Бхагавад-Гита всем. Глава 13. Стих.17-22

17. Также, Неделимый, Он расположен во всех живых существах, как если бы был разделен. Поддерживающий все живые существа, Он также известен как Тот, Кто все поглощает и всему дает рождение.

КОММЕНТАРИЙ.
Человеку очень непросто, невероятно постичь качества Бога, имея мышление и понимание на уровне и возможностей своего тела и живя в материальном мире, дающем достаточно ограниченные возможности мышления, которые едва выходят за рамки общепризнанных представлений. Бог и его качества непостижимы, невероятны, входят в противоречие со знаниями материальными и представлениями материальными. Вот, как можно Богу, Высочайшему из всех живых существ, имеющему Тело, покрывающее все вселенные, все миры, содержащее в себе все сущее, как можно Богу полным своим целым присутствовать в микроскопических живых существах? Как можно, будучи в таком величии и Славе, защищать, находясь в теле каждого, каждого, выражать интересы его личные, подавать мысли те, которые живое существо в соответствии со своей ступенью, принимает однозначно за свои? Как можно быть с грешником за грешное, а с праведником за праведное? Как можно, будучи Богом, мыслью искушать, сулить, обещать? Как можно дать разрешение на убийство? Как можно дать разрешение на ложь? Как можно, будучи в теле преступника, с ним вынашивать и планировать преступление? Как можно в теле животного давать ему свои интересы? Как Бог объясняет муравью его задание и планы на жизнь, как Бог руководит и развивает хищника, давая ему задание выжить через убийство? Если Бог в каждом, то все абсолютно от Бога. Как Бог учитывает все ступени , как состыковывает, как воздает, как учитывает карму, как несет Божественную Справедливость. Как все это вместе развивает творение? Непостижимо, непонятно, удивительно. Как Бог свое тело, свои частицы отделил от Бога, каждому дал понимание себя, отделил друг от друга, обусловил телом, дал индивидуальность и каждого, каждого повел к Себе через мир материальный буквальна за руку, не давая, по сути, и шагу ступить без Себя. Решая с каждым его индивидуальную задачу, Бог создает видимость, что до других ему нет дела, что здесь и только так. Вводит каждого в отношения с другими, с каждым решает его личную проблему, с каждым переживает, плачет, горюет, каждого успокаивает теми средствами, которые только ему и подходят, каждого учит изнутри и извне, непрерывно, ежечасно, не отрывая от главных земных целей. Как это получается у Бога? Как может Бог одновременно в разных телах по-разному мыслить, поступать, планировать, встречать смерть и рождение, защищать и предавать, кричать и молчать, есть и голодать? Как может Бог одновременно проживать жизнь и людей, и животных, и растений, и камней, и планеты, и вселенной, все двигая, направляя, сводя и разводя, рождая и уничтожая одновременно, то там, то здесь? Многоликость, Многорукость Бога, многотерпение Бога, Милость и Гнев Бога… Откуда в Боге при величайшей отрешенности и независимости? Как Бог может поддерживать все живые существа? Каждому давая еду, кров, защиту, место обитания, среду для жизнедеятельности? Но Бог утверждает, что Он поддерживает все живые существа. А значит, с каждым, опять же, работает индивидуально, зная наперед день каждого, ночь каждого, из миллиардов и миллиардов