Зороастризм как религия

До сих пор наукой не определено, в какое время зародилось учение, названное по имени своего основателя – зороастризм. Да и с именем этого пророка до сих пор идут споры: иранцы звали его Заратуштра, германцы – Заратустра, греки – Зороастр.
Зороастризм как религия
В 1986 году в Златоусте завершила 9-летнюю работу английская археологическая экспедиция, которая сумела за эти годы углубиться в культурном слое на 43 метра, не достигнув полной его глубины. Выводы английских учёных удивили весь мир: по существующей методике оценки временного периода они сумели установить возраст разработанного культурного слоя в 8500 лет! К этому же периоду относятся первые пророчества человека, получившего имя Зарауста (за Ра уста – за Бога вещающего). Одна из руководителей экспедиции, известная английская исследовательница Мэри Бойс высказала научно обоснованное предположение «исходя из содержания и языка сложенных Зороастром гимнов, теперь установлено, что в действительности пророк Зороастр жил в азиатских степях, к востоку от Волги».

Ниже привожу цитату по Е.Классену из главы «Древние Парси» (Извлечение из Зенд-Авесты Зороастра с дополнительными замечаниями), в которой раскрывается первое переселение с Индукуша. Как известно, в период последнего оледенения (плейстоцена) народы Сибири и Урала мигрировали на юг, откуда и началось это движение в другие земли: «... По другому сказанию первое переселение с Индукуша было в плодоносную долину Евфрата, второе образовало Лилию, Финикию и Карфаген, третье – Эфиопию, а за ней Нубию и Абиссинию. Их колонии образовали Египет и Фивы. Из этого усматриваем, что Парси – прародители знаменитейших в древности народов, каковыми были Финикияне, Карфагенцы, Эфиопляне, Египтяне и Фиванцы, имевшие свою грамотность, науки, искусства и торговлю. Кроме того, известно, что народ в Индукуше, в Бактре и Эфиопии делился на четыре касты, а жрецов у Бактров называли магами или волхвами. Известно также, что и Скифы делились на четыре касты: на Скифов царских, в числе которых были и жрецы, Скифов-меченосцев (у Греков), Скифов-ружан (Rugii) и Скифов-алан (Alani)».

Хочу сделать небольшую оговорку: по мнению ряда ученых за многие тысячелетия могли жить люди с именем Заратустра или ЗаРауста, т.к. уже в самом этом слове звучит, скорее не имя, а прозвище – «за Бога говорившего». Таким образом, само понятие «пророк» в те времена и звучало как «зарауста». Аналогию мы находим в более поздней традиции – буддизме: из известных этой религии трех тысяч будд один стал Буддой.

Зороастрийская традиция настолько древняя, что большинство её последователей совершенно забыли, когда и где она возникла. Многие азиатские и ираноязычные народы и страны претендовали в прошлом на роль родины пророка Зороастра. По одной из версий, Зороастр жил в последней четверти II тыс. до н.э. Его учение, возникнув на территории Иранского нагорья, в его восточных областях, получило распространение в ряде стран Ближнего и Среднего Востока и стало господствующей религией в древних иранских империях примерно с VI века до н.э. до VII века н.э.. С принятием ислама в Персии в качестве государственной религии, зороастрийцы стали подвергаться гонениям и истреблению, и в VII-X вв. большинство из них постепенно переселились в Индию (штат Гуджарат), где их называют парсами. В настоящее время зороастрийцы помимо Ирана и Индии проживают в Пакистане, Шри-Ланке, Адене, Сингапуре, Шанхае, Гонконге, а также в США, Канаде и Австралии. По приблизительной оценке, в современном мире число последователей зороастризма составляет не более 130-150 тыс. человек.

Для своего времени зороастрийское вероучение было во многом уникально, многие его положения глубоко благородны и нравственны, что и нашло отражение в более поздних религиях, таких, как иудаизм, христианство и ислам, но в зороастризме отсутствуют положения о способах открытого закабаления соседних народов. Общий признак этих верований – монотеизм, то есть в основе их лежит вера в единого верховного Бога, творца вселенной; вера в пророков, осенённых божественным откровением, которое и становится основой их вероучений. Как и в зороастризме, в иудаизме, христианстве и исламе существует вера в приход Мессии, или Спасителя. Все эти религии вслед за зороастризмом призывают следовать возвышенным нормам морали и строгим правилам поведения. Следует отметить, что учение о загробном мире, рае, аде, бессмертии души, воскресении из мёртвых и установлении праведной жизни после Страшного суда также появились в этих религиях под влиянием зороастризма, где они присутствовали изначально. Потому и не вызывает удивление весьма скромное освещение многих религиозных верований представителями господствующей церкви, которая не родилась на пустом месте, а использует (не всегда умело) опыт и традиции других изначальных верований. Более подробно о единстве изначальных верований освещается во всех главах этой книги.

