Скифская Артимпаса (Артемис) - это славянская Рожаница Лада; убедимся, что в "списке Геродота" упомянуто и семейство Великой Богини. С Аполлоном, сыном Лето (Лады), отождествлен скифский Гойтосир. Аналога этого имени не обнаруживается нигде; возможно, оно представляет какой-то местный эпитет. Смысл его понятен, если учесть, что древний индоевропейский корень "сер-сир" имеет смысл "горение" (тот же, что в названии минерала "сера" и в имени египетского бога Осириса, сына Солнца-Pa). Если учесть, что греческий Аполлон - это солнечный бог, то "горящий" смысл имени его скифского аналога вполне объясним.
АПОЛЛОН, полным аналогом которого является славянский КУПАЛА,104 символизирует Солнце в наивысшем подъеме, летнее солнцестояние. Его образ - светлый, прекрасный юноша, его функции - покровительство любви и браку. Само имя его связано со словом "купава" в значении "белый", "светлый";105 возможно, что именно он и есть тот "Белбог" или "Белин", особое почитание которого славянами и кельтами засвидетельствовано античными источниками. Подобно своей матери - богини любви Ладе, Купала назывался также Лад или Ладон.106
Римляне почитали сына Лады-Венеры в детском облике; он носил у них имя, сходное со славянским - КУПИДОН (у адриатических венетов - КУПАВОН); изображался маленьким крылатым мальчиком, воруженным луком и "стрелами любви". Точно такой же образ имеется в греческой (ЭРОТ, сын Афродиты) и в индийской мифологии (КАМА, сын Лакшми), что доказывает его происхождение из общего первоисточника.
Сын Венеры (Лады-Лето) Купидон - это маленький Купала, Лад. "Подросший" Купала покровительствовал мирному труду, ремеслам, искусствам (в том числе "изящным"), и в частности - медицине. В последней ипостаси Купала содействовал также тайным силам, магии. Но Аполлон-Купала был также божеством-воителем, стрелком из лука, чьи стрелы (символ солнечных лучей) несли неотвратимую гибель силам мрака.
Во многих вариантах арийской религии образ Купалы-Аполлона связывался с лебединой символикой. Греческий Аполлон отправлялся каждый год на север на колеснице, запряженной лебедями; Купавон иллирийских венетов представлялся сыном Кикна (Лебедя); с этим же символическим рядом связана кельто-германская легенда о Лоэнгрине, прекрасном боге, вступившем в брак с земной женщиной, но улетевшей от нее на "лебединой" колеснице... Другим символом Аполлона служил волк (у греков: Аполлон Ликийский, "волчий"; Иван-царевич и Серый Волк в русской мифологии).
Наиболее глубокий смысл образа Купалы-Аполлона-воплощение творческих сил, преобразующих божественную солнечную энергию в конкретную форму, поэтому его праздник и приходился на кульминацию годичного цикла, летнее солнцестояние. В Ведах этому образу соответствует САВИТАР, золоторукий, несущийся на колеснице (как и греческий Аполлон) бог солнечного света:
К тебе, о бог Савитар, владыке всего желанного,
Мы идем за долей, о (ты) дающий!..
У тебя, наделенного Счастливой долей,
Мы хотим приобщиться с твоей помощью к вершине богатства. (1,24).
Приближаясь сквозь черное пространство,
Успокаивая бессмертного и смертного,
Савитар на золотой колеснице, Бог едет, взирая на (все) существа...
Златорукий Савитар, повелитель людского рода,
Странствует между обоими: между небом и землей.
Он гонит прочь болезнь, приводит в движение Солнце.
Он спешит на небо через черное пространство.
Златорукий Асура, добрый вождь, Милосердный, прекрасно помогающий...107
Совпадение образов полное: и Аполлон, и Савитар - солнечные золоторукие боги-колесничие; и тот, и другой, считались подателями благ, к которым можно непосредственно обращаться с молитвой, и тот, и другой - "целители"...
Удивительно, но образ солнечного Аполлона-Купалы-Савитара, очевидно, верный исходному первоисточнику, сохранился, кроме греческого мифа, только в славянском фольклоре (Иван Купала, Иван Царевич) и отчасти - в кельтской легенде о Лоэнгрине. Даже в поздней индуистской религиозной системе для него не нашлось места, а в таких религиях, как римская или скандинавская, от этого образа не осталось следа уже в древнейшее время. Как это ни странно, чем прекраснее божественный образ, тем труднее оказывается сохранить его...
