера было 27 лет, ей посоветовали развестись с мужем, чтобы стало легче жить и появилась возможность прокормить детей. Она оформила документы о разводе, но это не помогло: в ссылке семья постоянно голодала. Спустя четыре года Леонид с мамой вернулся в Киев, а через несколько дней началась война. Они еле-еле успели эвакуироваться, немцы заняли город едва ли не на другой день. Броневой и его мама оказались в южном Казахстане, в городе Чимкенте.

Отцу Леонида дали 10 лет с правом переписки. Когда он освободился, то хотел вернуться к семье, но мать воспротивилась: «Я его никогда не любила». Это страшно огорчило, потрясло Леонида: «Я, помню, спросил маму: “Как же тогда я родился?” Отец нашел себе вторую жену, хорошую женщину, которая продлила ему жизнь на пару десятков лет».

В 1944 году в эвакуации Броневой закончил 7 классов, причём одновременно с учёбой он подрабатывал где только возможно. За год сдал экзамены за оставшиеся классы средней школы, но заняться журналистикой или дипломатией, как хотелось, он не мог - мешало клеймо сына «врага народа». Тогда он решил поступить в Ташкентский театрально-художественный институт имени Островского, где в анкете о родителях не спрашивали.

«Играл в домино, чтобы прокормиться»

После окончания учебы Броневой работал в Магнитогорске, Иркутске, Грозном, Воронеже. Получил второй актерский диплом в Школе-студии МХАТа. Переиграл великое множество ролей в провинциальных театрах.

Несмотря на то, что он был сыном «врага народа», Леониду пришлось переиграть немало вождей. Как-то в театре в Грозном Леонид Броневой играл Сталина. Когда в первый раз вышел на сцену в гриме вождя, зал встал и раздались такие овации, что у Леонида Сергеевича слова в горле застряли. Потом с ролью свыкся и вдруг как-то выходит на сцену, а в зале - гробовая тишина. Броневой признавался, что его чуть удар не хватил, первая мысль: неужели ширинка расстегнута? За кулисами объяснили, что объявили о разоблачении культа личности Сталина, а в зале сидят работники госбезопасности, оттого и не хлопали. Сталина из спектакля убрали. А Броневого переделали в «референта».

Зато роль Ленина в Воронежском театре принесла актеру... квартиру. Как только товарищ из ЦК КПСС утвердил Леонида Сергеевича на Ильича, уже на следующий день к гостинице, где проживал Броневой с беременной женой, подкатила машина, и актеру вручили ключи от квартиры.

Актер всегда гордился тем, что он много проработал в небольших театрах. Позднее на заседании худсовета в Театре на Малой Бронной его как-то обозвали провинциалом. Хотели оскорбить, а он не обиделся: «Я принял это как комплимент. Провинциальный артист - это труженик, рабочая лошадь! У него нет никаких приработков: ни в кино, ни на телевидении и радио. Можно только драмкружок вести на заводе. В Иркутске мне удалось организовать драмкружок только потому, что я пообещал за те же деньги - 60 рублей в месяц - создать еще и хор. Аккомпанировал хору на аккордеоне, привозил его в Москву».

В столицу СССР он перебрался окончательно в 1962 году. Его приняли в труппу Театра имени А. С. Пушкина, но дело было в начале лета, театр собирался на долгие гастроли, и зачисление в штат отложили на осень. Чтобы прокормить себя, Броневой выходил на Тверской бульвар, где в хорошую погоду играли на деньги шахматисты и доминошники. Выиграв рубль в домино, он тут же покидал поле битвы. Наверняка он хорошо запомнил детали московского «бульварного» быта и «бульварных» отношений, которые так пригодились в «Покровских воротах».

Потом был Театр на Малой Бронной, работа с Гончаровым и Эфросом. Высочайший профессионализм Броневого еще и в том, что он органично вписывался в актерские ансамбли, созданные режиссерами выдающимися, но достаточно разными. Что касается кино, то попал он туда поздно, только после переезда в Москву. Первой ролью стал полковник жандармерии в фильме «Товарищ Арсений».

В фильме «Вооружен и очень опасен» Броневому нужно было играть постельную сцену с Людмилой Сенчиной. А он только что женился и переживал, как супруга к этому отнесется. По словам Сенчиной, на съемках он весь красными пятнами покрылся, спрашивает режиссера: «Ну как мне ее? Так?» От волнения сорвал бретельку бюстгальтера. После выхода ленты зрители с негодованием писали: «В то время как в Гондурасе дети голодают, Сенчина соблазняет наших мужей и сыновей!»

«Я провинился перед комсомолом»

В роли Мюллера в «Семнадцати мгновениях весны» Татьяна Лиознова первоначально видела актера Всеволода Санаева. Он категорически отказался: в те времена Санаев был секретарем парторганизации «Мосфильма». Пробовались и другие малоизвестные актеры, пока второй режиссер картины не привел на съемочную площадку Леонида Броневого. Его пригласили в картину буквально в последний момент. Правда, в первый свой съемочный день он отправился не в кинопавильон, а в загс - Броневой женился. Накануне свадьбы актер проводил все свое свободное время вместе с будущей женой, разучивая текст сценария. При этом невеста играла роль Штирлица. Когда Броневого одели в мундир группенфюрера СС, то он оказался на два размера меньше, чем нужно, особенно мешал воротничок. Артисту приходилось все время дергать головой. «Блистательный жест!» - воскликнула Татьяна Лиознова. Перспектива играть одного из фашистских лидеров за маленький гонорар - 2435 рублей 70 копеек на три года, это примерно 43 рубля в месяц - совсем не радовала актера. Но второй режиссер сказал ему: «Ты не знаешь, что тебе принесет эта роль!»

