Культурная инволюция

Культурная инволюция
Для того чтобы понять что-то, термин или процесс, нужно предать ему противоположный смысл и найти антоним. Так понятие культурности может иметь противоположность в некультурности, бескультурности и антикультурности. Вот в чем заключается проблема бескультурного неуважительного отношения к людям? В своё время ещё В. П. Астафьев раскрывает одну из важнейших проблем современности – бескультурного и неуважительного отношения к людям и поэтому я не буду конкретно обсасывать эту тему. Павел Афанасьевич Фамусов, государственный чиновник в комедии Александра Сергеевича Грибоедова сказал: «Ослы! Сто раз вам надо повторять?» В этом контексте культура выступает в своём аниподе хамла. Ровно то же мы можем наблюдать и в комедии Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль”. Заправляющая домом невежественная, низменная в своих поступках мать и жена породила хамство и неуважение ко всем. А потому каждый, кто живет в этом доме, бескультурен, груб и ничего не знает об уважении себя и других. Как сказал Федор Михайлович Достоевский, “кто склонен терять уважение к другим, тот, прежде всего, не уважает себя”. На мой взгляд, этим все сказано.

Не досказано же по поводу некультурности человеческих действий. Культура не может существовать вне общества, не опираясь на его определенный экономический базис В законе отрицания отрицания, классиками пролет культа выдвигалась идея «природной антикультурности» человека, а сама культура трактовалась как средство его подавления и порабощения (Ф. Ницше). Гегель отмечал, что насилие является естественным состоянием человека: « Естественное состояние – это состояние некультурности, насилия и философское опосредствование, терроризм пытается доказать, что при всей своей антикультурности он – полноценная и необходимая часть культуры». Социокультурные изменения, которые происходят в настоящее время, часто находятся в зависимости от культурных явлений и процессов, имеющих деструктивный инволюционный характер.

Эволюция имеет антонимы-деградация, антиэволюция, революция, инволюция и деэволюция былого. А вот как описано былое в священной книге Матери мира:" Вселенная лежала в пышных зарослях Земли, благоуханных садах, мелководных озёрах, цветочных равнинах. Всё кружило в Её необъятных Пространствах, утопало в пахучей зелени: птицы говорили на человечьем языке, животные гуляли с детьми по лугам, катали их на себе. Небо улыбалось Сверху" А потом пришла инволюция, что в переводе означает свёртывание с перевёртыванием и завихрением. Начались инволюционные преобразования над пространством белых векторов с использованием с пользой в белом братстве в различных схемах построения симметричных криптоалгоритмов, а так же редукция или утрата в процессе эволюции отдельных органов, упрощение их организации и функций. У обычного, не занимающегося духовными практиками человека, к 33 годам функции вилочковой железы начинают затухать, а после 40-ка она начинает активно инволюционировать.

