Быть принцессой

Женские добродетели красотой не исчерпываются

«Все началось с того, что моя дочь, когда ей было пять лет, пришла домой из детского сада и заявила, что она принцесса, а принцессы только и делают, что выходят замуж и рожают детей», – начал свой рассказ детский писатель и иллюстратор Пер Густавсон из Швеции.
Быть принцессой
Пер Густавсон – автор детских книг «Так поступают принцессы», «Когда у принцесс день рождения», «О принцах и драконах».

«Мне показалось, что как-то скучновато только выходить замуж и рожать детей, и я подумал, что к этой истории можно добавить другие. Например, можно играть в хоккей или охотиться на дракона…», – продолжил он. А так как его дочке оказался близок розовый цвет, корона, и все красивое, то Пер Густавсон решил создать серию книг о принцессах. А затем и о принцах.

В его книгах ставится под сомнение справедливость привычных детских и взрослых убеждений об однозначных роли и месте мальчиков и девочек, принцев и принцесс в обществе.

Автор полагает, что его героиня – принцесса – «нашла себя». Он уверен, что женщины в любом возрасте хотят слышать, что они красивы, в любом возрасте хотят играть в принцесс. По его словам, одной книжкой невозможно воспитать ребенка, сделать из него личность, но она может помочь ему в выборе своего пути. Главное, утверждает Пер Густавсон, чтобы ребенок поверил в свои силы и не боялся принять себя таким, каков он есть на самом деле, - просто был самим собой.

Что значит быть принцессой? Насколько дети считывают сигналы, посылаемые им родителями, обществом, рынком? На эти и другие вопросы ответили участники круглого стола «Хочу быть принцессой! Гендерный фактор или стереотип, навязанный рынком?», который прошел в рамках XI ежегодной ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction в московском ЦДХ.

Голубой – розовый

Как подчеркнула культуролог Людмила Алябьева (журнал «Теория моды»), розовый цвет является атрибутом женственности. Она отметила, что в России с 1797 года, согласно указу Павла I, детям из царской семьи с рождения полагалась ленточка: девочкам – розовая с серебристыми окаймлениями, мальчикам – голубая. Эта традиция вошла в повседневную жизнь горожан, и сохранилась до настоящего времени. По словам культуролога, если посмотреть на мир в целом, то можно отметить, что в XIX веке девочек одевали в голубое, мальчиков – в красное. Розовый считался мужским цветом, так как близок к красному – цвету войны, агрессии. Позднее, в 1918 году, одна из принцесс Австрии родила девочку и обставила ее спальню в розовом цвете.

«Эта оппозиция (голубой - розовый) возникала тогда, - делает вывод Л. Алябьева, - когда было важно определить гендерное поле».

Роль образа принцессы в женской идентификации

Что предлагает рынок ребенку? С одной стороны, розовые куклы для девочек, с другой – черные и коричневые роботы, трансформеры для мальчиков. После пяти лет у ребенка возникает поворот в идентификации. И ему нужен образ. Для девочек таким образом стала принцесса. Что несет в себе этот образ?

Как рассказала детский психолог Елена Смирнова (Институт игры и игрушки), согласно опросу о любимой игрушке, дети разделились на две группы. Девочки из первой группы называли героинь народных сказок: Красную шапочку, Аленушку, Настеньку, Машеньку. По их мнению, они «веселые, добрые, помогают, спасают». Другая группа девочек выбрала образы современной культуры, которых объединяет принадлежность к рангу принцессы: Барби, Русалочку, Жасмин. Почему? «Они красивые, у них длинные волосы, красивое платье, туфли, украшения», – отвечали дети.

«То есть, вся привлекательность принцессы сводится к тому, что она красивая, демонстрируя при этом то, как она хороша. А вот каковы ее деяния, добродетели – это неважно», – делает вывод психолог. Она обратила внимание присутствующих на то, что трех - четырехлетним девочкам предлагается косметика, духи, лаки для волос.

«Мне эта тенденция представляется не очень благоприятной потому, что маленькому ребенку, который еще не сложился, и в сознании которого только начинают формироваться моральные, нравственные ценности, мы навязываем понимание «главного» – быть красивой, всем нравиться, украшать себя блестками, помадами, платьями. А ведь это закрепляется и остается навсегда», – говорит детский психолог.

По словам Елены Смирновой, мы внушаем девочкам, что быть женщиной – значит быть красивой. «Это качество, конечно, важно для женщины, но оно никак не является носителем женственности, и не может исчерпывать женские добродетели, такие как жертвенность, нежность, доброту, хозяйственность, любовь к детям, организованность», – подчеркнула она.

«Розовая культура» навязана обществом, считают участники круглого стола. И главное не в розовом цвете, а в том, чтобы у человека, помимо желания красиво одеться, были другие интересы и потребности, а также добродетели, без которых невозможно приобрести внутреннюю красоту.
×

По теме Быть принцессой

Быть или не быть украинской государственности

В отношении президентских выборов в Украине официальная позиция России сводится...
Журнал

Трудно быть богом

Александр Великий считал себя живым богом. Только что американский исследователь...
Журнал

Быть успешным

Вы способны быть успешным. Вне зависимости от предыдущего опыта, интеллекта или...
Журнал

Быть голодным

Сторонники любого вида голодания утверждают, что их система предназначена не для...
Журнал

Александр Карелин: Надо быть хозяином своей жизни

«Общество –это тот же организм, в котором каждый решает, что он может делать для...
Журнал

Шри-Ланка: последователи Будды обязаны быть пацифистами

Моей задачей в качестве комментатора «Торонто стар» был анализ текущих событий с...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
10 навыков которые жизненно необходимы