Буддизм. Лекция

Буддизм – древнейшая мировая религия, восходящая к учению индийского аскета Шакьямуни, прозванного Буддой («просветленный», «пробужденный»). Сами буддисты ведут летосчисление своей религии от кончины Будды, однако среди них нет полного согласия относительно датировки времени его жизни (согласно традиции школы тхеравада.
Буддизм. Лекция
Будда жил с 624 по 544 до н.э.; по научной версии, принимающей во внимание греческие свидетельства о дате коронации Ашоки, с 566 по 486 до н.э.; согласно новейшим исследованиям Г. Бехерта – с 480 по 400 до н.э.; некоторые направления буддизма придерживаются даты 488–368 до н.э.). В настоящее время буддизм является преобладающей религией на Цейлоне, в Бирме, Таиланде, а также в Монголии, Вьетнаме, Камбодже и Тибете. Сохраняет существенное влияние в Китае, Корее, Японии. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

1.1. Распространение буддизма
Индия VI -Vвв. до н.э., времени зарождения и утверждения буддизма, джайнизма и других «диссидентских» (по отношению к господствующей ведийской идеологии) течений, представляет собой классическую картину процессов «осевого времени», когда, по мнению К. Ясперса, появляется современный тип человека (разрушение родо-племенного строя и развитие социальной стратификации, возникновение городов и государств, объединяющих разные территории, населенные разными народами, развитие регулятивно-авторитарных функций государственной власти). Буддизм возник как одна из сект, отрицавшая действенность брахманского ритуала. Как и многие другие учителя и проповедники того времени, Будда (царевич Гаутама) основывал свое учение исключительно на личном опыте прозрения истины. Согласно преданию, открыв Дхарму («учение», «закон», «истина») в акте прозрения (бодхи), Будда решил донести ее до всех людей без исключения. Это его побуждение и содержало тот миссионерский заряд, который способствовал распространению буддизма в Индии и за ее пределами. После смерти Ашоки и воцарения династии Шунгов, покровительствовавшей брахманизму, буддизм становится доминирующей религией на Шри Ланке, где во II в. до н.э. царь Дуттхагамани использует его в том же качестве государственной идеологии. В течение трех последующих веков буддизм превращается во влиятельную религиозную силу на всей территории Индии, а с воцарением династии Сатавахана проникает в Центральную Азию. Благодаря буддизму складывается единое цивилизованное пространство, объединяющее разные народы и территории общими культурными и религиозными парадигмами. Буддийские тексты и проповедники свободно циркулируют по всему этому пространству, а вместе с ними достижения Индии в области медицины, фармакологии, физиологии, архитектуры, ваяния, живописи, грамматики и т.д. Сo II по IX в. буддизм процветает на Шри Ланке, в Центральной Азии, его влияние постепенно утверждается в Юго-Восточной и Южной Азии, Китае, откуда он проникает в Японию, Корею, Тибет. Буддийские монастыри становятся центрами просвещения, учености и искусства. В Южной Индии поддержку буддизму оказывает династия Сатаваханов (II –III вв.). В Центральной Индии при династии Гуптов (IV–VI вв.), несмотря на симпатию гуптских царей к индуизму, буддийские монастыри продолжают свою деятельность. Хотя с VIII в. на большей части территории Индии буддизм начинает приходить в упадок, его влияние продолжает сохраняться на севере и востоке. С середины VIII в. в Бихаре и Бенгалии к власти пришла династия Палов, представители которой были буддистами. Как всеазиатская религия буддизм достигает своего пика именно к IX в., когда под его влиянием находится значительная часть Азии и прилегающих к ней островов. Однако после 9 в. в Индии начинают происходить процессы, которые способствуют упадку и в конечном счете вытеснению буддизма из этой страны в XII в.

