Адвайта. Осознание свободно

Вопрос: Я только что прибыл из Шри Раманашрама. Там я провёл семь месяцев.

Махарадж: Какую практику вы делали в Ашраме?
В: Я пытался концентрироваться на «Кто Я?».
М: Каким образом вы это делали? Вербально?
В: Я практиковал в свободные моменты в течение дня. Иногда я бормотал себе под нос: «Кто Я? Я есть, но кто Я?» В другие моменты я делал это в уме. Временами меня посещало какое то приятное ощущение или приходило настроение тихого счастья. В целом я пытался скорее быть в покое и осознании, а не стремиться к состояниям.

М: Что именно вы испытывали, находясь в правильном настроении?

В: Ощущение внутренней неподвижности, покоя и тишины.

М: Вы замечали, что становились бессознательны?
В: Да, иногда, и на короткое время. В основном я просто становился спокойным, внутренне и внешне.

М: Какой это был покой? Что то похожее на глубокий сон, но в сознании? Что то вроде бодрствующего сновидения?

В: Да. Осознанный сон (джагрит сушупти ).
М: Самое главное – освободиться от негативных эмоций: желаний, страха и т.д., то есть «шести врагов» ума. Как только ум освобождается от них, остальное приходит само собой. Так же как ткань очищается в мыльной воде, так и ум очищается в потоке чистого чувства.

Когда вы спокойно сидите и наблюдаете себя, на поверхность может выйти всё что угодно. Не обращайте на это внимание, никак не реагируйте, как это пришло, так оно и уйдёт, само собой. Всё, что имеет значение, – это осознание, осознание себя или, скорее, своего ума.

В: Под «собой» вы имеете в виду повседневное «я»?
М: Да, личность. Только её можно наблюдать объективно. Наблюдатель находится за пределами наблюдения. То, что можно наблюдать, не есть истинное Я.

В: Я всегда могу наблюдать наблюдателя, в постоянном удалении.

М: Вы наблюдаете наблюдение, а не наблюдателя. Вы знаете, что являетесь изначальным наблюдателем, через прямой опыт, а не через логический процесс, основанный на наблюдении. Вы есть то, что вы есть, но вы знаете то, чем вы не являетесь. Я известно как бытие, не Я известно как иллюзорное. Но в действительности всё существует в уме. Наблюдаемое, наблюдение и наблюдатель – это ментальные конструкции. Есть только Я.

В: Зачем ум создаёт все эти разделения?
М: Такова природа ума – разделять и выделять частное. В этом нет ничего плохого. Но разделение не соответствует действительности. Вещи и люди разные, но они не разделены. Природа едина, реальность едина. Есть противоположности, но нет противостояния.

В: По природе я очень активен. Здесь мне советуют избегать активности. Чем больше я пытаюсь оставаться неактивным, тем больше мне хочется чего то делать. Это делает меня не только активным внешне, но и борющимся внутренне быть тем, чем я по природе не являюсь. Есть ли лекарство против желания трудиться?

М: Есть разница между трудом и простой активностью. Вся природа трудится. Труд – это природа, а природа – труд. С другой стороны, активность основана на желании и страхе, на желании обладать и наслаждаться, на страхе боли и уничтожения. Труд делается целым для целого, активность – самим для себя.

В: Есть ли лекарство от активности?
М: Наблюдайте её, и она прекратится. Используйте любую возможность, чтобы напоминать себе, что вы связаны, что всё происходящее с вами является следствием вашего телесного существования. Желания, страх, беспокойство, радость – они не могут появиться, если нет вас, которому они являются. Однако, что бы ни происходило, оно указывает на ваше существование как на центр восприятия. Не обращайте внимания на эти указатели и осознавайте то, на что они указывают. Это очень просто, но это нужно сделать. Значение имеет только настойчивость, с которой вы возвращаетесь к себе.

В: Я действительно попадаю в особые состояния глубокой углублённости в себя, но непредсказуемо и очень ненадолго. Я не могу контролировать эти состояния.

М: Тело – вещь материальная, ей требуется время, чтобы измениться. Ум – это набор ментальных привычек, образов мышления и чувствования, и чтобы измениться, они должны быть вынуты на поверхность и исследованы. Это тоже требует времени. Просто примите решение и настойчиво ему следуйте, остальное само позаботится о себе.

В: Мне кажется, я ясно осознаю, что надо сделать, но я устаю, впадаю в депрессию и ищу компании людей, таким образом теряя время, которое следовало бы потратить на уединение и медитацию.

М: Делайте то, что вам хочется делать. Не изводите себя. Насилие над собой сделает вас жёстким и грубым. Не боритесь с тем, что вы принимаете за препятствия на пути. Просто интересуйтесь ими, следите за ними, наблюдайте их, исследуйте. Позвольте случаться всему – и хорошему, и плохому. Но не позволяйте себе быть поглощённым тем, что происходит.

