Ангел - в христианской церковной книжной традиции Божий посланник, охраняющий людей, посредник между ними и небом.
В народном представлении Ангелы - молодые, красивые длинноволосые юноши с большими крыльями, в белых, иногда позолоченных одеждах, обычно с посохом в руке.
В народном представлении Ангелы - молодые, красивые длинноволосые юноши с большими крыльями, в белых, иногда позолоченных одеждах, обычно с посохом в руке.
Чаще всего они невидимы, но иногда могут, по сербским верованиям, принимать облик бабочки или нищего, приходящего во время обеда; по болгарским верованиям, если Ангел послан с Божьей вестью, он может появляться в виде оленя с золотыми рогами.
Ангел стоит за правым плечом человека, а чёрт - за левым, потому и плевать, по суеверию, следует через левое плечо, спать ложиться на левый бок, "чтобы придавить чёрта" (Болгария, Софийский край). Иногда считают, что за правым плечом - добрый Ангел, а за левым - злой (Македония, Охрид). Ангел и чёрт каждого человека борются друг с другом; Ангел охраняет человек от зла, чёрт склоняет ко злу. Ангел может быть сильным (болгары о хорошем человеке говорят: "У него сильный ангел") или слабым (болгарское: "У него слабый ангел"); сильный и слабый Ангел бывает и у животных: например, у коня всегда слабый Ангел (банатские геры). Человек со слабым Ангелом может одолеть нечистая сила, он может наступить на след, "свихнуться" и т.п.
Ангел бывает милостивым, либо упрямым (Гевгелия). Ангелов столько, сколько людей и животных (Болгария). Ангел сопутствует человеку от рождения и до смерти: в час смерти Ангел стоит в головах, а смерть - в ногах. По верованиям всех славян, Ангел берёт душу умершего и водит её по местам, где он жил; по болгарским верованиям, выманивает её из тела золотым яблоком.
Согласно поверьям белорусов Витебщины, Ангел обходит спящих людей. Нередко он стоит у окна, поэтому нельзя за окно плевать, выливать помои и т.п. С Ангелом могли приходить на землю души предков, например, он приводил их на Крещение, чтобы и они могли креститься в Иордании.
Грудной младенец считается ангелом Божьим, белорусы на Витебщине называют его анёлак; по украинским представлениям, он разговаривает с Ангелом, а когда у него зарастает темя (в язычестве - "РОДник"), он забывает всё, о чём говорил с ним Ангел, и начинает говорить с людьми.
Ребёнок, умерший крещённым, но не отведавшим материнского молока, становится на небе Ангелом, однако немым и не во всём равноправным с другими Ангелами; ему нельзя молиться и т.п. (Витебщина). У южных славян (Полица в Далмации) поминки по младенцу назывались радование, т.к. считалось, что родители должны радоваться, получив своего защитника на небесах в виде маленького Ангела.
Владимирские крестьяне верили, что на петухе "ангельский чин" и потому нечистая сила к нему не может подступиться; сербы Косова Поля говорили, что Бог приказал петуху петь на земле, а Ангелам - на небе. Сербы в Боснии считали, что голуби - бывшие Ангелы, поэтому не убивали и не ели голубей. По болгарской легенде, кукушка за согрешение была превращена из Ангела в птицу. Волов в упряжке болгары обычно называли Ангелами: "Не бейте ангелов!", "Не мучайте ангелов!"
По народным легендам, Ангелы - прислужники Божьи, они охраняют небесные врата на каждом из семи небес (Сербия), выносят солнце на восходе (Болгария, Софийский край), носят воду на небо и по радуге, летают вокруг престола Божьего (Сербия, Гружа), поют в раю песни (Болгария, район Тырново). Боснийские мусульмане полагали, что среди Ангелов, гонящих облака, один слепой, а другой глухой, а на Русском Севере (Шенкурский уезд) считали, что "ветры - это ангелы".
По книжной "творимой легенде", Ангелы созданы "прежде всякой твари", а по другой версии - в четвёртый день творения вместе со светилами. Церковная традиция различает девять чинов ангельских: Серафимы, Херувимы и Престолы (высшая категория); чины Господства, Силы и Власти (средняя), чины Начала, Архангелы и Ангелы (низшая). Последние стоят ближе всего к людям, наставляют и поддерживают их. Апокрифическая литература повествует ещё о десятом чине - Ангелы, которые "въ демоны приложися".