Истоки зороастризма. Современная историческая литература не дает точных сроков зарождения этого верования. Имеется информация, что у народов, живших к востоку от Волги и в южнорусских степях жил народ, который историки впоследствии назвали протоиндоиранцами, уже существовали верования, называемые скифскими. Они имели уже оформившуюся систему мировосприятия к III тыс. до н.э., вот на эту почву и была посажена новая идеологическая концепция, в те времена мало отличавшаяся от основной религиозной традиции. По предположению учёных народ этот вёл полукочевоё образ жизни, имел небольшие поселения, пас скот. Он состоял из двух социальных групп: жрецов (служителей культа) и воинов-пастухов. Как считают многие учёные, именно к III тыс. до н.э., в эпоху бронзового века, протоиндоиранцы разделились на два народа – индоариев и иранцев, отличающихся друг от друга по языку, хотя основным их занятием по-прежнему оставалось скотоводство и они торговали с осёдлым населением, жившим к югу от них. Это было время постоянных войн за среду обитания, потому в больших количествах производилось оружие и боевые колесницы. Пастухам нередко приходилось становиться воинами. Их вожди возглавляли набеги и грабили друг друга, унося чужое добро, уводя стада и пленников. Именно в это опасное время, примерно в середине II тыс. до н.э., по некоторым данным – между 1500 и 1200 гг. до н.э., жил жрец Зороастр. Наделённый даром откровения, Зороастр резко выступал против того, чтобы в обществе правила сила, а не закон. Откровения Зороастра составили книгу Святых писаний, известную под названием «Авеста». Это не только свод священных текстов зороастрийского вероучения, но и главный источник сведений о личности самого Зороастра.

Священные тексты. В составе дошедших до наших дней текстов «Авесты» имеется три главные книги: «Ясна», «Яшты», «Видевлат». Извлечения из «Авесты» составляют так называемую «Малую Авесту» - сборник повседневных молитв. «Ясна» состоит из 72 глав, 17 из которых составляют «Гаты» - гимны пророка Зороастра. Судя по «Гатам», Зороастр – реальное историческое лицо; он происходил из небогатой семьи рода спитама, отца звали Пурушаспа, мать – Дугдова. Его собственное имя «Заратуштра» на пехлевийском языке может означать «обладающий золотистым верблюдом» или «тот, кто ведёт верблюда». Следует заметить, что такое имя вряд ли могло принадлежать профессиональному жрецу. Думаю, что оно явилось вследствие сложившейся народной мифологии, когда народ «приближает» к себе полюбившихся героев. Толкование имени в форме «Зарауста», как уже отмечалось выше, более реально и сохранилось частично в русском слове «уста» и персидско-азиатском «усто» - «мастер, уважаемый человек». В те годы это слово могло иметь значение «жрец» по аналогии с руководителями общин вольных каменщиков древности, возглавлявшихся мастерами и Великими мастерами.

Из текстов мы узнаём, что Зороастр (принятое в России произношение его имени в греческом варианте в отличие от наиболее употребляемого германского произношения - Заратустра) служил профессиональным жрецом и имел жену и двух дочерей. В среде своего народа его проповеди не нашли признания, поэтому Зороастру пришлось бежать. Пристанище он нашел у правителя по имени Виштаспа, местонахождение его царства или земель до сих пор остаются неизвестны науке. Известно одно: он принял и поддержал пророка Зороастра с его новым учением. Кстати, обращаю внимание, что любая религиозная реформа начиналась сверху. Так случилось в более поздние времена с различными учениями и верованиями – от Будды до киевского князя Владимира. Сам Зороастр был «осенён» истиной верой в 30-летнем возрасте (Не под этот ли возраст пытались «подогнать» начало пророчеств И.Христа, отчего и возникла неразбериха с его датой рождения?). Согласно преданию, однажды на восходе солнца он отправился к реке за водой для приготовления священного опьяняющего напитка – хаомы (сомы). Когда он возвращался, перед ним возникло видение в форме сияющего бестелесного существа – Богу-Мана (в Росии почему-то принято написание Воху-Мана, что в переводе означает «Благой помысел» в отличие от «Божьего посланника» в зороастрийской традиции), который и привел его к Богу.