1.2. Секты, школы, направления буддизма

Поначалу последователи Будды вместе со своим учителем вели образ жизни бродячих отшельников, останавливаясь на период сезона дождей во временных пристанищах – вихарах. С течением времени буддийское сообщество становится более упорядоченным, превращаясь в некое подобие организации со своими правилами приема и исключения, регламентацией поведения монахов на все случаи жизни. Все эти правила после смерти Будды объединяются в свод, который называется «Корзина Дисциплины», или Виная-питака. Все, что Будда говорил по поводу учения, объединяется в другом своде – Сутта-питаке, или «Корзине бесед». Буддизм, подобно большинству сект того времени, развивавшихся в Северо-Восточной Индии, включал в себя: харизматического лидера, проповедуемое им учение и единомышленников, состоявших как из сообщества монахов (сангхи), отказавшихся от мирской жизни, так и из группы мирских приверженцев. Этот образец стал основанием буддийской священной формулы (своеобразного «символа веры») триратна («трех драгоценностей»): Будды (учителя), дхармы (учения) и сангхи (общины).

В раннебуддийской общине были сторонники, как большей элитарности, так и большей популярности, что в IV в. до н.э. привело к ее расколу на тхераваду (сторонников более жестких порядков в сангхе, отделяющих ее членов от обычных людей) и махасангхику – сторонников большой общины, выступавших за большую открытость сангхи и доступ в нее мирян. С появлением империи Маурьев, особенно в эпоху правления Ашоки, буддизм, благодаря своей веротерпимости и недогматичности, оказывается наиболее подходящим для создания идеологии, объединяющей народы, исповедующие разные верования. Ашока делал главное ударение на важности буддийской морали для мирян. Этот период отмечен дальнейшими расколами и появлением множества сект и школ. Секты объединяют людей для совместной религиозной жизни, их деятельность локализована; в школах происходила теоретическая разработка доктрины, их деятельность распространялась на огромные территории. По свидетельству тибетского историка Будона, их было 18, однако ученые насчитывают около 25 школ. Усилиями буддийских схоластов к основному ядру буддийской литературы добавляется Корзина абхидхаммы – Абхидхамма-питака (пали, санскр. Абхидхарма-питака), содержащая систематизацию учения Будды. Так создается первый буддийский канон Типитака, называемый также палийским.

В начале нашей эры появляется цикл текстов, названный праджняпарамиты сутры, знаменующий становление совершенно нового направления буддизма, сторонники которого предлагают верующим «широкий путь» спасения, или махаяну, в противоположность 18 школам буддизма, путь которых к спасению казался им слишком «узким» (поэтому прежнее направление они стали называть хинаняной). Махаяна также разделилась на множество школ. За противопоставлением хинаяны и махаяны лежало вполне реальное различие в трактовке методов освобождения. Если с точки зрения первого направления, освобождение (нирвана) доступно только членам буддийской общины, т.е. монахам (бхиккху), и реализуется только в результате их собственных усилий, то второе направление утверждает возможность спасения для всех, а также помощи человеку со стороны более продвинутых в духовном отношении существ (будд и бодхисаттв – тех, кто ради этой цели откладывает свой уход в нирвану). В целом махаяна гораздо в большей степени, чем хинаяна, приспосабливается к привычным стереотипам религии. Она становится религией для масс, стремящейся охватить своим влиянием как можно больше людей, в ней также складывается своя система метафизики и культовой практики.

С середины VIII в. начинается эпоха утверждения в Индии направления буддизма, называемого ваджраяной, буддийским тантризмом, эзотерическим буддизмом и др. Ваджра (букв. громовик, или алмаз) является символом твердости, несокрушимости и олицетворяет собой вечное, врожденное всем существам состояние Будды. Постепенному обучению и накоплению заслуг, характерному для махаяны, противопоставляется мгновенная (подобно молнии) реализация природы Будды еще в течение этой жизни. Ваджраяна выступает против монастырского истэблишмента, ратуя за соединение махаяны с тантристской практикой, известной в Индии с древнейших времен. К IX в. она заполняет почти весь буддийский мир, но приживается главным образом в Тибете, где просуществовала до XI в. В ней был создан свой канон на тибетском языке, называемый Ганджур, который дополняется собранием комментаторской литературы – Данджур, а также свой пантеон и иконография.

