Методы работы с информационным полем продолжение 3

. При этом мы сталкиваемся с действием блока, который формировался на протяжении длительного времени и связан с искажённым отношением к реальности.

Можно видеть, что многие зацепки, о которых идёт речь, связаны с представлением человека о себе, как о существе более способном, талантливом, совершенном, чем окружающие и поэтому призванном доминировать.

Рассмотрим зацепку за духовную гордыню. На практике, едва ли кто из нас признает у себя наличие данной проблемы и отнесётся к ней с достаточной серьёзностью. Большинство людей предпочитает не обращать на неё внимания. Меж тем, духовная гордыня становится коллективной проблемой человечества в целом. Это связано с новыми возможностями, которые открываются людям в результате научно-технического прогресса. Также большую роль играет возрастание роли социума в жизни отдельного человека. Работа с проявлениями духовной гордыни требует от нас не только терпения, но и беспристрастного отношения не только к другим, но и к себе.

В первую очередь, человек должен определить, что он понимает под духовной гордыней. Это само по себе является началом работы над данной проблемой. Для каждого из нас значимо чувство собственного достоинства, стремление к уважению окружающих. Проблема в том, что качества эти могут быть гипертрофированны или проявляться искажённо. Именно в данном случае следует вести речь о гордыне. Её основой часто является не только стремление возвысить себя над окружающими, но и попытки принизить чужие достоинства. В подобном случае основой гордыни является снисходительное, презрительное, потребительское отношение к другим людям или к группам людей. Ещё более жёсткое в этом плане отношение мы можем проявлять к животным, растениям, материальным объектам. При этом гордыня может являться причиной явной агрессии.

Часто возникают ситуации, когда люди предпочитают скрывать свои истинные чувства и устремления. Когда подобный стиль поведения становится привычкой, нам трудно сохранять бдительность. Действия такого человека становятся механистичными. Результат их может быть легко предопределен. Зацепленность чаще всего проявляется в значимых для человека ситуациях, когда он не в состоянии сдерживать свои инстинктивные проявления. При этом человек может полностью утратить осознанность.

Работать с проявлениями духовной гордыни сложнее, поскольку мы, как правило, предпочитаем не афишировать их. Это связано не только с социальными установками, но и одним из принципов, которым руководствуется человек – как я отношусь к людям, так и они ко мне.

В результате основой духовной гордыни могут являться качества на первый взгляд с ней непосредственно не связанные – например, потребительское отношение к другим людям, восприятие их не как субъектов, а как неких объектов. Мы неосознанно можем считать других людей в чём-то не достаточно полноценными, отсталыми.

У подростков может проявляться снисходительное отношение к родителям, которые устарели, «не догоняют», «не врубаются» - всё это является основой духовной гордыни, призванной компенсировать чувство неполноценности, вызванное длительной зависимостью от них.

Человек при этом чувствует, что он более развитый, совершенный и в конечном итоге в большей степени эволюционно продвинулся. Справедливости ради следует заметить, что родители часто также снисходительно относятся к детям. Более того, у них искушение впасть в гордыню гораздо большее. Ведь именно они произвели на свет человека, «в некоторой степени уподобившись Богу». Несомненно, это повод для гордости, но важно, чтобы она не превращалась в гордыню. Уловить ту грань, за которой позитивное качество начинает проявляться искажённо в результате зацепленности, бывает сложно.

Ребенок растёт на глазах родителей. Они его воспитывают, учат говорить, прививают моральные и этические нормы. При этом родителям бывает сложно увидеть в малыше самостоятельное, независимое существо, обладающее своим мнением и «правом голоса». С другой стороны, родители охотно могут пойти на этот шаг, оставив для себя скромную роль «творца», чтобы всю жизнь гордится ребенком. Противостояние ребёнку, как и потворствование его капризам, приводит к зацепленности, которая в первую очередь проявляется через проблемы в отношениях. В то же время, за всеми этими трудностями может стоять духовная гордыня. Следует отметить, что в подобных случаях она сопровождается комплексом других зацепок – например, за абсолютизацию своего опыта, за власть и, конечно, за отношения. Работа с подобными проблемами требует комплексного подхода. Мы работаем над снятием зацепок с целью восстановления восходящих потоков тонких тел.

Можно видеть, что зацепка за духовную гордыню может проявляться в самых различных областях нашей деятельности. Отследить её сложней, чем проблемы связанные с властью или отношениями, поскольку мы не можем её связать с той или иной ситуацией.

Человек входит в различные группы людей, которые могут проявляться как конкретные - семья, сослуживцы на работе, друзья, знакомые, так и те которые обладают большими масштабами, образуя макросреду - это жители города, района. К более масштабным образованьям можно отнести страну, этнос. Человек связывает свои интересы с данными структурами. Все в совокупности они образуют иерархические системы.

Существование различных уровней иерархии является частью и особенностью существования нашей реальности. Благодаря данному принципу происходит упорядочение человеческой деятельности, развитие различных процессов. В то же время, он может служить почвой для образования гордыни. Дело не в том, что иерархия проявляется как основополагающий принцип. Просто она присуща также и нашему мышлению, механизмам взаимодействия с миром. Человек постоянно вынужден выбирать, иногда это даётся ему сложно, но часто не возникает никаких сомнений. Упрощённо мы можем представить иерархичность мышления, как систему предпочтений. Она должна отображать для человека специфику реальности. Тем не менее, в большинстве случаев система ценностей человека искажена. Это связано не только с неправильной самооценкой, но и с влиянием социума, к которому большинство людей не в состоянии относиться беспристрастно. В своей повседневной деятельности, мы постоянно сравни-ваем себя с другими людьми.

Часто это и является почвой для гордыни, позволяет человеку самоутверждаться, считать, что он лучше окружающих, испытывать к ним снисходительное отношение. Можно выделить устойчивые типы взаимодействий, которые при сильном искажении порождают пренебрежительное отношение, гордыню. Это женщина - мужчина, родитель - ребенок, ученик - учитель, начальник - подчинённый. При этом страдать от зацепленности могут обе стороны. Дело в том, что при желании любой человек может найти в себе то, чем можно гордиться, а в другом – какие-либо несовершенства. Это позволяет преодолевать, чувство неполноценности, неуверенности в сложных ситуациях. Подобное средство является, по сути своей, порочным. Оно не приводит к решению проблем, а только усиливает их. В подобной ситуации человек уподобляется нерадивому ученику, который постоянно откладывает уроки на завтра.

Можно видеть, что чем больше у человека гордыня, тем сильней ощущение собственной никчёмности, которое она и призвана компенсировать. Правда, оборотная сторона не лежит на поверхности, обычно человек старательно скрывает её не только от окружающих, но и от самого себя.

Гордыню не следует смешивать с презрительным, снисходительным отношением к окружающим, хотя эти качества и тесно взаимосвязаны. Различия, о которых идёт речь, могут постепенно стать актуальными в процессе работы, когда значимой становится правильная расстановка акцентов, определение истинной проблемы.

Можно дать довольно простое определение гордыни - она появляется, когда человек начинает цепляться за чувство превосходства, исключительности. Повод для этого можно найти всегда. Дело в том, что все мы являемся проявлением единого начала и на глубоком уровне всегда сознаём это. Соответственно, каждый человек является исключительным как в своём совершенстве, так и несовершенстве. Если мы цепляемся за состояние причастности к божественному источнику, то неизбежно появляется гордыня. Очень часто человек настолько привыкает к подобному состоянию, что не замечает его.

