Жить 1000 лет - реально!

БОЛЕЗНЬ ПО ИМЕНИ СТАРОСТЬ

- Господин ди Грей, что такое старость, с которой вы боретесь?

- Я исхожу из того, что старение - это накопление в течение всей жизни повреждений, которые в конечном итоге и приводят к патологии, то есть к болезням и смерти. Старая гипотеза о том, что старение и смерть - специальная биологическая программа, позволяющая освобождать места для более молодых поколений, лишена оснований по той простой причине, что в дикой природе живые существа до времени старения не доживают. Они либо будут съедены хищниками, либо станут жертвой несчастного случая или инфекционного заболевания, либо просто умрут от голода. Эволюция не могла создать программу для ликвидации явления, которого не существует в дикой природе. Если бы подобные гены и существовали, они бы пропали за ненужностью.

- В чем суть инновационного подхода, с помощью которого вы собираетесь победить старение?

- До сих пор ученые работали в двух направлениях: старались затормозить переход повреждений в патологию (этим занимается наука гериатика) и замедлить процесс накопления повреждений путем манипуляций с обменом веществ (это вотчина геронтологов). Особых успехов ни в том, ни в другом случае достигнуть не удалось. Проблема гериатики в том, что она занимается старением уже на поздней стадии, когда повреждений накопилось столько, что начался процесс разрушения организма. Что касается геронтологии, то я согласен, что настоящий прорыв произойдет, когда мы научимся замедлять обмен веществ. Проблема в том, что случится это еще очень не скоро, - слишком мало мы знаем о том, как устроен наш метаболизм. К счастью, существует третий путь - инженерный. Его суть проста: даже не понимая всех тонкостей процесса старения, можно ликвидировать повреждения, как только они возникают. Если они не будут накапливаться, у организма не будет никаких причин стареть.

- Почему же данный подход до сих пор не взят на вооружение геронтологами?

- Причина проста. Многие технологии, позволяющие эффективно бороться с повреждениями, создаются в других сферах науки. Одна из задач SENS (программы “Стратегия достижения пренебрежимого старения инженерными методами”, автор которой Обри ди Грей) как раз и состоит в том, чтобы объединить ученых, работающих в разных областях, ради одного общего дела - борьбы со старением. Надо сказать, что нам уже удалось достичь значительных успехов: налажен свободный обмен информацией по проблемам старения, под эгидой SENS работают сотни ученых в различных странах мира.

ПОЧЕМУ МЫ ДРЯХЛЕЕМ?

- Вы утверждаете, что ученым уже хорошо известны причины старения?

- На сегодняшний день существует семь категорий повреждений, накапливаемых в организме: потеря клеток, хромосомные мутации, мутации в митохондриях, ненужные клетки, внеклеточные перекрестные связи, внеклеточный мусор, внутриклеточный мусор. Теперь на повестке дня вопрос, как воздействовать на каждое из этих семи “слабых звеньев” с тем, чтобы ликвидировать данные повреждения и обратить процесс старения вспять.

- Не слишком ли это смело утверждать, что причин старения всего семь, ведь те же повреждения клеток могут проявляться и как рак кожи, и как рак головного мозга, терапия во всех этих случаях разная?

- Да, но у всех этих типов рака есть нечто общее - злокачественным клеткам необходимо наращивать кончики хромосом - теломеры, чтобы бесконтрольно размножаться и нас убивать. Терапия будущего будет направлена именно на это слабое звено. Точно так же и с другими причинами старения, с помощью соответствующей терапии мы сможем ликвидировать общую проблему, лежащую в основе данной группы повреждений.

- Как далеко вы продвинулись по пути создания подобной терапии?