В: В чём цель постоянного напоминания себе, что ты свидетель?

М: Ум должен понять, что за активным умом есть неизменный фон осознания. Ум должен узнать истинное Я и уважать его, и прекратить закрывать его собой, как луна, закрывающая солнце во время солнечного затмения. Просто осознайте, что ничто из того, что можно наблюдать или переживать, не является вами и не связывает вас. Не обращайте внимания на то, что не является вами.

В: Чтобы делать то, что вы говорите мне, я должен быть постоянно осознан.

М: Быть осознанным – значит быть пробужденным. Неосознанность означает сон. Вы всё равно осознанны в какой то степени, вам не надо пытаться быть осознанными. Что вам нужно – так это осознать своё осознание. Осознавайте намеренно и сознательно, расширяя и углубляя поле осознания. Вы всегда сознаёте ум но вы не осознаёте себя как сознающего.

В: Насколько я понял, вы придаёте особое значение словам «ум», «сознание» и «осознание».

М: Давайте посмотрим на это следующим образом. Ум без конца производит мысли, даже когда вы их не отслеживаете. Когда вы знаете, что происходит в вашем уме, вы называете это сознанием. Это ваше состояние бодрствования – ваше сознание переходит от ощущения к ощущению, от восприятия к восприятию, от мысли к мысли, в бесконечно чередующейся последовательности. Затем приходит осознание, прямое прозрение в единство сознания, тотальность ума. Ум подобен реке, непрерывно текущей в русле тела, вы отождествляете себя на мгновение с какой то конкретной рябью на воде и называете её «моя мысль». Всё, что вы сознаёте, – это ваш ум, осознание – это осознание сознания как целого.

В: Все сознательны, но не все осознанны.
М: Не говорите: «Все сознательны». Вы можете сказать: «Есть сознание», в котором всё появляется и исчезает. Наш ум – это просто волны в океане сознания. Подобно волнам, он приходит и уходит. Подобно океану, он бесконечен и вечен. Познайте себя как океан бытия, утробу всего существования. Это, конечно, метафоры, реальность невозможно описать словами. Вы можете познать её, только если будете ею.

В: Стоит ли мучиться и искать её?
М: Без неё всё будет мучением. Если вы хотите жить здраво, творчески и счастливо и обладать бесконечными богатствами, которыми можно делиться, ищите, чем вы являетесь.

Если ум сосредоточен в теле, а сознание – в уме, то осознание свободно. У тела есть свои нужды, у ума – боль и наслаждение. Осознание непривязано и непоколебимо. Оно ясное, тихое, спокойное, бдительное и бесстрашное, лишённое желаний и страхов. Медитируйте на него как на ваше истинное бытие, пытайтесь быть им в вашей повседневной жизни, и вы реализуете его во всей полноте.

Ум заинтересован в том, что происходит, а осознание заинтересовано в самом уме. Ребёнок занят игрушкой, но мать следит за ребёнком, а не за игрушкой.

Благодаря неустанному наблюдению я стал совершенно пустым, и с этой пустотой ко мне вернулось всё, кроме ума. Я обнаружил, что потерял ум безвозвратно.

В: Говоря с нами сейчас, вы бессознательны?
М: Я не сознателен и не бессознателен. Я за пределами ума и его разнообразных состояний. Разделения создаются умом и приложимы только к уму. Я есть чистое Сознание, неразделённое осознание всего, что есть. Я пребываю в более реальном состоянии, чем вы. Меня не сбивают с толку особенности и отличия, составляющие личность. Пока живо тело, у него будут свои нужды, как и у любого другого, но мой ментальный процесс остановился.

В: Вы ведёте себя как личность, которая думает.
М: Почему бы и нет? Но моё думание, как и моё пищеварение, бессознательно и целенаправленно.

В: Если ваше думание бессознательно, откуда вы знаете, что оно правильно?

М: Нет ни желания, ни страха, мешающих ему. Что может сделать его неправильным? Зная себя и то, что я здесь делаю, мне не нужно каждый раз проверять себя. Если вы знаете, что ваши часы показывают правильное время, вы не сомневаетесь всякий раз, когда смотрите на них.

В: В этот самый момент кто говорит, если не ум?
М: То, что слышит вопрос, отвечает на него.

В: Но кто это?
М: Не кто, а что. Я не являюсь человеком в вашем смысле этого слова, хотя могу казаться вам таковым. Я есть тот бесконечный океан сознания, в котором происходит всё. Я также за пределами всего существования и знания, чистое блаженство бытия. Нет ничего, от чего я был бы отделён, поэтому я есть всё. Ни одна вещь не является мной, поэтому я – ничто.