Следует помнить, что чувство собственного превосходства перекрывает восходящий поток энергии, затрудняя контакт с тонкими телами. Человек может цепляться за принадлежность к определённому кругу, этносу, семье, месту проживания и, конечно же, вероисповеданию. На основе чувства ложного патриотизма возникает пренебрежительное отношение к другим большим коллективным образованиям. В результате возникают более масштабные уровни гордыни, но цепляется за них человек менее сильно, чем за то, что касается его личных качеств, внешности, способностей, умений, интересов.

Для того чтобы снять зацепку за духовную гордыню, важно почувствовать, что все мы связанны друг с другом и являемся твореньями Бога, произошли из одного источника. Полезно подумать над фразой: « не судите и не судимы будете». Важно это потому, что именно пристрастное сравнение, суждение о других является почвой для гордыни. Проявление внимания к другим людям, способность понять их проблемы делает нас более мудрым, терпимым к окружающим. При этом человек ощущает нераздельность с миром, сознает, что он – частичка целого. Подобное состояние не дает почвы для гордыни. Следует также учитывать, что каждый из нас обладает определёнными способностями, возможностями для того, чтобы развивать, раскрывать их, а не доказывать окружающим свою неповторимость. Последнее - по сути, труд неблагодарный. Окружающие в состоянии оценить способности другого человека, если он относится к ним незацепленно и действительно настроен на служение другим, а не только на заботу о себе.

Наша божественная природа заключается не только в свойствах индивидуальных, а в возможности и способности следовать воле единого начала настолько, насколько это доступно. Работая в данном направлении, мы в состоянии избавиться от гордыни. При этом мысли являются опорой, которая позволяет сформировать необходимое состояние. Оно является ещё одним шагом к открытию и очищению восходящего потока атманического тела.

На самом деле данная работа не такая простая, как может показаться. Сложность в том, что, стремясь к духовному самосовершенствованию, человек невольно сравнивает себя с другими людьми, которые не интересуются духовностью и живут преимущественно материальными интересами. Делать этого не следует, но избежать подобного этапа невозможно. Важно пройти его. Для большинства из нас это нелегко. На данном этапе неоценимую помощь может оказать поддержка духовного наставника. Опыт показывает, что одной из важных задач обучения является не овладение способностями и даже не обретение опыта, связанного с переживаниями, а избавление от духовной гордыми. В литературе описывается большое количество ситуаций, когда учитель ведёт себя по отношению к ученику жёстко и беспощадно. Со временем ученик понимает, что подобное отношение связано не с безжалостностью, а со стремлением усмирить духовную гордыню. В подобных случаях обучение происходит не через формальную передачу знаний, а непосредственно, через ситуацию.

Духовная литература часто не только помогает, но и мешает нам в работе над духовной гордыней. Это связано и с тем, что рынок заполнен не только серьёзными работами, но и произведениями, не отвечающими заявленному уровню. Многие популярные книги написаны авторами, цепляющимися за духовную гордыню на тонком уровне. Отследить это становится возможным именно по состоянию потока. Есть и хорошее средство для того, чтобы излечиться от подобной болезни. Это быть честным в своих тонких духовных проявлениях. Мы не можем изменить мир и других людей - начинать надо с себя. Это очень ценное утверждение, но и оно не является абсолютным. Оно отражает один из методов, подходов к решению проблемы и не является лекарством от всех болезней. Полезно воспринимать его не буквально, а как некое символическое послание, указывающее путь.

Не следует все-таки забывать, что на глубоком уровне изменить себя мы можем только в неких пределах, а не тотально. Человек постепенно перестраивает свое отношение к миру, другим людям. Подобное действие, основанное на усилиях, едва уловимых, не означает изменения. Человек может только позволить себе измениться. Это значит - передать себя целиком во власть божественного. Но здесь также нет принятия решения, постановки цели. При правильном подходе процессы происходят естественно. При этом человек может заблуждаться, проявлять негативные качества, важно, что он трезво оценивает своё состояние, не пытается выглядеть или стать кем-либо. Глубинные изменения происходят помимо воли человека и связаны с тайной, с проявлением непостижимого начала.

Отследить проявления гордыни можно не только по состоянию потока, но и по раздражению, которое может возникать, когда люди, «не разбирающиеся в духовном развитии» уверенно судят о данных процессах. Этому чувству не следует потакать, но его подавление является тревожным сигналом. Оно может сигнализировать о том, что мы не хотим видеть своей гордыни, и она затрагивает всё более глубокие уровни нашего бытия.

Рассмотрим зацепку за духовную исключительность. По сути своей, она связана с гордыней. В то же время зацепка отражает стремление человека избежать чувства собственной заурядности, похожести на других. Если в случае цепляния за гордыню страшно чувство униженности, то в данном случае определяющим является стремление выделиться среди окружающих. При этом для индивидуума становится неважно, носителем позитивных или негативных, характерных черт он является.

Человек стремится произвести впечатление на других - это укрепляет ощущение самости, значимости в собственных глазах. Каждому хочется думать, что он отличен от окружающих, не такой как все. Благодаря сознанию своей исключительности, мы воспринимаем себя как индивидуальность, которая познаёт мир, сотрудничает с данной реальностью.

Если задаться вопросом, а так ли это на самом деле, можно легко уклониться в сторону. Ведь каждый человек является частичкой единого целого. В то же время погружение в состояние нераздельности приводит к утрате индивидуального, остановке движения, развития. При этом весь мир един, всё изначально совершенно, и необходимости в действии нет, поскольку отсутствует конфликт. В то же время в состоянии нераздельности у человеческого существа изменяется восприятие реальности и происходит частичная утрата осознанности.

Если исходить из доступных нам форм понимания, познания реальности, можно выделить два полюса, две крайности, пребывание между которыми создаёт напряжённость, являющуюся основой движения, развития. С одной стороны, это чувство - нераздельность с целым, с другой - ощущение отделённости от него, осознание собственной индивидуальности. На протяжении жизни фоновое состояние данных показателей меняется. Чувство нераздельности в большей степени проявляется у младенцев и стариков. Ощущение самости может усиливаться во время кризисных состояний.

Само по себе равновесие между нераздельностью и отделённостью смещено в сторону одного из показателей. Дело в том, что эволюция человека связана с развитием и совершенствованием эго, чувства самости, индивидуальности, осознания себя, как отдельной сущности. Это создаёт только предпосылки для зацепленности, но в целом влиять на восприятие картины мира, вносить определённые коррективы в жизненные ценности не может.

На самом деле, не смотря на кажущуюся простоту данных понятий, нераздельности и самости, они довольно сложны. Они обладают не только масштабностью, но и большой глубиной. Соответственно, понимание и передача их возможны в первую очередь в символической форме. Также проникновение в их суть происходит постепенно, каждый раз на новом уровне. Мы соприкасаемся с большей глубиной, открываем для себя нечто новое, что трудно сформулировать и передать вербально, без искажений. Это и неудивительно, ведь речь идёт о неких состояниях, переживаниях, которые являются основополагающими для нашего бытия. Без них мы не можем воспринимать реальность таковой, какой она нам представляется.

Можно видеть, что зацепка за исключительность ведёт к абсолютизации собственной индивидуальности. При этом формируется искажённое отношение к миру. Человек не в состоянии адекватно оценивать свои возможности, непосредственно ситуацию и прогнозировать ход развития событий. Важно признать, что каждый человек является исключительным и в тоже время единым проявлением Божественного. Исключительность кроется в божественности, та же, в свою очередь, порождает исключительность.

