Книга Иова

Это высокохудожественная повесть о бедствиях праведника и о несправедливости бога, обрушившего на него эти бедствия. Честный и богобоязненный человек по имени Иов был счастлив и удачлив в жизни. У него было крепкое здоровье, много хороших детей, много скота и всякого имущества. Но однажды бог поспорил с сатаной по поводу Иова: будет ли он так же богобоязнен, если отнять у него благополучие. Бог предоставил сатане возможность делать с Иовом все, что он захочет, только не отнимать у него жизнь. И сатана начал свои опыты. Он лишил Иова всех его стад и прочего имущества, он умертвил всех его детей. Иов не поколебался в своей вере.

Когда бог похвалился перед сатаной верностью Иова, тот предложил лишить Иова здоровья, на что бог ответил сатане: «вот, он в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов.2:6). Тогда сатана поразил Иова проказой «лютою от подошвы ноги его по самое темя его» (Иов.2:7). Иов взял черепицу, «чтобы скоблить себя ею», и сел на кучу пепла вне селения. Отчаявшаяся жена его дошла до того, что посоветовала мужу: «похули бога, и умри». Но Иов остался непреклонным в своей верности терзающему его богу.

И все же постепенно червь сомнения разъедал его душу. Пришли проведать его трое друзей. Вид Иова произвел на них потрясающее впечатление, «они не узнали его; и возвысили голос свой, и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу. И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико» (Иов.2:12, 13).

Потом заговорил Иов «и проклял день свой». Начался долгий спор между Иовом и пришедшими к нему друзьями. Темой спора явился вопрос о том, справедливо ли поступает бог, обрушивая на невинного человека всевозможные страдания, правильно ли вообще устроены в мире. Спор оказывается чрезвычайно поучительным. Иов выдвигает неопровержимые претензии к богу, а ответы его собеседников весьма неубедительны. Вспоминая прожитую им жизнь, Иов не находит в ней ни одного преступления или греха, за которое заслуживал бы наказания. В чем же смысл, спрашивает он, тех ударов, которые посылались на него от бога? А если бы, рассуждает он, я даже согрешил в чем-нибудь, неужели меня следует так жестоко наказывать? «Если я согрешил, то что я сделаю тебе, страж человеков!.. И зачем бы не простить мне греха и не снять с меня беззакония моего?» (Иов.7:20, 21)

Иов признает свою ничтожность перед всемогуществом бога, но именно это заставляет его протестовать против божьего произвола. Почему ты, спрашивает он у бога, всемогущий и неприступный, ополчился против меня, бессильного и жалкого; «не сорванный ли листок ты сокрушаешь, и не сухую ли соломинку преследуешь?» (Иов.13:25) Не может быть и речи о борьбе Иова с богом, и страдалец это прекрасно понимает, но он понимает зато и свою моральною правоту в тяжбе с безжалостной и непонятной слепой силой, воплощенной в боге. Где справедливость, спрашивает он у владыки вселенной. «Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицем их…»

И дальше Иов рисует подробную картину благополучной жизни грешников и «беззаконников». Больше того, он по существу требует от бога ответа на вопрос о причинах социального зла. Он говорит о господствующей в обществе несправедливости: «Межи передвигают, угоняют стада, и пасут [у себя]. У сирот уводят осла, у вдовы берут в залог вола. Бедных сталкивают с дороги, все уничиженные земли принуждены скрываться. Вот они, [как] дикие ослы в пустыне, выходят на дело свое, вставая рано на добычу; степь [дает] хлеб для них и для детей их. Жнут они на поле не своем, и собирают виноград у нечестивца; нагие ночуют без покрова, и без одеяния на стуже; мокнут от горных дождей, и, не имея убежища, жмутся к скале. Отторгают от сосцов сироту, и с нищего берут залог; заставляют ходить ногами, без одеяния, и голодных кормят колосьями; между стенами выжимают масло оливковое, топчут в точилах, и жаждут. В городе люди стонут, и душа убиваемых вопиет, и бог не воспрещает того» (Иов.24:2-12).