живых существ. Поддерживать – значит давать все необходимое для жизнедеятельности, никого не упускать из Божественного виду, никого не забыть, никем не пренебречь. Но давая так, чтобы живое существо трудилось, добывало, считало себя причиной, а потому давая через Божественные Иллюзорные энергии каждому по труду, по удаче, по результату, по усилиям, по преодолениям, по борьбе, по ошибкам и просчетам, давая так, чтобы мысль развивалась, чтобы тело двигалось, чтобы ничто не простаивало, чтобы живое существо было активно всеми частями своего тело, активно в движении тела, в контакте с миром материальным, чтобы имело интерес к жизни, чтобы добивалось, чтобы претерпевало, чтобы здесь познавало ограничения, чтобы знало разные ситуации и искало выход, чтобы давало другим, чтобы имело ответственность, чтобы заботилось о потомстве, чтобы защищало от врага, чтобы умело искать, хитрить, выбирать, приспосабливаться. Чтобы познавало Бога неявно через природу, самые простые проявления Бога, чтобы практикой материальной жизни приходило к пониманию нравственности на любом уровне жизни, даже самом примитивном, знало, что есть зло и добро, друг и враг, зима и лето, благоприятное и неблагоприятное… Все это называется – поддерживать жизнь, давать ей направление, давать через нее мысль и деяния, давать выбор, давать последствия выбора. Поддерживая так жизнь Бог, однако, и Тот, кто эту жизнь забирает постоянно. Но для чего? Чтобы дать новые условия, новое тело, новые возможности и вновь повторить этот процесс, но так, чтобы извлечь новый опыт, чтобы мыслить и так и иначе, чтобы судьба предоставила новые свободы и новые ограничения, чтобы живое существо познало голод, если в прошлых рождениях его не знала, чтобы познала друзей, если знала больше врагов, чтобы появились усилия в новый направлениях, чтобы извлекала новые Уроки из кармической деятельности, ибо и у животных также имеется кармическая деятельность, выращенная на жестокости, не исполнении родительского долга и прочее, что видит Бог. Таким образом, деятельность Бога многообразна, необъяснима, разнонаправлена, кажется противоречивой или во вред живым существам или не соответствует примитивному пониманию человека о качествах Бога. Чтобы понимать Бога в достаточной степени, надо изучать Святые Писания, знать закон кармы и воздаяния, видеть Бога везде и в каждому, видеть все в Боге, Видеть Бога в каждом живом существе действующего, а не созерцающего. Следует понимать также, что все стоят на разных ступенях развития, что греховная деятельность каждого – дань его ступени, что Бог не соблазняет на греховное, но дает проявиться тому, что есть, дабы плодами и наказать, чтобы поднять через Божественные Уроки на более высокую ступень самосознания и развить качества Божественные. Нет никакого другого живого существа, которое бы брало на себя эти функции Бога. Нет демонов, нет нечисти, которые бы внутри человеку подсказывали и несли ответственность за его грех, но есть человек и его ступень развития и соответствующие качества, и есть Бог, Своими средствами над ним работающий. Это надо знать строго. Правильно видящий и понимающий не найдет в деяниях Бога противоречий, не восстанет против Бога, не упрекнет Бога ни при каких обстоятельствах, ни в каких материальных событиях и тем приближен будет к Богу.