Полезно сместить акцент с позиции самоутверждения на позицию осознавания, свидетельствования. При этом человек не пытается доказать что-либо другим и себе, а развивает способность видеть то, на что прежде не обращал внимания. Здесь очень может помочь работа с зацепками. Духовная исключительность является, как и другие зацепки атманического уровня наиболее тонким уровнем привязанности. В данном случае речь идёт не о материальных ценностях, или идеях, а о представлениях о себе, своей природе. Зацепенность такого рода является духовной, поскольку она предполагает абсолютизацию божественного начала в человеке, что наиболее опасно. Дело в том, что последствия искажений такого уровня затрагивают наиболее глубинные структуры, и последствия могут проявляться даже не в данном воплощении, а в течение ряда воплощений .

Следует обратить внимание на то, что чувство исключительности необходимо для человека. Оно является той основой, благодаря которой поддерживается ощущение самости, индивидуальности. То, что мы не похожи на других, позволяет нам воспринимать свою отделённость, и, как следствие, определённую картину мира и привычную реальность. Также можно рассматривать чувство исключительности как своеобразную защиту. Она позволяет нам сохранять восприятие привычной реальности и отражать разрушительные удары неведомого, того, что не вписывается в нашу картину мира. Проблемы возникают, когда человек стремится абсолютизировать свою исключительность, поскольку не желает менять свои представления о себе и окружающем.

Зацепленность может возникать у людей, стремящихся к духовному развитию, вследствие отсутствия взаимопонимания с окружающими, неприятия реальности. Подобные искажения проявляются на ценностном уровне. Для устремлённых становятся значимыми не материальные, а преимущественно духовные ценности. Для «обычных» людей характерно желание обустроить в первую очередь свою жизнь. Данная позиция осуждается такими людьми. В результате у них формируется снисходительное, высокомерное отношение к окружающим. Также они неосознанно блокируют часть своих проявлений, считая их неестественными, негармоничными, разрушительными. Несомненно, это приводит к проблемам.

Сознание человека, что он не такой как все, в хорошем или плохом смысле этого слова может приводить к зацепке за исключительность либо со знаком плюс - «да... в мире что-то не так», либо минус - «да... я какой-то не правильный». Мы можем видеть, что стремление человека противопоставить себя окружающим, приводит к чувству собственной исключительности. Для того чтобы она отсутствовала, полезно избегать противопоставлений и, главное, относиться к ним осознанно. Человек не всегда может «вписываться» в окружающий мир, но в любом случае, существует немалое количество объединяющих факторов. Дело в том, что противопоставление предполагает сопротивление, и, как следствие, излишнее энергетическое напряжение, ненужные усилия. Достаточно просто признать своё отличие, если оно действительно присутствует, специально акцентировать на нём внимание нет необходимости.

Также полезно обратить внимание на зацепки за духовное учительство и духовного учителя. На уровне разных тел они могут проявляться в самых разнообразных формах, затрагивающих процессы обучения, передачи опыта и взаимоотношений, связанных с данными процессами.

Рассмотрим зацепку за духовное учительство.
В основе её лежит стремление человека передать свой опыт, поделиться знанием, в конечно итоге, видением мира. При цеплянии за данный процесс, он может приобретать искажённые формы. В первую очередь это сказывается на отношениях людей. Духовное учительство может быть также привлекательно, как и власть, поскольку предполагает возможность энергетического доминирования. Важно отсутствие соперничества, противопоставления на самых тонких уровнях, только тогда возможна реальная и эффективная передача опыта, знаний.

По природе своей процесс обучения является творческим и требует от человека умения чувствовать собеседника, владеть ситуацией, (не пытаясь жёстко контролировать её). Часто данный труд считают не благодарным, связано это с тем, что отношения ученик-учитель развиваются искажённо. Обучающего не устраивает отношение к нему обучаемого. Причём претензии, как правило, взаимны. Учительство предполагает самоотверженность и отрешённость. Основой для этих качеств является любовь к людям, в данном случае, к ученикам. Без этих качеств эффективный процесс обучения невозможен. Основная проблема в том, что отношения учитель-ученик предполагают большее чувство единения, чем те, которые основаны на подчинении, в основе которых лежит власть. Меж тем в искажённых проявлениях они склонны к вырождению. В данном случае происходит подмена отношений «учитель–ученик», на «начальник–подчинённый». Этого происходить не должно.

Трудно избежать искажённого поведения по отношению к обучаемому, если в основе отношений лежит соперничество. Лекарством в подобной ситуации является любовь к своему делу и, главное, к ученикам, основой - потребность передать свой опыт, особый вид самопожертвования, самоотдачи, присущий каждому человеку, но раскрытый в достаточной степени далеко не у всех. Важно, чтобы учитель сознавал свою состоятельность, необходима не только уверенность в себе, но и достаточный уровень знаний. Следует учитывать, что любой вид обучения подразумевает не только формальную передачу знаний, но и потребность поделиться опытом, привить обучаемому нравственные ценности. Последнее делать нужно очень мягко, проявляя терпение, не ожидая быстрого прогресса. Это позволяет избежать искажений в процессе обучения.

Духовное учительство является наиболее тонким и сильнодействующим видом обучения, который, соответственно, и даёт наиболее изобильные и зрелые плоды. В подобных процессах важно не столько осмысление, сколько чувствование, интуиция, понимание другого, его потребностей и интересов. Учитель в данном случае должен видеть и чувствовать ученика в большей степени, чем он сам способен на это.

Часто человек готов учить другого преимущественно тому, что считает важным, что привлекает его. На практике подобный подход не всегда оправдан. Он ориентирует обучающего на стремление воспринимать другого человека не таким, каков он на самом деле. Возникает отсутствие целостности. Что-то одно мы отлично видим в ученике, другого же не хотим замечать. Обучение подразумевает индивидуальный подход к каждому, учёт его личных качеств, возможностей и потребностей. Именно такой подход позволяет фигуре обучающего находиться в центре внимания. Когда учитель не учитывает потребностей учеников, ему приходится проявлять власть, бороться за лидерство. Процесс непосредственно обучения в такие моменты переходит на задний план. Следует учитывать, что при работе в группе, в которой нет общности целей, неизбежны компромиссы и моменты открытого противостояния. Тем не менее, работая над зацепленностью за учительство, за власть мы в состоянии постепенно ослабить возникающие напряжения.

При гармоничном подходе к процессу обучения он является взаимным. Передавая знания другому человеку, мы открываем для себя нечто новое. Обретаем опыт и знания, которые являются значимыми для нас. В свою очередь их не следует абсолютизировать. Именно эта тенденция так же приводит в конечном итоге к зацепленности за духовное учительство.

Абсолютизация личного опыта провоцирует нас к тому, чтобы прививать его другим людям. То, что оказывается действенным для одного человека, может быть бесполезным для другого. В конечном итоге, каждый из нас учится на собственных ошибках, и то не всегда успешно. Тем не менее, любое утверждение подобного типа не является абсолютным.

Мы уже говорили о возможности обучения на глубоком уровне, которое предполагает наличие определённых условий. Это доверие к учителю, способствующее истинному контакту, взаимодействию, на определённых этапах открывающих возможность передачи не только энергии, но и состояния, опыта и видения. Большую роль играет мастерство учителя, также его уровень развития, увлечённость происходящим, результатом которой является самоотверженность, полная самоотдача.