Благочестивые собеседники Иова произносят длинные речи в опровержение его разоблачений. Но какие это жалкие опровержения! Собеседники взывают к набожности Иова, они расписывают божие могущество, еще и еще раз повторяя, что тот, если захочет, может все сделать. Но Иову этого доказывать не нужно. Он уверен в божием могуществе, он требует ответа именно на вопрос о том, почему бог не применяет это могущество в интересах справедливости. И убедительно звучат его слова: «Слышал я много такого; жалкие утешители все вы!» (Иов.16:2). Он требует от них прямого ответа: «Укажите, в чем я погрешил… Пересмотрите, есть ли неправда? пересмотрите, — правда моя» (Иов.6:24, 29). Но собеседники «перестали отвечать Иову, потому что он был прав в глазах своих».

Спасти положение берется новый спорщик, неизвестно откуда взявшийся и молчавший до сих пор. Он обрушивается на старых оппонентов Иова за то, что они не сумели ответить ему, и на самого Иова за его богохульство. Но по существу и новый адвокат не может сказать ничего убедительного.

В конце концов, автор книги предоставляет слово самому богу. Бог «из бури» произносит длинную речь, обращенную к Иову. Надо сказать, что речь бога производит не более убедительное впечатление, чем речи его земных защитников. Основной смысл речи бога заключается в том, что ты, мол, Иов, ничтожен и бессилен передо мной, богом; ты не можешь сделать того, что могу сделать я, бог. Но Иов и не пытался утверждать, что он так же силен, как бог. Наоборот, он все время твердит, что сила бога безмерна, но неправильно и несправедливо употребляется им, так что в сущности восхвалением своей силы бог не отвечает Иову, а только запугивает его. Иову ничего другого и не остается, как «замять вопрос», им поднятый, и смиренно покаяться. «Вот, — говорит он, — я ничтожен; что буду я отвечать тебе? Руку мою полагаю на уста мои» (Иов.39:34); «знаю, что ты все можешь, и что намерение твое не может быть остановлено… отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов.42:2, 6). И в награду за покаяние бог возвращает Иову его прежнее благополучие.

От книги остается впечатление полной правоты Иова в его выступлениях против бога и полной несостоятельности всех попыток оправдать зло на земле. Любопытно, что бог остается недоволен тем, как его защищали собеседники Иова, он говорит одному из них: «горит гнев мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о мне не так верно, как раб мой Иов» (Иов.42:7). Таким образом, автор вкладывает в уста бога неожиданное признание правоты Иова. Это наводит на мысль о полном сочувствии самого автора Иову в его богохульных речах и мыслях. Таким образом, в Библии есть целые книги, которые по своему содержанию не являются религиозными.

Есть в библейских произведениях в общем религиозного характера значительные по размерам отдельные куски, которые выглядят, как «вставные номера», не связанные с остальным текстом и чуждые религиозного духа. Некоторые из них могут быть выделены как отдельные новеллы. Таков, например, рассказ о богатыре Самсоне (См. книгу Судей Израилевых, гл. 13-16). Приведем его содержание.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Книга Иова

Книга ни о чем

Мастер Сосан сказал: "Великий путь прост для тех, кто не делает предпочтений...
Религия

Оранжевая книга

МЕДИТАЦИЯ ДЕВАВАНИ Девавани — это божественный голос, входящий и выходящий из...
Религия

Книга глубинная

43. Дуб Великой - всем древам мати. Почему Дуб Великой всем древам мати? На...
Религия

Глубинная Книга

1. Как на Матушке - на Святой Руси, На Святой Руси - на подсветною, Восходила...
Религия

Книга Екклесиаста

Екклесиаст означает, в переводе с греческого — церковник, член церковной общины...
Религия

Оранжевая книга Ошо

МЕДИТАЦИЯ ГУРИШАНКАР Ночная медитация в ежемесячных медитационных лагерях. Эта...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Что такое позитивное самопрограммирование
Успешность и благополучие