Боевая йога. Искусство кшатриев

Война в Индии была делом особого сословия – кшатриев. "Кодекс поведения" кшатрия обязывал его всячески совершенствовать навыки безоружного боя. Данные о боевой системе кшатриев в древности и раннем средневековье достоверны, но бедны.
Боевая йога. Искусство кшатриев
Военное искусство вооруженного либо безоружного кшатрия отличалось очень активным, хотя и не открыто агрессивным характером. Движения имели скорее поршневой, прямолинейный характер. Атака была буквально взрывоподобной – каскад молниеносных ударов на разных уровнях (при этом все они являлись более или менее равноправными, ставка на один "коронный удар", сопровождавшийся серией вспомогательно-отвлекающих, для Индии не типична). После такого взрыва волей-неволей наступала пауза, так как боец в значительной мере растрачивал силы. На высшем уровне мастерства бой приобретал как бы ступенчатый характер: чередование "взрывов" и пауз могло длиться долго, "взрыв" тоже заканчивался не сразу, сохраняя определённую продолжительность, а пауза отнюдь не сводилась к бездействию, просто схватка теряла активность, становясь скорее оборонительной. Но в массе своей поединок был одноступенчатым: если противник выдерживал первые несколько десятков секунд бешеного натиска, то плохо приходилось уже атакующему, который безрезультатно измотал себя...

Безоружный кшатрий использовал руки больше, чем ноги, а удары – больше, чем броски и захваты. Впрочем, преобладание ударов проявлялось обычно лишь в начале схватки. Но это связано не с неумением бить, а с умением держать удар. Удары были сильны. Но чаще кшатрий всё-таки стремился ударом не вывести противника из строя, а сбить ему дыхание, ошеломить на несколько мгновений для того, чтобы войти в ближнюю схватку. Именно в такой схватке проводилось большинство решающих приёмов. А вот эти приёмы в первую очередь базировались на болевых захватах. Удары руками и ногами, а также броски на этой стадии начинали играть второстепенную роль. Однако ногами не только били – в ближнем бою наступала также очередь "борьбы ног". Она тоже имела достаточно важное, но вспомогательное значение: "ножные" приёмы должны были облегчить осуществление "ручных". Задействованность ног относительно возрастала при вооружённой схватке – именно потому, что руки заняты оружием, нога имела шанс внезапно провести удар или подсечку. Были кшатриям знакомы и уязвимые точки организма, но работа по ним никогда не превращалась в самоцель, сочетаясь с мощными ударами. Большое значение имели также элементы защиты (в основном – довольно жёсткие блоки), хотя мастерство активной атаки всё-таки главенствовало.

Большинство современных единоборств Индии не впрямую наследует боевое искусство древних кшатриев, хотя безусловно связаны с ним. Пожалуй, лишь один из стилей практически в неизменности дожил до нашего времени. Это – ваджра-мушти (в другой транскрипции – вайра-мукти). "Мушти" означает кулак, но вот для слова "ваджра" находится слишком много аналогов. Обычно толкователи отождествляют первую часть слова "ваджра-мушти" с булавой (тогда оно переводится как "бронированный кулак") или с алмазом ("кулак алмазной твёрдости"). Ваджра-мушти был одним из немногих принципиально асимметричных видов единоборств. Правая рука атаковала кулаком, а левая – пальцами или ладонью. Левая рука бойца ваджра-мушти атаковала в основном уязвимые зоны, но могла работать также и по акупунктурным точкам. Однако её действия оставались вспомогательными. Одной из главных особенностей ваджра-мушти является невероятная мощь праворучного удара. Мастер мог также не только нанести, но и принять на корпус очень сильный удар без вредных последствий.

Чтобы преодолеть такую защиту в ваджра-мушти стали применять своеобразный кастет на правую руку: центральный стержень зажат в кулаке, а три остальных шипа торчат вперёд, проходя между пальцами. Этот кастет крепился ремнями к кисти и запястью, образуя жёсткую конструкцию. Блоки в ваджра-мушти сильны, но немногочисленны и однообразны. Стойка почти фронтальная (несмотря на то, что левая рука играет второстепенную роль). Уход с линии атаки, движения по криволинейной траектории и т.п. фактически не применяются.

Самым широко известным видом национальной борьбы считается кушти. Существует множество школ и направлений кушти, отличающихся друг от друга акцентом на те или иные техники. Обычно такие школы носят названия, образованные от имён их легендарных основателей. Наиболее известны Джарасандхи, Бхимасени и Хануманти. Борцов зовут "пахалванами". Тренировка их очень изнурительна и акцентирована на общефизическую и атлетическую подготовку. В поединке задача пахалвана – повалить противника на лопатки. Используется четыре основных типа техник. "Бхимасени" – это захваты, подъёмы и броски, требующие простого приложения грубой силы. "Ханумати" построен на хитрых захватах. "Джамбуванти" – это захваты за голову, шею, пальцы, которые могут контролировать или ослабить противника, но впрямую к победе не приводят. "Харасандхи" – это болевые замки и захваты, ломающие конечности.