18. Также говорится, что во всех светящихся предметах Он есть Свет, возвышающийся над тьмой. Известный, как Знание, Он Тот, к Кому можно приблизиться посредством знания, в сердце каждого расположенному.

КОММЕНТАРИЙ.
Сияние солнце, сияние росы, сияние драгоценных металлов, свет исходящий из луны и солнца, свет электрический, свет, излучаемый всеми светящимися предметами, вообще Свет Бог называет Собой. Любой Свет ни есть качество предмета, его неотъемлемое свойство, но есть присутствие Бога в нем именно так Волею Бога выраженное. Любой Свет в материальном мире должен напоминать о Боге, побуждать к восхвалению Всевышнего, служить причиной молитвы и благодарения, может быть причиной медитации, так направленной только на Бога и Божественные качества. Бог есть Сама Чистота, Которая должна ассоциироваться со Светом, с Любовью, с Благостью и Праведностью. Материальный мир в достаточной степени наполнен Светом, что для людей должно быть символом добра, в то время как тьма есть символ зла, греховности. Для человеческого понимания это наглядные Божественные сравнения, ибо так на уровне чувств мог воспринимать добро и зло человек всегда. При этом следует понимать, что тьма, ночь, день, свет – это условности мира материального и для Бога Лично они не существуют, ибо у Бога нет ничего, что можно было бы окрасить в черный свет. Все качества Бога есть свет, есть знание, есть Любовь, есть Отрешение. Бог возвышается над тьмой в сознании человека, применительно к несовершенным качествам человека, к качествам греховным. В Боге есть все цвета, на духовном плане есть все цвета, все они имеют в Боге свою Божественную Природу, все они равнозначны в уме Бога, все несут свою информацию. Качества Бога также можно разделить по цветам, но это имеет отношение к творению Бога, к труду Бога, к мыслительному процессу Бога и независимо от Божественных предпочтений. Однако для человека такое разделение наглядно и способствует разграничиванию добра и зла на уровне ума и деяний. В Сознании Бога, в Уме Бога, в Деяниях Бога все есть Свет, ибо здесь нет качеств несовершенных, качеств не во благо творению, качеств материальных, ибо такова суть Бога – движение вперед, развитие, поддержка, Милосердие, Любовь. Все деяния Бога направлены только в эту сторону, изначально, извечно. На этом Бог стоит, из этого исходит, это поддерживает. Здесь использует Божественные Знания и Божественный Опыт. Однако, Знания Бога и Знания, с которыми можно приблизиться к Богу – есть не одно и то же. Чтобы приблизить к Себе человека, Бог дает ему знания достаточно ограниченные, в соответствии с возможностями ума и разума, но достаточно емкие и точные по сравнению со знаниями материальными. Эти знания, называемые в материальном мире совершенными, хранятся в Ведах и даются Богом Лично тем, чьи качества подходят, кто уже готов ими мыслить, через них начинать идти и видеть, ими понимать, через них преломлять, на них основываться и доносить их другим. Эти знания считаются знаниями высокого духовного порядка и усваиваются человеком только через долгую практику преданного служения. Невозможно постичь качества Бога, познать Бога, как Личность, выйти на Личностные отношения тому, кто стоит только на чувстве веры, не подкрепляя и не упрочая ее духовной практикой, не идя через добродетель, аскетизм, отрешенность, контроль ума, чувств, желаний. Невозможно также достичь Бога, имея привязанный ум, устремляясь удовлетворять чувства многочисленными объектами чувств, не очищая своего существования, не поклоняясь Богу, не отходя от мирской суеты и не выходя на Бога в себе. Многие йоги, сосредоточив себя на сердце своем, зная там престол Бога, Бога, восседающего на лотосе, входят в состояние глубокого транса, ибо переживают в себе Бога Живого через энергии достаточно высокого порядка, которыми Бог возвещает Свое присутствие, награждая Великой Благостью и умиротворением. Однако, следует сказать, что, возвестив, что пребывает в сердце живых существ, направив в сердце ум, Бог, однако, использует сердце человека, как престол любви, поскольку это главный орган в человеке и только так может быть и понят. На самом деле, Бог расположен в теле человека равным образом везде, в любой его точке пребывает полным Своим целым. Соединение же с душой, самой духовной сущностью, происходит только в голове, в мозжечке. Здесь дает мысль, здесь дает реакцию на чувства, отсюда, а не из сердца начинает диалог с живым существом своего уровня. Это также надо знать. Бог мог бы обожествить любую часть тела, провозгласить ее своим местом пребывания. Для невежественного человека, человека неразвитого, которому, однако, хорошо понятна роль сердца, лучше всего понимать именно этот орган, как место пребывания Бога. Однако, преданному должно знать то, что здесь уже было сказано и из этого исходить, хотя и ничто не мешает ему медитировать на сердце, когда обращается к Богу в себе. Но если человек будет выходить на Бога в себе именно умом, желая с Богом диалога, личностных отношений, то надо обратиться к мыслительному процессу и заметить, что он идет из глубины головы, спускаясь с затылка на начало языка, где в мыслительном процессе получает вибрации от Бога, воспринимаемые как речь на уровне мысли. Также энергии Божественного высокого порядка, не имеющие аналогов в материальном мире, такие, как состояние благости, духовного умиротворения, духовной радости и торжества, можно прочувствовать на уровне груди, как и в других частях тела, как даст Бог, как проявит Себя в зависимости от Божественной цели и уровня духовной ступени человека.

