Деятельность мозга детей

Как различия в деятельности мозга мальчиков и девочек сказываются на обучении?

- У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков. В результате девочки оттесняют мальчиков физически и “забивают” их в речевом плане.
Деятельность мозга детей
Но ответы девочек более однообразны, и, видимо, их мышление однотипно. Мальчики мыслят более нестандартно, но их внутренний мир часто скрыт от нас, поскольку они реже раскрывают его в словах. Они молчат, а нам кажется, что они не думают, не ищут решений. Между тем поиск идет, он интереснее и богаче, чем мы себе можем предположить. Приведу только один пример из личной практики.

В первом классе гимназии детей спросили, для чего можно использовать кирпич. Первый ответ лежал на поверхности – построить дом. Дальше инициативу захватили девочки: “Из кирпича можно построить гараж, забор, сарай”. Когда тему строительства исчерпали, поднял руку мальчик: “Когда мама солит грибы, то на ведро, для тяжести, кладет кирпич”. И снова - инициатива за девочками, они предлагают, как можно использовать кирпич в качестве груза. Тема исчерпана, и снова предложение от кого-то из мальчиков: “Кирпичами можно обложить костер, чтобы трава не загорелась”. Девочки опять подхватывают эту версию, дают варианты спасения от пожара с помощью кирпичей. И снова мальчики: “Можно положить на кирпич доску, и получатся качели”, “Кирпичи можно бросать как снаряды”. Конечно, это не значит, что ни одна девочка никогда не выдвинет новой идеи, но тенденция прослеживается четкая. Дальше - больше.

Девочки всегда ждут, когда ответит лидер. Учитель спросит - и тишина (даже если ответ знают) до тех пор, пока кто-то один не скажет, и тогда уж все хором начинают отвечать. Вместе с тем для девочек очень важна оценка со стороны, они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит или когда оценка переносится на личность. Для мальчиков же очень важен элемент соревнования.

Девочки лучше усваивают информацию, когда она уложена в схему, алгоритм. Для них не составляет труда запомнить правило или порядок операций и затем применить его в подобных типовых ситуациях. Мальчики же эффективнее работают, когда характер вопросов открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда требуется просто запомнить информацию и повторить ее за учителем. То есть им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. При этом мальчики лучше работают от противного: сначала - результат, потом – как мы к этому результату пришли, от общего – к частному.

У девочек речь более беглая, они быстрее читают и красивее пишут, мальчикам же лучше удается подбирать словесные ассоциации и решать кроссворды. Что, кстати, еще раз доказывает: сильная сторона мужчин – способность к поиску нового нестандартного решения, к новаторству.

К сожалению, в нашей школе предъявляются минимальные требования к поиску и максимальные - к тщательности исполнения. В результате мальчик может найти новое нестандартное решение математической задачи, но при этом сделать ошибку в вычислениях и получить двойку. Девочки же, как и все представительницы слабого пола, тщательно прорабатывают детали.

В школе действует принцип: “Делай как я”, и учительница требует от мальчика несвойственной ему стратегии решения пространственных задач.

Даже время, необходимое ребенку для “вхождения в урок”, у мальчиков и девочек разное. Девочки после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности.

Но ориентируются-то они по девочкам! Мальчики же долго раскачиваются и на учителя смотрят редко. Но вот и мальчики достигают пика работоспособности, а девочки, наоборот, к этому моменту начинают уставать. Учитель сразу же замечает это, так как контакт с девочками у него налажен хорошо - он все время видит обращенные к нему лица. Педагог начинает снижать нагрузку. А мальчикам именно сейчас и надо бы дать основной материал урока. Но самое важное уже дано, и мальчики что-то пропустили или не поняли.

- К подростковому возрасту, когда и мальчики, и девочки “забивают” на учебу, различия в деятельности мозга нивелируются?

