Водоосвящение

Назначение и сущность водоосвящения

При освящении храма и всех предметов, употребляющихся в богослужении, а также жилых домов и хозяйственных построек, любого бытового предмета и орудия труда используется вода. Почему именно в этом веществе христианское и общечеловеческое сознание находит очищающую, животворящую силу? Святой Кирилл Иерусалимский так говорит об этой первичной стихии: "Начало мира - вода, и начало Евангелия - Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верху воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, "с того времени", то есть со времеди Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить:

"Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное" (Мф. 4, 17). Крещением Своим Иисус Христос "потопил в водах Иордана грехи всего мира", освятил водное естество.

Уже в естественном своем состоянии - как дар Божий - вода преисполнилась духовной значимости, - пишет видный русский богослов священник Павел Флоренский. - Ощущение воды, холодного ключа, встреченного нами в странствовании под жарким солнцем, есть, конечно, нечто более глубокое, нежели физиологическая корысть. Или при купании: вода тут воспринимается не только как полезное или как приятное. В обоих упомянутых случаях, как и во многих других, телесная потребность служит к обострению нашей впечатлительности, и тогда мы видим и понимаем значительность воды самой в себе, а не потому только, что она нужна нам. Даже более того: мы сознаем, что нуждаемся в ней не потому, что мы так хотим, а потому, что вода есть реальность и ценность и как таковая объективно нужна, в том числе и нам. Условия нашей жизни - питье, омовение, необходимая часть многих видов пищи, средств передвижения, средство прохлаждения и освежения, влага жизни.

Вода сознается живой, чувствующей и отзывчивой, "сестрицей - водой", и в ней, как ее душа, живут особые ангелы, к ней приставленные и ее блюдущие... И это ощущение воды как живой - не только утверждается, но и возводится в понимание Церковью.

Вода уже как Богом сотворенная, как причастная к культурной жизни, тем самым есть, хоть и отдаленная, участница культа. Вода священна как таковая, она священна по причастности воды вместе со всем, что "Тем быша", то есть Христом, тайне строительства Божия, направляющейся на спасение мира. Вся космическая вода уже не мыслится как сама по себе сущая, но, по разумению церковному, входит в первый концентр культа, в Домостроительство Божие. В христианском быту эта ее "естественная", то есть без порочных действий с нашей стороны, освященность повышается крестными знамениями, над нею совершаемыми - над кадкой, над питьевой водой, над водой для кушания, содержанием ее в священных сосудах, питьем ее из освященной посуды и так далее. В колодце христианскомне простая вода: уже "копание кладезя" освящается особым чинопоследованием. "Даруй нам воду на сем месте, сладкую же и вкусну, довольну убо к потребе, не вредительную же убо ко приятию...", - молится священник и первый начинает рыть колодец. Над ископанным же кладезем новым опять совершается особое моление: "Зиждителю вод и Содетелю всех... Ты Сам освяти воду сию: поели на ню святую Твою силу на всякую сопротивную детель, и даждь всем приемлющим от нее, пития ради, или умовения ради, здравие души и тела, на изменение всякия страсти и всякаго недуга: яко да будет исцеление воды и покоя всем прикасающимся к ней и приемлющим ю..." Даже такая, по-видимому, мирская вещь, как обыкновенная колодезная вода, пусть будет повторено еще раз, - предмет культа и притом предмет чудотворный - "вода исцеления и покоя".

Изведенный Моисеем из скалы источник струил, конечно, не простую воду, но воду особую, и не без причины святоотеческая письменность издревле толковала ее типологически; не простой была вода в Источнике Самаряныни, ископанном праотцем Иаковом и еще освященном беседою при нем Спасителя, и даже сделавшаяся навеки образом, в котором воплотились высочайшие духовные истины. И не простая вода, по верованию христиан с древнейших времен и доныне, в реке Иордане, освященной Телом Спасителя. Это раз навсегда освященная вода; всегда она - вода, несущая духовные энергии с собой, целящие, укрепляющие и освящающие.

Далее следует поставить воду, освящаемую в точном смысле к совершению над нею особых обрядов, такова, например, вода, пускаемая с просфорной печати; за ней идет уже установленная церковно в Требнике - вода, спускаемая с проскомидийного копия священником при произнесении особой, нарочито к тому положенной молитвы. Далее идет вода малого водосвятия, или малая агиасма - "то микрон агиасма" - по терминологии греческой, то есть вода, освящаемая прикосновением к честному Кресту, при совершении чинопоследования водосвятного молебна: "Причастием воды сия и окроплением Твое благословение нам низпосли, скверну страстей омывающее...", - молится священник, и далее просит: "Ей, молимся, посети нашу, Блаже, немощь и исцели наша недуги душевныя же и телесныя милостию Твоею...", т. е. просит об исцелении - наряду с освящением воды, а далее: "И сподоби нас исполнитися освящения Твоего воды сия причащением: и да будет нам, Господи, во здравие души и тела".

Малое водоосвящение подобно великому, т. е. совершаемому в навечерие и в самый день Богоявления, - подобно, но есть ослабление и сокращение этого последнего. Великая агиасма - "то макрон агиасма" - освящается, кроме троекратного погружения в нее честного Креста, еще крестным знамением, благословением - в ней, внутри ее совершаемым, и более сильными и сложными молитвами и песнопениями.