Кушти послужила источником и базой для нескольких связанных с ней видов борьбы. Например масти заключается в том, что один боец отбивается от группы. Бинот является искусством боя, в котором боец использует технику борьбы, защищаясь только руками от противника, вооружённого мечом, ножом, копьём, шестом и т.п. Другая похожая система самообороны без оружия от вооружённого противника называется бандеш. Он включает в себя техники, направленные на обезоруживание противника и использование его оружия против него же. Кроме того в индийских трактатах встречаются упоминания о системах борьбы под названиями дхарма-мага, кобади-крида, вишапани, ваджра-бхога...

Известны два трактата, посвящённых искусству борьбы. Первый – "Камала-сутра", датируемая концом I в. до н.э. В этой сутре была сделана попытка классифицировать технику, выделив такие способы борьбы, как удары рукой или ногой по уязвимым местам, броски, удушения, ломание конечностей и воздействие на моральный дух врага. Второй текст, "Малля-пурана", написан на санскрите в 1731 г. Он содержит описание гимнастической борьбы "маллявеша", которая была широко распространена в древней и средневековой Индии.

Из других индийских боевых школ наиболее известна мукки бази, описанная Дж. Гилби (без приведения названия) в его книге "Секреты боевых искусств мира". Тренировка бойцов подобна тренировке пахалванов. Кроме того в мукки бази широко практиковалась набивка рук ударами по твёрдым поверхностям. Бой ведётся с одним или двумя противниками. Ударов ногами нет. Всё внимание сосредоточено на кулаке, причём считается что один-единственный удар, если он правильно нацелен и сфокусирован, стоит целого ряда ударов наугад.

Другая система боя, называемая марма-ади, была построена на атаках жизненно важных точек человеческого тела. Слово "марма" можно перевести как "источник жизни". Марма-ади считается очень закрытым боевым искусством. Существует запрет не только на его передачу, но даже на его демонстрацию.

Самым известным за пределами Индии является, пожалуй, калари паятту – тамильское боевое искусство, практикуемое в индийском штате Керала. Считается, что калари паятту как боевое искусство возникло в IV в. до н.э. Его легендарным основателем называют великого воина-брахмана Парашураму. В XII-XIV вв. калари паятту широко применялось в бою, а своего зенита достигло как боевое искусство в конце XIV в., во время правления Тачоли Отхенана, известного правителя Северного Малабара. При нём все мальчики и девочки, начиная с десяти лет, должны были обучаться этому искуству. Сейчас единственный центр по изучению этого боевого искусства построен в столице штата Керала городе Тирувантрапураме. Однако полуподпольные школы существуют почти в каждой деревне этого штата.

Обучение калари паятту состоит из четырёх этапов. Первый, "метхожиль" (или "маи-паятту"), включает в себя базовые физические упражнения, направленные на развитие силы и реакции, и обучение техникам массажа. Второй этап – "колтхари" – включает в себя работу с деревянным оружием (шест "кеттукари" длиной около двух метров, шест "курувади" длиной в четыре следа руки, "отта" – S-образная палка длиной 60 см с ручкой на одном конце и шарообразным утолщением на другой). Третий этап – "ангатхари" – включает в себя работу металлическим оружием (меч, меч и щит, два типа ножей, кинжал, копьё, "уруми" – гибкий "меч-плеть", "катар" – кинжал с рукояткой в форме буквы "Н" или "А", который держат за поперечину "буквы", а её продольные стороны служат протекторами, защищая с двух сторон предплечье). Последний этап тренировок калари паятту называется "верумкаи". Это бой безоружных противников или безоружного с вооружённым.
×

Обсуждения Боевая йога. Искусство кшатриев

  • Раньше видел их на видео. Прикольные ребята, особенно тренажеры у них веселые - чан 500 кг, клетка, столбы по кот. лазают. Неподготовленному зрителю сразу и не понять что к чему.
     

По теме Боевая йога. Искусство кшатриев

Искусство любви

Любовь настолько прекрасна, что следует обучаться искусству любви подобно тому...
Религия

Искусство созерцания

Будда говорил: "О бхиккху, есть два вида болезней. Каковы эти два? Болезнь тела...
Религия

Христианское искусство

Священник Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Московского...
Религия

Воинское искусство и буддизм

Как связанны занятия воинским искусством и духовная буддийская практика? Все ли...
Религия

Искусство расслабления

Напряжение - основа многих болезней. Оно медленно, но неотвратимо убивает...
Религия

Тибетское искусство

Искусство Тибета отражает комплексный характер тибетской культуры, родившейся на...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Высшая релаксация