История Св. Иоанна Крестителя

В 1952 году в Черногорский монастырь св. Василия Острожского как снег на голову нагрянули представители югославской спецслужбы "Удба". После недолгой ревизии было оформлено изъятие некоторых церковных "вещей" - так было записано в протоколе.

Эти таинственные "вещи" не менее таинственно вдруг исчезают в том же году, и только спустя пятнадцать лет обнаруживаются их следы. В 1968 году один из полицейских под большим секретом сообщает Цетинскому игумену Марку и епископу Даниилу, что "вещи" были переданы спецслужбой в Цетинский исторический музей, где они и находились все это время в государственном хранилище. Церковнослужителями было положено немало сил, чтобы вернуть их и положить в Цетинский монастырь. Но только 30 октября 1994 года на открытии Собора Сербской Православной Церкви митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий наконец объявил, что под скромным наименованием церковных "вещей", найденных в монастыре св. Василия, скрывались величайшие христианские святыни: Филермская икона Божьей Матери, написанная по преданию апостолом Лукой (кстати, икона так и осталась в Цетинском историческом музее), частица древа от Животворящего Креста Господня и десница святого Иоанна Крестителя.

ПРОЗВАНЫЙ КРЕСТИТЕЛЕМ... (историческая справка)

К востоку от Мертвого моря, на бывших землях Моава располагалась древняя иудейская крепость Махерон, по-арабски - Эль-Машнак, что переводится как Висячий дворец. Построил ее иудейский царь Александр из династии Хасмонеев - за сто лет до Рождества Христова. Крепость возводилась на высокой горе, со всех сторон ее окружали пропасти. Стратегическое значение ее было чрезвычайным. Ирод Великий окружил вершину горы стеной и построил по углам башни, а в центре воздвиг дворец, со множеством роскошно убранных покоев. Кроме того, в крепости по приказу царя были сделаны на случай войны специальные цистерны для сбора воды и собраны большие запасы стрел. Не раз крепость выдерживала вражеские осады и штурмы. Но в историю она вошла не как неприступная цитадель, замечательная в военном отношении, а как тюрьма, в которой закончилась земная жизнь Иоанна Крестителя.

Иоанн Креститель, согласно евангельским рассказам, "предтеча" (предшественник) Христа. Наиболее пространный рассказ о его жизни содержится в Евангелии от Луки, где говорится, что он родился "в нагорной стране, во граде Иудином" (возможно, Хевроне) приблизительно за шесть месяцев до рождения Христа и что он был сын священника Захарии и Елисаветы, также происходившей из священнического рода и состоявшей в родстве с Марией, матерью Иисуса.

Он родился, когда его отец и мать были уже в преклонном возрасте, и его рождение было провозвещено им ангелом. Ангел же сказал ему: "Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сегодня отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный." (Евангелие от Луки, 1, 13-17)

Не так уж и мало известно о жизни Иоанна Пророка. Известно, что он удалился в пустыню и стал вести жизнь отшельника, и одежду имел из верблюжьей шерсти, на чреслах носил кожаный пояс, а питался акридами и диким медом. В год пятнадцатый правления кесаря Тиберия он появился с проповедью в пустыне Иудейской. Уверенный в непосредственной близости мессианского спасения, он считал себя провозвестником, приготовляющим явление Мессии; его проповедь о наступлении Царства Божьего, суде и покаянии произвела сильное впечатление на людей, и его слава распространилась повсеместно (Мф 3; Лк 3). В Вифаваре Иоанн встретился с Иисусом, и именно здесь произошло крещение Иисуса в Иордане.

Вскоре после этого Иоанн был заключен в крепость Махерон за то, что осудил женитьбу правителя Галилеи Ирода Антипы на собственной невестке Иродиаде, что противоречило законам, содержащимся в Книге Левит. В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломея плясала перед гостями и угодила Ироду. И он поклялся исполнить любое ее желание. Танцовщица по наущению матери попросила тотчас же принести ей на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод был смущен столь дерзкой просьбой, и все же приказал отрубить голову пророку, томившемуся в крепости. По преданию, уста мертвой головы проповедника открылись и произнесли: "Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего". Саломея отдала голову Иоанна матери, и та, исколов язык пророка иглой, закопала ее в нечистом месте. Но жена домоправителя Хузы, благочестивая Иоанна, погребла голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской. Тело Предтечи взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, где совершилось злодеяние.