Истинное обучение происходит на энергетическом уровне. Именно поэтому становится важным личный пример учителя. Он оставляет более глубокие следы в сознании ученика, чем формальные знания. Когда возникает тема духовного учительства, она непосредственно затрагивает вопрос о чистоте помыслов, самоотверженности, отсутствии фальши, естественности. Часто человек может простить другому недостатки характера, то же время, неестественность в отношениях автоматически вызывает защитную реакцию, человек закрывается, процесс передачи опыта, знаний становится невозможным.

Многие привыкли заниматься просветительской деятельностью других в состоянии аффекта, по горячим следам произошедшего. Следует признаться себе, что в данном случае основной задачей является не процесс обучения, а стремление унизить другого, отомстить обидчику, восстановить справедливость. Таким образом, чтение морали, наставления и т.д. - просто процессы энергетического противостояния, маскирующиеся под обучение. На практике – моменты, когда благодаря глубокому взаимопониманию мы можем передать нечто другому человеку, возникают довольно редко. Ведущим в подобном случае, соответственно, является процесс самообучения. Это не прихоть учеников, а следствие искажённых отношений, возникающих в процессе обучения.

Может возникнуть мысль, что к процессу обучения предъявляются слишком высокие требования. Возможно, это и так, но от нас никто не требует им соответствовать. Важно не цепляться за данный процесс. Уже это само по себе позволяет его корректировать.

Мы учимся друг у друга постоянно, и эффективность процесса зависит по большому счету не от наших стараний, формальных усилий, а от степени доверия, чистоты помыслов, естественности и, конечно, соответствия того, чему мы учим, тому, как мы действуем в том или иной ситуации, строим отношения с окружающими.

Следует обратить внимание также на зацепку за духовное наставничество. Она является более распространённой. Важно отделять её от цепляния за духовное учительство. Наставничество в данном случае подразумевает стремление человека не столько делиться опытом, знаниями, сколько давать советы. Наставничество подразумевает тип отношений, основанный на влиянии, и предполагает энергетическое доминирование, благодаря чему человек укрепляется в сознании собственного духовного развития.

Учительство предполагает наличие ответственности за людей, поверивших тебе, готовность идти на непопулярные меры, следование определённым традициям. В свою очередь, наставничество позволяет человеку демонстрировать свои способности и являться ведущим в ситуации. В данном случае нет необходимости в глубоких отношениях, достаточно поверхностного признания окружающими авторитета человека. Можно расценивать наставничество, как проявление авторитета, влияния, своего рода власти в процессе передачи опыта. Очень часто в процессе обучения нам необходимо сохранять дистанцию. Благодаря этому ученик начинает ценить тот опыт и знания, которые ему передаются. Возникает уважение к учителю. Отношения, возникающие в процессе обучения, не могут быть застывшими. Иногда необходимо единение, но оно подразумевает сохранение дистанции. Следует заметить, что с духовным наставничеством связано много искажений. Очень часто оно может вырождаться в морализацию. Мы преследуем единственную цель – показать другому человеку его несостоятельность и тем самым не только самоутвердиться, но и повлиять на него.

Наставничество непосредственно связано с моральными принципами, нравственностью. Именно к ним мы апеллируем, стремясь самоутвердиться в глазах других людей. Все мы любим давать советы, делиться опытом и знаниями. Это позволяет нам возвыситься в своих глазах, закомуфлировать личные проблемы. Очень часто, когда у человека возникает внутренний разлад, он начинает поучать других.

Когда речь заходит о духовном наставничестве, стремление показать свою компетентность может проявляться особенно сильно. Это происходит потому, что затрагиваются самые важные для человека вопросы, касающиеся его индивидуальности и, в конечном счёте, божественной природы. Для снятия данной зацепки надо отследить своё стремление самоутверждаться за счёт других людей. В конечном итоге результатом подобной потребности может быть даже не соперничество, а то, что является одной из его составляющих - стремление сравнивать себя с другими. Как правило, наставлять других любят люди не достаточно уверенные в себе, часто ориентирующиеся на общественное мнение, использующие заимствованные знания. Можно видеть, что искажённое проявление духовного наставничества часто связано с гордыней и властью.

Также в процессах, связанных с наставничеством особую роль обретает духовный опыт, свой или чужой и различные духовные переживания. В данном случае человек также создаёт некий образ себя, как человека мудрого, сведущего, лишённого бросающихся в глаза недостатков. Он сживается с ним и готов воспринимать результаты подобной игры, как часть своей истинной природы.

Проявление наставничества в неискажённом виде, как и учительство, предполагает наличие любви, которая проявляется в ином аспекте, позволяющем сохранить взаимное уважение друг к другу, общаться на равных, сохраняя необходимую дистанцию.

Следует понимать, что в каждом из нас заключена частица мудрости Единого. Также важно не столько критически, сколько честно относиться к самому себе, своим проблемам и переживаниям. Каждому человеку приятно выглядеть мудрым или духовным в глазах окружающих, но он не должен зависеть от всего, что может быть с этим связано.

Рассмотрим зацепку за духовного учителя.
Мы уже говорили о том, что процесс обучения является взаимным, и большую роль играют отношения лиц, в нём участвующих. Когда заходит речь о духовном обучении - это становится особенно важно. Дело в том, что в данном случае затрачиваются наиболее глубокие слои человеческой природы. Процесс духовного развития предполагает серьёзные изменения в мировоззрении человека и преобразовании его энергетических структур. В одиночку прийти к подобным результатам невозможно. Даже работая в группе, находясь среди единомышленников, без духовного учителя мы вряд ли сможем добиться глубоких изменений, затрагивающих нашу природу. Именно поэтому поиски наставника становятся первоочередной задачей ищущих.

Вопрос о духовном учителе будоражит умы многих устремлённых к духовному развитию. Связано это с искажёнными представлениями о процессе становления. О поисках наставника и взаимоотношениях с духовным учителем написано очень много. Процессы эти предстают перед нами далеко не такими простыми и безоблачными, как хотелось бы. Отношения с духовным учителем, если ориентироваться на различные первоисточники и произведения любителей, складываются не просто. Причин для этого немало.

Много сил уходит у нас на поиски духовного учителя, но когда он оказывается рядом, приходится расставаться со многими иллюзиями. Причина их возникновения всё та же - зацепленность. Она проявляется как различные ожидания, связанные с тем, что учитель разрешит за нас все проблемы, приобщит нас к различным энергиям, откроет скрытые силы, станет нашим защитником, укажет кратчайший путь к трансформации, посвятит в тайные, сильнодействующие техники, станет нашим покровителем. На практике всё оказывается иначе. Мы действительно соприкасаемся с новыми возможностями, которые открывает контакт с учителем, но всё происходит совсем не так, как мы ожидали. Человеку в подобной ситуации приходится проявлять непривычные качества, он начинает видеть себя и окружающее в ином свете. Большинство подобные перемены воспринимает очень болезненно.

Контакт с духовно развитым человеком разрушает наши защиты, заставляет непосредственно соприкоснуться с реальностью. Готовыми к этому оказываются не многие. Именно поэтому встреча духовного учителя и ученика является редкостью. Большинство людей устраивает поверхностное общение, которое они считают обучением.

Многим не «повезло», и у них нет духовного учителя. В то же время, у таких людей существует зацепка за наставника. Очень часто мы привязаны к тому, чего у нас нет. Связано это с надеждами и мечтами, которые человек оберегает от испытания реальностью. Так холостяк цепляется за семью, инженер хочет стать художником, не предпринимая никаких усилий для достижения желаемого.