19. Таким образом, Мною вкратце описаны поле деятельности, также знание и познаваемый. Мой бхакта, осознав это, полностью достигает Моей природы.

КОММЕНТАРИЙ.
Таким образом, в стихах 2-18 Бог отвечает на вопросы Арджуны, заданные в стихе 1. Из всех знаний эти знания следует считать базовыми. Только усвоив их можно начинать путь постижения Бога и духовного совершенства, только отсюда можно расширять свое сознание, только через них надо начинать видеть свой путь в Боге. Стоящий на этих знаниях прочно получает от Бога особую Милость, ибо у Бога появляется основание вести дальше, расширять границы этого знания через практику преданного служения и утверждать в знаниях еще более сложных, которые можно принять, зная в достаточной степени, что есть поле деятельности, что есть знание и Кто фактически и на все времена является Единственным Познаваемым со всеми Его Качествами. Достижение природы Бога ни есть постижение материальной природы, ни есть постижение только качеств Бога, но постижение И Величия Бога, и Могущества, и Достояний Бога, и Личностных характеристик Бога и постижение Бога вне материального мира, постижение деятельности Бога и его Творения за пределами видимыми. Однако, в следующих стихах 20-24 Бог отвечает на вопрос Арджуны относительно материальной природы, ибо эти знания являются сокровенными, лучшими, из рук Самого Бога, приоткрывающими полог того, что кажется естественным и не несущим в себе особой Божественной задачи. И тем не менее.

20. Знай, и материальная природа, и живые существа, оба, не имеют начала. Все изменения и непременно гунны материальной природы, знай, порождаются материальной природой.

