Канонизация в католической церкви

В Римско-католической церкви Коллегия кардиналов собирается под председательством папы для обсуждения вопросов, касающихся канонизаций. Это собрание называется консисторией (лат. consistorium – помещение для собраний).

В консистории принимаются решения о канонизации (от греч. kanonizo, "включать в канон", "узаконивать") – законодательный акт высшей церковной власти, которым христианский подвижник, прославившийся своими подвигами, посмертно причисляется к лику святых. Сначала канонизация совершалось папой вместе с Собором епископов. Но с падением значения Собора на Западе участие его в канонизации не стало признаваться необходимым. Место Собора заняла Коллегия кардиналов с совещательным голосом. Все вопросы о причислении кого-либо к лику святых стали решаться в Риме папой и Коллегией кардиналов.

В первые века христианства о канонизации не говорилось, тогда доказательством святости был факт мученической смерти за веру во Христа или подвижнический характер жизни исповедника, о котором было известно всем. Со временем Церковь выработала определенные практики и процедуры канонизации. В 1171 году папа Александр III издал декрет, резервировавший канонизацию Папскому Престолу, который только в 1234 году стал повсеместным церковным правом. В следующие века, кроме канонизаций, появились беатификации, то есть разрешения пап на почитание какого-нибудь праведного человека в определенной местности или регионе. Окончательно зарезервировал беатификацию за Папским Престолом в 1515 году папа Лев X. В 1642 году папой Урбаном VIII было введено четкое разграничение беатификации и канонизации.

Очень трудная и длинная процедура проведения процессов беатификации и канонизации почти не изменялась вплоть до начала XX века. В 1902 году было учреждено историческое отделение Конгресса обрядов, при котором папа Лев XIII основал историко-литургическую комиссию, помогавшую решать трудные проблемы исторического порядка. В 1917 году был опубликован разработанный папой Пием Х Кодекс канонического права.

Новейшие реформы процесса причисления к лику блаженных в духе Второго Ватиканского Собора, ознаменовавшего либерализацию подхода к святости, проводили Павел VI и Иоанн-Павел II. В 1969 году Павел VI разделил Конгресс обрядов, создав два новых учреждения: Конгресс богослужений и Конгресс канонизации святых. В 1983 году пересмотр процедур канонизации завершился обнародованием апостольской конституции Иоанна Павла II и правил, которые образуют действующее законодательство в сфере канонизации.

В результате была существенно умерена жесткость требований к чистоте учения, зафиксированного в писаниях "кандидата", и исключительности его духовного подвига, но акцентировался социальный аспект христианского служения, который теперь играет очень важную роль при вынесении суждения о беатификации. Процесс причисления к лику святых включает две ступени – беатификацию (причисление к лику блаженных) и собственно канонизацию, представляющую окончательное суждение о святости лица, ранее беатифицированного.

Беатификация (лат. beatificatio) – это акт причисления того или иного лица к лику блаженных, это своеобразная "низшая ступень" в процессе подготовки канонизации – непосредственного причисления к сонму святых. Беатификация как необходимый этап процесса канонизации была введена с XVII века. Процесс беатификации предусматривает проверку ортодоксальности сочинений "кандидата" (если таковые имеются), оценку степени духовной высоты проявленных им добродетелей, а также засвидетельствование чудес, совершенных по заступничеству "потенциального" блаженного (это требование необязательно только для мучеников).

Сначала в Ватикан представляется так называемое positio – достаточно обширное досье на "кандидата" в блаженные, содержащее документы и свидетельства, которые подтверждают его благочестивую жизнь и факты чудотворений (по большей части – неожиданных исцелений тяжелобольных). Затем проводится некое подобие судебного процесса, на котором заслушивают показания, как сторонников беатификации, так и ее противников, тех, кто не верит в чудеса, совершенные "кандидатом" (до XIX века таких "противников" даже назначали, именуя их "адвокатами дьявола").

