Бхагавад-Гита всем. Глава 2. Стих.1-4

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.1-4.

1.Саньджая сказал.
Ему тогда, переполненному состраданием, с глазами, полными слез о гибели семьи, сокрушающемуся, Мадхусудана, Бог Кришна, сказал такие слова:

2. Шри Бхагаван Сказал.
Откуда в твоих желаниях появилась эта грязь. Желания, порождаемые у людей, не знающих истинного назначения жизни, не приводят к высшим планетам. Не выполнение предписанного долга причина, о, Арджуна.

КОММЕНТАРИЙ:
Бог Кришна начинает отвечать Арджуне не сразу, но указывая ему, прежде всего, на его качества. О какой грязи в желаниях Арджуны говорит Бог? Прежде всего о нежелании сражаться, что есть также пренебрежение долгом кшатрия, а также несомненно имеется ввиду и готовность Арджуны погибнуть, «будучи безоружным против тех, кто с оружием в руках», что, опять же, не является лучшим выбором. Акцентрируя на этом внимание, Бог в дальнейшем пояснит и Арджуне, и многим-многим другим, что на самом деле лучше. Также, выбор Арджуны никак не соответствовал Плану Бога на него и должен рассматриваться, как прямой вопрос к Богу относительно себя и своих дальнейших действий, ибо, считывая внутри себя энергии Бога, как нежелание сражаться, Арджуна никак не мог их преодолеть в одиночку, как и не мог окончательно разрешить этот вопрос самостоятельно, ибо уже находился в том соединении с Богом, когда начинаешь давать себе в этом отчет, даже высказываясь и поступая не лучшим или противоположным образом.

Также надо сказать, что ни в поведении Арджуны, ни в его желаниях Бог на самом деле грязи не видит. Бог беспристрастен и никогда не упрекнет того, кто стоит на своей ступени, его ступенью, как невозможно упрекнуть ребенка за его неразумность, а старца за старость, или животное за то, что оно на своей ступени развития, но каждый ведом Богом, и каждый пройдет через все ступени от низшей к высшей, не миновав и не перешагнув ни одну и в свое время, от живого существа независящее. Но в разговоре с Арджуной Бог говорит так, как с ним должно говорить, исходя из его уровня развития и понимания.

В непосредственном разговоре с человеком Бог как бы приближается к нему, к его пониманию, интеллекту, исходит из его уровня мышления, его знаний на тот момент, поскольку поднять его до Своего уровня невероятно. Но и чтобы приблизить к Себе живое существо через совершенные духовные знания, тоже необходимо время и достаточно продолжительное.

Бог, указывая человеку на его ошибки или недостатки, на самом деле указывает ему на его ступень с целью призвать к обозрению своих недостатков, или отработавших себя качеств, теперь тормозящих развитие человека, и далее призвать к сотрудничеству с Богом в этом направлении для дальнейшего подъема. Бог так делает всегда или Лично, или через других людей, выявляет, поднимает наверх те качества, которые или должны быть изменены, должным образом трансформированы, дополнены или уже изжили себя и от них следует полностью отказаться, или только начинают проявлять себя и их следует направить в нужное русло. Т.е. у Арджуны необходимо назрела перемена, переход на новый уровень понимания и духовного видения, и ему следовало начинать помогать, но, а любая помощь начинается с критики качеств неподходящих, мешающих, основывающихся на знаниях временных, несовершенных и теперь уже неавторитетных. Но это процесс достаточно болезненный, и самому Арджуне не понять, что с ним: или он так слаб и греховен, или иначе стал воспринимать то, с чем не раз сталкивался, т.е. почувствовал в себе высшее милосердие к другим, что не совместимо с долгом кшатрия, того, кто по роду своей деятельности призван защищать государство, невзирая ни на что. Арджуна на фоне своих переживаний и сокрушений скорее готов был принять себя за слабого и греховного и мыслил, как повести себя перед Лицом Бога. Может быть, Бог и желает видеть его решительные действия? Может быть, отказ от сражения удовлетворит Бога? Может быть, так пристало выбрать, ведь, все остальное невозможно было как-то объяснить и тем более оправдать. Поэтому надо было в его понимание привнести то, чего Арджуне при этих чувствах и переживаниях недоставало: а именно те знания, которые бы все поставили на свое место, которые бы объяснили ему, почему сражаться надо и как сражаться надо. Бог отрицательно отзывается о качествах Арджуны и потому, чтобы, заострив внимание Арджуны на нем самом, привлечь его к диалогу с Богом в достаточно заинтересованной мере, чтобы он проявил большую активность и внутреннюю работу, чтобы диалог стал подвижным, развивающимся, обоюдным.

