Школы и методы тантры

Тантра существует в рамках различных школ, среди которых главными являются шайвы (или шиваиты ), шакты , вайшнавы , ганапатья , каумары (или сканды ) и сауриты. Наиболее значительными среди них являются шайвы, шакты и вайшнавы, которые в свою очередь делятся на направления.
Школы и методы тантры
Кроме того, существуют небольшие тантрийские группы, образовавшиеся вокруг одного гуру и отличающиеся своими собственными традициями. (Вообще разделение на направления и группы условно. Фактически, разделение интересует не тантристов-практиков, а сторонних "исследователей", обычно понимающих тантру не больше, чем ложка — вкус похлёбки.)

Как правило, тексты шайвов и шактов составлены в форме диалога между Шивой и его супругой Шакти. Такие тексты бывают двух видов: агамы и нигамы. В тексте "Агамадвайта нирвайя" говорится: "Агама называется так потому, что она исходит из уст Шивы и передается его супруге Шакти". При этом Шива является гуру (духовным учителем), а Шакти - шишья (учеником). Если дело обстоит наоборот (Шакти - учитель, Шива - ученик), как в тексте "Нигама калпадрума", то текст называется нигама. "Нигама называется так потому, что она исходит от Шакти, чтобы быть услышанной Шивой" ("Агамадвайта нирвайя"). Тексты других школ обычно называются агамами, хотя они и не составлены в форме диалога между Шивой и Шакти.

Для шайвов главным божеством является Шива, олицетворяющий безграничное Божественное Сознание. Шайвы используют множество самых разнообразных упражнений; йога в своих многочисленных формах является сущностью практического шиваизма. Основными направлениями шиваизма являются кашмирский шиваизм, или северная адвайта, или трика (создана Васугуптой, Северная Индия), шиваитская сиддханта (создана Тирумуларом, Южная Индия), шиваизм лингаятов (Центральная Индия), пасупата (создана Накулисой, Гуджарат), сиддха сиддханта (создана Горакнатхом, Северная Индия), Шива-адвайта (создана Шри Кантой, Южная Индия). Другими шиваитскими группами являются агхоры (которые себя иногда причисляют к шактам), удасины, наги, данди, виракты, капалики, каламукхи и др., последователи которых в своём большинстве являются странствующими аскетами или отшельниками, применяющими интенсивные и порой весьма суровые методы практики.

К шайвам очень близки к шакты, порой настолько, что шайв одновременно может являться шактом, и наоборот. Главным божеством шактов является Шакти, имеющая десятки различных форм. Отличие состоит в том, что у шайвов чаще применяют аскезу, а шакты больше используют в своих практиках то, что даёт наслаждение. "Рудраямала тантра" говорит: "Освобождение и наслаждение - между двух сложенных ладоней." Поэтому тантру называют также бхуктимуктикараника, т.е. практика, использующая наслаждение для достижения освобождения. Шива учит Парвати в "Виджняна бхайрава тантре": "Делай всё, что доставляет тебе наслаждение, на чём бы оно не основывалось." Но там же он предлагает и боль в качестве практики: "Пронзи булавкой какую-либо часть своей наполненной нектаром формы и мягко войди в это пронизывание." Далее Шива разъясняет: "О возлюбленная, обращай внимание не на удовольствие и не на боль, а на то, что между этим."

В рамках шиваизма и шактизма было разработано огромное количество превосходных методов духовного развития. Среди них хатха-йога - практика, связанная с удержанием и расслаблением тела в определённых позах (асанах). Каждая асана действует, во первых, на тело практикующего, развивая его, оздоравливая, укрепляя и омолаживая. Во вторых, каждая асана изменяет распределение внутренней энергии, приводя её в движение по определённым нади, тем самым развивая и очищая их, а также те или иные чакры. В третьих, каждой асане соответствует особое состояние сознания, своя медитация (санскр. дхьяна ). (От слова дхьяна произошло китайское чаньна , вошедшее в название чань-буддизма ; добравшись до Японии, слово чань превратилось в дзэн .)

Медитация является основным методом многочисленных практик тантры и йоги. Например в классической восьмиступенчатой йоге Патанджали, дхьяне соответствует предпоследняя седьмая ступень. Медитация- это состояние, при котором сознание полностью слито с объектом наблюдения, т.е. наблюдатель тождественен самому объекту и находится в состоянии полного осознавания происходящего. Если объектом медитации является цветок, то медитирующий полностью ощущает себя только цветком, он реально и непрерывно чувствует свои лепестки, течение соков в стебле, то, как в нём соединяются энергия солнца с силой земли. Чаще всего объектами медитации являются само сознание или Бог. В тантрийской йоге считается, что настоящее познание чего-либо возможно только через медитацию, т.е. через полное переживание истины, а не с помощью одного лишь интеллекта. Интеллектуальное познание - это попытка понять истину умом, а медитация - ощущение её всем собой, где ум является лишь малой частью.