1.3. Учения буддизма. Восьмеричный путь. Космология буддизма

Особенность буддизма как религиозного учения состоит в том, что оно не сформулировано в едином и универсальном виде. Дхарма – это всегда послание конкретному человеку в конкретной ситуации. Эта изначальная нацеленность на адресата, слушателя, реципиента и сделала буддизм тем, что он есть – религией, принимающей, в зависимости от того, в какую среду он попадает, самые разнообразные формы. Китайский буддизм говорит с китайцами на языке китайской культуры и китайской системы ценностей. Японский буддизм синтезирует буддийские идеи и японскую культуру и т.п. И в этой способности «мимикрировать» и гармонично вписываться в окружающий культурный ландшафт буддизм вряд ли знает себе равных среди других мировых религий. За это буддизм часто критиковали, упрекая его в слишком большой гибкости, граничащей с беспринципностью, в склонности к компромиссам и даже в некой двуличности – одно говорится для избранных, другое – для толпы. Однако исторически такая приспосабливаемость позволила буддизму ассимилировать огромное количество местных верований, культов, народных обрядов, культур, идеологий, литератур и художественных традиций на всем географическом пространстве, находившемся под его влиянием на протяжении многих веков.

Во всех формах буддизма всегда сохранялось некое ядро учений, институтов и практик, создание которых приписывалось Будде Шакьямуни. В разных школах этому ядру придавалось разное значение, но тем не менее именно оно и сохранилось в исторической памяти буддистов как принадлежащее «самому Будде».

Будда Шакьямуни (мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V-IV вв. до н.э. Более 25 веков назад в царской семье одного из маленьких государств на северо-востоке Индии родился сын Сиддхартха. Его родовое имя - Гаутама. Мальчик родился с тридцатью двумя признаками «великого мужа» (золотистая кожа, знак на ступне, широкие пятки, светлый круг волос меж бровей, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т. п.). Странствующий аскет-астролог предсказал, что его ждёт великое будущее в одной из двух сфер: или он станет могущественным правителем, способным установить праведный порядок на земле, или же будет великим отшельником. Мать принца умерла вскоре после его рождения. Отец сделал всё возможное, чтобы предсказание не сбылось: создал атмосферу вечного праздника, чтобы принц никогда не узнал о горестях этого мира. Сиддхартха жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе. Усилия отца оказались напрасными. Принцу удалось три раза тайно выбраться из дворца. И во время этих вылазок он повстречал больного и понял, что красота не вечна и в мире есть уродующие человека недуги. Во второй раз он увидел старика и понял, что молодость не вечна. В третий раз он наблюдал похоронную процессию, показавшую ему недолговечность человеческой жизни. Сиддхартха был потрясен увиденным и, узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, решил избавить людей от страданий, и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. Он пытался преодолеть страдания этого мира, ведя уединённый и созерцательный образ жизни. После шести лет аскетической практики и очередной неудачной попытки достигнуть высшего прозрения с помощью голодания он убедился, что путь самоистязания не приведёт к истине. Тогда, восстановив силы, он нашёл уединённое место на берегу реки, сел под дерево (которое с этого времени называется деревом Бодхи, т. е. «деревом Просветления») и погрузился в созерцание.

Перед внутренним взором Сиддхартхи прошли его собственные прошлые жизни, прошлая, будущая и настоящая жизнь всех живых существ, а потом открылась высшая истина – Дхарма (словом Дхарма - называют учение Будды). С этого момента он и стал Буддой – Просветлённым, или Пробуждённым, – и принял решение учить Дхарме всех ищущих истину людей, независимо от их происхождения, сословной принадлежности, языка, пола, возраста, характера, темперамента и умственных способностей.

Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет. Он странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него появились ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буддой. В возрасте 80 лет Будда скончался. Его тело было по обычаю кремировано, а прах разделён между восемью последователями, шесть из которых представляли разные общины. Его прах захоронили в восьми разных местах, и впоследствии над этими захоронениями были воздвигнуты мемориальные надгробия – ступы. Ученики и после смерти Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось.

