Наставления

Когда Атиша прибыл в Тибет, три его ученика — Ку, Нокэ и Дром — спросили его:

«Что более важно для достижения высшего состояния Освобождения и Всеведения: следовать наставлениям ламы или же следовать Писаниям и комментариям?»
Наставления
Атиша ответил: «Наставления ламы важнее Писаний и комментариев».

«Почему так?» — спросили они.

«Даже если вы знаете, что первичная природа всех явлений — Пустота и знаете наизусть Трипитаку, вы будете совершенно отрезаны от Учения, если вы не применяете наставлений ламы во время практики».

Снова спросили ученики: «Пожалуйста, дайте определение [сути] наставлений ламы. Это просто стремление вершить добрые дела телом, речью и умом и действовать в соответствии с тремя обетами: обетом индивидуального освобождения, обетом бодхисаттвы и тантрийскими обетами?».

«И то и другое недостаточно», — ответил Атиша.

«Но почему?»

«Хотя вы и соблюдаете три обета, но если вы не отреклись от трех регионов самсары(1), ваши действия лишь увеличат ваши мирские стремления. Хотя вы и стремитесь совершать благие дела телом, речью и умом, непрерывно денно и нощно, но если вы не посвятили этот труд Пробуждению всех, вы кончите бесчисленными ложными помыслами. Хотя вы занимаетесь медитацией и вас считают святым и мудрым учителем, но если вы не оставите восемь мирских дхарм(2), то, что бы вы ни делали, всё будет служить лишь целям этой (мирской) жизни, и в будущем вы не найдете правильного пути».

«А что есть высшая цель Учения?» — спросили ученики.

Атиша ответил: «Конечная цель Учения — обладать сущностью Пустоты и Сострадания… постижение Пустоты избавляет от всех мешающих страстей».

«Но многие говорят, что они постигли Пустоту. Почему же у них остаются гнев и привязанности?».

«Они произносят пустые слова, ибо, если вы полностью реализовали сущность Пустоты, то ваше тело, речь и ум действуют с удовольствием, подобны скользкому свежему маслу в ячменном супе… весь Путь включается в эту реализацию».

«Каким образом Вы включаете весь Путь в реализацию Пустоты?» — спросили ученики.

«Весь Путь заключается в шести парамитах(3). Если вы постигаете истинный смысл Пустоты — и избавляетесь от слепой жажды всех вещей, материальных и духовных — ваша жизнь становится непрерывным актом парамиты даяния. И когда нет привязанности, вас больше не загрязняют недобродетельные дела, и вы пребываете в непрерывной гармонии парамиты нравственности. Освободившись от загрязнений, вы также освобождаетесь от проникнутого страстью господства «я» и «моё», и достигаете непрерывной терпеливости (парамита терпения). Поскольку вы находите большое удовольствие в реализации Пустоты, ваша жизнь превращается в непрерывный энтузиазм и энергию (парамита усердия). Посредством этого вы теряете всякий интерес к объектам и погружаетесь в непрерывную медитацию (дхьяна-парамита). И, наконец, когда ваш ум освободился от привычки видеть всё сквозь призму трех аспектов(4), вы достигните непрерывной трансцендентной мудрости».

[Таким образом, весь путь достижения Пробуждения заключен в шести парамитах.]

«Возможно ли для того, кто постигает сущность Пустоты, достичь состояния Будды лишь посредством мудрости и медитации о Пустоте?» — спросил один из учеников.

Атиша ответил: «Что бы ты ни воспринимал, что бы ни провозглашал — нет ничего, что не исходило бы из твоего собственного ума. Пойми, что это постижение, присущее уму — пусто. Понимание не-двойственности ума и Пустоты есть мудрость. Медитация — это непрерывная концентрация на этой мудрости без какого-либо отвлечения. Дела, действия — это накопление добродетели и мудрости, в то время как ты понимаешь, исходя из этой медитации, что всё — подобно иллюзии. И если ты во власти этих трех вещей, их практика будет идти даже в сновидениях. А раз она проникла в сновидения, она будет и в момент смерти. Если же она совершается в момент смерти, она будет присутствовать и в бардо(5). А раз она будет в бардо, то, вне всякого сомнения, появятся высшие сиддхи, и ты станешь буддой.

(Перевод Бориса Загумённова).

1. Мир желаний, мир «форм» и не-«форм» (кама-дхату, рупа-дхату, арупа-дхату).

2. Восемь мирских дхарм (состояний): обретение и утрата, счастье и несчастье (успех и неудача), слава и позор, хвала и хула.

3. Шесть парамит: парамиты даяния, нравственности, терпения, энергичности(усердия), медитации (дхьяна), мудрости(праджня).

4. Познающий, познание, познаваемое (?)

5. Бардо (букв. «промежуточное») — состояние от смерти до нового рождения.
×

По теме Наставления

Йога наставления

Три составляющих успеха. Наставления В любом начинании выделяют три составляющих...
Религия

Наставления веданты

Смерть является неизбежной и неотвратимой реальностью. Глупо ее игнорировать...
Религия

Наставления монахам дзен

Когда вы живете в зале медитации, воздерживайтесь от общения с послушниками...
Религия

Наставления себе самому

Мое истинное я! Слушай внимательно! Было много людей, достигших просветления...
Религия

Святоотеческие наставления, предостерегающие от суеверий

Грешат тяжко против первой заповеди Божией те, кто держится суеверия. Суеверие...
Религия

Наставления Бога преданным и всем 1-7

1.Веды даны всему человечеству и невозможно сказать, что они выражают мудрость...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Быть спокойным - самое ценное качество