КОММЕНТАРИЙ.
Даже многие великие духовные учителя считают материальную природу приходящей, тленной, изменяемой. Воистину, глазам своим не откажешь. Однако, Бог утверждает, что материальная природа не имеет начала. Относительно живого существа это (понимание, что оно не имеет начала) понятно, ибо живое существо есть облаченная в материальное тело духовная сущность, хорошо обозримая, проявляющая жизнеутверждающие качества, душа, каким бы ни было тело, будь то тело растения, микроорганизма, животного или человека, является частицей Бога, отделенной и неотделимой, имеющей Божественную природу, является извечной, не имеющей начала. Но материальная природа… Как это понять? Очень просто. Материальный мир есть проявление Извечных энергий Бога, которые всегда сопутствуют материальный мир в период его творения и поддержания. Это низшая Божественная природа, присутствующая в Боге всегда в виде энергий материальных, используемых в материальном мире, обуславливающие его суть, имеющие назначение совокупного развития от низших форм проявления к высшим. Неживая материальная природа на самом деле есть также тело Бога, уровень развития тела Бога, одухотворено Богом, содержит в себе жизнь разных уровней абсолютную. Нет ничего в Боге, что можно было бы назвать мертвым, лишенным присутствия Бога, не развивающимся. Бог в атомах, молекулах, ядрах, клетках… Нет ничего, где не было бы Бога, где не было бы жизни, где не было бы движения, где бы не работал Божественный закон развития. Нет ядра, которое бы не развилось в атом, нет атома, который бы не развился в молекулу, нет молекулы, которая бы не развилась в микроорганизм, нет микроорганизма, который бы не пошел по пути телесной и духовной эволюции и не стал бы животным, нет животного, которое, направляемое и развиваемое Богом не стало бы человеком. Жизнь, не имеющая анналов, наполняет воду, воздух, землю, металлы, скалы, камни. Все незримо развивается Богом, все идет из бесконечности в бесконечность, от энергий Бога, не осознающих себя индивидуально, к энергиям разумным, высочайшего уровня, прошедшим всю материальную и духовную школу и став той разумной частью Бога, которой возможно управлять в ее осознанности, в ее Божественных знаниях, входящих в унисон с Волею Бога. Так, в материальном мире из низов своих энергий Бог выращивает Себе своих преданных слуг, свое продолжение, свое Я, не входящее в противоречие с Высшей Божественной Личностью. Сколько существует Бог, столько существует этот процесс развития Бога, столько существует материальный мир, столько существует материальная природа, которая не имеет начало, как не имеет начало Сам Источник всего. Материальная природа во время уничтожения материальных миров уничтожается. На самом деле, переходит в непроявленное состояние, храня в себе Божественным умом в любом состоянии свои качества, свое многообразие, свою программу развития подобно тому, как Бог хранит в семени программу развития живого существа в плане оболочки и ее основных характеристик, однако в развитии одухотворяя эту оболочку своей искрой, давая ей жизненные силы и те качества, которые Божественно предопределены в Божественной Памяти с учетом развития. Поэтому будет прав тот, кто и в материальном, и неподвижном увидит Бога, увидит присутствие жизни и ее развитие, кто не назовет камень камнем, но формой жизни, кто выйдет за пределы материального сознания и увидит все и все не имеющим начала, а потому в своем движении и развитии и так увидит проявление Бога в материальном мире во всей полноте. Такой человек не сможет, видя себя и все полностью в Боге и Бога во всем Живого, не сможет быть мыслью и поступками вне Бога, не сможет ничто воспринимать вне Бога. Такой человек никогда не будет потерян для Бога и путь его духовного развития не будет знать препятствий, ибо это та точка абсолютного понимания, начиная с которой назад не возвращаются, и сомнения более не посещают. Что же есть материальная природа? Для живого существа это есть все, что его окружает. Сюда относятся и все другие живые существа, включая и его самого. Это все, что имеет место быть в материальном мире, это грубые Божественные энергии, одухотворенные в разной степени искрами, частицами Бога и все, пронизанное непосредственно Богом, и все, содержащее в себе Бога, и все в теле Бога. Материальная природа – это и тела, и предметы, и природные ресурсы, и творение рук человека, и воздух, и вода, и леса, и водоемы, и реки, и все состояния веществ, и все химические реакции и все физические законы и явления, и все, что окружает материальные планеты, и