- Успехи есть, и весьма значительные. Так, американские биологи обнаружили бактерии, которые разлагают химические соединения, накопленные в клетках. Я надеюсь, что в скором времени удастся найти ответственные за это гены и встроить их в наш собственный геном. Также найдены бактерии, которые расщепляют холестерол и химические соединения, ведущие к молекулярной дегенерации и слепоте. Во Франции работает очень интересная группа, которая старается обезвредить митохондриальные мутации, перенося копии митохондриальных генов в клеточное ядро. С тремя из 13 генов проделать это уже удалось. Сегодня можно с уверенностью сказать, что все типы ущерба, которые старение наносит организму, поддаются исправлению, а в некоторых случаях и предотвращению.

“УБЕГАНИЕ ОТ СТАРЕНИЯ”

- Что даст борьба с повреждениями каждому конкретному человеку?

- Добавит как минимум 30 лет к здоровой, полноценной жизни. Когда технология будет разработана, мы сможем бороться и с накопленными повреждениями у людей, которым уже 60-70 лет, в прямом смысле этого слова поворачивая время вспять. По идее, постоянно ликвидируя повреждения, возникающие в организме, мы сможем держаться на одном уровне так долго, как пожелаем.

Я даже придумал для этого процесса специальный термин “убегание от старения” по аналогии с “убеганием от гравитации”, когда для вывода объекта в космос он должен набрать определенное ускорение, чтобы не упасть обратно на Землю.

- На сколько конкретно увеличится продолжительность жизни?

- Я не работаю специально над увеличением продолжительности жизни, моя задача - сделать уже имеющуюся в нашем распоряжении жизнь полноценной от начала и до конца. Однако вы правы, что увеличение продолжительности жизни может быть дополнительным следствием моей работы, хотя добиться этого необычайно сложно.

Биологически наш вид Homo sapiens может жить до 120 лет, это максимальный когда-либо зафиксированный возраст человека. Как только мы добьемся, чтобы люди жили хотя бы 150 лет, большая часть работы по увеличению продолжительности жизни будет проделана. Через 20-30 лет после этого знаменательного события люди смогут жить 1000 лет и больше, как пожелают.

- Когда будет создана эта фантастическая технология?

- На самом деле ничего фантастического в ней нет. Мы уже знаем достаточно, чтобы воплотить ее в жизнь. Через 10 лет данная технология будет опробована на мышах, потом очередь дойдет до людей. Рискну утверждать, что первый человек, который имеет шанс дожить до 150 лет, уже живет среди нас, и сейчас ему около 60 лет. Конечно, это должен быть очень здоровый человек, который и без нашего вмешательства имеет все шансы дожить до 110 лет. Через 25 лет, когда мы будем готовы опробовать технологию на людях, ему будет 85 лет. После того как накопленные повреждения в его организме будут ликвидированы, он будет чувствовать себя и выглядеть на 60 лет, а может быть, и моложе. Конечно, есть шанс, что мы столкнемся с неожиданными трудностями и подобных успехов не достигнем, но даже 50-процентной вероятности, что в ближайшие полвека удастся победить старение, достаточно, чтобы вкладывать деньги в развитие этой отрасли.

- Вы рискнете опробовать технологию “убегания от старения” на себе?

- Не думаю, что к этому времени я буду достаточно стар и дряхл, чтобы стать хорошей моделью, на которой можно продемонстрировать всю эффективность новой терапии. Первыми испытателями станут очень старые люди, страдающие целым комплексом заболеваний, связанных со старением, у которых на кону стоит жизнь, и поэтому они готовы рискнуть. Если все пройдет удачно, начнутся клинические испытания. Затем терапия будет предлагаться как бесплатное дополнение к уже имеющимся методам борьбы с возрастными заболеваниями. В общем, обычная процедура вывода на рынок нового препарата или методики лечения.

В любом случае это произойдет достаточно быстро, в течение ближайших 100 лет.

- Как будет выглядеть терапия: миллионы датчиков по всему телу, определяющих повреждения; нанороботы, бросающиеся их исправлять?

- Изначально это, конечно, будет весьма сложная процедура, которую придется проходить в госпиталях. Но по мере того, как она будет внедряться в массы, процедура будет упрощаться и удешевляться. Через 50 лет после ее возникновения это будет простая таблетка или укол.