Учения, данные Буддой Шакьямуни, со временем приобрели форму религии, которую мы знаем под названием «буддизм».

Так как Будда приобрел приверженцев своего учения в разных слоях общества, то и поучения его многочисленные (84 000) и порой в чем-то даже противоречивые. Поэтому сам Будда говорил: «Не верьте всему, что я сказал, только потому, что я Будда, но проверяйте все на собственном опыте. Будьте сами себе путеводным светом». Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования – страданий, невзгод, страстей, страха смерти.

Стержень проповеди Будды составило учение о срединном пути (между крайностями гедонизма и самоумерщвления), четырех благородных истинах (о страдании, причине страдания, возможности устранения причины страдания и восьмеричном пути*), взаимозависимом возникновении всех элементов существования (пратитья-самутпада).

Восьмеричный путь
Восьмеричный путь (санскр. a;;;;gikamarga) – доктрина буддизма, составляющая содержание четвертой из четырех благородных истин. Восьмеричный путь – это правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознавание и правильное сосредоточение. Таким образом, восьмеричный путь включает три основные составляющие: «культуру поведения» (правильные мысль, слово, действие), «культуру медитации» (правильные осознавание и концентрация) и «культуру мудрости» (правильные взгляды).

«Культура поведения» – это пять (или десять) основных заповедей (панчашила): не убей, не бери чужого, не лги, не опьяняй себя, не прелюбодействуй, а также добродетели щедрости, благонравия, смирения, очищения и т.п. «Культура медитации» – система упражнений, ведущая к достижению внутреннего умиротворения, отстраненности от мира и обузданию страстей. «Культура мудрости» – знание четырех благородных истин. Следование лишь культуре поведения приведет, согласно Будде, только к временному облегчению участи. Лишь осуществление восьмеричного пути в полном объеме способно обеспечить выход из круговорота перерождений (сансары) и достижение освобождения (нирваны). Из всех четырех благородных истин в восьмеричном пути Будда не просто констатирует возможность освобождения, а указывает практический способ, как самому, без посторонней помощи, стать буддой.

Идя вразрез с традиционной индийской мыслью, Будда утверждал не существование души как метафизической субстанции, но признавал существование «я» как субъекта действия в практическом и моральном смысле. Человеческое существо есть лишь сочетание пяти агрегатов – скандх, ни один из которых не является «я», психо-физических элементов (дхарм). Личность постоянно находится в процессе изменения, не имея в своей основе никакой постоянной сущности – души (атта, атман). Буддизм, как и другие религии, обещает избавление от самых мучительных сторон человеческого существования (духкха) – страданий, невзгод, страстей, страха смерти, причину которых видит в том, что действия самого человека содержат в себе потенцию морального воздаяния (кармы), которая проявляется как в этой жизни, так и в новых воплощениях (сансара). Высшая религиозная цель адепта буддизма – прекращение бесконечного потока существований – ассоциируется с успокоением, затуханием (нирвана) «волнения» дхарм.

Буддизм отличается от других мировых религий своим пониманием статуса человека по отношению к богам. Из всех существ только человеку приписывается способность «встать на путь», иными словами, последовательно искоренить в себе то, что поддерживает процесс перерождения – страсти, неправедные мысли и т.п., и достичь нирваны. Только среди людей могут появиться высшие духовные существа – будды, люди, достигшие просветления и нирваны и проповедующие Дхарму, а также бодхисаттвы – те, кто откладывает свой окончательный уход, чтобы помочь другим созданиям. Не отрицая существования богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов предков, существ ада, богов в виде животных, птиц и т.п.), буддизм не отводит им никакой важной роли в религиозной жизни. Не запрещая поклонения им, он тем не менее считает его пустой тратой времени.