Та же сила, заставляющая огонь гореть, воду течь, семена прорастать, а деревья расти, заставляет меня отвечать на ваши вопросы. Во мне нет ничего личного, хотя язык и стиль могут показаться индивидуальными. Личность – это установившаяся модель желаний, мыслей и реакций, в моём случае эта модель отсутствует. Нет ничего, чего я желал бы или боялся, – откуда взяться модели?

В: Но вы ведь тоже умрёте?
М: Жизнь ускользнёт, тело умрёт, но это не затронет меня ни в малейшей степени. Вне времени и пространства я есть, беспричинный, не создающий причин, однако являющийся самой матрицей существования.

В: Могу ли я спросить, как вы пришли к вашему настоящему состоянию?

М: Мой учитель говорил мне цепко держаться чувства «я есть» и не отклоняться от него ни на мгновение. Я делал всё, что было в моих силах, чтобы следовать его совету, и в относительно короткое время реализовал в себе истину его учения. Мне только надо было постоянно помнить его учение, его лицо, его слова. Это остановило мой ум и в тишине ума я увидел себя таким, какой я есть, – несвязанным.

В: Ваша реализация была внезапной или постепенной?

М: Ни той, ни другой. Вы такие, какие есть, вне времени. Это ум осознает, как и когда он освобождается от желаний и страхов.

В: Даже от желания просветления?
М: Желание положить конец всем желаниям – это очень своеобразное желание, как страх испугаться – очень своеобразный страх. Первое останавливает вас от присваивания, второй – от бегства. Вы можете использовать одинаковые слова, но эти состояния не одинаковы. У человека, стремящегося к реализации, нет пристрастия к желаниям, это ищущий, идущий против желаний, а не вместе с ними. Общее стремление к освобождению – это только начало, найти правильные средства и использовать их – это следующий шаг. У ищущего только одна цель – найти своё истинное бытие. Из всех желаний это – самое амбициозное, поскольку никто и ничто не может удовлетворить его. Ищущий и искомое – одно, и значение имеет только сам поиск.

В: Поиск подойдёт к концу. Ищущий останется.
М: Нет, ищущий растворится, а поиск останется. Поиск – это абсолютная и безвременная реальность.

В: Поиск означает нехватку, желание, неполноту и несовершенство.

М: Нет, он означает отказ от неполного и несовершенного. Поиск реальности – это движение этой реальности. В каком то смысле весь поиск направлен на истинное блаженство или на блаженство истинного. Но здесь под поиском мы имеем в виду поиск себя как корня сознания, как света за пределами ума. Этот поиск никогда не прекратится, а неуёмное стремление ко всему остальному закончится, чтобы могло произойти настоящее развитие.

Вы должны понять, что поиск реальности, или Бога, или Гуру, и поиск себя – это одно и то же, когда найдено одно, найдено всё. Когда «я есть» и «Бог есть» становятся неразличимыми в вашем уме, тогда что то происходит, и вы знаете без тени сомнения, что Бог есть, потому что вы есть, а вы есть, потому что Бог есть. Два есть одно.

В: Поскольку всё предопределено, наша самореализация тоже предопределена? Или хотя бы в этом мы свободны?

М: Судьба относится только к имени и форме. Поскольку вы не являетесь ни телом, ни умом, судьба не властна над вами. Вы совершенно свободны. Чашка обусловлена своей формой, материалом, использованием, и так далее. Но пространство внутри чашки совершенно свободно. Оно оказывается внутри чашки, только если рассматривается в контексте чашки. В противном случае это просто пространство. Пока есть тело, вы кажетесь заключёнными в тело. Без тела вы не будете вне тела – без тела вы просто есть .

Даже судьба – это просто концепция. Слова можно сочетать столькими различными способами! Утверждения могут различаться, но меняют ли они что либо в реальном? Разработано так много теорий, объясняющих вещи, – все правдоподобные, но ни одна не верна. Когда вы ведёте машину, вы подчинены законам механики и химии, вы вышли из машины, и попали под воздействие законов физиологии и биохимии.

В: Что такое медитация и каково её использование?

М: Пока вы начинающий, некоторые формальные медитации или молитвы могут принести вам пользу. Но для тех, кто ищет реальность, может быть только одна медитация – безжалостный отказ давать приют мыслям. Быть свободным от мыслей – это и есть медитация.

В: Как это сделать?
М: Вы начинаете, позволяя мыслям течь и наблюдая их. Само наблюдение замедляет ум, пока он окончательно не остановится. Когда ум затих, удерживайте его таким. Вам не должно становиться скучно от этого покоя, будьте в нём, проникайте в него глубже.

В: Я слышал, что можно держать в уме одну мысль, чтобы других не было. Но как Избавиться от всех мыслей? Сама идея этого – тоже мысль.