Для одних потребность в поисках духовного учителя связана с недостатком в их жизни божественной любви, для других - это поиски чудесного, стремление к обретению тайных знаний, сил, раскрытию сознания. При этом человек не хочет ничем жертвовать ради обретения новых возможностей. Меж тем, в процессе духовного развития нам приходится расставаться с самым дорогим - представлениями о себе.

Можно видеть, что зацепка за духовного учителя связана с рядом других привязанностей. Следует признать, что никто не в состоянии за нас пройти путь, ведущий к внутреннему преобразованию. Человеку самому придётся лицом к лицу столкнуться со своими иллюзиями и проблемами, которые они порождают. Не следует чрезмерно надеяться на техники, чудеса или отрицать их силу, что в сущности одно и то же. Приобщиться к опыту общения с духовным учителем в истинном понимании этого слова, большинство из нас может по первоисточникам, конечно, это не даёт возможности пережить весь драматизм происходящего, но позволяет прикоснуться к нему.

На практике, у каждого из нас есть реальный опыт отдалённого подобия таких переживаний. По сути, человек, стремящийся к духовному становлению, может найти себе наставника в различных группах по интересам. От нас зависит, с каким наставником сведёт нас жизнь. Большинство из ищущих не готовы к встрече с истинным духовным учителем. Даже если она и произойдёт, то не принесёт никакого значительного результата. Здесь следует вспомнить о том, что когда готов ученик, то появляется и учитель. Для большинства необходима серьёзная предварительная работа.

Можно заниматься йогой, цигуном, психоэнергетическими практиками, можно поддерживать контакт с истиным религиозным учением, например, христианством. При этом помимо желания мы находим наставников, которые в состоянии оценить наши возможности, способность к дальнейшему развитию. Нам это не всегда нравится. Так или иначе, оценка наших возможностей подобного рода пугает. Многие предпочитают мечтать об учителе и шарахаются от наставников, людей чистых и духовно развитых. Подобные контакты являются вызовом нашей самости, заставляют нас усиливать защиту, закрываться.

Знаковой для многих ищущих и верующих является зацепка за духовное учение. Не следует забывать, что живёт только то, что меняется, застывшее, по сути своей, мертво. То, насколько действенно то или иное учение, зависит от того, насколько мы способны воспринять его. Очень часто человек склонен искать причины своих неудач и разочарований во внешних обстоятельствах. Подобный подход используется, и когда речь идёт о духовном учении. При этом мы, не желая меняться, ожидаем, что нам поможет религия. На самом деле, следование учению предполагает изменения отношения человека к реальности. Это становится возможным благодаря тому, что религия не только объединяет людей, но и позволяет воспринять им глубокие истины, которые можно передать в символической форме и пережить их непосредственно.

Если вы чувствуете, что какое-либо учение, являясь поводом споров, раздражения, направленного на людей, категорического неприятия обычной жизни, то лучше его оставить, хотя бы на время. Мы сильно зацеплены за него и должны пересмотреть свои позиции. Духовное учение может способствовать внутреннему росту человека, но также и принести ему вред, если отношение к учению искажено.

Критерием незацепленности является чувство любви к миру, ко всему сущему, приятие окружающего. Это зерно различных религиозных учений. Мы говорим, что дорог к Богу много, но, по сути своей, они все едины. Каждая из них отражает часть сущего. Никакое учение не может охватить всей истины. В этом нет необходимости. Достаточно прикоснуться к сути, к источнику, чтобы начать меняться. Мы не можем говорить, что одно духовное учение лучше или правильней другого, все они проповедуют истину. Различные религиозные направления формировались с учётом потребностей больших групп людей, объединённых общими культурными традициями, представлениями о нравственности и порядочности.

Контакт с определёнными учениями есть ни что иное, как взаимодействие с мощнейшими коллективными образованиями, в то же время являющимися самостоятельными и, образно говоря, живущими своей жизнью, обусловленной существованием среди подобных структур. Они влияют на нас, но у человека существует множество различных потребностей, которые необходимо удовлетворять. Религиозные учения призваны упорядочить нашу жизнь, внести в неё гармонию. Мы не можем противопоставлять земные потребности и духовные, они взаимно дополняют друг друга. Любовь и вера являются определяющими ценностями в жизни человека. Они задают основную стратегию нашей жизни, направляют человека к выполнению его высшего предназначения.

Если влияние какого-либо духовного учения на человека становится безраздельно господствующим, значит, что он за него чрезмерно цепляется. В данном случае отсутствует понимание сути данного направления, оно воспринимается искажённо. Человек становится не религиозным, а фанатичным. Место любви в его сердце занимает привязанность и личные амбиции. Следует признать, что человек не готов воспринять данное учение даже в малой степени. Он к этому не готов. В данном случае полезно оценить реально свои возможности, увидеть заблуждения и признать ошибки. Для большинства людей это даётся нелегко.

Зацепленность возникает не на пустом месте, причины её кроются в глубокой неудовлетворённости жизнью, обиде на окружающих и, в конечном итоге, на Бога. Человек уходит в духовность, стремясь обрести в ней защиту, уйти от требований повседневной жизни, обязанностей, избежать ответственности. Возникает парадоксальная, по сути своей, ситуация, когда человек, имеющий сильные обиды на Бога на глубоком уровне, охотно посвящает жизнь служению ему. Такое становится возможным, когда обиды являются очень тонкими, не заметными, а служение - неискренним. В то же время, если человек не пытается уйти от своих проблем, работает над их разрешением, постепенно происходит примирение с Богом, за-трагивающее самую суть человека.

Для большинства из нас подобный процесс является ключевым. Нам очень сложно увидеть и признать, не формально, а всем существом, наличие подобных разочарований и расстаться с ними. Только после этого можно говорить о единении с Божественным.

Многие люди не могут избежать безраздельного влияния какого-либо учения, ведь все религиозные традиции обладают немалой силой и мощью. Правда, их природа может быть искажена. Речь идёт не об источнике, а о человеческой интерпретации. На различные первоисточники написано много толкований и число их, что вполне естественно, растёт. Нам не следует всецело полагаться на различные интерпретации духовных учений, их авторитет и силу.

Надо осознанно и не зацеплено относиться к различным религиям, воспринимать их не как ограничения, а как шанс обрести свободу. Понимание приходит с принятием учений не как догм, а как путей мудрости. Тогда нет необходимости защищать или осуждать, пытаться копировать созидательные или разрушительные этапы того или иного направления, пытаться судить, какое из них истинное, какое ложное. Религии, учения имеют глубокие этнические, исторические корни, со временем они трансформируются, отражая потребности настоящего момента. За всем этим стоит своеобразие энергетических структур, присущее различным группам людей, изменения, происходящие с ними. Соответственно, путь, подходящий для одного человека, может быть затруднителен или даже неприемлим для другого.

Для людей, стремящихся следовать какому либо духовному пути, становится актуальной зацепка за духовную работу и духовные усилия. Проблемы подобного уровня проявляются во всех областях нашей деятельности. В своей жизни человек привык для достижения определённых целей прилагать усилия. Естественно, и в сфере духовных проявлений есть такая тенденция. Работа прочно связана в сознании людей с усилием. То, что приятно делать, принято называть активным отдыхом. Но лишь та работа идёт впрок, что делается легко и радостно - не зацеплено. При этом человек способен выполнить поставленную задачу более эффективно и успешно с меньшими затратами. В то же время, когда работа приносит радость, мы легко можем за неё зацепиться. Это приводит к утрате бдительности, внимания и, в конечном итоге, осознанности. Может возникать утрата интереса, то, что раньше давалось легко, становиться привычной обязанностью.