В отличие от других мировых религий буддизм увеличивает количество мирозданий до бесконечности. По образному сравнению из буддийских текстов, их больше, чем капель в океане или песчинок в реке Ганг. Каждый из миров возникает, развивается и разрушается в течение одной махакальпы (миллиарды лет), разделенной на четыре кальпы. Однако только та кальпа является счастливой, в которой появляется будда. Общее количество будд и бодхисаттв тоже неисчислимо, но не следует думать, что они занимают в буддизме то же место, что боги или единый Бог в других религиях. Будды не могут ни создавать мир, ни управлять стихиями, и, как правило, не наделены силой карать или миловать. Буддизм – и в этом еще одно его отличие – не признает провидения и подчеркивает, что судьба человека зависит только от его собственных усилий, поэтому его иногда называют «религией самоспасения».

Отличие буддизма от других религий заключается в том, что буддизм считает – судьба человека зависит только от его собственных усилий и неустанной сознательной работы над собой. Буддизм учит, что сущность человека изначально чиста и неизменна; но под влиянием его поступков меняется лишь бытие человека и его восприятие мира. Совершая негативные поступки, человек формирует для своего будущего болезни, бедность, унижения. Совершая позитивные поступки, получает в своей жизни возможность наслаждаться радостью и умиротворенностью. Таков закон кармы (морального воздаяния), который определяет участь человека и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях. Высшую цель буддизм видит в Просветлении (или Пробуждении) - освобождении от кармы (причинно-следственной связи) и выходе из круга сансары.

Сансара – круговорот бытия. Круговорот вынужденных перерождений в обусловленных состояниях сознания, в которых невозможно управлять миром своего опыта. Состояние человека, достигшего полного освобождения от страданий, называется нирваной. Некоторые ошибочно думают, что нирвана – это ничто, и даже путают это со смертью. Под нирваной понимается состояние совершенства (состояние Будды). Это непривязанное пребывание в том, что есть. При этом если ничего не происходит, это проявление пространства ума. Если что-то происходит, снаружи или внутри, это его свободная игра. А тот факт, что любые события и переживания возможны, выражает безграничность ума.

Еще одно из центральных понятий буддизма – учение о пустоте.

«Пустота» – это термин, который вовсе не обозначает «ничто» или «отсутствие чего-либо». На самом деле этот термин указывает на взаимозависимость и нематериальность всех явлений. Именно в этом смысле все явления в буддизме считаются пустыми, или не обладающими абсолютной реальностью. Все является пустым в смысле отсутствия независимого друг от друга существования. Ничто не возникает само по себе – все происходит на основе тех или иных условий. Пустота не может быть понята посредством концепций. Ее постижение есть проявление Состояния истины. Постигнуть суть всех явлений, можно лишь ощутив единство с ними. Ощутив единство, мы перестаем испытывать негативные эмоции к кому-либо или чему-либо. В буддизме не призывают отсекать эмоции, исходя из их нереальности (в этом противники порой обвиняют буддийское учение). В буддизме используют сочувствие для преобразования эмоции в полезный всем существам поступок. Так же для управления своими собственными эмоциями, мыслями и поступками буддисты используют медитацию.

Медитация – это упражнения, позволяющие превращать в наш собственный опыт то, что мы уже поняли интеллектуально. На различных уровнях буддийских поучений передаются различные методы медитаций. Будда не отрицает существования богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов, созданий ада, богов в виде животных, птиц и т. п.), но считает, что они тоже подчинены действию закона причины и следствия - кармы и, несмотря на все свои сверхъестественные силы, не могут самого главного – избавиться от перевоплощений. Только человек способен «встать на путь» и, последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам придётся родиться в человеческом облике. Только среди людей могут появиться высшие духовные существа: будды - люди, достигшие Просветления и нирваны и проповедующие Дхарму, и бодхисатвы – те, кто сознательно откладывает уход в нирвану ради помощи другим созданиям. Проповедь своего учения Будда начал с “четырех благородных истин”.