все, что в глубине каждой планеты. Есть природа высшая, есть природа низшая, но все есть материальная природа, которая собою и составляет основу материального мира. Материальная природа есть творение Бога, творение направленное, призванное Богом быть средством и орудием как развития самой природы, так и развития присутствующих в ней живых существ. Однако, работа природы, направленная и разумная, фактически, не исходит от самой природы. Она полностью управляема Богом, и только Бог через нее управляет материальным миром. Но каким образом? Проявляемая материальная природа имеет свойство, от Бога данным, сопровождаться определенными Божественными энергиями разных уровней, которые обеспечивают ее правильное восприятие и жизнеспособность в ней. Энергии, сопровождающие материальную природу, имеют разный уровень проявления, являются характеристикой вида материальной природы, имеют свойство чувствоваться живыми существами, восприниматься умом и разумом и вызывать адекватное состояние, как и качества, как и понимание. Есть энергии леса, речки, поля, гор, мегаполисов, магазинов, рынков, детских площадок, стоянок, метро, энергия институтов, училищ, общений, семьи, детей, родителей, животных, птиц, бань, кафе, ресторанов, в автобусе, в такси, в толпе, среди друзей, на вечеринке… Не счесть. Человек находится постоянно в смене окружающей энергии. Это для него естественно, считается его личным чувством, им синтезируемым. На самом деле, можно ли быть в лесу, а чувствовать себя на берегу моря? Никак. Можно ли быть на дне рождении, а испытывать энергии новогодние? Никак. Можно ли быть дома, а чувствовать, что ты в автобусе? Никак. Можно ли смотреть на небо, а испытывать чувство, что ты в магазине? Никак. Все это энергии разных уровней, бесконечно сопровождающие нас в материальном мире, энергии естественные, без которых теряется интерес, присутствие, мысль, внутренний настрой. Все это и есть гунны материальной природы, энергии, качества, неотъемлемые от нее. Все для любого живого существа; все также для человека и ради человека; чтобы как-то упорядочить его сознание и понимание и свое место в материальном мире, Бог все эти энергии разделил на три: гунны благости, гунны страсти и гунны невежества. В каждой гунне имеется свой набор энергий, которые как по ступеням поднимают человека в пределах данной гунны до граничащих с энергиями более высокой гунны. И так далее. Находясь на рынке, скажем, человек испытывает влияние гунны страсти. Находясь в научном центре – также гунны страсти, но на более высокой ступени, находясь в святом месте – испытывает влияние гунны благости, преданно служа Богу – человек в храме и вне храма может испытывать влияние гунны благости более высокого порядка. Присутствуя при драке или месте, где распивают спиртные напитки, человек испытывает влияние гунны невежества. Находясь в доме человека падшего, ничем не интересующегося, кроме выпивки – находишься под влиянием гунны невежества более низкого порядка, называемого тьмой… Каждый человек тяготеет в работе, быту, религии, в отношениях к своей гунне, ибо она наиболее отвечает его качествам, интересам, его чувствам и пониманию. В этом случае можно говорить, что каждый находится под влиянием преимущественно одной гунны природы и испытывает более слабое влияние со стороны других гунн. Таким образом, все события, изменения в жизни человека, любого живого существа происходят Волею Бога, но через материальную природу, через сопровождающие ее гунны материальной природы. Именно они побуждают человека через внутреннее восприятие на мысль, решимость, действие определенного порядка, к проявлению качеств, соответствующих уровню сознания человека. Находясь на вечеринке, испытывая влияние гунны невежества, человек вовлекается в драку с последствиями, меняющими его жизнь. Находясь в церкви, человек под влиянием гунны благости испытывает смирение, желает идти по пути благотворительности и тем преобразует свою жизнь. Находясь на работе под влиянием гунны страсти, человек старается, проникаясь энергией труда, несущей в себе значимость и ответственность работы, проявляет себя достойно и в этом плане обеспечивает себе уважение и материальные блага. Т.е. надо из всего понять, что все изменения в материальном мире – от Бога, однако Бог делает их через материальный мир, саму материальную природу, которая всегда сопровождается работой гунн материальной природы, отзывающихся в каждом в зависимости от того, на какой ступени своего развития человек стоит и находится под каким преимущественным влиянием гунны природы.

