Абхидхамма. Значение Абхидхаммы

АБХИДХАММА – это совокупность психологических и философских основ буддизма, исходный пункт всех буддийских школ и направлений мысли. Без знания АБХИДХАММЫ природа и развитие буддизма останутся непонятными.

Хотя "Собрание Поучений" (Сутта-Питака) является более привлекательной частью палийского канона, мы не должны забывать, что они представляют только внешнюю сторону буддийских учений, предназначенную в большей своей части для широкого круга слушателей. Это отнюдь не означает, что в них не изложены в равной мере и глубочайшие проблемы, однако здесь внимание фиксируется исключительно на конкретных событиях, с которыми нас знакомит особая разновидность изложения, выработанная с некоторых определенных позиций для того, чтобы в каждом отдельном случае отвечать нуждам специфической ситуации или определенной аудитории. Поэтому без знания фундаментальных принципов знакомство только с разделом Сутта-Питака, несмотря на глубинность его содержания, должно привести к более или менее одностороннему пониманию предмета. В дни Будды, во времена расцвета Его учения, никакой подобной опасности не существовало, ибо слушатели Учителя были непосредственно связаны с тем, что им излагалось, и пребывали вместе с Ним на одном и том же языковом и культурном уровне. Однако мы не только лишены всех этих необходимых условий, но, ко всему прочему, несем с собой все наши ошибочные установки. Можно было бы поздравить себя, если хотя бы частично удалось преодолеть эти препятствия.

Для достижения этой цели нет иного лучшего средства, чем изучение буддийской психологии и философии по разделу Абхидхамма-Питака. Несмотря на то что "Собрание Поучений" кажется более первозданным и примитивным, не возникает сомнения, что одновременно с ним возникли и наиболее существенные части Абхидхамма-Питаки, и более того – что именно они представляют квинтэссенцию Сутта-Питаки. Возможно даже, что Сутта-Питака была отредактирована в существенной форме на основе Абхидхамма-Питаки, ибо коль скоро существовала Община (Сангха), то должна была существовать и АБХИДХАММА, т.е. форма, в которой было сконцентрировано учение Совершенного в его глубочайшем значении, идеальная структура, способная вместить весь объем духовной традиции. Если внимательно исследовать "Собрание Поучений", то можно выявить систематическое изложение даже мельчайших подробностей, построенное с такой строгостью, которая не встречается в обычных свободных формах дискуссии. Подобные стереотипные формы, речевые выражения и длинные перечисления сохраняются точно в той же последовательности даже в таких живых разделах Сутта-Питаки, как Маджджхима Никайя и Дигха Никайя. Абхидхамма-Питака, с другой стороны, содержит в своих важнейших частях именно те тончайшие ткани идей и ментальных предпосылок, на которых основана Сутта-Питака. Многое, что неизбежно скрывается развернутой и конкретизированной формой языка Сутта-Питака, раскрывается только в четких формулировках Абхидхаммы, и в предельно сжатых понятиях выражаются связи, существование которых оставалось бы скрытым. Чтобы наглядно показать эти связи в рамках привычной западному читателю схемы, в конце данной книги прилагаются таблицы, в которых каждое понятие, каждый элемент сознания представлены в его отношении к интегральной схеме, в его отношении ко всем прочим элементам, число его возможных проявлений.

Уже в 1918 году проф. Розенберг, к сожалению, столь рано скончавшийся, указал в Предисловии к своей работе "Проблемы буддийской философии" на необходимость изучения АБХИДХАММЫ: "Изучение древнего буддизма должно начинаться с систематических трактатов, заключенных в сборник абидармы, т.е. с так называемой литературы "отцов церкви", фактически легшей в основание позднейших буддийских организаций, а не с сутр. До сих пор в Европе обыкновенно выдвигались на первый план сутры, особенно палийские, содержащие якобы настоящий, чистый буддизм; толковались и переводились сутры самостоятельно: традиционное толкование, содержащееся в трактатах и в комментариях, более или менее игнорировалось. Палийская Абхидхарма дает нам "авторитетные указания относительно тех мыслей, которые действительно господствовали среди руководящих буддистов, а не на те, которые мы склонны предположить на основании более или менее произвольного толкования сутр, где мы встречаемся с лаконическими формулами, которые без знания абидармы могут подвергаться искусственной группировке. Первый, и пока единственный перевод одного из палийских трактатов появился только в 1900 году, когда картина буддизма в общем уже определилась на основании литературы сутр".

Однако этот исторический экскурс ни в коем случае не следует рассматривать как решающий довод в пользу ценности текстов Абхидхаммы; ибо даже при жизни Будды не было ни "абсолютного" буддизма, ни догматической формы истины, но существовали только указание направления и метод, посредством которых высшая цель Просветления могла быть реализована индивидуумом. Поскольку АБХИДХАММА служит нам указанием четкой схемы буддийского мышления, то, по существу, не имеет значения, появилась ли она в более ранний или более поздний период.
×

По теме Абхидхамма. Значение Абхидхаммы

Абхидхамма. Метафизика и эмпиризм

АБХИДХАММА долгое время ошибочно понималась как более или менее произвольная...
Религия

Значение принятия

Каждый находится в такой же ситуации. Каждый боится принять себя таким, как он...
Религия

Значение Учителя

Популярная западная концепция движения к Просветлению "в одиночку" явно уступает...
Религия

Инициатическое значение крещения

Начнем с того, что называется в эзотерической традиции "Малыми Мистериями...
Религия

Значение Саентологии

ВЫ — бессмертное существо. Ложью, вероломством, лживостью и притворством вы...
Религия

Символ ОМ. Значение и толкование

Священный слог ОМ ( он же АУМ, он же СОХАМ ) означает неназываемое имя Бога...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Высшая релаксация