- Ничуть, они еще больше усиливаются! У мальчиков-тинейджеров возникают проблемы с памятью и речью, появляется косноязычие, которое они стесняются показать, особенно перед девочками. У девочек свои физиологические проблемы. У них притормаживается развитие речевого полушария мозга. Запас слов как бы сужается, они порой из-за этого и к доске стесняются выйти.

Возникают трудности и у педагогов. Понятия мужественности и женственности у подростков в смешанном классе сформировать довольно сложно. Все разговоры о том, что мальчики - защитники, сильный пол, а девочки - хрупкие создания, нуждающиеся в защите, воспринимаются в такой аудитории с недоумением, а то и с насмешкой: девочки в этом возрасте крупнее и взрослее мальчиков.

Следует учитывать еще и такой момент: сейчас девочки приходят в школу не в длинных закрытых платьях, а в коротких топиках и миниюбках. Это не может не действовать на мальчика, находящегося в периоде полового созревания, и провоцирует у него неконтролируемые физиологические реакции. Он подчас только из-за этого не способен сосредоточиться на уроке. Девочкам же подросткам ровесники неинтересны, они психологически гораздо взрослее, их привлекают мужчины постарше.

- Может быть, стоит обучать мальчиков и девочек в разных школах, как до революции?

- При подобном подходе велик риск возникновения проблем в общении. При недостатке совместного времяпрепровождения мальчики и девочки могут просто не научиться понимать друг друга. А это, в свою очередь, может создать трудности при образовании семьи, в трудовом коллективе. Мне кажется более целесообразным обучение в разных классах, но в одной школе. И обязательно с насыщенным общением между разнополыми классами (на переменах, на праздниках, во время каких-либо совместных уроков, например, уроков эстетического воспитания).

Подобные опыты у нас в стране проводятся. В Санкт-Петербурге открыты четыре детских садика, в которых есть раздельные группы для мальчиков и девочек. В течение более десяти лет практикуется раздельное обучение в школе № 106 Приморского района. Есть опыт раздельного обучения в одной из школ города Железногорска Красноярского края: в ней детей учат отдельно с первого по выпускной класс. Эксперимент, проводимый с 1992 года, показал: если мальчиков правильно обучать, то в целом - и по гуманитарным, и по “техническим” предметам - отличников среди мальчиков будет не меньше, чем среди девочек. В выпускном классе оказалось двенадцать мальчиков-медалистов! Успеваемость резко выросла и в классах девочек. Причем состояние здоровья юношей и девушек из раздельных классов оказалось гораздо выше, нежели у сверстников. Интересно, что, когда самих детей, обучающихся в раздельных классах, спросили, не хотели бы они перейти в смешанный класс, практически все они ответили, что нет, что среди своих (мальчиков или девочек) им комфортнее.

- Стоит ли в массовом порядке внедрять раздельное обучение?

- Любое новшество будет успешно, если оно хорошо подготовлено. Если формально разделить класс на мальчиков и девочек и учить их одинаково, толку не будет. Несомненно, нужно специально готовить педагогов, разрабатывать новые методики и проводить дополнительные исследования. Важно и то, чтобы сам учитель захотел работать в классах мальчиков и девочек.
×

По теме Деятельность мозга детей

Деятельность мозга

Гарвардской медицинской школе был устроен очередной незамысловатый эксперимент...
Журнал

Писательская деятельность

Я – автор начинающий, дебютант, можно сказать, и опыта издания собственных...
Журнал

Улучшить мозговую деятельность

Согласно недавнему опросу, проведенному британским научным журналом, 20% ученых...
Журнал

Мозговая деятельность

Исследователи Университета Стэнфорда провели исследование работы мозга...
Журнал

Физическая деятельность во время беременности

Женщины, которые являются физически активными в течение беременности, таким...
Журнал

Шоколад и мыслительная деятельность

Вещество флаванол, содержащееся в главном компоненте шоколада - бобах какао...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
10 навыков которые жизненно необходимы