Выгодный свет вещей

Некоторое время назад психологи были бедными и несчастными людьми. Жизнь их была трудной, им постоянно приходилось преодолевать препятствия и бороться с обстоятельствами. А все почему? А все потому, что их профессия требовала исполнения определенного ритуала под названием психотерапевтический процесс. Ритуал этот был весьма сложен и требовал достаточно четкого алгоритма действий. И если клиент, который приходит к психологу на сеанс, начинал капризничать или избегать определенных элементов этого ритуала, то психолог чувствовал себя весьма неуютным образом.

Пришел, предположим, человек на сеанс гипноза. Гипнотерапевт в этом случае создает ему определенные условия, чтобы он, значит, как следует загипнотизировался. В кресло его посадит, маятник начнет раскачивать, говорить начинает медленно и печально: «ваши руки наливаются свинцовой тяжестью, ваши ноги наливаются свинцовой тяжестью, тяжесть разливается по всему вашему телу, веки тяжелеют и закрываются... закрываются... закрываются...» На что пациент неожиданно сообщает терапевту: «слушайте, а у меня, напротив, тело становится легким и воздушным». У терапевта в уме немедленно открывается книга Фрейда или еще кого-нибудь, где черным по белому написано, что руки обязательно должны тяжелеть, и ноги тяжелеть, и веки тяжелеть, и вообще пациент давно должен быть в гипнозе, а он, вон, сидит на кушетке, болтает ногами, хихикает и говорит, что у него все воздушное и легкое. Так! Клиент неправильный попался. И гипнотизер продолжает уговаривать вредного клиента: «все равно они сейчас потяжелеют, потяжелеют и потяжелеют... и не спорьте со мной, пожалуйста, и не делайте тут вид, что вам легко и воздушно»! А про себя думает – совершенно невозможно работать. Маятник, наверное, плохой, надо приобрести повнушительней и помассивней, и с улицы ужасный шум – невозможно работать, и чего-то у меня изжога – видимо, яблочный пирог не пошел мне на пользу, и вообще клиент негипнабельный и гипнозу совсем не поддается".

Так появилось, как минимум, два специальных термина, которые объясняли эту ситуацию: негипнабельность и сопротивление. В первом случае это означало, что клиент не поддается гипнозу, и раскачивать перед ним маятник – занятие бесполезное и даром потраченное время. Во втором случае предполагалось, что клиент противится полезным и гуманным действиям могучего гипнотизера, не хочет проявить добрую волю и выразить доверие гипнотическому процессу, и поэтому вступает на путь противоборства, сопротивляется воздействию терапевта. Так как начиналась психология с психоанализа, то психоаналитик, естественно начинал пытать клиента: давайте, мол, как следует проанализируем ваше недоверие и сопротивление. Посмотрите на меня – видите, какой я важный, умный, с бородой и много книжек прочитал. Почему бы вам мне не довериться? Может причина лежит в вашем детстве, когда родители приучали вас к горшку, а вам это не нравилось? Не ассоциируется ли у вас горшок с гипнозом, или гипноз с горшком?.. И так далее, и тому подобное.

Вот так им, бедным, и было трудно – преодолевать бесконечные недоразумения с клиентами. То им холодно, то жарко, то руки воздушными становятся, то еще какая-нибудь оказия. Невозможно работать с таким клиентом! Невозможно работать в таких условиях. Эх, что там ни говори, а жизнь у психолога незавидная: лежат на их пути разного рода трудности и усложняющие работу обстоятельства. В виде неправильных клиентов, шума на улице, изжоги и прочих неблагоприятностей.