В Сантиях Веды Перуна есть такие факты инволюции: «Небесный свод разломился, земные веси оборвались. Небо накренилось на северо-запад. Солнце и звёзды переместились. Земля на юго-востоке оказалась неполной, и поэтому воды и устремились туда… В те далёкие времена четыре полюса разрушились, девять материков раскололись… огонь полыхал, не утихая, воды бушевали, не иссякая». Из заметок Кэтрин Халми... по ту сторону реинволюции: "Человек находится возле ноты Do — но любой завершённый процесс начинается с ноты Do; поэтому у человека есть потенциальная возможность. Но он находится в самом начале. Мы должны де-инволюционировать. Пока космос эволюционировал, человек инволюционировал, таково наше состояние. В завершении себя, мы обращаем этот процесс, и в своей эволюции принимаем космос в себя". Это касается и культуры. И для того, чтобы разобраться с культурной инволюцией или некультурной эволюцией нужно понять, что вкладывают мудрые в понятие культурная эволюция.
Слово «эволюция» можно употребить во множестве контекстов: биологическом, социологическом, культурном и других. Это слово в быту имеет резко положительную окраску, чаще всего являясь выражением одобрения действия, направленного на улучшение чего-либо. Это слово еще интересно и тем, что антоним к нему подобрать не просто. Инволюция – это лишь отчасти антоним, поскольку инволюция – побочный результат эволюции, утрата или деградация прогресса, одним словом, регресс. Может произойти эволюция в сторону постепенного и равномерного ухудшения, а может и в сторону улучшения, но если происходящее скачкообразно, то уже говорят о революции. Глубина русского языка здесь играет не на руку говорящему и выражающемуся, вынуждая его лишний раз продумывать высказывание, выражение и соображение на определённом эмоциональном фоне. Так что нельзя вырывать слово из контекста в особенности если фон юморной.
Ценностный и культурный кризис в государстве скачкообразное обеднение большинства побуждают народ к протесту, наиболее радикальной и жестокой формой которого выступает терроризм, когда культура противостоит контр культуре. Существует целая теория социальной революции в которой главенствующее место занимает культурная эволюция. Вывод законов социальной эволюции, а точнее принципов социального структурирования, рост и дифференциации, считается главным вкладом Г. Спенсера в историю социологической и культурной мысли. Под социальной (над органической, как писал ученый) эволюцией он понимал стадии развития общества от простого к сложному, а также в более специальном плане - общий процесс структурирования культуры.
Российский историк, археолог, антрополог, академик, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН. Заведующий Центром политической антропологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (Владивосток) Крадин, Николай Николаевич развил теорию культурной эволюции. Он выяснил, что кроме того, что существуют три типа эволюционной концепции: однолинейная, универсальная и многолинейная, есть ещё и многолинейность согласно которой существует несколько возможных вариантов социальной эволюции, а также мир-системный подход в свете культуры. Правда в теории эволюции определенной популярностью пользуется теоретическая парадигма неоэволюционизма. Видным ее представителем является Джулиан Стюард, который ещё раньше придерживался теории многолинейной эволюции и на этой основе выявил функциональную зависимость между средой и культурой.

Моя же задача обратить внимание на процессе культурной инволюции, которая есть подобие социальной революции при которой происходят структурная реорганизация общества вопреки законодательству и здравому смыслу. В теории мировой истории существуют законы истории, основанные на формулировках Карла Ямперса в его труде « Смысл и назначение истории» в которых утверждается то, что человечество, не смотря на расовое отличие имеет единое происхождение и единый путь развития. Он же и разделил инволюционный путь на три стадии. Доисторическую, историческую пятитысячилетнюю с развёртыванием и перевёртыванием культур в последующую универсальную стадию в глобальном масштабном единстве мира и человечества, применив термин «осевое Время», обозначившее период смены мифологического мировоззрения на рационально-философское. Понятие "законов истории" иногда путают с понятием научного закона или социальной тенденции, хотя и ориентируются на некоторую, весьма туманно представляемую идею эволюционного, постепенного развития общества. Из смутных соображений об истории извлекались и извлекаются столь же неясные следствия, которые обычно и называются академиками громким именем "исторических законов".

Другой мыслитель Тофлер О. Охватил период до десяти тысяч лет, представив культурную эволюцию в цивилизованности аграрно-ремесленной, индустриальной с научно техническим ускорением и информационно постиндустриальную, вызванную компьютерной революцией. Он же и определил закон контрастов в социально-культурном развитии. На конференции Международного Общества Сравнительного изучения Цивилизации в 2000 году все участники так и не смогли прийти к соглашению и общему мнению по проблемам философско-исторического эволюционного процесса из-за контрастов.

Высказывания, публикации, статьи во многом противоречат один одному по причине отсутствия универсального ключа к пониманию хода и пути исторического процесса. Просветитель А. Фергюсом полагал, что история есть эволюционный процесс и происходящие изменения определяются обстоятельствами от которых зависит и направленность культурной эволюции при переходе от дикого варварства к цивилизованности и наоборот, имея в виду культурную инволюцию.