Это неоправданное убийство потрясло евреев, которые объяснили божественным возмездием последующее падение Ирода: Аравийский царь Арефа, тесть тетрарха, в отмщение за бесчестие своей дочери объявил Ироду войну и вскоре разгромил иудейское войско. Это вызвало гнев римского императора Калигулы. Ирод Антипа вместе с Иродиадой был сослан в Галлию, а потом в Испанию, где оба они и сгинули.

Однако, согласно Иосифу Флавию, Иоанн Предтеча был заключен в темницу и впоследствии обезглавлен по чисто политическим мотивам. Иудейский историк, противник христианства, с большим уважением пишет об этом человеке, передавая в своей хронике общественное мнение иудеев об Иоанне Крестителе: "Некоторые иудеи, впрочем, видели в уничтожении войск Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях, учил Иоанн, омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более что души их заранее уже успеют очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу, вполне подчинившуюся ему, не привело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода, Иоанн был в оковах послан в Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнен. Иудеи же были убеждены, что войско Ирода погибло лишь в наказание за эту казнь, так как Предвечный желал проучить Ирода".

Любопытно, что историчность Иоанна Крестителя никогда не отрицалась даже советскими учеными - сугубыми атеистами. Голова Святого Иоанна Предтечи до сих пор находится в Дамаске - и как реликвия особо почитаема в арабском мире.

Иорданские археологи обнаружили на Восточном берегу реки Иордан, в районе Вади Харрар, пещеру, в которой, по их мнению, когда-то жил Иоанн Креститель, передает РИА "Новости". О находке рассказал профессор Мухаммед Вахиб, возглавляющий группу археологов, которая ведет раскопки в этом районе. По его словам, пещера обнаружена под развалинами византийской церкви, построенной в IV веке нашей эры. Саму же пещеру археологи датируют первым веком нашей эры. За последние несколько лет археологи, работающие под руководством Вахиба, обнаружили в этом районе остатки еще нескольких древних церквей и купелей для крещения. Вади Харрар находится напротив Иерихона - в том месте, где, как говорится в Евангелии от Иоанна (1:19-34), Иисус переправился на Восточный берег Иордана, чтобы принять обряд крещения, который совершал Иоанн Креститель.

История Реликвий

ИЗ СЕВАСТИИ - В АНТИОХИЮ

Обезглавленное тело Иоанна Предтечи было похоронено рядом с могилой пророка Елисея в древней Самарии - столице Израильского царства, которую Ирод I переименовал в Себасту (известную нам как Севастия). Апостол Лука, возвращаясь в родную Антиохию, пожелал взять с собой нетленное тело, но севастийские христиане воспротивились этому и позволили ему забрать только правую руку, которой был крещен Иисус Христос в Иордани.

В АНТИОХИИ

Наступили времена Юлиана Отступника, когда христиане подверглись жесточайшему гонению. Христианские святыни безжалостно истреблялись: храмы рушись, мощи святых извлекались из могил и сжигались. Без следа было уничтожено тело Иоанна Крестителя. Десница же пророка сохранилась - жители Антиохии спрятали ее в одной из городских башен, откуда она была извлечена только после смерти беззаконного царя. И наступило время славы десницы Предтечи, и творились ею различные чудеса. Всегда в крещенский сочельник архиерей поднимал над толпой святыню - и она когда сжималась, а когда распрямлялась, предсказывая то голод, то изобилие. Но скоро Антиохию захватили сарацины - они пленили бесценную реликвию.

ИЗ АНТИОХИИ - В КОНСТАНТИНОПОЛЬ

В Х веке некий дьякон Иов из Антиохии выкрал у агарян десницу и унес ее в город Халкидон, откуда она по повелению византийского императора Константина Багрянородного была доставлена в Константинополь. Сначала десница находилась в церкви Пресвятой Богородицы Фарской, потом ее передали в монастырь Памакаристос, и, наконец, в храме Святой Софии она обрела покой. Но, как оказалось, не надолго. В 1453 году Константинополь был захвачен османами.