Однако прошло некоторое время, и обнаружилось, что совершенно не обязательно упрямо следовать инструкции восемьдесят шестой страницы руководства по гипнозу, потому как она совершенно не дает ответа – что делать, если клиент вместо нужного состояния испытывает ненужное, или если в действие вмешивается какой-то ненужный фактор вроде шума на улице. Согласитесь: клиент, скорее всего, не читал это самое руководство по гипнозу и не догадывается, что руки должны обязательно и всенепременно тяжелеть. Поэтому, в вопросах гипноза и маятников он полностью доверяется гипнотизеру: ну раз сказал – тяжелеть, значит – тяжелеть. И если руки вместо этого начинают расслабляться, то не только гипнотизер, но и сам клиент может запаниковать – он неправильный, у него не получается, хотя он и старается испытать эту самую тяжесть, о которой бубнит терапевт. Ну а дальше пойдут вопросы о том, – а почему, собственно, вы противитесь моему влиянию, уважаемый, – и пошли копать от столба и до обеда про детство, горшки и роли отца в первые годы жизни... Сегодня же терапевт на сообщение клиента – дескать, у него руки расслабились, – немедленно ему скажет (в переводе с гипнотического языка на русский): «О-о-о, батенька, это говорит о том, что вы особенно гипнабельный и если у вас расслабляются руки, ноги и прочие полезные для расслабления места, то можно продолжать расслабляться и чувствовать себя превосходно, и все больше и больше погружаться в транс». И так как, как я уже говорил, клиенту неизвестно, что на самом деле должно случаться с руками и ногами, ему остается все также довериться гипнотизеру и следовать его инструкциям. И здесь же клиент в очень выигрышной позиции – как оказалось, у него особенный гипноз и он очень правильно в него входит.

Клиент может демонстрировать и другие, самые разнообразные реакции, а не только тяжесть или легкость рук, ног и век. Допустим, он начал раскачиваться на стуле, от чего этот стул стал предательски скрипеть. Раньше бы гипнотизер напрягся и начал думать, что – ой, ой, надо бы стул заменить, работать невозможно, отвлекает и меня, и клиента! Его можно понять: в руководстве ничего не написано о том, что делать, если стул начал скрипеть. Сегодня же хитрые терапевты просто-напросто заявляют, что скрипение стула благоприятно сказывается на вхождении в транс: «...и мой голос, и окружающие вас звуки, помогают вам все больше и больше погружаться в транс...» Видели, что делают? Ни один Фрейд бы не додумался утверждать, что скрипение стула благоприятно сказывается на гипнозе. Сегодня же это – обычное и очень распространенное явление: включать любой непредвиденный фактор в контекст коммуникации и выдавать наличие этого фактора в выгодном и полезном свете!

Этот прием получил название утилизации и поначалу относился, в основном, к области гипнотической коммуникации между терапевтом и клиентом, при которой любое непредвиденное событие (шум, стуки, звуки) или любые неординарные реакции клиента (допустим, он начал дергать ногой, или руки сами собой поднимались вверх – так называемая левитация руки) немедленно включались в контекст монолога терапевта и выдавались за очень положительные и полезные для скорейшего и глубокого погружения в транс. Если несколько утрировать, то хоть потолок обвалится – гипнотизер и это выдаст за благоприятное обстоятельство для гипнотических переживаний. В дальнейшем же значение термина расширилось: утилизацией можно назвать любую ситуацию в вашей жизни, в которой вы используете неожиданное событие или поворот дела в собственных целях и выдавая происходящее за нечто такое, что либо иллюстрирует вашу мысль, либо доказывает вашу правоту, либо является дополнительным аргументом в ваших рассуждениях.

Речь продолжалась уже минут двадцать, как вдруг на трибуну взбежал курьер и подсунул оратору бумажку. Тот развернул ее и прочел, не переставая говорить. Ничто не изменилось ни в голосе его, ни в повадке, ни в содержании речи, но имена вдруг стали иными. Без всяких слов по толпе прокатилась волна понимания. Воюем с Остазией!... Задним числом Уинстон поразился тому, как оратор сменил линию буквально на полуфразе, не только не запнувшись, но даже не нарушив синтаксиса [Дж. Оруэлл, 1984].

Вот блестящий пример утилизации – оратор немедленно включил в контекст своего выступления новые данные, как только они появились. Если вы не читали Оруэлла, которого я, как вы заметили, люблю цитировать и делаю это с удовольствием, то поясню: некоторая сверхдержава четыре года воюет с другой сверхдержавой. По этому поводу был организован грандиозный митинг протеста, в процессе которого оратору сообщили, что планы партии и правительства изменились, и теперь наш враг – это наш друг, а наш союзник стал врагом. Как видите, оратор бесподобно справился с такой, казалось бы, невероятной, задачей.