Цивилизация породила общественное разделение труда с обменом товарного производства, ростом городского населения и усилением эксплуатации в экономическом неравенстве социальных сословий, что определилось в соответствующем культурном оформлении. В этом случае цивилизацию посчитали в качестве социокультурного образования, имеющее культурную эволюцию в субъективно-личностном направлении. Короче, чем дальше в лес, тем больше щепок и в цивилизованной рубке щепки летят и деревья наповал. И тут в социокультурном образовании свою роль сыграл рынок, превративший продукт в товар и в деньги даже щепки. Он же стал осью на которой вращается вся культурная деятельность как лесорубов, так и покупателей с продавцами.

Жестокая конкуренция определила динамичность культурной революции с плавным завихрением в инволюцию и игнорировать сей факт при формировании социального обустройства по меньшей мере глупо. Одновременно с рынком важная роль принадлежит и политико-правовой системе в сообществе носителей культуры, а именно её институты, регулирующие культурные сносы, вынос и доносы. При этом нужно учитывать культуру выборов, поведение в общественных местах и за границей, законопослушание, культуру выражения мышления, интересов и отстаивание прав среди правых, неправых и левых, умение находить компромиссы в этнических противоречиях, конфликтах и мордобойных акциях кулачных боёв.

Проблемы отношения культуры и цивилизации решалась постоянно в развитии философско-исторической концепции культурной инволюции, в которой возникали периоды расцвета культуры, взлёта творческой активности, появления духовных возможностей в области религии, науки, искусства, нравственности, морали и культурных ценностей, усиливая при этом языковую составляющую в общении и информационном обмене., но и спады имеющие национальный колорит и гуманизирующее начало.

Немаловажную составляющую в общекультурной инволюции играет образование, наука, здравоохранение и отсутствие безопасности в сосуществовании. Появление объективных средств трансляции и трансформации культуры во времени, расширило и углубило поле культурной деятельности с использованием традиций, устоев и наследия в национальных особенностях с морально этическими соображениями. Особое влияние на культурную инволюцию имеет интернет с его грандиозно-массовым информационным шквалом.

В любом деле трудно учесть сбалансированность и инерционность, способствующую не равновесию и упадку. А так как любая чрезмерность ведёт к революции, то и происходит инволюционная культуризация. Вот взять хотя бы культурную инволюцию в сексуальных отношениях, приводящую к деградации и отсутствие всякой культуры. Если рассматривать первобытную культуру дикаря с позиции сексуальной озабоченности, то главенствующую роль в генезисе культуры играл инстинкт и потребность его удовлетворения. Но с приходом духовности, появилось чувство любви и прочие моральные аспекты цивилизованного общества, религии, изобразительного творчества, теократии, мифологии, священных писаний и учений. А с появлением института семьи, брака и супружеских обязанностей, усилилась роль женского начала. Не случайно российский «Домострой» включает особую главу «похвала жёнам». Начала складываться мораль, оправдывающая обогащение, непрестижность традиционной семьи и отражение сексуальных ориентаций в памяти подрастающего поколения.

В современном обществе произошла переоценка культурных ценностей с обесцениванием в маскультуре с некоторым возвратом в прошлый разврат. Появилась коммунистическая «теория стакана воды», раскрепостившая нравы и появлением порноиндустрии, нетрадиционного секса с секс скандалами и переориентацией на третий пол. А в настоящий момент произошло восхождение эротизма, транссексуализма появление однополых браков, трансгендеризма и индивидуального с использованием приспособлений любвинанизма.