У ГОСПИТАЛЬЕРОВ

Турки, однако, выказали к христианской святыне полное почтение. И в знак примирения с госпитальерами - воинственными рыцарями ордена Святого Иоанна, султан Баязид II посылает им руку Пророка на остров Родос, где была их резиденция. В Порте же остался отделенный от десницы перст, который был перенесен в Студитский монастырь Иоанна Предтечи.

Мир с иоаннитами оказался коротким, и уже в 1522 году турки захватили остров Родос. Рыцари бежали на Мальту, увезя с собой, кроме руки Пророка, часть Животворящего Креста Господня и Филермскую икону Божией Матери. Через пятьдесят лет они воздвигли на Мальте храм Святого Иоанна специально для хранения святынь. Там они и находились более двухсот лет.

В РОССИИ

В августе 1799 года, после захвата Наполеоном острова Мальты, рыцари Мальтийского ордена передали хранящиеся у них святыни российскому императору Павлу I, который, как известно, Мальтийскому ордену благоволил.

До революции реликвии хранились в Зимнем дворце, и лишь раз в год они перевозились в Гатчину, где выставлялись на поклонение. Когда в 1923 году итальянское правительство обратилось в Москву с просьбой вернуть реликвии Мальтийского ордена, оказалось, что это сделать невозможно - они бесследно исчезли. По запросу Наркомата просвещения настоятель Павловского собора в Гатчине протоиерей Андрей Шотовский писал: "Протопресвитером Зимнего дворца отцом А. Дерновым были привезены святыни: часть древа Животворящего Креста Господня, десная рука Святого Иоанна Предтечи и икона Филермской Божией Матери. Все эти святыни были привезены в том виде, в каком они и всегда были привозимы 12 октября в собор, то есть на иконе Божьей Матери - риза и ларцы для мощей и креста. После богослужения, совершенного Петроградским митрополитом, эти святыни были выставлены на некоторое время в соборе для поклонения верующих жителей города Гатчины". Далее отец Андрей сообщал, что на следующий день в собор прибыл граф Игнатьев в сопровождении офицера. Настоятель собора протоиерей Иоанн Богоявленский упаковал святыни в футляр и передал их графу, который и увез их в неизвестном направлении.

ЧЕРЕЗ ВСЮ ЕВРОПУ - В СЕРБИЮ

Обнаружились реликвии в Эстонии, где какое-то время они находились в православном соборе в Ревеле, но затем были перевезены в Данию вдовствующей императрице Марии Федоровне - матери Николая II. После ее смерти в 1928 году, ее дочери Ксения и Ольга передали святыни главе Зарубежной Русской Церкви митрополиту Антонию Храповицкому, и некоторое время они находились в православном соборе в Берлине. В 1932 году епископ Тихон, окормлявший берлинскую паству, передал святыни югославскому королю Александру Карагеоргиевичу. Они были размещены сначала в часовне в королевском дворце, а затем в церкви загородного дворца в Дединьи. Рассказывают, что владыка Николай Велимирович воскликнул тогда: "Десница, которая, зачерпнув воды иорданской, поднялась над главой Христа, находится среди нас!"

Церковнослужителями было положено немало сил, чтобы вернуть их и положить в Цетинский монастырь. Но только 30 октября 1994 года на открытии Собора Сербской Православной Церкви митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий наконец объявил, что под скромным наименованием церковных "вещей", найденных в монастыре св. Василия, скрывались величайшие христианские святыни: Филермская икона Божьей Матери, написанная по преданию апостолом Лукой (кстати, икона так и осталась в Цетинском историческом музее), частица древа от Животворящего Креста Господня и десница святого Иоанна Крестителя.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме История Св. Иоанна Крестителя

Десница Иоанна Крестителя

Завершилось пребывание в Москве одной из главных святынь христиан - десницы...
Религия

Монастырь Иоанна Крестителя

Византийскую мозаику раскопали в 1885 г. при закладке фундамента этой базилики...
Религия

Неверие Иоанна Крестителя в Христа?

Малахия предсказал, что придет Илия (Мал. 4:5). По словам Иисуса, пришествием...
Религия

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Когда Ирод...
Религия

Апокриф Иоанна

{1} Учение [спасителя] и [откровение] тайн [и] вещей, сокрытых в молчании, [тех...
Религия

Откровение Иоанна

Откровение Иоанна Содержание этой книги весьма запутанно и бессвязно, но...
Религия

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Реальна ли история?
Болезни тела человека как средство баланса