М: Экспериментируйте каждый раз заново, не основывайтесь на прошлом опыте. Наблюдайте свои мысли и наблюдайте себя, наблюдающего мысли. Состояние свободы от всех мыслей произойдёт неожиданно, вы узнаете его по его блаженству.

В: Вас совсем не волнует состояние мира? Посмотрите на ужасы Восточного Пакистана . Неужели это совсем вас не трогает?

М: Я читаю газеты, я знаю, что происходит! Но моя реакция отличается от вашей. Вы ищете лекарство, а я забочусь о предотвращении; Пока есть причины, обязательно будут и результаты. Пока люди склоняются к разделению и разобщению, пока они эгоистичны и агрессивны, такие вещи будут происходить. Если вы хотите, чтобы в мире были покой и гармония, вы должны обрести покой и гармонию в своих сердцах и умах. Такие перемены нельзя ввести по приказу, они должны прийти изнутри. Те, кто ненавидит войну, должны вытеснить войну из своего организма. Без людей, пребывающих в покое, как вы собираетесь обрести покой в мире? Пока люди такие, какие они есть, мир должен быть таким, каков он есть. Я делаю своё дело, пытаясь помочь людям понять, что они – единственная причина своего собственного несчастья. В этом смысле я полезный человек. Но каков я в себе, каково моё нормальное состояние – не может быть объяснено в терминах социального сознания и полезности.

Я могу говорить об этом, используя метафоры и иносказания, но я остро осознаю, что это всё не то. Не то чтобы этого нельзя было пережить на опыте. Это и есть сам опыт! Просто это нельзя описать в терминах ума, которому необходимо разделять и противопоставлять, чтобы понять.

Мир подобен листу бумаги, на котором что то напечатано. Чтение и значение будут меняться от читателя к читателю, но бумага – неизменный фактор, всегда присутствующий, но редко воспринимаемый. Если чернила удалить, печать не оставит никаких следов на бумаге. Таков и мой ум – впечатления приходят и уходят, не оставляя следов.

В: Почему вы сидите здесь и говорите с людьми? Что движет вами на самом деле?

М: Ничего. Вы говорите, что мною должно что то двигать. Я не сижу здесь и не говорю, нет нужды искать мои мотивы. Не путайте меня с телом. У меня нет никакой работы, никаких обязанностей. Та часть меня, которую вы можете назвать Богом, позаботится о мире. Ваш мир, который так нуждается в заботе, живёт и движется в вашем уме. Погрузитесь в него, там и только там вы найдёте ответы на свои вопросы. Откуда ещё вам их ждать? Разве существует что то за пределами вашего сознания?

В: Оно может существовать и без моего ведома.
М: Каким будет такое существование? Может ли бытие быть оторвано от знания? Всё бытие, как и всё знание, связано с вами. Вещь существует, потому что вы знаете, что она есть в вашем опыте или в вашем бытии. Ваши тело и ум существуют, пока вы в это верите. Перестаньте думать, что они ваши, и они просто растворятся. Пусть ваши тело и ум существуют, но не позволяйте им ограничивать вас. Если вы замечаете какие то несовершенства, просто продолжайте их наблюдать: само ваше внимание к ним направит ваши сердце, ум и тело в нужную сторону.

В: Могу ли я излечить себя от серьёзной болезни простым осознанием и наблюдением?

М: Осознавайте её целиком, а не только внешние симптомы. Все болезни начинаются в уме. Для начала позаботьтесь об уме, отслеживая и уничтожая ложные концепции и эмоции. Затем живите и работайте, не замечая болезни, не думайте о ней больше. Если изъять причины, то следствиям ничего не останется, как тоже исчезнуть.

Человек становится тем, чем он себя считает. Отбросьте все образы себя, и вы обнаружите, что вы есть чистый свидетель, пребывающий за пределами того, что может случиться с телом и умом.

В: Если я становлюсь всем, чем себя считаю, и начну думать, что я есть Высшая Реальность, не будет ли моя Высшая Реальность просто концепцией?

М: Сначала достигните этого состояния, а потом задавайте вопрос.
×

По теме Адвайта. Осознание свободно

Адвайта. Осознание и сознание

Отличительной чертой бесед Махараджа с посетителями было глубокое ощущение их...
Религия

Адвайта. Адвайта Веданта

АДВАЙТА-ВЕДАНТА (санскрит; иначе майявада — буквально: не-дуализм») — индийская...
Религия

Осознание тела

Учение буддизма можно разделить на две колесницы - Хинаяну и Махаяну. В...
Религия

Осознание зла

Дабы обрести это драгоценное [состояние] ума, С благоговением я совершаю...
Религия

Вибрационное осознание истины

По мере практики Сахаджа Йоги самореализация становится более полной, балансируя...
Религия

Духовное осознание

Видеть ветер Пробудиться к духовному осознанию — это значит избрать видеть Бога...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Быть спокойным - самое ценное качество