Пантеон богов зороастрийства. Верховным Богом в зороастризме был Ахура-Мазда (Владыка порядочности, праведности и справедливости), который и наделил пророка особыми способностями. Откровения Зороастра не возникли на пустом месте, их истоки – в религии ещё более древней, чем зороастризм. Задолго до начала проповеди нового вероучения, «открытого» Зороастру самим верховным Богом Ахура-Маздой, у древних иранских племён почитались бог Митра – олицетворение договора между людьми и Богом, Анахита – богиня воды и плодородия, Варуна – бог войны и побед и др. Уже тогда сложились религиозные обряды, связанные с культом огня и приготовлением жрецами хаомы (сомы) для религиозных церемоний. Многие обряды, ритуалы и герои принадлежали ещё эпохе «индоиранского единства», в которую жили протоиндоиранцы – предки иранских и индийских племён. Все указанные божества и мифологические герои органично вошли в новую религию – зороастризм.

В главах «Скифские верования» и «Религия Древней Индии», «Буддизм» приводятся божества общего для всех пантеона богов, имеющие созвучные имена и аналогичные функции, что говорит о едином древе религий и языковой общности до раскола основ единой веры. (Е.Г.)

В учении Зороастра говорится, что высшим божеством является Ахура-Мазда (позже стали называть Ормузд или Хормузд). все другие божества по отношению к нему подчинённое положение. По мнению учёных, образ Ахура-Мазды восходит к верховному богу иранских племён (ариев), именовавшемуся ахура (владыка). К ахура относились Митра, Варуна и др. Высший ахура имел эпитет Мазда (Мудрый). Помимо божеств ахура, воплощавших в себе высшие моральные свойства, древние арии почитали дэвов - божества низшего ранга. Им поклонялась часть арийских племён, в то время как большинство иранских племён причислили дэвов к силам тьмы и зла и отвергали их культ. Что касается Ахура-Мазды, то слово это означало «Владыка Мудрости» или «Мудрый Великий Дух». Он олицетворял собой высшего и всезнающего Бога, творца всего сущего, Бога небесного; он был связан с основными понятиями – божественной справедливостью и порядком (аша), добрым словом и добрыми деяниями. Значительно позже в трудах некоторых учёных получило распространение другое название зороастризма – маздеизм.

В зороастризме нашло отражение дуалистическое восприятие мира: во вселенной противостоят друг другу силы добра и силы зла. Ахура-Мазде противостоит злое земное божество Анхра-Майнью (Анти Бог; встречается в написании Агриман, Ахриман, а также – Ариман), или Злой дух, потомок земных богов (Агри ман – земной дух; в иных написаниях - арман). Постоянное противоборство между Ахура-Маздой и Агриамном выражается в борьбе добра со злом. Таким образом, для зороастрийской религии характерно наличие двух начал: «Воистину, есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, словах и действии – они оба добрый и злой... Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие, и то, что ждёт в конце концов тех, кто следует пути лжи, - это самое худшее, а тех, кто следует пути добра (аша), ждёт самое лучшее. И вот из этих двух духов один, следущий лжи, выбрал зло, а другой – дух святейший ... выбрал праведность».

Воинство Агримана составляют дэвы. Зороастрийцы верят, что это - злые духи, колдуны, злые властители, которые вредят четырём стихиям природы: огню, земле, воде, небосводу. Кроме того, в них выражены худшие человеческие качества: зависть, лень, ложь. Бог Ахура-Мазда сотворил жизнь. тепло, свет. В ответ на это Агриман создал смерть, зиму, холод, зной, вредных животных и насекомых. Но в итоге, согласно зороастрийскому вероучению, в этой борьбе двух начал Ахура-Мазда окажется победителем и уничтожит зло навсегда.