О взаимосвязи любви и сексуальности заявлял Зигмунт Фрейд, назвав любовь-иррациональным понятием., из которого исключено духовное начало, низведя его к первобытной сексуально-философской тенденции как стимула культурной эволюции в регресс. В религиозно-философском мировоззрении любовь трактуется как сознание единства мужчины и женщины с потребностью заботы и желании делать добро и себе и партнёру и детям и родителям. Соответственно и понятию культуры в инволюции. А вот тогда когда в каждом городе, районе и регионе откроются центры развития культуры по примеру Удмуртии или Шалинского центра развития культуры в Свердловской области и многих других по всей России начнётся новый этап завихрений в культурной эволюции или инволюции в зависимости от развитости членов центра.

Сегодня в академической среде не получает распространения анализ эволюции культуры с точки зрения «прогресса» Актуализируется рассмотрение проблем с позиции качественно революционной реорганизации общества в иное состояние в контексте сложности с одновременным упрощением культурных форм национального характера. Появилась парадигма неоэволюционизма в многомерности вселенского масштаба и многообразии форм от эволюции к инволюции. Этнолог Калерво Оберг ещё в 1955 году предложил типологию культурных форм типа гомогенной сегментированной, организованное вождеством, феодалами-олигархами, коммунистическо-социалистической с либерально-демократическим дополнением, теократической и глобаллистической с военно-террористической окраской. Как и что будет в будущем зависит от уровня развития способов удовлетворения духовных потребностей, развития способов аккультурации и воспроизводства себе подобных. Инволюция будет пониматься как «процесс структурной реорганизации во времени, в результате которого возникает более упрощённая форма или структура, качественно отличная от предшествующей». Или я не прав?
Опубликовано . Получено 38 ответов. Просмотрено 1469 раз.  
  • Нет Валентин, я не считаю Вас хамом, вы самый обычный , выражаясь вашим языком ХЕЙТЕР. И я не ставлю себя выше на ступеньку по поводу образованности, зная как хейтеры могут скрывать как свои способности, так и базу знаний, интересуясь многими вопросами. Судя по вашим интересам и публикациям вы далеко не дебил и не дурак. Тем не менее, внимая потребности получить хоть какое-то определение и понимание понятия культуры с моей точки зрения, я попробую на доступном вам я зыке дать определение термина Культура в моей очередной статейке с юмористическим уклоном.
     
  • Можете считать меня антиподом культуры хамлом, но я не в восторге от вашего словоблудия. Вместо того чтобы дать точный ответ на вопрос, вы кружите, устраиваете хоровод разными терминами, понятиями и определениями вокруг да около, даже противно становится читать. Вот и с культурой, мол одни культурные дебилы, а другие бескультурные олухи, получается, что один вы самый культурный и умный.
     
  • Ну что перечитали мои опусы?
     
  • Дорогой Геннадий Владимирович, я мог бы написать вам о культе "уры" целую лекцию и раскрыть само понятие культуры в современном значении, но не стану этого делать по самой простой причине, слишком много букв будет и не всегда есть время эти буквы слагать в слова и предложения. Вы правы, что каждый человек, в силу своего воспитания является выразителем каких-то идей, которых относит к культуре, включая и так называемую «культуру сквернословия и мордобоя». Если попробовать вникнуть в то, что я описал в статье, то можно увидеть попытку кратко охарактеризовать регресс в отношениях людей, считающих себя выразителями высокой культуры. Я не зря в определении вижу связь культуры с культом, иными словами с почти религиозным почитанием или поклонением каким-то идеям и идеалам. Само понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности имеет также массу определителей и разных определений и оно, как предмет исследования полностью не исчерпано. Чтобы обозначить признак, качество, свойство предмета, нужно ответить на вопросы: какой? который? чей? Для чего? А затем уже начинать определять и определяться с словом, словосочетаниями и предложениями в определении. Чтобы выразить суть, описывающую смысл слова или фразы; логическую операцию, раскрывающую сущность культуры посредством выделения принадлежности к определённому генусу(GENUS по Аристотелю), классу с указанием отличительной особенности культуры в том классе, в котором хотим определить или выразить своё понимание (видовое отличие), то тут каждый для себя должен составить своё определение, состоящее из доступного понимания и видового отличия, или определителя (дифферента, угла зрения) в этом направлении. Со своей стороны, какое бы я не дал явное или неявное определение, аксиоматически, индуктивно либо в контексте чего-то с демонстрацией дефиниций оно не будет полным и в какой-то мере удовлетворит любопытство. Возникнет масса сопутствующих вопросов, которые не дадут нужного эффекта для чёткого и ясного разъяснения и полного взаимопонимания. Вы уж извините, что даю не тот ответ, которого вы ожидали.
     