Другой эффективной практикой работы с телом, энергией и сознанием являются пранаямы ( прана - вид энергии, яма - контроль ). Начальные пранаямы используют связь между дыханием и состоянием внутренней энергии человека. Как и асаны, пранаямы очищают и развивают чакры и нади, успокаивают ум, изменяют состояние сознания. Высшие пранаямы не связаны с физическим дыханием, они могут менять природу человеческого тела и сознания, насыщая их Богом и делая их бессмертными:

"Если ты дышишь, ... восходящий вверх огонь проявляет себя в качестве гуру, который проявляется как суть Истины; это рассеивает тьму ночи. ...Если энергия циркулирует, недолговечное физическое тело проявит мощь десяти миллионов солнц"

Эти слова принадлежат бессмертному тамильскому сиддху Боганатару, который, согласно легендам, посещал с духовной миссией Китай под именем Лао-цзы, приняв облик китайца.

Тантрические методы аскетов, которых в одной только Индии около четырёх-пяти миллионов человек(!), реализуются в многочисленных тапасьях (практиках) предназначенных для того, чтобы трансформировать огонь сексуальной энергии в духовный огонь. Для непосвящённых такие тапасьи выглядят непонятно и зачастую шокирующе. Однако за экзотической внешней формой скрывается глубокий внутренний смысл. Вот некоторые тапасьи, которые встречаются до настоящего времени. Мауна - молчание . Кхарешвара - непрерывное стояние в течении, как минимум, двенадцати лет. При этом нельзя нагибаться, садиться или ложиться даже во время сна. Для отдыха используют специальную подпорку, на которую можно только слегка облокачиваться. Эк-баху - непрерывное держание правой руки поднятой в течении двенадцати или более лет. Такая тапасья непременно должна быть завершена опусканием руки. В тапасье панч-агни (пять огней), одной из самых древних, практикующий окружает себя четырьмя кострами и созерцает солнце как пятый, высший огонь. Полная панч-агни длится восемнадцать лет, при этом интенсивность костров постепенно увеличивается, так, что со временем тантрист оказывается поглощённым кольцом пламени. Каждый из пяти огней олицетворяет пламя, преображающее пять элементов тела, энергии и сознания в Божественные элементы.

Для вайшнавов главным божеством является Вишну. Такие группы как нимбарки, мадхви, валабхи, рамананды, байраджи, или тьяги, расики, сакхи и др. принадлежат к вайшнавам. Например некоторые мужчины расики для слияния внутренних мужского и женского начал (сознания и энергии) носят женскую одежду и отождествляют себя с женским божеством, а мужчины сакхи используют визуализацию (т.е. яркое представление) майтхуны с выбранным божеством, ощущая при этом себя его богиней-супругой. Для ганапатья главным божеством является Ганапати, или Ганеша - старший сын Шивы и Парвати, имеющий голову слона. Ганапатья почти прекратила существование в качестве отдельной тантрийской школы и в основном слилась с индуизмом. Каумары поклоняются Кумару, младшему сыну Шивы и Парвати, известному также как Сканда, Субрамани, Картикейя и Муруган, изображаемому в виде молодого прекрасного аскета. Это направление распространено в Южной Индии. Сауриты почитают Сурью - бога солнца. В Индии малочисленные последователи этой традиции остались в основном в штатах Ассам, Орисса и Бенгал.
×

По теме Школы и методы тантры

Школы тантры

"Классическая" тантра существует в рамках различных школ, среди которых главными...
Религия

Учителя. Белые и черные учителя. Методы обучения

Учителя. Белые и черные учителя. Методы обучения Поведение белых учителей...
Религия

Методы лечения. Лечение праной

Чтобы постичь что-либо с врачеванием при помощи праны мы должны понять. кое-что...
Религия

Методы саморегуляции

Сегодня мы обсудим методы работы с силовыми треугольниками. В первую очередь...
Религия

Методы медитации

Помните - все, чем вы наслаждаетесь, может проникнуть глубоко в вас; только это...
Религия

Основы личности. Практические методы кармического очищения

Кто я? Зачем я здесь? Насколько реально то, как я воспринимаю этот мир и себя...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Дело вашей жизни - это изучение истины
Внетелесный опыт. Подводные камни