"Сам убо, Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, ангельский крепости исполнену", - ведь это о воде говорится, что ей испрашивается исполненность ангельскою крепостью, а если испрашивается, то, значит, с верою, что приобретение водою столь таинственной силы возможно - и будет... Но продолжаем молитву: "Ангельския крепости исполнену, да вси почерпающие и причащающийся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и к всякой пользе изрядну... Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Даждь же всем прикасающимся ей и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение", - такими сильными и ответственно властными словами молится иерей. А перед этим диакон возносит приблизительно те же прошения: "О еже освятитися водам сим силою и действием и наитием Святаго Духа, Господу помолимся. О еже снизходити на воды сия очистительному пресущныя Троицы действу... О еже дароватися им благодать избавления, благословению Иорданову, силою и действом и наитием Святаго Духа... О еже низпослати Господу Богу благословение Иорданово и освятити воды сия... О еже быта воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на великую пользу изрядную... О еже быта воде сей приводящей в жизнь вечную... О еже явитися сей отгнанию всякаго навета видимых и невидимых враг... О черплющих и емлющих ю во освящение домов... О еже быта сей во очищение душ и телес, всем с верою черплющим же и причащающимся от нея... О еже сподобитися нам исполнитися освящения, вод сих причащением, невидимым явлением Святаго Духа, Господу помолимся". Таковы молитвы на освящение великой агиасмы. Благодать, энергия Божия здесь имеют, как видно из приведенных выражений, весьма великую степень воплощенности... Божия энергия здесь глубоко нисходит долу в естество воды или, точнее, в естестве воды, а эта последняя высоко подъемлется на небо, высоко внедряется в лазурную твердь или еще - в ангельскую крепость. Другими словами, вода и энергия Божия тесно срастаются между собой, взаимно пронизываемые. И степень взаимопроникновения велика настолько, что, по вере Церкви, с древних времен, свидетельствуемой святым Иоанном Златоустом, Богоявленская вода получает, даже в плоскости физической, свойство - не зацветать плесенью, не загнивать... В данном случае действие благодати признается Церковью за явно и непосредственно относящееся к веществу, то есть признается бесспорно объективным. В этом признании, огромной метафизической важности, авторитет Златоуста имеет особенно большой вес как церковного деятеля чрезвычайно уравновешенного, трезвого почти до прозрачности и уж, во всяком случае, не "мистика", как понимается это слово в быту. Но этот авторитет вырастает до степени соборного сознания Церкви, когда мы видим, что слова Златоуста о Богоявленской воде внесены как примечание, одно из немногих примечаний, в службу Богоявления, содержащуюся в Минее... Вот его текст: "О сей воде небесная оная словесная ластовица, златословесный вселенский святитель Иоанн, Константинограда патриарх, в слове своем о еже сходитися Христианом во святую Божию Церковь и о Крещении... свидетельствует глаголя: Но убо чесо ради не в день, в онь же родися (Спаситель), но в день, в онь же крестися, Явление глаголется; сии бо есть день, в онь же крестися и воде освятися естество. Сего ради и в полунощи на праздник сей вси почерпша в домы воду относят и соблюдают и чрез лето всецело хранят. Понеже день освященных вод и знамение бывает явственное, не растлевающуся вод оных естеству долготою времени: но на лето всецелое и два и три многащи лета, днесь почерпненной воде целой и новой пребывающей и по толицем времени ныне от источников емлемых водам сравняющейся..."

По верованию Церкви, мы имеем в агиасме не простую воду духовной значимости, но новое бытие, духовно - телесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное. Вот почему Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови, делается обычная канонам оговорка: "Точию агиасму да пиет".

Чин великого водоосвящения

Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды, через погружение в нее Бога во плоти.

Великое водоосвящение совершается иногда в конце литургии, после заамвонной молитвы, а иногда в конце вечерни, после ектений: "Исполним вечернюю молитву нашу...". Оно совершается на литургии в самый день Богоявления, а также и в навечерие Богоявления, когда это навечерие бывает в какой-нибудь день седмицы, кроме субботы и воскресенья. Если же навечерие Богоявления будет в субботу или в воскресенье, то великое водоосвящение совершается в конце вечерни.

В самый день Богоявления (6 января) водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом, известным под названием "хода на Иордан".

Как в навечерие Богоявления, так и в самый праздник священнослужители выходят для водоосвящения через царские врата. Прежде выноса Креста иерей или архиерей в полном облачении трижды кадит честный Крест только спереди. Выносят Крест на голове в предшествии двух свещеносцев и диаконов с кадилами. Один из священнослужителей несет Святое Евангелие. В таком порядке идут к большим сосудам с водой, заранее наполненным. Здесь священнослужитель, несущий Крест, снимает его с головы. У воды он осеняет Крестом на четыре стороны и полагает его на постланный и украшенный стол. Собравшиеся возжигают свечи, настоятель, предшествуемый диаконом со свечою, кадит трижды около стола, образа, клир и народ.

