Книга Исаии

Книги Исаии, Иеремии, Иезекииля

Эти книги считаются церковью наиболее важными из пророческих книг. Хотя в христианском каноне они помещены значительно дальше книг Ездры и Неемии, в них рассказывается о событиях, происходивших раньше, чем события, освещаемые у Ездры и Неемии. В книге Исаии сначала еще только предвещается вавилонское пленение, книга Иеремии как раз приходится на период войны с Вавилоном, а автор книги Иезекииля сам находился в вавилонском плену. Правда, и в книге Исаии мы находим прямые указания на персидского царя Кира, жившего много времени спустя после событий, описываемых в основных главах книги Исаии. О чем это свидетельствует, мы будем говорить в дальнейшем, в связи с разбором истории библейских книг.

Каждая из трех пророческих книг имеет свои характерные черты. Книга Исаии выдается своим высоким литературным мастерством, в книге Иеремии обращают на себя внимание исступленные проклятия и, можно даже сказать, своеобразная религиозная истеричность тона. В книге Иезекииля больше, чем в других пророческих книгах, туманных и бессвязных видений, темных иносказаний. По существу, однако, содержание всех трех книг в основном совпадает, поэтому мы и рассматриваем их вместе.

Основное место в них занимают обличения и обвинительные речи. Пророки обвиняют евреев во всевозможных грехах и преступлениях, прежде всего в отпадении от Яхве и в поклонении чужим богам. Чрезвычайно многословно, с массой повторений пророки твердят один и тот же мотив: Яхве вывел евреев из Египта, отдал им страну, текущую млеком и медом, всем, чем только можно, облагодетельствовал их, а они непрестанно изменяли ему и продолжают изменять.

Отношения между богом и еврейским народом пророки сравнивают с отношениями между любящим мужем и развратной женой, на каждом шагу изменяющей своему мужу. Страшные угрозы извергают пророки на своих слушателей и читателей. Яхве, утверждают они, отомстит евреям так, что содрогнутся все народы мира. Четыре рода казней сулит Иеремия «избранному народу»: «меч, чтобы убивать, и псов, чтобы терзать, и птиц небесных и зверей полевых, чтобы пожирать и истреблять» (Иер.15:3). Как главную же из этих казней все пророки выдвигают меч. Они усматривают карающую руку Яхве в Ассирийской и Вавилонской державах.

В книге Исаии ярко изображается картина неизбежного грядущего нападения Ассирии, которое явится только осуществлением воли Яхве. А Иеремия в столь же устрашающих красках расписывает мощь вавилонского оружия, призывая народ не помышлять о сопротивлении и покорно сдаваться завоевателям, ибо через них действует сам бог. Если внешние враги являются лишь орудием в руках Яхве, то не только бесполезно, но даже грешно оказывать им сопротивление.

И Исаия и в особенности Иеремия требуют от евреев полной покорности завоевателям. Когда вавилонское войско осадило Иерусалим, Иеремия убеждал осажденных перейти на сторону неприятеля (Иер.21:8, 9). Он попытался сам сделать это, но был арестован. Неудивительно, что когда вавилоняне взяли город, они немедленно освободили Иеремию и обошлись с ним самым любезным образом. Во всяком случае, все три пророка призывали евреев к тому, чтобы покорно и безропотно выносить все беды, поскольку они являются наказаниями, ниспосланными Яхве. И тогда, если к тому же евреи перестанут грешить, «блудить» с чужими богами, начнут беспрекословно и точно выполнять все требования яхвистского культа, тогда придет спасение. Яхве грозен, но он и милостив. Он не забудет своего народа и раньше или позже придет ему на помощь. Израиль будет спасен, евреи будут вознесены над всеми другими народами, и вообще наступит счастливая эра.

Исаия описывает ее самыми соблазнительными красками, как эру всеобщего мира и благоденствия. Из текста не совсем ясно, что имеется в виду: благоденствие и счастье еврейского народа или всех людей. До сих пор в Ветхом Завете еврейский народ рассматривался как единственный избранный богом. Но у Исаии уже изредка звучат другие ноты. После всевозможных кар и бедствий которые он сулит Египту, Исаия пророчествует ему обращение в истинную веру. То же будет с Ефиопией и Ассирией. В день, когда наступит избавление, говорит тот же Исаия, объединятся Израиль и Иудея и совместными силами обрушатся на остальные народы. «И полетят на плеча филистимлян к западу, и ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им» (Ис.11:14).

Говорится, правда, о том, что к евреям «присоединятся иноземцы, и прилепятся к дому Иакова», но тут же дается объяснение, что «дом Израиля усвоит их себе на земле господней рабами и рабынями, и возьмет в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими» (Ис.14:2). И вот тогда-то наступит на земле абсолютная благодать, тогда-то и начнется господство всеобщего мира: «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их…» (Ис.11:6, 7).

Кто же проведет человечество к этому вожделенному состоянию? Конечно, бог Яхве, но не собственноручно, а через посредство своего посланца, своего помазанника. Исаия говорит о ветви, которая «произойдет от корня Иессеева», т. е. из рода царя Давида, и станет вождем, спасителем еврейского народа, мессией. Ветвь по-древнееврейски называется «нецер». Это слово впоследствии подверглось всевозможным переделкам и приобрело вид слова «назорей», которым в Новом Завете именовался Христос.

В другом случае Исаия предсказывает рождение спасителя, которого назовут Еммануил. На это место тоже будут в дальнейшем ссылаться авторы Нового Завета. Чтобы ускорить пришествие мессии, пророки рекомендуют евреям быть верными Яхве. Но в чем должна заключаться эта верность, не совсем ясно. В разбираемых трех книгах пророков мы находим две различных линии в этом вопросе. С одной стороны, у Исаии говорится о том, что самое важное не жертвоприношения и не выполнение формальных требований культа, а нравственная жизнь: «К чему мне множество жертв ваших? — говорит господь. — Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу… Курение (имеется в виду богослужебное курение ладаном и другими ароматическими веществами. — И. К.) отвратительно для меня; новомесячный и суббот, праздничных собраний не могу терпеть» (Ис.1:11-13). Вместо этого бог устами Исаии требует: «Перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; заступайтесь за вдову» (Ис.1:16, 17).

Однако, как было уже выше сказано, это не единственная линия в проповеди пророков и даже не основная. В книге Иезекииля мы находим подробнейшим образом разработанный церемониал жертвоприношений, курений и прочих элементов обычного для Ветхого Завета служения Яхве.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Книга Исаии

Книга Мудрости

Такя слышал... РёкВещий: 1. Мудрость Моя — мудрость уединения: не одиночества...
Религия

Велесова книга

К чему нам помнить древние доблестные времена, идя куда - невесть. А так вот...
Религия

Велес книга

... пришлось нам убежать в леса и жить там охотниками и рыбаками, чтобы смогли...
Религия

Велесовая книга

Дощечка 5б (2) (II 5б) Вот эти Язы отошли на полдень и там не тревожат нас. И...
Религия

Книга веды

Во мне есть убеждение: «Я есть тело». Я понимаю, что это из-за отсутствия...
Религия

Книга Велеса

Вот подробности, как начались мы в округе этой. Скажем так, что лет за тысячу...
Религия

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Хоопонопоно. Повышение вибраций
Как качественно обучить человека или команду?