  • Приветствую Вас, уважаемый Валерий Викторович! Вот по наводке Валентина забрался в Ваш огород. Любопытная у Вас получилась статья. Читаю, и испытываю ощущение, что мне не хватает Вашего определения "культуры". А коль это не определено, то эволюция или инволюция непонятно чего, выглядит сплошным туманом.
    Вот Вы предлагаете давать определение через антипод. А какой антипод культуре? Ведь она всегда была и есть. Нет антипода. Другое дело - отношение к культуре. Кому что нравится. Кому нравится культура мордобоя, а кому балет. Один грубо и матерно выражает своё отношение к проходящему и оно сразу понятно, а другой такие словесные с деепричастиями обороты запустит, что ничего не поймешь, что хотел сказать? Видно, с чем-то несогласен, да вот с чем? Культура говорить, ничего не выражая. И так же пишут много статей профессиональных словоплётов.
    Так что ж оно такое - культура?
    Раньше бились дубинами, а теперь из пулемёта крошат. Это развитие культуры. Раньше просто грабили, а теперь через рынок. Раньше силой хватали людей и делали рабами, теперь через голод, бедность и правовые отношения заставляют работать на себя. Тоже культура.
    А что с изобразительным искусством? Дикари на скалах животных высекали, теперь один чёрный квадрат чего стоит. Или мазню повесят, то ли обезьяны, то ли ребёнка, но считают это шедеврами.
    Так как Вы определяете понятие "культура"?
     
  • Эрмитаж — один из крупнейших художественных и культурно-исторических музеев в мире. Чтобы осмотреть все его экспонаты, затрачивая хотя бы по одной минуте на каждый, понадобится более 11 лет.
     
  • Я вот тоже ещё не прочитала и одного процента всей той русской литературы, писаний богословов, стихов, теорий русских учёных и философов. Благо что в интернете многое оцифровано и миллионы тонн информации в России ещё ждут оцифрования, огугливания и перечитывания, так как многое после перечитки тут же забывается. А у Рарапурчика ещё и склероз от старости.
     
  • Т.е. Вы СОГЛАСНЫ с теми, "которые понятия не имея и не прочитав при этом и десятой части того о чём поучают в своих публикациях". (???)

    М-м-м - да-а-а!....
    Каков фортель!

    А посему, До свидания.
     
  • "Не могу не согласится"- имеется в виду, что полностью согласен с русофилами.
     
  • Хм ...?

    ---"Тем не менее постарайтесь ошибки исправлять до того как что-то публиковать." ---

    А далее:
    ---"Не могу не согласится с теми Россие - филами, которые кичатся русской культурой, русской литературой и всем русским, понятия не имея и не прочитав при этом и десятой части того о чём поучают в своих публикациях" ---

    Так Вы согласны или не согласны с этими "поучителями Россие-филами"???

    Спрашиваю так, потому что фраза - "Не могу не согласится" - имеет смысл, что "публикующий" СОГЛАСЕН с перечисленным далее по тексту. И тогда выходит, что автор этой фразы - "Не могу не согласится" - согласен с "публикующими". Но это же нонсенс.

    Если бы было написано - "Не могу согласится (без "не" перед словом "согласится" )" -, тогда всё было бы литературно правильно.

    Извините.
     

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты