Подготовка к Великому посту

Неделя о мытаре и фарисее.
Каждая из трех седмиц (т. е. недель) и каждая из четырех Недель (т.е. воскресных дней) перед Великим постом имеет свое название и значение. За три седмицы до Великого поста православная церковь воспоминает евангельскую притчу о мытаре и фарисее, изложенную в Евангелии от Луки (18, 9-14), и говорит о смирении.

Притча, которую по евангельскому сюжету Иисус рассказывал "некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других", повествует о том, как фарисей и мытарь молились в храме.

Фарисеи (от др.-еврейск. - "отделившиеся") - последователи религиозно-общественного течения, проживавшие в Древней Иудее. Фарисеи претендовали на обладание уникальными знаниями, якобы переданными им Моисеем, и тщательно исполняли внешние обряды. Поэтому многие считали их мудрыми и благочестивыми, то есть "отделившимися" от других людей. А мытари, сборщики царских податей, зачастую злоупотреблявшие своими полномочиями, были повсеместно ненавидимы и презираемы.

Фарисей молился так: "Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, беспутные, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю. Жертвую десятую часть из всего, что приобретаю".

Мытарь же от стыда перед Богом за свою неправедную жизнь "не смел даже поднять глаз своих к небу" и лишь молил Его о прощении грехов: "Боже, будь милостив ко мне, грешному" (церк.-слав. - "Боже, милостив буди мне грешному"). Эти слова выделены в отдельную "Молитву мытаря", которая принята православной церковью как общеупотребительная.

Притча завершается утверждением Иисуса, что "мытарь пошел более оправданным в дом свой, нежели фарисей. Потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится".

В этот день церковь призывает христиан к размышлениям о покаянии истинном и показном, когда осуждающий себя (мытарь) будет оправдан Богом, а возвышающий себя (фарисей) - осужден. "Фарисейского избежим высокоглаголания (напыщенного многословия)", - говорится в этот день, "научимся высоте смиренных слов мытаря...", потому что нет без смирения настоящего покаяния.

В Первую седмицу поста нет, поэтому она называется "сплошной". В среду и пятницу христианам позволено вкушать скоромную (запрещенную к употреблению в большинство иных дней поста и подготовительных седмиц) пищу в знак обличения этим горделивого поста фарисея.

В Неделю о мытаре и фарисее в храмах совершается Божественная Литургия, которая имеет следующие особенности: 1) пение на утрени после Евангелия особых покаянных тропарей (молитвенных песнопений); 2) присоединение к песнопениям Октоиха песнопений Постной Триоди; 3) чтение притчи о мытаре и фарисее; 4) замена воскресных кондаков кондаками Триоди, иногда Минеи.

Недели о блудном сыне и Страшном суде

В Воскресенье, 31 января начинается Неделя о блудном сыне. Притча, читаемая за литургией в этот день, рассказывает об истинном покаянии грешного человека и милосердия Божия к нему.

Младший сын потребовал у отца свою часть наследства и ушел на "страну далече". Там все растратил и вернулся назад - попроситься к отцу хотя бы рабом. Отец со слезами радости принял его, принял как сына. Эта евангельская притча о добровольном уходе от Бога и о том, что Бог всегда нас, раскаявшихся, примет. Потому что Отец не может не принять сына, а все мы - дети Божии. И в эту неделю Церковь напоминает нам о том, что мы покинули и потеряли, что ушли мы далеко, что есть Отчий дом, где всегда нас ждут.

7 февраля - Неделя о Страшном суде, с 7 по 13 февраля - Сырная седмица (Масленица). Как следует из евангельского отрывка, Господь ничего не спросит нас о нашей вере, наших убеждениях или о том, как мы внешне старались Ему угодить. Он спросит нас: были ли вы человечны? Накормили вы голодного, когда видели его? Подумали, как дать тепла бездомному? Повернулись к неимеющему и дали то, что есть лишнего у нас? И это - всё, что Господь спрашивает, когда говорит о Страшном суде. Ведь если мы не можем быть человечными, как можно думать о божественно?

Церковь напоминает нам о Страшном суде и говорит о том, что мгновения достаточно, чтобы изменить свою жизнь и повернуться к Богу. Сделаем что-нибудь бесконечно простое, но этого простого малого добра будет достаточно, чтобы другой человек остался в живых, чтобы он мог дышать, а не пропасть.

Эта неделя называется мясопустной, т. е. мясное уже есть не положено. Рыбу, молочные продукты, яйца еще употреблять можно, и поэтому неделя носит еще и другие названия - сырная и масленая. В Масленицу мы печем блины и ходим друг к другу в гости. В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, дай ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь". Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной, так как именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Другое его название - Прощеное воскресенье. Эта подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели - примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу.

В этот день церковь вспоминает изгнание Адама из рая. В начале Поста мы уподобляемся Адаму, совершившему грех и поэтому очутившемуся вне рая. Прощение же - настоящее вторжение Царствия Небесного в наш грешный и падший мир. Простить - значит отвергнуть все счеты и расчеты человеческих отношений, предоставив их Христу. Простить - это значит и быть прощеным Отцом Небесным, значит оказаться в раю.

В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы приступить к Великому посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни, и с чистым сердцем встретить Пасху - день Воскресения Христова.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Подготовка к Великому посту

Прикосновение к великому

Я читаю Зоар и хочу, насколько только возможно, отнести себя к Творцу, к "Нет...
Религия

Подготовка ума

В самом начале практики очень важна наша мотивация, потому что от изначального...
Религия

Подготовка к медитации

Техники медитации приносят пользу, потому что они научны. Благодаря им вы...
Религия

Подготовка к медитации

Практика начинается с того, что называется "шила" (добродетель, моральная...
Религия

Подготовка к покаянию

Известно, что для достижения желаемого необходимо сначала подготовить средства к...
Религия

Подготовка к медитации

А. Уоллес исходит из предположения (подтвержденного тысячелетним опытом...
Религия

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Ещё об определении счастья
Тайна Семи