После «Семнадцати мгновений весны» Броневого одолевали поклонники, и он выходил на улицу в больших черных очках. Во время гастролей Театра на Малой Бронной в Одессе Леонид Сергеевич, все еще прячась от узнаваемости, решил пройтись по городу. И когда он поравнялся с очередью перед обувным магазином, одна из покупательниц, поспорив с другой, вдруг метнула здоровенную коробку, попав... прямо в голову Броневому. Актер замер. А метательница, пробегая мимо кинозвезды за обидчицей, крикнула: «Простите, Мюллер, я целилась не в вас».

Почему гестаповец Мюллер стал так же популярен, как героический советский разведчик Штирлиц? Просто Броневой с режиссером Татьяной Лиозновой показали врагов как хитрых, умных, серьезных и обаятельных людей, что было для тогдашнего советского искусства решением почти революционным. Хотя самого Броневого популярность его персонажа давно тяготит. «Мюллер - это мой крест», - говорит он. В принципе он прав: нет ничего опаснее ярлыка одной роли, намертво приклеивающегося иногда к актеру. Так Бабочкин всю жизнь воспринимался как Чапаев, а Чирков - как Максим.

Кстати, сериал «Семнадцать мгновений весны» был любимым фильмом председателя КГБ Юрия Владимировича Андропова, который сам подписал указ о награждении актеров, снявшихся в картине. Фамилию Броневого он не вспомнил и записал просто: «Мюллер». А однажды актер совершенно случайно включил телевизор, где на вопросы журналистов отвечал секретарь ЦК ВЛКСМ: «Отвечая на вопрос “Почему в мире так много фашистских организаций?”, секретарь ЦК ВЛКСМ сказал: “Это актер Леонид Броневой виноват. Нельзя делать фашистов такими привлекательными!” После этого о моей вине было написано в газетах. Вот так я провинился перед комсомолом».

«Звание Народного мне пожаловал Ельцин»

Несмотря на удачные роли и всенародное признание, официальных наград Леониду Сергеевичу пришлось ждать долго: «Чтобы получить почетное звание, надо было пройти девять кругов ада. И первый, самый страшный круг - партбюро театра. Если они тебя зарежут, твое дело никуда не идет, если же они за закрытыми дверьми проголосуют “за”, то дело идет выше: в райком партии. Одновременно оно попадает в горком профсоюзов. Дальше - в ЦК профсоюза работников культуры и горком партии. Вслед за этим - в отдел культуры КГБ, может, я назвал его неправильно. Из него бумаги приходят в ЦК КПСС, где несколько секретарей ЦК ставят свои подписи. После всей этой канители дело идет в Президиум Верховного Совета. Поскольку я всегда был беспартийный, все это проходило довольно сложно, занимало годы. Народного артиста СССР я ждал четыре года!

А “Народного артиста РСФСР” получил благодаря Борису Николаевичу Ельцину. Мы выступали в Кремлевском дворце съездов, я читал “Стихи о советском паспорте” Маяковского. После концерта за кулисы пришел Ельцин в сопровождении чиновников. Красивый, вальяжный, метра под два ростом. Я заметил, что на левой руке у него не хватает пальцев. Кто-то из артистов его спрашивает: “Борис Николаевич, ну как вам тут, в Москве?” Он махнул так рукой и говорит: “Не спрашивайте!” И вдруг обращается прямо ко мне: “Вы - сибиряк?” Я отвечаю: можно сказать - да, работал много лет в Иркутске. Тогда он поворачивается к сопровождающим, среди которых я узнал министра культуры РСФСР Мелентьева: “Почему он до сих пор не народный артист России?” Буквально через два дня я уже был им!»

Броневой тогда старался помочь своим коллегам: «Подписывал прошения на жилье, что-то еще. Но ходить - никуда не ходил, стал затворником, ворчуном. Вот в молодости любил шутку, был человеком открытым, покладистым». Броневого вообще считают человеком с тяжелым характером: «Говорят, я невыдержанный, вспыльчивый, очень эмоциональный. Но я не выношу несправедливости... Наверное, характер не лучший, а лучше что же - молчать, улыбаться или врать? Я не люблю отмалчиваться, вылезаю, за что часто получаю по голове. А меня столько раз надували... Не хочу называть никаких имен, Бог с ними!»

Марк Захаров сказал как-то о Броневом, что это актер, вызывающий режиссерское вожделение. Роль Мюллера худрук «Ленкома» приводит обычно своим студентам в пример как «учебное пособие, наглядную иллюстрацию того, как актер не отражает лицевыми мускулами всех трудностей своей работы». Броневой действительно уникален своим невозмутимо-философским актерским стилем. И тем еще, что никогда не дает зрителю оснований относиться к своим героям, а значит, к самому себе, слишком серьезно.

Лина Лисицына
По материалам СМИ

Газета "Я"
×

По теме Леонид Броневой: Мюллер – это мой крест!

Мой адрес не дом и не улица, мой адрес теперь Интернет

Министр связи Игорь Щеголев хочет добавить электронный почтовый ящик к таким...
Журнал

Жир – мой враг. И не только мой

До сих пор считалось, что излишний вес - личная проблема каждого. Однако только...
Журнал

Скончался Леонид Абалкин

В понедельник скончался известный ученый-экономист и государственный деятель...
Журнал

Крест полумесяц

Россия - славянское государство и исторически она была страной православных...
Журнал

Нательный крест

Святейший патриарх Алексий II часто вспоминал слова из книги Экклезиаста, говоря...
Журнал

Грузия ставит крест на православии

Грузия постепенно выходит на один уровень с европейскими странами. Теперь здесь...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Быть спокойным - самое ценное качество
Маскировки, за которыми скрывается Просветлённость Ума