Начинается великое водоосвящение пением тропарей: "Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа" (трижды), "Днесь вод освящается естество..." (дважды), "Яко человек на реку пришел еси..." (дважды.), "Слава, и ныне", "Ко гласу вопиющего в пустыни...". Затем читаются три паримии из книги пророка Исаии (35, 1 - 10; 55, 1 - 13; 12, 3-6). Великий ветхозаветный пророк трижды предсказывает Крещение Господне от Иоанна, совершившееся на грани двух Заветов. Он выражает радость и надежду Церкви о почерпании воды от источника спасения: "Жаждущие! идите все к водам... Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив" (Ис. 55, 1; 6-7).

Затем читают послание апостола Павла (1 Кор. 10, 1-4) о таинственном прообразе крещения иудеев, во имя Моисея среди. облака и моря, и о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был образом грядущего Христа. Наконец, читается Евангелие от Марка (1, 9 - 12), где апостол повествует о самом Крещении Господа. Затем следует ектения: "Миром Господу помолимся...", в которой возносятся торжественные прошения об освящении воды. Потом священник читает сначала молитву тайную, а потом велегласную, в которой просит Господа наитием Святого Духа освятить воду. Одновременно бывает каждение над водой. Освящение воды при чтении молитвы сопровождается троекратным благословением ее рукою пастыря при произнесении слов: "Сам убо, Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию".

По окончании чтения всех молитв священник трижды погружает честный Крест в воду, держа его обеими руками прямо, при пении тропаря праздника Богоявления: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителей бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе".

Священник, взяв сосуд с освященной водой и кропило, кропит крестовидно на все стороны. Затем к нему подходят для целования Креста, и каждого подходящего священник кропит освященной водой. Потом при пении стихиры "Воспоим, вернии, еже о нас Божии благодеяния величество..." иерей окропляет весь храм. Затем поется: "Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века", и бывает совершенный отпуст: "Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна...". На практике целование Креста и окропление освященной водой совершается по отпусте.

Спаситель ради нас облекся в Иордановы струи и, выходя из воды, возводит очищенный Им мир, отверзает заключенные Адаму небеса и принимает служителями этого таинства представителей всего творения (стихира праздника).

Малое водоосвящение

Малое водоосвящение положено совершать 1-го августа - на Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Кроме того, малое водоосвящение положено совершать и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: "Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Ин. 4, 14). Малое водоосвящение бывает также перед литургией в храме в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и окроплением. Наконец, этот священнодейственный обряд совершается по желанию верующих в соединении с молебным пением.

Посреди церкви, если водоосвящение будет в ней, ставится покрытый стол, на который поставляется чаша с водой и полагаются Крест и Евангелие. Перед чашей возжигаются свечи. Если предполагается освящение воды соединить с крестным ходом, как это бывает 1-го августа, то иерей выносит на голове Крест к месту освящения.

После возгласа священника читается псалом 142-й: "Господи, услыши молитву мою...". Затем поются: "Бог Господь" и тропари: "К Богородице прилежно ныне притецем..." (дважды), "Не умолчим никогда, Богородице...". При этом иерей кадит крестообразно воду. Читается псалом 50-й: "Помилуй мя, Боже..." И вместо канона поются тропари: "Еже радуйся ангелом приимшая..." (дважды) и далее до конца. Затем диакон возглашает: "Господу помолимся", и священник произносит: "Яко свят еси, Боже наш...". Потом поются тропари: "Ныне наста время всех освящающее". При пении тропарей бывает каждение храма или дома. По окончании произносится прокимен и читается Апостол (Евр. 2, 11 - 18), в котором святой Павел говорит о Христе: "А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь".

Затем произносится аллилуйарий и читается Евангелие (Ин. 5, 1-4): "Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. Ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью".

Произносится ектения: "Миром Господу помолимся", в которой возносятся прошения об освящении воды. Обыкновенно при этом совершают каждение воды. Затем священник читает молитву об освящении воды: "Боже, Боже наш, Великий в совете..." и затем тайную молитву: "Приклони, Господи, ухо Твое..." Кроме этих молитв, иногда читается еще особая: "Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святаго и освяти воду сию: и даждь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение отрастем, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякаго зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякия скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь".

По прочтении молитв священник, взяв честной Крест Распятием к себе, нижней частью его делает крестообразное движение по поверхности воды, затем погружает весь Крест в воду. При этом поют тропари: "Спаси, Господи, люди Твоя"... (трижды) и "Твоих даров..."

Затем иерей целует Крест, вынутый из воды, и кропит всех присутствующих и всю церковь, при этом поют тропари: "Источник исцелений..." и "Призри на моление раб Твоих..." Водоосвящение оканчивается молитвословиями литии. Сначала произносится сокращенная сугубая ектения: "Помилуй нас. Боже", состоящая из двух прошений. После первого поется: "Господи, помилуй" (трижды), а после второго - 40 раз. Затем читается молитва "Владыко Многомилостиво...", которая положена на всенощном бдении, на литии. Затем бывает отпуст. Присутствующие прикладываются ко Кресту, а священник кропит каждого.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Ещё об определении счастья
О важном значении сна