21.В вопросе создания, говорится, природа является причиной всех причин и следствий. В вопросе наслаждения, сказано, живое существо есть причина счастья и страдания.

КОММЕНТАРИЙ.
Здесь речь идет о роли природы и роли человека, но каждого в своей сфере. Бог обращает на эту часть знаний особое внимание, ибо и это основа правильного материального и духовного мышления, есть знание, данное непосредственно Богом, которое следует взять за основу. О каком создании говорит Бог в данном стихе? Речь идет о человеческой деятельности, о том, что своими руками, своей мыслью, своими качествами с использованием своих чувств делает человек, понимая за свои усилия, свой опыт, свои знания. Как на самом деле обстоят здесь дела и причем здесь материальная природа, как причина? Прежде всего, в каждом человеке присутствует Бог, каждому Бог дает своими путями опыт, знания, навыки, память. Каждому Бог дает усилия, желания, намерения, обстоятельства, поддержку, препятствия, преодоления, поиск. Каждому Бог дает жизненные силы и, по сути, с каждым творит. Это не может быть подвержено сомнению преданным, тем, кто везде и во всем видит Бога. Однако, Бог находится внутри человека и вне его. Все вокруг, вне человека есть материальная природа, включая все другие живые существа. Не сможет Бог внутри человека дать мысль, желание, саму деятельность, если все это не будет побуждаться извне. Через материальную природу, отношения в ней, связи, зависимости, обстоятельства, ресурсы, выступающие, как причины, Бог понуждает человека через чувства и органы чувств входить с внешним миром, материальной природой в контакт и только потом начинает работать с человеком через его мысль, давая желания, давая необходимость и условия для деятельности человека. Внешняя среда, материальная природа изначально призвана служить Богу в развитии живых существ, есть орудие Бога, есть средство влияния, есть причина всех причин и следствий в деятельности живого существа, включая человека. Вне материальной природы мысль не шелохнется, поскольку и чувства не донесут до ума причину и необходимость мыслить. Живое существо не сможет что-либо предпринять или создать. Не будет причины – не будет и следствия. Живое существо не сможет развиваться, не сможет привносить, не сможет мыслить, не сможет и реагировать. Этот вопрос должен быть очень хорошо понятен в материальном мире. Цепочка деятельности человека такая: Бог – материальная природа – чувства - мысль , поданная Богом, - деятельность человека. Но никак не может в основе любой деятельности быть только человек из себя синтезирующий усилия, направленные на природу и здесь создающий. Так мыслят многие материалисты, считая себя покорителями природы, первичными по отношению к ней. До определенной ступени развития Бог позволяет человеку так мыслить, ибо проявленная так активность также вовлекает в материальные отношения и, идя на поводу иллюзорных энергий Бога, человек достигает и в таком понимании то, что желает от него Бог в плане качеств. Деятельность, труд человека есть главная составляющая жизни человека. Здесь необходимо выяснить, знать, от чего этот фактор зависит. Прежде всего, от Бога, от того, как Бог вокруг него обставляет материальную природу и через нее побуждает к деятельности и только потом подключает человека согласно его качествам и карме, давая изнутри мысли, чувства, желания, реакцию, само дело. Но где же Бог считает человека ответственным, первичным, управляющим? Ответ здесь же, в вопросе счастья и страдания, которые могут подниматься только тогда, когда речь идет об удовлетворении чувств, о наслаждении. Бог утверждает, что вопрос счастья и страдания всецело зависит от человека, как только он решает вопрос, связанный с удовлетворением чувств, с наслаждениями. Как это понять? Речь идет о наслаждениях, которые могут иметь место, когда человек удовлетворяет потребности тела или на уровне тела. Вообще, вся кармическая деятельность человека направлена на удовлетворение своих чувств и чувств других людей. Если в этих вопросах человек эгоистичен, пренебрегает Законами Бога, меркантилен умом, совершает греховные деяния, накопляет, не знает аскетизм, не добродетелен, ставя для себя целью удовлетворение своих чувств, наслаждаясь плодами славы, власти, богатства, то он однозначно решает для себя вопросы своего счастья и страдания, является их причиной. Т.е. в этих вопросах человек может влиять на события в своей жизни. И это следует знать. Однако, следует заметить, что материальный мир - мир страданий, мир преодолений, мир борьбы, мир выбора. Не может человек лишить себя страданий, если он находится на низшей ступени своего развития, если качества еще не позволяют идти по пути аскетизма и ограничений. Человек не может не соблазняться посулами материальной природы, не может отказать себе в плодах, которые не изведал, но обязан пройти все ступени развития, вынести все Божественные Уроки, накопить опыт и знания, изжить, отработать качества более низкого порядка. Однако, никто не знает, на какой ступени духовного развития он стоит, а потому никогда не будет во вред контролировать свои чувства, свои желания, свое направление ума. Только усилия человека, только старания человека сделают его союзником Бога в духовном становлении, и в этом направлении он сможет корректировать свое счастье и страдание, и в этом поле деятельности Бог дает ему такое право и такую активность, где очень многое зависит и от него.

22.Живое существо, непременно расположенное в материальной природе, наслаждается порождаемыми материальной природой гуннами. Такая связь с гуннами материальной природы является для всех живых существ причиной как для благоприятного, так и неблагоприятного, во всех видах жизни, рождение за рождением.

