Существует множество теорий, пытающихся объяснить природу сновидений. Некоторые видят в них лишь бессмысленный набор образов, другие – реакцию на события прошедшего дня или, в согласии с отцом психоанализа Зигмундом Фрейдом, процесс, в ходе которого мы стараемся разрешить конфликты, возникшие в нашем прошлом.
Профессор Хобсон, впервые обративший пристальное внимание на фазу быстрого сна (фазу сна, во время которой мы и видим почти все наши сны и которая ближе всего к бодрствованию), рассматривает сновидения с противоположной точки зрения: согласно его модели, получившей название «протосознание» (protoconsciousness), сны – это отнюдь не плод нашего подсознания, а вполне сознательный процесс, не способ решить нерешенные проблемы прошлого, а подготовка ко дню грядущему, своего рода генеральная репетиция. Большинство наших снов, говорит он, это сны плохие, полные страха и злости.
Нередко во сне мы оказываемся в ситуации, когда удача повернулась к нам спиной: например, вы опаздываете на работу и до сих пор в пижаме. Во сне проигрываются наихудшие из возможных сценариев, что дает нам возможность отработать приемы выживания в экстемальных ситуациях в безопасной обстановке, подготовившись таким образом к самым разнообразным сложностям реального мира
Сновидения возникают, когда наш ум осознает мозговую активность, происходящую в состоянии сна. Исследования нейробиологов говорят о том, что сны представляют собой скорее особую разновидность сознания, а не способ проявления подсознания. Из гипотезы Хобсона о «протосознании» следует, что трактовка Фрейдом роли подсознания и особенно его идеи о роли сновидений абсолютно необоснованы. Сновидения не могут сообщить ничего, чего нельзя было бы понять в состоянии бодрствования.
Новая теория, безусловно, взбудоражит психоаналитиков, которые используют «анализ сновидений» для того, чтобы отыскать скрытые конфликты и таким образом вылечить душевные недуги. Однако, как бы не отнеслись к этой теории ученые, придерживающиеся разных точек зрения, она наверняка принесет положительные практические результаты в деле лечения психических расстройств: изучая психологические и психические аспекты сновидений, мы можем лучше понять природу сознания и того, что и как может ему повредить.
Сущность сна и сновидений многие века занимала философов и психологов. В зависимости от своих воззрений они понимали сон или как мистическое состояние, или как специфическую работу мозга.
Профессор Хобсон, впервые обративший пристальное внимание на фазу быстрого сна (фазу сна, во время которой мы и видим почти все наши сны и которая ближе всего к бодрствованию), рассматривает сновидения с противоположной точки зрения: согласно его модели, получившей название «протосознание» (protoconsciousness), сны – это отнюдь не плод нашего подсознания, а вполне сознательный процесс, не способ решить нерешенные проблемы прошлого, а подготовка ко дню грядущему, своего рода генеральная репетиция. Большинство наших снов, говорит он, это сны плохие, полные страха и злости.
Нередко во сне мы оказываемся в ситуации, когда удача повернулась к нам спиной: например, вы опаздываете на работу и до сих пор в пижаме. Во сне проигрываются наихудшие из возможных сценариев, что дает нам возможность отработать приемы выживания в экстемальных ситуациях в безопасной обстановке, подготовившись таким образом к самым разнообразным сложностям реального мира
Сновидения возникают, когда наш ум осознает мозговую активность, происходящую в состоянии сна. Исследования нейробиологов говорят о том, что сны представляют собой скорее особую разновидность сознания, а не способ проявления подсознания. Из гипотезы Хобсона о «протосознании» следует, что трактовка Фрейдом роли подсознания и особенно его идеи о роли сновидений абсолютно необоснованы. Сновидения не могут сообщить ничего, чего нельзя было бы понять в состоянии бодрствования.
Новая теория, безусловно, взбудоражит психоаналитиков, которые используют «анализ сновидений» для того, чтобы отыскать скрытые конфликты и таким образом вылечить душевные недуги. Однако, как бы не отнеслись к этой теории ученые, придерживающиеся разных точек зрения, она наверняка принесет положительные практические результаты в деле лечения психических расстройств: изучая психологические и психические аспекты сновидений, мы можем лучше понять природу сознания и того, что и как может ему повредить.
Сущность сна и сновидений многие века занимала философов и психологов. В зависимости от своих воззрений они понимали сон или как мистическое состояние, или как специфическую работу мозга.
Обсуждения Сны готовят людей к грядущему дню?