Соответственно, к работе с тонкими телами нельзя относиться, как к тяжёлому или недостаточно приятному труду. В данном случае важна увлечённость. Зацепки не снимаются в результате напряжения, усилия. Наоборот, нам необходима для этого процесса внутренняя расслабленность, доверие, открытость и в то же время осознанность, внимательность. Часто возникают ситуации, когда мы, сняв зацепку, обнаруживаем, что через мгновение она появилась вновь. Если становится явно видно, что мы стремимся одержать победу любой ценой, полезно переключиться на другие занятия. Сосредотачивая внимание на своей зацепленности, человек невольно усиливает её, расслабляясь, отказ от привычных схем поведения позволяет прийти пониманию. Соответственно, духовная работа должна быть проявлением любви, а не средством для достижения поставленной цели.

Нам приходилось много внимания уделять снятию зацепок за духовную работу, духовные усилия. Это было связано не только с традиционным представлением о том, как надо добиваться поставленной цели, но и с силой привычки. Человек, постепенно соизмеряя свои возможности с потребностями, учится совершать правильные усилия. Для них характерно отсутствие зацеплености за деятельность и плоды работы. При этом энергетические ресурсы человека расходуются наиболее экономно, а результат наиболее эффективен. Проблема заключается и в том, что мы, в большинстве случаев, ставим перед собой ложные цели, не ориентируясь на глубинные потребности. Таким образом, тактика обретает статус стратегии.

Ещё до занятий в духовной школе мы пытались выполнять различные несложные техники, искали правильный подход к медитации. Тогда литература, затрагивающая вопросы духовности, которая была недоступна для основной массы людей, появилась на прилавках книжных магазинов. Это было время всеобщего подъёма и открытия новых знаний, которые послужили толчком если не для развития, то для новых поисков.

В то время значительное влияние оказал на нас Ошо – просветлённый индийский мастер. Конечно, тогда, в начале 90-х, мы были полны ожиданий и пребывали в поисках наиболее эффективных и действенных практик. Большой интерес вызвала «Оранжевая книга» Ошо. Многие техники из неё были взяты на вооружение. Мы ещё не достаточно понимали, с какими трудностями связаны попытки духовного становления и поиска. Многое зависит не только от желания человека, но и от изначального потенциала и, соответственно, возможностей.

Наши духовные усилия не увенчались заметным прогрессом. Видимо, мы сильно цеплялись за результат, духовные переживания, сказывалось и отсутствие опыта. После того, как мы стали ходить в школу, где уделяли немалое время чистке чакр, каналов и т.д., некоторая чувствительность пробудилась. Это был результат не столько духовной практики и нашего развития, сколько контакта с энергиями данного образования, влияние его мощи. Немалую роль сыграло и то, что работа происходила в группе, где сформировались на внешнем уровне достаточно гармоничные отношения.

Подобное обучение не проходит для человека бесследно, и возникает потребность в нём не случайно. Нельзя сказать, что люди после подобного опыта кардинально меняются, становятся духовными, но они обретают новый опыт, который в дальнейшем оказывает влияние на их жизнь. Для того чтобы добиться серьёзных результатов, человек должен приложить значительно большие внутренние усилия. Они связаны не только с готовностью многим пожертвовать, но и с отрешённостью, самоотверженностью и, самое главное, устремлённостью, которой недостаёт большинству людей. Пробуждение любви на глубоком уровне является скорее результатом наших поисков, формированием нового отношения к миру.

Следует признать, что результатом обучения стало и значительное усиление зацепок за духовную работу, духовные усилия, духовное учение, духовного учителя, духовные переживания. Соответственно, для их постепенного уменьшения пришлось пережить ряд разочарований, которые сопровождала и непосредственная работа с данными проблемами. Следует отметить, что человека, даже когда он всё, как ему кажется, сознаёт, способен вылечить от излишней зацепленности именно ряд ситуаций, к сожалению, чаще травмирующих. Работа над собой часто является уже следствием подобного «лечения». Неудивительно, что после обучения в духовной школе постепенно приходит некоторое разочарование, переоценка ценностей, поиск новых идеалов. Это необходимо, для того чтобы зацепки, связанные с духовным учением, опытом и т.д. ослабли. Здесь неоценимую поддержку может оказать решение жизненных проблем. Человек сталкивается с трудностями и, трезво оценивая свои возможности, видит, что изменения произошли на поверхностном уровне. К нам возвращается раздражение, обиды на несправедливость, тревога, беспокойство, зависимость от отношений, которые, казалось, исчезли навсегда.

Школа давала нам защиту от различных травмирующих проявлений окружающей реальности, позволяла временно разрешать проблемы. Ощущалась её мощная энергетическая подпитка. Об этом рассказывать можно довольно долго, но следует учитывать, что рано или поздно нам приходится отказываться от удобных представлений о мире с позиции потребителя и воспринимать его не зацеплено.

Мы можем видеть типичную ситуацию, когда одна зацепка влечёт за собой возникновение целого ряда других. Подобным образом одна сложная ситуация в нашей жизни, которую мы не можем пройти правильно, может вызывать множество мелких и крупных неприятностей. Привязанность к духовной школе, как правило, влечёт за собой зацепку за духовные усилия, знания, переживания, не говоря уже о соперничестве. Преодоление её происходит, как правило, болезненно. Часто человек, расставшись с той или иной духовной школой, меняет её на другую. При этом ситуация повторяется, возникают похожие проблемы. Духовное соперничество, неоднозначные отношения с наставником, зацепка за способности - всё это приводит к разрушению иллюзий. Ожидания человека не оправдываются. Он в чём-то склонен обвинять данную школу, не понимая, что основная проблема заключается в нём самом. Это мы притягиваем нехороших людей, обманщиков и негодяев. На каком-то этапе они являются нашими жёстокими учителями. Работа с зацепками порой не даёт нам возможности избежать всех ошибок, но позволяет ясно увидеть, в чём они заключались. Опыт показывает, что подобное понимание позволяет нам принять реальность и избежать бесполезных обид на судьбу, на окружающих, и мир в целом.

При работе с зацепками можно использовать распространённый подход, в основе которого лежит выход на причину или источник проблемы. Необходимо учитывать, что это не более короткий или лёгкий путь к решению возникшей проблемы. В работе над собой мы должны избегать потребительского подхода, который приводит к формальным выводам, некой схеме, действуя согласно которой, мы добиваемся желаемого результата. Выход на причину подразумевает определение основной зацепки, которая послужила основой для дальнейших искажений и зацепленностей. Анализировать ситуацию следует в спокойном состоянии, рассматривая её со стороны. Вначале мы выделяем группу взаимосвязанных зацепок, которые присутствовали у нас в данной ситуации. В дальнейшем находим среди них основную. Этот процесс требует обобщения и является своеобразным подведением итогов. Следует отметить, что для разрешения проблемы нам следует работать именно с группой зацепок, которые проявляются в данной ситуации. Можно видеть, что с помощью зацепок мы можем описывать искажённые схемы поведения и блоки различного уровня. Подобная работа требует некоторого опыта и является следующим серьезным шагом в процессе работы над проблемами.