- Будет ли данная технология эффективна против других патологий, связанных с поломками генома, - ранних раков, нейродегенеративных заболеваний?

- Эти болезни имеют другую природу. Поскольку они возникают рано, то никоим образом не связаны с накоплением повреждений, скорее, речь идет о неправильной работе генов. Я, впрочем, ожидаю, что произойдет нечто подобное космической гонке, когда стремление попасть на орбиту, а потом на Луну породило массу новых технологий, нашедших применение в сферах, далеких от космоса. Для реализации многих аспектов SENS необходима эффективная методика генной терапии, которая, в свою очередь, может помочь при ранних заболеваниях.

ПРОБЛЕМЫ БЕССМЕРТНЫХ

- Вы должны понимать, что создание эффективной методики по продлению жизни и предотвращению старения может обернуться не только благом, но и колоссальным злом. Только представьте, что диктаторы типа Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина смогут жить неограниченно долго. А как быть с громадным социальным расслоением, когда олигархи смогут бесконечно продлять свою жизнь, а простые смертные будут умирать, не дожив и до 60?

- Я думаю, что эта проблема сильно преувеличена. Да, разработка нашей технологии стоит больших денег, я даже не могу пока точно сказать, в какую сумму она в итоге обойдется. Но для конечного потребителя данная процедура будет абсолютно бесплатной, поскольку все расходы возьмет на себя государство. Уже сейчас мы имеем громадную армию пенсионеров, имеющих те или иные проблемы со здоровьем. Экономически гораздо более целесообразно дать им всем пройти процедуру омоложения, чем тратить громадные деньги на систему медико-социальной помощи, платить им пенсии и т.д.

- Захотят ли вполне счастливые пенсионеры в западных странах, привыкшие наслаждаться жизнью, опять встать к станку? Или мы получим громадную армию вполне крепких бездельников, которых придется кормить немногочисленной молодежи?

- Старость вовсе не счастливое время. Она ужасна! Только подумайте, у человека постоянно что-то болит, он чувствует, что уже не такой, как раньше, ему недостает сил то на одно, то на другое. Самое же ужасное, что в душе он по-прежнему молод, красив и полон сил. Вот только дряхлое тело, в которое заключена эта молодая душа, не позволяет ни работать, ни по-настоящему наслаждаться жизнью. Конечно, должен быть создан механизм, позволяющий старикам вписаться в сегодняшний мир, получить знания и другие возможности, доступные молодежи. Но я думаю, что эта проблема будет легко решена с помощью модернизации системы образования. Мы же не придем к долгой жизни в одночасье. Продолжительность жизни и дальше будет увеличиваться постепенно, люди успеют к ней адаптироваться.

- Мне кажется, что возникнет много других, совершенно неожиданных проблем, в том числе и психологического плана. Уже сейчас, к примеру, в течение жизни мы теряем нескольких домашних любимцев и очень тяжело это переживаем. А сколько кошек и собак мы похороним, если будем жить по 1000 лет и более? Думаете ли вы о том, чтобы продлить жизнь и братьям нашим меньшим?

- Это действительно проблема и весьма серьезная. Думаю, что как ни печально это звучит, но нам придется научиться легко воспринимать расставания. Дело в том, что все домашние любимцы принадлежат к короткоживущим видам с быстрым метаболизмом. Как бы мы ни старались продлить им жизнь, их скорость “убегания от старения” все равно не сможет сравниться с человеческой.

- От частных проблем перейдем к глобальным. Не думаете ли вы, что своими работами создаете новую атомную бомбу. Только представьте, какое чудовищное противостояние начнется между “бессмертным миллиардом” преуспевающего Запада и умирающим от голода населением развивающихся стран?

- Я, конечно, не могу знать, что произойдет, но совершенно уверен, что развитые страны поделятся с развивающимися технологиями “убегания от старения”. Подобные прецеденты уже есть. Потребовалось много времени, чтобы препараты против СПИДа были предоставлены по доступной цене странам Центральной Африки, но это произошло. Думаю, что технология борьбы со старением будет предоставлена гораздо быстрее, поскольку и экономическая выгода от нее неописуемо больше.