Основополагающей мыслью учения является идея о семи божествах. Ахура-Мазда с помощью Спента-Майнью (святого Духа) сотворил шесть «безсмертных святых», которые вместе с верховным Богом составляют пантеон из семи божеств. Именно эта идея по ограничению числа богов до семи стала одним из новшеств зороастризма, хотя в основу были положены старые представления о происхождении мира. Эти шесть «безсмертных святых» являются некими отвлечёнными сущностями, как, например Богу-Мана (Воху-Мана или Бахман, Богман) – покровитель скота и одновременно Добрая мысль; Аша Вахишта (Ордибехешт, Огнибехешт) – покровитель огня и Лучшая правда, Хшатра Варья (Кшатри варья, Шахривар) – покровитель металла и Избранная власть; Спента Армати – покровитель земли и Благочестие; Хаурватат (Хордад) – покровитель воды и Целостность; Амертад (Мордад) – покровитель умирающей и воскресающей природы и Безсмертие.

Помимо них божествами-спутниками Ахура-Мазды являлись боги Митра (вошедший в качестве верховного бога в римский пантеон до самого падения Западной Римской империи), апам Напати (Варун) – Внук вод, Сраоши – Послушание, Внимание и Дисциплина, а также Аши – богиня судьбы. Эти божественные качества почитались как отдельные боги. В то же время по зороастрийскому учению все они являются порождением самого Ахура-Мазды, его проявленной ипостасью и под его началом стремятся к победе сил добра над силами зла.

Космология. В зороастрийской концепции мироздания мир будет существовать 12 тыс. лет: первый период – Ахура-Мазда создаёт идеальный мир абстрактных понятий; второй период – сотворение тварного, реального, зримого, «населённого тварями», в этот же период начинает действовать и Агриман, насылая смерть на первого двуполого человека Гайомарта, от которого родились мужчина и женщина; третий период охватывает время до появления пророка Зороастра, когда действуют мифологические герои «Авесты»; четвёртый период (после Зороастра) будет длиться 4 тыс. лет, на протяжении которых людям должны явиться три Спасителя. Последний из них, Спаситель Саошьянт, который, как и два предыдущих Спасителя, считается сыном Зороастра, решит судьбу мира и человечества. Он воскресит мёртвых, победит Агримана, после чего наступит очищение мира «потоком расплавленного металла», а всё, что останется после этого, обретёт вечную жизнь.

Как явствует из приведённого выше материала, основные положения учения зороастризма базировались на изначальной единой религиозной платформе, а его нововведения нашли отражение в поздних авраамических религиях. В основу крепости веры положен страх перед предстоящим наказанием и Апокалипсисом. Не зря учёные не хотят найти, куда на юг и к какому правителю ушел из своей страны Зороастр. Мы можем предполагать, что та страна находилась где-то на Иранском нагорье, но уж очень близки многие положения его учения к авраамическим. Даже в легенде о царе Йиме Сияющем, спасшем людей и скот от потопа, построив для них специальное судно, проглядываются многие элементы библейского потопа. Некоторые положения из «Авесты» прямо указывают и на древнейшую славянскую космологическую традицию. Положение о едином верховном Боге, создателе всего сущего, проявленного в различных ипостасях, является основополагающим для многих религиозных традиций, включая славянство. Это положение одни используют, чтобы доказать свою «преданность» монотеизму, другие считаются с таким же отношением к сути многопроявленности как к существованию политеизма в форме второстепенных богов, суть которых – герои и знаменитые предки. На этом фоне выглядит откровенной нелепостью религиозная нетерпимость. Не могут ссориться и проливать кровь друг друга отдельные ветки единого древа. Устранение религиозных противоречий – залог мирного сосуществования всех народов мира!
×

По теме Зороастризм как религия

Религия Зороастризм

Культ Митры явился одним из центральных элементов зороастризма, ведь само имя...
Религия

Зороастризм

ГИМН АХУРА-МАЗДЕ 1. Спросил Ахура-Мазду Сипитама-Заратуштра: "Скажи мне Дух...
Религия

Зороастризм

Некоторые образы, используемые в зороастризме для выражения единосущности духа...
Религия

Зороастризм

ЗОРОАСТРИЗМ , или маздеизм, религия, основанная в 8 или 7 в. до н.э...
Религия

Зороастризм в Узбекистане

Учение зороастризма мало известно широкой публике. Но удивительно, когда...
Религия

Зороастризм

Мусульмане крайне негативно относились с приверженцам Ахура-Мазды – верховного...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Высшая релаксация