В сущности, утилизация – это умение интерпретировать новые и неожиданные события в выгодном для себя свете. Это требует некоторой психологической гибкости, однако, немного потренировавшись, можно обнаружить, что помехи оказываются вашими союзниками, и вы можете использовать их себе на благо. Как правило, хорошо умеют утилизировать те люди, которые склонны говорить «да» окружающей действительности – то есть не отрицать действие или событие, а, напротив, соглашаться с ним и придавать ему самоочевидное значение. Делается это, в сущности, все с той же целью, которую преследует гипнотизер, говоря о том, как правильно обвалился потолок и как своевременно скрипит стул. Ведь оппонирующий вам мир не слеп и не глух, и если вы видите нечто, слышите нечто и чувствуете нечто, то и все остальные испытывают те же чувства. Поэтому утилизацию почти всегда можно узнать по словам: «все правильно», «вы совершенно правы», «это действительно так», «так и должно быть», «верно», «это правильно», «я согласен с вами», и ряд других. Вспомните известную избирательную кампанию под лозунгом «Ты прав» – с вами соглашаются как бы заранее, даже не зная, с чем именно. Делается это по очень простой причине: напряжение автоматически спадает, критичность и сомнения в большей мере утрачиваются – зачем напрягать умственный мышцы, когда конфликт наполовину исчерпан? Это отлично известно каждому хорошему любителю поспорить: сначала он говорит, что «абсолютно с вами согласен, но...» – и продолжает гнуть свою линию. Вот пример неудачной реакции на аргумент или факт, который противоречит системе ваших доводов – заявить: «вы совершенно неправы, все совсем иначе, и сейчас я попробую объяснить, в чем тут дело...». А вот пример утилизации довода оппонента: «вы совершенно правы, и сейчас я попробую объяснить, в чем тут дело...»

Согласие с тем, что действительность такова, какой она представляется окружающему миру – неотъемлемый атрибут хорошо проведенных переговоров, успешной пресс-конференции, или выступления политического деятеля. Этому обязательно нужно учить менеджеров по продажам и менеджеров по рекламе. Наиболее распространенная ошибка последних – говорить примерно следующее: «нет, ну что вы, все совсем не так, как вы говорите», что, в переводе на язык бессознательного, звучит: «вы, батенька, полный идиот, и сейчас я вам в совершенности это докажу». Кому понравится чувствовать себя идиотом? Грамотный же менеджер сначала соглашается с высказыванием клиента, а затем начинает модифицировать его по своему усмотрению.

Итак, утилизация в своей сути происходит по следующей формуле: сначала вы говорите событию «да» – не отрицаете его, не закрываете на это глаза и, разумеется, не думаете о том, что вокруг одни дураки – и лишь вы правильно понимаете происходящее. Далее вы даете понять окружающему миру, что все именно так и есть на самом деле, и вы согласны с этим. А, согласившись, начинаете интерпретировать происходящее для достижения своих целей. В случае с менеджером по рекламе это будет звучать примерно вот таким образом:

«Действительно, вы совершенно правы – иногда людям кажется, что реклама не столь эффективна, как хотелось бы. Я согласен с вами, что хочется получить гораздо больший отклик и больший интерес у потребителя. И мы сделаем все необходимое, чтобы вы получили желаемый результат и остались полностью удовлетворены полученным эффектом».