"ЭЙТОСИР" (скиф.)=АПОЛЛОН+ ЭРОТ (сын Лето, греч)КУПИДОН (сын Венеры, рим.) =ЛАД+ КУПАЛА (сын Лады-Лето, слав.)= КАМА+ САВИТАР (инд.)
АПОЛЛОН, полным аналогом которого является славянский КУПАЛА,104 символизирует Солнце в наивысшем подъеме, летнее солнцестояние. Его образ - светлый, прекрасный юноша, его функции - покровительство любви и браку. Само имя его связано со словом "купава" в значении "белый", "светлый";105 возможно, что именно он и есть тот "Белбог" или "Белин", особое почитание которого славянами и кельтами засвидетельствовано античными источниками. Подобно своей матери - богини любви Ладе, Купала назывался также Лад или Ладон.106
Римляне почитали сына Лады-Венеры в детском облике; он носил у них имя, сходное со славянским - КУПИДОН (у адриатических венетов - КУПАВОН); изображался маленьким крылатым мальчиком, воруженным луком и "стрелами любви". Точно такой же образ имеется в греческой (ЭРОТ, сын Афродиты) и в индийской мифологии (КАМА, сын Лакшми), что доказывает его происхождение из общего первоисточника.
Сын Венеры (Лады-Лето) Купидон - это маленький Купала, Лад. "Подросший" Купала покровительствовал мирному труду, ремеслам, искусствам (в том числе "изящным"), и в частности - медицине. В последней ипостаси Купала содействовал также тайным силам, магии. Но Аполлон-Купала был также божеством-воителем, стрелком из лука, чьи стрелы (символ солнечных лучей) несли неотвратимую гибель силам мрака.
Во многих вариантах арийской религии образ Купалы-Аполлона связывался с лебединой символикой. Греческий Аполлон отправлялся каждый год на север на колеснице, запряженной лебедями; Купавон иллирийских венетов представлялся сыном Кикна (Лебедя); с этим же символическим рядом связана кельто-германская легенда о Лоэнгрине, прекрасном боге, вступившем в брак с земной женщиной, но улетевшей от нее на "лебединой" колеснице... Другим символом Аполлона служил волк (у греков: Аполлон Ликийский, "волчий"; Иван-царевич и Серый Волк в русской мифологии).
Наиболее глубокий смысл образа Купалы-Аполлона-воплощение творческих сил, преобразующих божественную солнечную энергию в конкретную форму, поэтому его праздник и приходился на кульминацию годичного цикла, летнее солнцестояние. В Ведах этому образу соответствует САВИТАР, золоторукий, несущийся на колеснице (как и греческий Аполлон) бог солнечного света:
К тебе, о бог Савитар, владыке всего желанного,
Мы идем за долей, о (ты) дающий!..
У тебя, наделенного Счастливой долей,
Мы хотим приобщиться с твоей помощью к вершине богатства. (1,24).
Приближаясь сквозь черное пространство,
Успокаивая бессмертного и смертного,
Савитар на золотой колеснице, Бог едет, взирая на (все) существа...
Златорукий Савитар, повелитель людского рода,
Странствует между обоими: между небом и землей.
Он гонит прочь болезнь, приводит в движение Солнце.
Он спешит на небо через черное пространство.
Златорукий Асура, добрый вождь, Милосердный, прекрасно помогающий...107
Совпадение образов полное: и Аполлон, и Савитар - солнечные золоторукие боги-колесничие; и тот, и другой, считались подателями благ, к которым можно непосредственно обращаться с молитвой, и тот, и другой - "целители"...
Удивительно, но образ солнечного Аполлона-Купалы-Савитара, очевидно, верный исходному первоисточнику, сохранился, кроме греческого мифа, только в славянском фольклоре (Иван Купала, Иван Царевич) и отчасти - в кельтской легенде о Лоэнгрине. Даже в поздней индуистской религиозной системе для него не нашлось места, а в таких религиях, как римская или скандинавская, от этого образа не осталось следа уже в древнейшее время. Как это ни странно, чем прекраснее божественный образ, тем труднее оказывается сохранить его...
"ЭЙТОСИР" (скиф.)=АПОЛЛОН+ ЭРОТ (сын Лето, греч)КУПИДОН (сын Венеры, рим.) =ЛАД+ КУПАЛА (сын Лады-Лето, слав.)= КАМА+ САВИТАР (инд.)
Обсуждения Аполлон