С первого взгляда может показаться, что это довольно просто, но в данном случае необходимо соизмерять масштабы сопротивления ситуации со своими возможностями. Кроме того, важна правильная расстановка акцентов, предполагающая тщательный анализ и отказ от поспешных выводов. Например, когда речь идёт о сильной зацепке за духовное учение, иногда делают выводы о том, что человек не в состоянии найти себе места в жизни, реализовать потенциал по причине слабости характера.

В данном случае попытка разобраться, в чём состоят причины неприятия окружающего мира или неспособность с ним взаимодействовать позволяют уйти от обобщающих, формальных выводов. Правда, если у человека существует подобная тенденция, то он, уйдя от одних расхожих схем поведения, перейдёт к другим, возможно более красивым, но, по сути, тем же. Проводя различные рассуждения, мы опираемся на уже существующие у нас представления, определённую точку зрения. Здесь ещё раз можно упомянуть о необходимости работать с потоком энергии и ориентироваться в первую очередь на него при поиске правильного решения.

Часто с измерениями возникают проблемы. Порой мы чувствуем, что у нас ничего не получается, нет настроя, кажется, что всё происходящее - простой самообман. В данном случае полезно снять зацепку за сомнение. Сделать это удаётся не всегда. Причина сомнений может быть различна, но возникают они также из-за жёсткой фиксации на каких-либо целях, убеждениях и принципах. Например, мы хотим от поля каких-либо гарантий, но к энергии нельзя относиться так же, как к материальным объектам. Работа с ней требует особого состояния, чуткости, в какой-то степени осознанности и приятия.

Также мы можем предъявлять завышенные требования к себе, бояться ошибок и неправильных действий. Возможна абсолютизация результатов измерений. Необходимо учитывать, что в процессе работы мы проводим мост между миром энергий, который, по сути своей, является для большинства людей закрытым, неизвестным и миром материи, который, наоборот, представлен слишком хорошо, кажется знакомым и незыблемым.

Подобные представления основаны на каждодневном опыте. Говорить об их истинности или ложности не имеет смысла. Важно подходить к процессу измерений с позиций иного, более глубокого опыта, который появляется со временем. Мы можем прекрасно знать, как не допустить ошибок при измерении, но очень часто не в состоянии сделать этого.

Существует множество вопросов, по которым у нас есть чёткое мнение, сразу оно не изменится, и избежать некоторой зацеплености мы просто не в состоянии. В то же время, именно подобное отсутствие гарантий позволяет преодолеть зацепку за сомнение. Мы не боимся ошибиться, и, зна-чит, обладаем определённой степенью свободы, готовностью к изменениям.

Зацепка за сомнение на самом деле связана с серьёзными проблемами, которые могут возникнуть у человека. Она проявляется в недоверии к себе, другим или окружающему миру. Это может послужить причиной страха, недовольства окружающим, агрессии по отношению к миру или обиды. В жизни нам необходимо доверие, оно является зерном, из которого, в конечном итоге, вырастает дерево любви. Следует упомянуть, что не следует бросаться из одной крайности в другую, тотальное доверие и приятие мира не способствует развитию, по большому счёту, его можно рассматривать как один из методов защиты от реальности.

Движущим чувством в нашей жизни должна быть любовь. За неё тоже очень легко зацепиться. При этом на смену любви приходит привязанность, которая приносит отрицательные эмоции. Тревога, беспокойство, неуверенность, сомнения - всё это результаты данного процесса. Важно отметить, что чувство любви является многогранным по своей природе и необъяснимым с точки зрения рационального подхода.

Недаром во все времена в человеке голову считали оплотом сознания, а сердце - центром любви. Их деятельность должна быть сгармонизирована. На практике, у одних преобладает рационализм, у других - чувство. Хотя голова и сердце отвечают за различные сферы человеческих проявлений, часто возникает путаница.

Необходимо сказать о любви человеческой и божественной. Последняя может восприниматься нами как абстрактная. Это любовь ко всему сущему. Она может казаться недостаточно действенной, но это не так. В основе божественной любви лежит энергия Единого. Её нельзя назвать созидательной или разрушительной, правильней указать на то, что данное проявление является всеобъемлющим. Любовь человеческая связана с проявлением земных энергий, действие которых мы воспринимаем в большей степени. Проявления её многообразны и связаны с реальными человеческими ценностями. Человеческая любовь в значительной степени связана с силами планеты. В её основе лежит земная энергия.

. Разделение на человеческую и божественную любовь относительно. Можно рассмотреть множество промежуточных вариантов, но следует учитывать, что земные и космические силы неотделимы друг от друга. Также, когда речь идёт о любви, любое разделение довольно условно. Представления о любви у людей различаются и, в свою очередь, зависят от их особенностей, степени развития, личного опыта. Нам не следует сравнивать любовь человеческую и божественную, поскольку они несут в нашей жизни различные функциональные нагрузки и взаимно дополняют друг друга. Здесь также может происходить путаница, искажения в разделе сфер влияния.

В процессе работы над собой у нас может возникнуть стремление обрести духовный опыт. Человек устремлённый может рассматривать его, как некое завоевание, награду за приложенные усилия. Также духовный опыт, как ни странно, может нам дать ощущение стабильности и защищённости. Мы убеждаемся в том, что находимся на правильном пути, мало того, с радостью констатируем начало изменений.

Человек не торопится расставаться с удобными для него взглядами, будь это восприятие им Бога или понимание справедливости. Каждый из нас ценит внутреннюю стабильность, которая поддерживается благодаря внешней деятельности. Рано или поздно приходится менять сложившиеся представления, учитывать новый опыт, не согласующийся с прежними взглядами. Процесс этот небезболезненный, но в результате этого человек обретает новую силу. Духовный опыт является наиболее преобразующим и даёт возможность человеку серьёзно пересмотреть отношение к миру. Важно, чтобы он был готов к этому. В противном случае духовный опыт может принести нам вред. Критерием того, что перемены, происходящие с нами, позитивны, является незацепленность. Человек не должен привязываться к различным трансперсональным переживаниям и пытаться самоутверждаться за счёт них. Очень часто мы не можем незацепленно относиться к духовному опыту. Следствием этого является обесценивание того, что с нами происходит. Часто советуют не говорить о духовных преживаниях, чтобы они не теряли силу. На определённом этапе, пока мы не окрепли достаточно, это имеет смысл. Таким образом, человек избегает соперничества, не позволяет энергии рассеиваться, и она расходуется на переосмысление происходящего с нами.

Следует учитывать, что любой духовный опыт является, по сути своей, временным, на смену ему приходит более глубокое понимание, поглощающее, вбирающее в себя прежнее. При работе с зацепками взгляды на них и, главное, представление о себе меняются.

У каждого из нас свой уровень чувствительности, на который мы реагируем, свои особенности их восприятия. Многое зависит от наших стараний и также, не напрямую, от степени развития осознания человека, способности любить и принимать мир. По мере очищения тел эти качества в человеке не только усиливаются, но и обретают масштабность. Процесс этот не так скор, как нам хотелось бы, но может стать непрерывным. При этом цепляние за духовный капитал, которым может быть и опыт, и знания, и переживания, и статус человека в различных специфических группах тормозит его.

Духовный опыт не является абсолютным по природе своей, он в большой степени определятся человеческими ценностями. С возрастом они у человека преобразуются. Наиболее активно процесс формирования ценностей происходит в детские и отроческие годы. К юности у человека складывается представление о мире. Те идеалы, которые мы отстаивали в отрочестве, могут показаться нам не столь значимыми в зрелом возрасте. Наш жизненный опыт не только является результатом наших личных усилий и прозрений, но и влиянием определённых возрастных, и не только, программ. Речь в данном случае идёт о механизмах, управляющих человеческой деятельностью. Противостоять им невозможно, поскольку они не обладают качеством материальности. Это всё равно, что бороться со своей тенью, воздухом, светом. Проблемы исчезают при отсутствии противостояния, которое может стать началом сотрудничества со своей истинной природой.