- Тут-то мир наконец и столкнется с проблемой перенаселения. Только представьте: большая и дружная семья из страны третьего мира с 15 детьми, каждый из членов которой имеет все шансы прожить 1000 лет...

- А вы что предлагаете - их не спасать? Это вообще-то наш врачебный долг - облегчать человеческие страдания и спасать жизни! Конечно, от старости умирают в основном пожилые люди, но от этого они не перестают быть людьми и имеют все человеческие права, в том числе право на жизнь. А что касается перенаселения... Знаете, в актуальность этой проблемы я, честно говоря, не верю. В прошлом, когда врачи узнали, что, если они будут мыть руки перед операцией и соблюдать другие гигиенические нормы, тоже находились умники, которые говорили: “Если из 10 детей в семье все выживут, какое ужасное перенаселение нас ждет!” И что же? Европейские женщины получили доступ к образованию, стали рожать меньше детей, популяция сократилась без всякого вмешательства со стороны государства. Человеческий социум имеет большие возможности для саморегуляции, так что в возможность перенаселения планеты я не верю.

- Многие считают, что искусственное продление человеческой жизни противоречит воле Бога?

- Я категорически не согласен! Замедление темпов старения не является грехом. Это всего лишь технология, такая же, как приручение огня, изобретение колеса, вакцинация и т.д. Грех не стараться победить старость, которая, как и всякая болезнь, причиняет страдания и приводит к смерти. Священные Писания всех религий говорят, что наш долг - облегчать страдания ближних. Все остальное - от лукавого. И то сказать, за всю свою жизнь я ни разу не встречал человека, который хотел бы заболеть болезнью Альцгеймера. Точно так же не существует людей, которые хотели бы заболеть старостью. У меня и в мыслях нет подменять собой божественное провидение, я всего лишь хочу найти лекарство от страшной болезни, которая преследует человечество.

МНЕНИЕ СКЕПТИКА

Дмитрий Зимин, основатель фонда “Династия”, почетный президент и основатель компании “Вымпелком”:

- Я старый человек. Мое детство пришлось на 30-е годы ХХ века, когда символом технического прогресса был керогаз. Сейчас мало кто вообще знает, что это такое, а тогда казалось - о, керогаз! Ну надо же! И я не понаслышке знаю, что такое быть старым. Я, к примеру, даже проводя очень много времени в Лондоне, так и не выучил английский язык. Мозги, наверное, уже не те. Вот создали бы ученые флэшку, которую воткнул в голову и перезагрузил мозг: выучил английский, научился прекрасно разбираться в компьютерах... К чему я все это говорю? Жить до 1000 лет, конечно, прекрасно для одного отдельно взятого индивида. Но вы уверены, что люди с опытом моего голодного детства, помнящие репрессии и боготворившие Сталина, будут полезны для нашего светлого будущего, если их возьмут и вот прямо так, какие они есть, перенесут в конец XXI века?
×

По теме Жить 1000 лет - реально!

Человечество перед катастрофой уничтожения - это реально?

Согласно докладу Межправительственной группы экспертов ООН, представленному в...
Журнал

Отстоять свои права после выезда на встречку реально

Ситуация, про которую идет речь, достаточно распространена: водитель законно...
Журнал

Физика. Стать невидимым - реально

Ученые Мичиганского технологического университета (США) в экспериментах...
Журнал

Жить или не жить?

... И если вы не живете, то вам и не, то вам и не, то вам и не умирать... (из...
Журнал

Жить 100 лет

Геронтологи утверждают, что народы, у которых средняя продолжительность жизни...
Журнал

Жить до ста лет

Самый главный фактор, который определяет то, насколько долго вы проживете, - это...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Дело вашей жизни - это изучение истины
Воспитание ребенка свободой