Мотив борьбы Ангела-хранителя и Ангела-сатаны присутствует во многих произведениях древнеславянской литературы. В древнерусской "Беседе о трех святителей" написано: "Иван рече: отчего гром сотворен бысть? Василий рече: два ангела громная есть: эллинский (языческий) старецъ Перунъ и Хорсъ, два еста ангела молнiйна. Вопросъ: что есть громъ и молнiя? Толкъ: ангелъ Господень летая бьетъ крылома и гонить дiавола".
Ангел стоит за правым плечом человека, а чёрт - за левым, потому и плевать, по суеверию, следует через левое плечо, спать ложиться на левый бок, "чтобы придавить чёрта" (Болгария, Софийский край). Иногда считают, что за правым плечом - добрый Ангел, а за левым - злой (Македония, Охрид). Ангел и чёрт каждого человека борются друг с другом; Ангел охраняет человек от зла, чёрт склоняет ко злу. Ангел может быть сильным (болгары о хорошем человеке говорят: "У него сильный ангел") или слабым (болгарское: "У него слабый ангел"); сильный и слабый Ангел бывает и у животных: например, у коня всегда слабый Ангел (банатские геры). Человек со слабым Ангелом может одолеть нечистая сила, он может наступить на след, "свихнуться" и т.п.
Ангел бывает милостивым, либо упрямым (Гевгелия). Ангелов столько, сколько людей и животных (Болгария). Ангел сопутствует человеку от рождения и до смерти: в час смерти Ангел стоит в головах, а смерть - в ногах. По верованиям всех славян, Ангел берёт душу умершего и водит её по местам, где он жил; по болгарским верованиям, выманивает её из тела золотым яблоком.
Согласно поверьям белорусов Витебщины, Ангел обходит спящих людей. Нередко он стоит у окна, поэтому нельзя за окно плевать, выливать помои и т.п. С Ангелом могли приходить на землю души предков, например, он приводил их на Крещение, чтобы и они могли креститься в Иордании.
Грудной младенец считается ангелом Божьим, белорусы на Витебщине называют его анёлак; по украинским представлениям, он разговаривает с Ангелом, а когда у него зарастает темя (в язычестве - "РОДник"), он забывает всё, о чём говорил с ним Ангел, и начинает говорить с людьми.
Ребёнок, умерший крещённым, но не отведавшим материнского молока, становится на небе Ангелом, однако немым и не во всём равноправным с другими Ангелами; ему нельзя молиться и т.п. (Витебщина). У южных славян (Полица в Далмации) поминки по младенцу назывались радование, т.к. считалось, что родители должны радоваться, получив своего защитника на небесах в виде маленького Ангела.
Владимирские крестьяне верили, что на петухе "ангельский чин" и потому нечистая сила к нему не может подступиться; сербы Косова Поля говорили, что Бог приказал петуху петь на земле, а Ангелам - на небе. Сербы в Боснии считали, что голуби - бывшие Ангелы, поэтому не убивали и не ели голубей. По болгарской легенде, кукушка за согрешение была превращена из Ангела в птицу. Волов в упряжке болгары обычно называли Ангелами: "Не бейте ангелов!", "Не мучайте ангелов!"
По народным легендам, Ангелы - прислужники Божьи, они охраняют небесные врата на каждом из семи небес (Сербия), выносят солнце на восходе (Болгария, Софийский край), носят воду на небо и по радуге, летают вокруг престола Божьего (Сербия, Гружа), поют в раю песни (Болгария, район Тырново). Боснийские мусульмане полагали, что среди Ангелов, гонящих облака, один слепой, а другой глухой, а на Русском Севере (Шенкурский уезд) считали, что "ветры - это ангелы".
По книжной "творимой легенде", Ангелы созданы "прежде всякой твари", а по другой версии - в четвёртый день творения вместе со светилами. Церковная традиция различает девять чинов ангельских: Серафимы, Херувимы и Престолы (высшая категория); чины Господства, Силы и Власти (средняя), чины Начала, Архангелы и Ангелы (низшая). Последние стоят ближе всего к людям, наставляют и поддерживают их. Апокрифическая литература повествует ещё о десятом чине - Ангелы, которые "въ демоны приложися".
Мотив борьбы Ангела-хранителя и Ангела-сатаны присутствует во многих произведениях древнеславянской литературы. В древнерусской "Беседе о трех святителей" написано: "Иван рече: отчего гром сотворен бысть? Василий рече: два ангела громная есть: эллинский (языческий) старецъ Перунъ и Хорсъ, два еста ангела молнiйна. Вопросъ: что есть громъ и молнiя? Толкъ: ангелъ Господень летая бьетъ крылома и гонить дiавола".
Обсуждения Ангел