КОММЕНТАРИЙ
Рассмотрим еще раз живое существо, расположенное в материальном мире. Оно находится полностью под влиянием материальной природы во всех вопросах, связанных с деятельностью человека. Но материальная природа всегда и изначально сопровождается Божественными сопутствующими энергиями, или гуннами природы, которые как бы поясняют живому существу через органы чувств то или иное проявление природы, побуждая его к мысли и деятельности адекватным этому внешнему воздействию и соответствующим качествам человека. Все эти Божественные энергии в материальном мире в совокупности называются иллюзорными энергиями Бога. Именно они дают представление в сознание человека о богатстве и бедности, друге и враге, о счастье и страдании, о зиме и лете, о мире и войне, победе и поражении. Без этих энергий человек в определенных ситуациях не осознал бы себя родителем, ребенком, старым, молодым, успешным, безуспешным… Таким образом, материальный человек, находясь в зависимости от материальной природы, автоматически попадает под влияние иллюзорных энергий Бога, становясь зависимым от гунн природы и, как следствие, от двойственности материального мира. Вообще, возможны два варианта: быть зависимым от гунн природы и независимым. Бог неоднократно призывает Арджуну стать независимым от гунн природы. Что это значит? Это значит быть независимым от двойственности материального мира, когда человек не привлечется ни богатством, ни бедностью, не отличит гальку от золота, друга от врага, когда не будет привязан к мнениям людей, не будет привязан к плодам своей работы, когда не отличит благоприятное от неблагоприятного. Что человек этим выигрывает? Внутренний мир, независимость от материальной природы и ее иллюзорных энергий, когда никого не назовет причиной, но только Бога, когда не привяжется к плодам своей деятельности, когда все посвятит Богу. В таком случае последствия греховной или благочестивой деятельности не будут оказывать на него влияния, они не будут всплывать кармическими реакциями. Говорят что в этом случае человек не может наслаждаться гуннами, порождаемыми материальной природой, не почувствует наслаждение от власти, денег, почета, славы. Непривязанность обусловит независимость от благоприятного и неблагоприятного, человек не сможет, идя на поводу иллюзорной энергии, входить в материальные игры, брать на себя те или иные роли, связанные с греховной или благочестивой деятельностью. Возвышение над гуннами материальной природы, независимость от них привнесут в него мир, благость, наслаждения духовные, поскольку такому пониманию и таким качествам непременно предшествует большая духовная практика, дающая испить нектар других наслаждений, имеющих непосредственное отношение к Богу. Для всех других, кто не занят религиозной практикой, кто зависим от гунн природы, для них не остается выбора другого, кроме материальных игр, где, какую бы роль на себя человек не взял, последует кармическая реакция, как благоприятное или неблагоприятное событие, где плоды любой деятельности непременно возвращаются, понуждая живое существо вновь и вновь рождаться в материальном мире, пока не встанет на путь преданного служения, пока через долгую практику преданного служения не пойдет по пути отрешенности и посвящения Богу всей своей деятельности, так постепенно выходя из власти гунн природы и видя вещи как они есть изначально, понимая, от Кого все исходит и Кому изначально принадлежит, Кто есть Верховный Управляющий и так теряя интерес к материальным событиям и отношениям. Такой человек уже более не может рождаться в материальном мире, ибо материальная природа и иллюзорная энергия уже привнесли в него те качества, которые называются Божественными и которые могут послужить человеку на духовном плане в процессе непосредственного преданного служения Богу на более высоком уровне.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Бхагавад-Гита всем. Глава 13. Стих.17-22

Бхагавад-Гита всем. Глава 5. Стих.23-25

23.Тот, кто в этом мире способен терпеть, прежде, чем оставит тело, управляя...
Религия

Бхагавад-Гита всем. Глава 2. Стих.20

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.20. 20.В любое время, никогда не рождается или...
Религия

Бхагавад-Гита всем. Глава 2. Стих.15-19

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.15-19. 15.Но те личности, о, Пурушаршабха, на...
Религия

Бхагавад-Гита всем. Глава 5. Стих.15

15.Всевышний никогда не принимает на себя последствия чьей-либо греховной...
Религия

Бхагавад-Гита всем. Глава 9. Стих.17-23

17. Я – Отец этой вселенной, Мать, Я – Тот, Кто поддерживает, Я – Прославленный...
Религия

Бхагавад-Гита всем. Глава 9. Стих.24-34

24.Непременно Я и Наслаждающийся, и Господин всех жертвоприношений. Но они не...
Религия

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Реальна ли история?
Какие роли играет личность? Трансформация личности