Зрелый человек обладает стабильной системой ценностей, которая может быть достаточно здоровой» или «больной», искажённой. Зависит это во многом от того, с каким «багажом» он пришёл на землю. Система ценностей взаимосвязана с нашим жизненным опытом. Следует учитывать, что влияние взаимно. Наши ценности формируются на базе полученного опыта, когда он обретает достаточную состоятельность. В то же время, человек интерпретирует события с ним происходящие, опираясь на личные приоритеты. Мы оцениваем свой опыт через призму системы ценностей.

Опираясь на учение Гурджиева, мы можем выделить у человека личностную и сущностную составляющую. Первая формируется в процессе жизни и отражает поверхностные проявления человека. Личность является раздробленной и, следовательно, обладает целым рядом систем ценностей, которые вступают друг с другом в противоречие. Соответственно, и полученный опыт интерпретируется неоднозначно. Сущность человека, напротив, является целостной, но она менее доступна нашему восприятию. Она защищена от внешних травмирующих проявлений оболочкой личности. Сущность это то, с чем человек приходит в этот мир, его суть, ядро, глубинное проявление. Она определяет физическое тело человека, те черты, которые остаются мало подвержеными изменениям в течении воплощения. Сущность также определяет изначальные условия нашего рождения, время, место, родителей и общую линию жизни, можно сказать, судьбу, время рождения и смерти. Когда речь заходит о духовном опыте подразумевается, что он воспринимается на уровне сущности и обладает целостностью. В противном случае, мы просто переживаем нечто на поверхностном уровне, и не в состоянии однозначно осмыслить произо-шедшее.

Таким образом, часто в сознании человека может происходить подмена. Он воспринимает как духовный опыт личностного уровня, не затрагивающий его глубинного ядра – сущности. Истинный духовный опыт не требует признания окружающих, человек не нуждается в его подтверждении. Часто возникает ситуация, что пережитое затрагивает личность и сущность, в большей или меньшей степени. В данном случае полезно провести границу между временным, поверхностным и более глубинным, истинным.

Следует учитывать, что сущность человека, как и личность, тоже может быть больна. Это следствие искажённого отношения к реальности. Не следует забывать, что опыт, когда мы в состоянии его правильно воспринять, является для нас лекарством. Когда затрагиваются наши глубинные структуры, происходит серьёзная духовная работа, призванная очистить, пусть и в малой степени, нашу сущность. Следует учитывать, что это только подготовительная работа. Для человека, устремленного к Божественному, стоит более сложная задача, связанная не только с исцелением, но и с возможным раскрытием сущности.

Следует сказать о зацепке за духовную справедливость. Мы не в состоянии объективно судить о процессах, происходящих в мире с нашей, человеческой точки зрения. Оценить ситуацию мешает сильная зависимость от сложившейся у нас системы ценностей, различных заблуждений, многочисленных зацепленностей. При достаточном внимании к своим ощущениям, окружающим, сигналам, приходящим от тонких тел, человек в состоянии увидеть события иначе - незацепленно. В данном случае привычные рациональные объяснения оказываются незначимыми. Возникает качественно иное состояние, основой которого является возможность взаимодействия с ценностями более высокого уровня, готовность временно отрешиться от земного. С зацепкой за духовную справедливость нередко связана чрезмерная жалость к себе. Человек при этом склонен обвинять во всех неудачах окружающих, обстоятельства. Мы должны проявлять заботу о себе, но когда она чрезмерна, возникают проблемы. Когда в подобной ситуации человек не может объективно оценивать ситуацию, возникает ощущение, что мир по отношению к нему несправедлив. В результате появляется жалость к себе. Подобное состояние является привычным для большинства людей, и именно поэтому его трудно отследить. В процессе самонаблюдения, работы с зацепками мы с удивлением можем обнаружить, что за привычными поступками скрывается жалость к себе, обиды на окружающих. Следует учитывать, что увидеть причины проблемы - ещё не значит избавиться от неё. Для серьёзных изменений необходимо глубокое понимание порочности наших убеждений и действий. Дело в том, что они не являются хорошими или плохими, они приносят нам вред.

Оборотной стороной жалости является жестокость по отношению к самому себе. При значительных масштабах искажений в результате может развиваться программа самоуничтожения. Человек находит единственного виновного, и им оказывается он сам. Можно получать немалое удовольствие, упиваясь самобичеванием. При этом человек безжалостно разрушает систему ценностей, за которую до этого сильно цеплялся. Подобный процесс носит только видимость освобождения от зависимости. Рано или поздно на месте разрушенного нам придётся созидать что-то новое. При отсутствии качественных изменений удастся воссоздать только подобие того, что было ранее, может только с небольшими, маскирующими внешними отличиями. В данном случае следует учитывать, что любая копия хуже оригинала.

Зацепка за духовную справедливость приводит к тому, что наши благородные начинания, самоотверженность и стремление к служению приносят негативные результаты. Человек готов жертвовать своими интересами ради окружающих, стремится поддержать их, но усилия не приносят желаемого результата, в итоге наступает разочарование. Стремление помочь людям сменяется агрессией, направленной на окружающих. Мы должны трезво оценивать свои возможности и реальный потенциал других людей, их потребности. Зачастую людям нужно совсем не то, что готов им предложить человек, отстаивающий справедливость. Следует признать, что мир никогда не будет соответствовать нашим идеалам, нашим представлениям о нём. В конечном итоге зацепка за духовную справедливость предполагает, что мы лучше других знаем, что хорошо, и что плохо. Результатом этого может стать гордыня, снисходительное отношение к другим людям, в крайних случаях человек пытается поменять уклад жизни других людей. В истории существует немало примеров, когда стремление помочь людям, изменить их жизнь к лучшему оборачивалось трагедией. Результатом благих намерений становилась нетерпимость к окружающим.

Надо учитывать, что понять других людей и окружающий мир, мы в состоянии, только поняв себя. При отсутствии зацепки за справедливость у нас может постепенно развиться внутреннее чутьё. При этом человек чувствует, что события, кажущиеся несправедливыми, несут в себе некое глубокое зерно, обладают некой высшей, нечеловеческой логикой. Таким образом, мы прислушиваемся к голосу своей сущности, принимаем сигналы от тонких тел. При этом
×

По теме Методы работы с информационным полем продолжение 3

Методы работы с информационным полем продолжение4

Для людей, стремящимся к духовному росту, становится необходимым наличие каких...
Магия

Методы работы с информацонным полем

Особенности работы с информационным полем Вопрос о том, как взаимодействовать с...
Магия

Работа с инфорамцмонным полем продолжение 2

. Благодаря этому, у нас появляется возможность осознать причину происходящего...
Магия

Вся Вселенная является полем

Меня моя жизнь научила тому, что не стоит что-либо делать с целью просто выжить...
Магия

Увеличить энергии во время колдовской работы

Энергия - то то, что обозначает нашу силу, колдовскую силу. Можно знать очень...
Магия

АстроПсихология - методы будущего

Астрология может стать бесценным инструментом при работе с другими формами...
Магия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Внетелесный опыт. Подводные камни
Полезные свойства орехов и семечек