Если процесс завершается в пользу "кандидата", досье поступает на рассмотрение в Конгрегацию по делам святых, где его анализирует уже так называемая медицинская комиссия, в которую могут входить даже представители других религий и светские люди. Комиссия должна определить, не имеет ли приписываемое кандидату чудо научного или иного логического объяснения. Если комиссия не находит подобного объяснения, Конгрегация подтверждает, что чудо действительно имело место и явлено оно было по молитвам или при благодатной помощи именно этого "кандидата". Только после этого папа подписывает соответствующий официальный акт провозглашения нового блаженного.

Процесс беатификации завершается обрядом причисления к лику блаженных, который обычно проходит в соборе святого Петра. При этом открывается покрытая тканью икона блаженного, читается декрет о беатификации и поется гимн Te Deum.

Процесс канонизации аналогичен беатификации. Начинается он ходатайством прокуратора и подачей материала в Конгрегацию обрядов. После рассмотрения вопроса в Конгрегации, папа, если соглашается на возбуждение дела, дает последней поручение. Так же, как при беатификации, собираются необходимые сведения через подлежащих епископов. Все собранные сведения тщательно проверяются. Постановление о беатификации и канонизации делаются в консистории. Опубликование беатификационных и канонизационных актов совершается с особым торжеством по специальным чинам. Предположениями канонизации в католической церкви признаются: принадлежность к Церкви, возраст разумения и способность различать Добро и Зло, смерть канонизуемого (канонизация может быть только после смерти).

Условия канонизации в католической церкви: святая жизнь и проявление чудодейственной силы. К героическим добродетелям относятся три богословских добродетели – вера, надежда и любовь, и четыре основных – благоразумие, справедливость, мужество и умеренность, с их предположениями и следствиями. Все добродетели должны быть проявлены не в единичных случаях, а в большом их числе, действительно героически, добровольно и с радостью. Но по отношению к кардинальным добродетелям считается достаточным, если подвижник благочестия обнаружил те из них, которые были наиболее свойственны и приличны его положению. Признание наличности чудодейственной силы регламентируется следующими положениями: требуются не прижизненные чудеса, а посмертные. Для канонизации требуются четыре чуда, установленные посредством показаний свидетелей и очевидцев.

Католическое деление святых на "святых" и "блаженных", "прошедших беатификацию", имеет своим следствием различие в их культе. Первые признаются и должны быть признаваемы за святых всеми членами Церкви; они призываются в публичных молитвах во всей католической церкви как ходатаи пред Богом. В их память могут быть освящаемы Церкви; память каждого из них Церковь празднует один или несколько дней в году; изображения святых со знаками святости (венец, нимб) могут быть выставляемы во всех церквах и почитаются, как иконы; останки святых (реликвии) открыто выставляются в церквах для поклонения верующих.

Культ блаженных имеет более ограниченный объем. Существенное его отличие от культа святых состоит в том, что он не может быть предписан для целой Церкви, он только допускается в таких пределах (очень редко). Запрещается расширять публичное отправление культа блаженного за пределы, в которых этот культ дозволен. Изображения и реликвии блаженных без особого дозволения папы не могут выставляться в храмах и ораториях, особенно где совершается месса. Также требуется особое разрешение папы на освящение престолов и на празднование в честь блаженных, на дневные службы им и на призывание их в публичных молитвах.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Канонизация в католической церкви

Кардиналы в католической церкви

Кардинал (лат. cardinalis – главный, основной, от cardo – дверной крюк, ось...
Религия

Вербное воскресенье в католической церкви

Вербное Воскресенье (лат. Dominica in palmis de Passione Domini ) – праздник...
Религия

О дальнейшем сближении Католической Церкви с Московкой

В беседе с иностранными журналистами архиепископ Волоколамский Иларион рассказал...
Религия

О Коптской Церкви

Тайное учение, унаследованное от еретического христианства Учение коптов иногда...
Религия

Православные церкви

Православие, как и протестантизм, не имеет единого центра управления, подобного...
Религия

Бегство старообрядческой церкви

Положение христиан в России в XVII столетии во многом было похоже на положение...
Религия

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Реальна ли история?
Болезни тела человека как средство баланса