Если вы надумаете поупражняться в этом крайне полезном занятии, то на первом этапе тренировки вы можете обнаружить: уверенно и легко воспроизвести вышеприведенную последовательность действий – не самое простое занятие. В таком случае попробуйте формировать навык по этапам. На первых порах тренируйтесь исключительно в уме – соглашайтесь с окружающей реальностью, с ее многообразием проявлений и событий, учитесь говорить ей «да» и «так оно и есть на самом деле». Можете даже продолжать говорить своему близкому человеку вслух: «да ла-а-адно, подумаешь – голова болит, ничего тут страшного нет, у всех болит – и ничего», но хотя бы про себя попробуйте думать, что болит она именно так, как об этом говорит другой человек, а не так, как об этом думаете вы. И как только вы научитесь видеть и слышать то, что говорят окружающие и то, как они действуют – самое время попробовать с ними согласиться. Согласие гипнотизирует ум, ласкает слух, ослабляет внимание, подавляет критичность. Потренируйтесь в общении. Говорите: «ты прав», «все верно», «я полностью согласен», – и из вашей жизни может исчезнуть добрая треть конфликтов и недоразумений. И, наконец, активная, творческая часть – изменяйте реальность по своему усмотрению. Придавайте ей желаемый вид, любую форму и нужное вам содержание.

В завершение нашей темы – яркий пример того, как крайне негативное событие (трехлетний ребенок на глазах у родителей упал с лестницы, рассек губы и вогнал передний зуб обратно в десну) полностью реформируется на положительное, где каждый травматический элемент утилизируется и ему придается крайне выгодный положительный контекст.

«...Затем мы дали Роберту понять, что благоприятное заключение о его крови надо еще подтвердить, рассмотрев кровь на белом фоне раковины в ванной комнате. К этому моменту Роберт перестал плакать, и его боль и страх отступили на задний план. Вместо этого он явно проблемой качества крови. Мать помогла ему встать и пройти в ванную комнату, где умыла его, чтобы посмотреть «правильно ли вода смешивается с кровью», придавая ей при этом «правильный розовый цвет». Затем мы снова внимательно проверили кровь на красноту с последующим благоприятным заключением, а воду после умывания – на розовость, к выраженной радости Роберта по поводу того, что его кровь была настолько хорошей, красной и здоровой, и при смешивании с водой придавала последней правильный розовый цвет.

Затем очередь дошла до вопроса о том, правильно ли кровоточит его рот и правильно ли он опухает. Тщательный осмотр к нашему с Робертом удовлетворению снова показал, что все, что происходит во рту, является хорошим и правильным, и доказывает, что имеет место реакция здорового организма. Затем встал вопрос о сращивании губы. Поскольку это легко могло вызвать негативную реакцию ребенка, контекст, в котором это было преподнесено, тоже был негативный, предотвращая, таким образом, его возможную негативную реакцию. Вместе с тем, это позволяло получить еще один важный результат, и я с сожалением сказал, что вряд ли при сращивании губы ему удастся получить много швов, и к сожалению, он даже сможет их сосчитать. Похоже на то, что он не получит даже и десяти швов, а он умел считать до двадцати...»

И далее:

«...К разочарованию Роберта, потребовалось всего семь швов, но хирург сказал ему, что для сшивания была использована нить из новейшего и лучшего материала, который был недоступен его братьям и сестрам, и, кроме того, хирург сообщил ему, что шрам будет иметь необычную форму буквы W, то есть первой буквы названия папиного колледжа. Таким образом, недостаточное количество швов было компенсировано... «[Дж. Хейли, «Необычайная психотерапия»].
×

По теме Выгодный свет вещей

Выгодный характер

В наш век товарно-денежных отношений выгоду ищут во всем. Почему бы не поискать...
Психология

Свет в конце лондонского метро

Британские ученые из Института психиатрии в Кингз Колледж (Лондон) провели...
Психология

Свет в твоих глазах или как понравиться мужчине

Как мы, женщины, ни пытаемся убедить себя или окружающих в ином, все наши...
Психология

Да будет Свет

ДА БУДЕТ СВЕТ Случалось ли вам испытывать щемящее чувство потери, когда человек...
Психология

12 вещей, которые больше всего смущают женщин

На свете есть множество вещей, которые могут смутить кого угодно, даже самого...
Психология

15 вещей, которые важнее денег

Многие люди, попав в жизненную рутину, не понимают, что истинное счастье не...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Внетелесный опыт. Подводные камни
Полезные свойства орехов и семечек