Система власти

В качестве основных можно выделить две буддийские концепции властных отношений: рационально-этическая, когда буддизм выступает в качестве идеологии порядка, и иррационально-милленаристская, в которой буддизм в особых случаях вырабатывает идеологию протеста.

Эти две буддийские концепции управления государством можно охарактеризовать следующими параметрами. Рационально-этическая категория власти направлена на договорно-харизматическую природу государства, делая акцент на этике. Взаимоотношения религии и государства основаны на обмене божественной исключительности на материальное покровительство. Буддизм как политическая идеология может играть роль охранителя общественного порядка, и в то же время, способствовать индивидуальной и групповой мобильности и быть одной из сил, стремящихся к трансформации того или иного порядка. Этическая сторона этой концепции прослеживается в существовании патерналистской линии, основанной на почитании и уважении тех, кто обладает харизмитической природой власти.

Иррационально-милленаристская концепция подразумевает мифологическую, сакральную направленность буддийской идеологии, где на передний план ставится прочность государства и необходимость установления “рая на земле”. На второй план выходит линия антигосударственного радикализма. В этой идеологии протеста буддизм принимает иные формы и играет иную роль в политическом процессе. В тех случаях, когда дела в государстве неблагоприятны, когда есть угроза внутреннего кризиса или внешнего вторжения, буддизм активно вмешивался в политику.

Обе эти основные концепции власти практиковались в средневековом Китае. Что же касается Тибета, то здесь существовала особая концепция власти, которая не была ни рационально-этической, ни иррационально-милленаристской. Скорее в теократическом Тибете существовала иерархическо-сакральная власть. В отличие от рационально-этической категории властных отношений, которая была направлена на договорно-харизматическую природу государства, иерархическо-сакральная концепция обладала божественно-харизматической природой. Поэтому в тибетской модели государственного устройства практиковалась иерархия сакральных должностей, о чем явно свидетельствует институт Далай-ламы.

Основной особенностью тибетской и китайской концепции власти является отношение государства к буддийскому учению. В средневековом Китае монархия обращалась к религиозным системам не как с высшими сакральными ценностями, а как с явлениями утилитарного характера, в силу того, что монархия в Китае имела свою собственную идеологическую доктрину. Идеологически китайская монархия представляется достаточно свободной от каких-либо ограничений. Буддизм в отношении к государству в Китае являлся лишь вспомогательным элементом, полезным для управления огромной империей.

В Тибете буддийская идеология использовалась правителями как средство легитимации собственной светской власти. Впоследствии здесь стали формироваться историко-культурные предпосылки будущей тибетской теократии, основой которой и сделалась буддийская идеология, а также совершенно отчетливо наметилась тенденция к сращиванию светской и религиозной власти, к концентрации ее в руках отдельной аристократической семьи в каждом из районов Тибета. Иерархи различных тибето-буддийских школ были одновременно представителями светской аристократии, что во многом способствовало закреплению теократической формы правления в средневековом Тибете.

Как китайский, так и тибетский буддизм обладали разработанной концепцией потустороннего мира, богатым пантеоном, разнообразным арсеналом средств воздействия на потусторонние силы и весьма разработанной теологией. Однако в Китае и Тибете эта их внутренняя структура имела различные предназначения в общественно-политическом контексте, в своих отношениях с государством. В Китае она трактовалась, как некое дополнительное средство социализации. Поэтому ее доктринальное положение рассматривалось государственной властью как намного менее существенное, чем ее единое функциональное назначение. В силу этого в императорском Китае буддийская структура потустороннего мира не проецировалась вовне.

В Тибете подобной структуре придавалось большое значение, как в духовной, так и в общественно-политической жизни. Конкретное функционирование этой системы и ее закрепление в традиционном тибетском обществе было связано, прежде всего, с созданием монастырей, формированием определенного уклада монастырской жизни и жизни мирян, социальным оформлением статуса главы государства, за которым закреплялась светская и духовная власть.

Одной из важнейших особенностей структуры буддийского учения в средневековом Китае и Тибете являлось отношение буддизма к другим религиозным учениям и верованиям. Отсутствие синтеза религиозной догматики с государственной властью в императорском Китае привело не только к одновременному функционированию нескольких религиозных учений в одних и тех же пространственных пределах, но и к сосуществованию их с местными народными верованиями. В теократическом Тибете, где официально была признана буддийская идеология, существовала прямая связь между государственной властью и религиозной системой. Обращение верховных представителей буддийской иерархии к другим верованиям делалось из политических видов удовлетворения суеверных потребностей народа и оправдания себя перед ним в случае народных бедствий и неудачных решений в политике.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Система власти

Жажда власти

Жажда власти может проявляться по-разному. Простейший путь - это политика...
Религия

Вырваться из власти обмана

Вопрос: Что это за игра – ощутить товарищей, как самых великих людей? Ответ: Это...
Религия

Смерть и жизнь - во власти языка

Смерть и жизнь - во власти языка Большинство людей на земле фактически не...
Религия

Нервная система

Было указано, что западная наука относительно дыхания ограничивается изучением...
Религия

Система мироздания

Из мира Бесконечности мы "опустились" до этого мира, из свойства отдачи до...
Религия

Система посвящений

Сегодня мы рассмотрим вопрос о нисхождении идей и энергий с тонких планов и их...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Шахматы и компьютер
Что такое позитивное самопрограммирование