Согласно первой истине, все существование человека есть страдание, неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты жизни в конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с окончанием моментов счастья. Хотя страдание универсально, оно не является изначальным и неизбежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину – желание или жажду удовольствий, которая лежит в основе привязанности людей к существованию в этом мире. Такова вторая благородная истина. Некоторый пессимизм первых двух благородных истин преодолевается благодаря следующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же и устранена – чтобы положить конец страданиям и разочарованиям, надо прекратить испытывать желания. О том, как достичь этого, говорит четвёртая истина, указывающая восьмеричный благородный путь. Четыре благородные истины во многом напоминают принципы лечения: история болезни, диагноз, признание возможности выздоровления, рецепт лечения. Не случайно буддийские тексты сравнивают Будду с врачевателем, который занят не общими рассуждениями, а практическим излечением людей от духовных страданий. Своих последователей Будда призывает постоянно работать над собой во имя освобождения, а не тратить время на разглагольствования о предметах, которых они не знают по собственному опыту. Он сравнивает любителя отвлеченных разговоров с глупцом, который вместо того, чтобы позволить вытащить попавшую в него стрелу, начинает рассуждать о том, кем она была выпущена, из какого материала сделана и так далее. В буддизме в отличие от христианства и ислама, нет церкви, но есть сообщество верующих – сангха.

Сангха – это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Община помогает своим членам поддерживать дисциплину, необходимую для продвижения на пути и руководство опытных наставников. После всего вышесказанного возникает закономерный вопрос: а является ли буддизм религией?

В самом деле, что же делает его религией, если в нем нет ни такого Бога, как в христианстве, исламе и других монотеистических религиях, ни такой веры в богов, как в политеистических религиях, ни бессмертной души (есть поток сознания, опыт которого переходит из воплощения в воплощение) – основы спасения во всех других религиях, нет церкви как посредника между богом и людьми? Тем не менее, известно, что буддизм исповедуют большинство народов Азии. Буддизм можно назвать религией прежде всего потому, что он учит верить в освобождение от страданий, в возможность для человека достичь Просветления, нирваны. Однако спасает в буддизме не Бог; спасение приходит изнутри человека в результате его собственных духовных усилий. На вопрос «является ли Буддизм идолопоклонничеством» следует сначала разобраться с терминологией. Да, в буддизме принято поклонятся буддийским иконам – тханкам или статуям, олицетворяющим Будд.

Кстати, иконам и статуям принято поклоняться и в христианстве. Но статуя в буддизме является лишь символом, который помогает сосредоточить свой ум на его истинной природе – чистоте и целостности. А Идол – это статуя или предмет, которому поклоняются как божеству, кумир номер Один.

Идолопоклонство – это подмена поклонению истинному Богу неким придуманным существом, отказ от веры в истинного единственного Бога. В буддизме нет веры в единого Бога, но Будда – не придуманное существо, а реальный человек, постигший природу нашего с вами ума и посвятивший свою жизнь обучению этим истинам других людей.

Буддисты не поклоняются Богу (хотя испытывают безграничное уважение к достижениям Просветленных, и, человеку неразобравшемуся в тонкостях буддизма, это может даже чуточку напоминать слепое поклонение), а стремятся через ощущения слияния с природой Просветленного Будды «разбудить» свою истинную природу. В буддизме считается, что каждому из нас свойственна природа Будды. Словом «Будда» называют еще и просветленное состояния ума. «Полностью очистившийся» от всех завес, омрачающих ясность ума – это Будда. Будде свойственно «полное раскрытие» всех качеств ума, к которым относятся бесстрашие, бесконечная радость, безграничное сочувствие, мудрость и активность для блага всех существ. В буддизме считается, что такое состояние ума изначально присуще любому человеку. Это наша истинная природа, которую мы порой не осознаем из-за омрачений ума. Буддизм дает путь или рецепт, проверенный веками как эти омрачения устранить и стать Буддами. Поэтому по своей сути буддизм является не религией, а скорее философией жизни.

Или даже образом жизни. Когда Шакьямуни спросили, является ли он Богом, а его учение – религией, он определенно ответил: «нет». Он сказал, что пришел в этот мир не для того, что бы обучать людей религии, а научить человечество, как жить в мире с самим собой и другими, и как реализовать свою цель и достичь Просветления.

За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления и философию, но и культуру, искусство, систему образования, систему целительства – иными словами целостную цивилизацию, основанную на буддийских представлениях.

По всему миру проявляются некоторые аспекты учения Будды, даже если они называются другими словами. Современная психологическая наука взяла многие аспекты Дхармы – практику щедрости, например. Или практику объединения (слияния) с тем, кто способен решить сложные вопросы.

Эта практика широко используется в современной гештальт-терапии.

Интересуясь буддизмом, практикуя традиции буддизма можно применять всю эту науку в целом, не ограничиваясь ее отдельными аспектами. Многих людей буддизм привлекает тем, что не требует коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвященных местным богам. Буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим единого бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям. Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям поклоняться им. Буддист может одновременно исповедовать даосизм или любую другую «местную» религию, поэтому довольно сложно установить точное количество буддистов в мире. Буддизм был и остается религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где она распространяется.

Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите историко-социальные предпосылки возникновения буддизма.

2. Каковы четыре благородные истины, открытые Гаутамой Буддой.

3. Почему гедонизм и аскетизм являются крайностями, не приводящими к просветлению?

4. Раскройте содержание восьмеричного пути?
5. Как, по-вашему, буддизм – это больше религия или философия (метафизика сознания)?

6. В чем, по-вашему, заключаются особенности буддийского взгляда на мир?

7. Каков вклад этой религии в мировую культуру и историю и культуру России?

Литература

1. Щербатской Ф.И. Избр. труды по буддизму/Ф.И. Щербатский. – М.: «Наука», 1988. – с. 320.

2. Розенберг О.О. Труды по буддизму/О.О. Розенберг. – М.: «Наука», 1991. – 290с.

3. Буддизм. Словарь. – М.: Республика, 1992. – 350 с.

4. Буддийский взгляд на мир. Ред.-сост. Е.П.Островская и В.И.Рудой. – СПб.: изд-во СПбГУ, 1994. – 413с.

5. Семотюк О.П. Буддизм: история и современность/О.П.Семотюк. – Ростов н/Д: Феникс; Харьков: Торсинг, 2005. – 320 с.

6. Лысенко В.Г. Буддизм. /В.Г. Лысенко//Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т.1. /Ин-т философии РАН. – М.: Мысль, 2000. – С. 319 – 321.

7. Торчинов Е.А. Введение в буддологию: Курс лекций/Е.А.Торчинов. – СПб: издательство СПбГУ, 2000. – 270с.

8. Судзуки Д.Т. Лекции по дзэн-буддизму/Д.Т.Судзуки. – М.: Лигатма, 1990.

9. Дхаммапада. Пер. с пали Топоров В.Н. – Новосибирск: Согласие, 2003. – 176 с.

10. Ермакова Т.В. Классический буддизм/ Т.В. Ермакова, Е.П. Островская. – СПб: Петербургское Востоковедение, 1999.

11. Категории Буддийской Культуры. – СПб: Петербургское Востоковедение,

2000. – 320 с. (Серия "ORIENTALIA")

Н.А.Шлемова, Москва
×

По теме Буддизм. Лекция

Бхагавад гита лекция

Бхагавад-гита - это книга, которая при правильном изучении дает просветление, а...
Религия

Лекция в Непале

У всех нас, наделенных умом, есть одно общее желание: мы хотим быть счастливыми...
Религия

Лекция об уме

Часть 1 1. Характеристики ума Сегодня мы поговорим об уме. Это очень сложный...
Религия

Буддизм

Буддизм – религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты...
Религия

Буддизм

Интересные идеи обнаруживаются и в буддизме! Сам Будда говорит в Дигханикайе...
Религия

Тибетский Буддизм Зависимость происхождения и срединность

Разработанная в Тибете такими выдающимися учеными-буддистами, как Цзонхава...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Внетелесный опыт. Подводные камни
Полезные свойства орехов и семечек