Но что же для Арджуны лучше? Какое качество в какое должно перерасти? Бог говорит, что Арджуна имеет или проявляет желания человека, фактически не знающего предназначения и смысла жизни. На самом деле это так и есть. Ибо человек, знающий смысл жизни, видит ее в служении Богу, в удовлетворении чувств Бога, в посвящении своей жизни Богу. В таком случае Воля Бога для такого человека есть непререкаемый Закон. В таком случае Арджуне следовало в итоге услышать Мнение Бога и следовать ему, а не исходить из своих желаний, основанных на чувствах почти материальных, как и на знаниях несовершенных, которые могли бы стать причиной неисполнения предписанных обязанностей. Также то, что Арджуна еще в достаточной степени привязан к материальному, подчеркивается и в том, что Бог не обещает ему, пригрозил, имеющему такие желания, неисполняющему свой долг, что он не сможет достичь в итоге райских планет. Значит, для Арджуны это было существенно, значит, в этом он видел смысл земной жизни, как и земных стараний. А это свидетельствует о том, что ум его подернут материальным, также об ущербности и ценностей, и духовных знаний, которые имели место на тот период и распространялись духовными учителями, брахманами, святыми. Действительно, в те времена достижение райских планет, обладание мистическими способностями, рождение в благоприятных семьях, хорошие кармические последствия в достаточной степени ценились в обществе, включая всех религиозных людей того времени, наставников, дваждырожденных, духовных учителей и брахманов, что уже есть показатель не очень высокой духовности даже лидеров общества на тот момент. Поэтому для Арджуны было лучше предаться Богу, последовать его наставлениям, не делать выбор самостоятельно, и лучшие качества Арджуны должны были стать на службу Богу однозначно. Но Арджуна очень близко подошел к черте, за которой Сама Истина. Но не перешагнул ее. Отсюда это болезненное чувство: ни там, ни здесь. Но чтобы перешагнуть этот порог и оказаться на стороне Истины Высшей, необходимо привнести новый смысл в его желания, связать их с Богом, с преданным служением. Но для этого необходимы сами знания. Но и это не все. Необходим путь, основывающийся на совершенных знаниях, необходима практика служения Богу. Но это все Бог из рук в руки не даст, но подведет, но так близко, что ближе не бывает.

Преодоление грани для Арджуны конкретно – есть исполнение долга кшатрия в новом состоянии ума и понимания. Это шаг, за которым путь новый, более не требующий пути кшатрия, ибо совершенные знания, рождая и укрепляя более совершенные качества, объемлют все, везде применимы и ведут по пути новых проявлений, которые целиком располагаются в гунне благости, вне гунны страсти, которая питает кшатрия всегда.

Вот эти «да» и «нет» в нем столкнулись в обстановке, требующей от него решительности, которая на грани ослабла, ибо так вел Бог, и все проявилось в виде большого внутреннего страдания, в основе которого само незнание причины, т.е. элемент невежества. И только Бог мог помочь Арджуне, ибо и вел Сам и до сражения через страдания, аскетизм, потери, несправедливости, насилие, страх за близких и детей. Так возросло влияние на Арджуну гунны благости, что, несомненно, одухотворило его в своей степени. Отсюда и сокрушения, слезы, ослабление, понимание и сочувствие к другим, умение праведно мыслить и сопереживать. Это сражение было, несомненно, и трудным для Арджуны, поскольку он уже утратил необходимые материальные качества, такие, как твердость, непримиримость, устремленность к победе. Поэтому это сражение должно было стать одним из завершающих. Отсюда и нежелание сражаться. Но этот последний рубеж надо было перешагнуть, исполнить, но уже с теми знаниями, которые готовился дать ему Бог.

Необходимо было, следует повториться, посмотреть на участие в сражении, как на деятельность, посвященную Богу, не привязываясь к плодам, не думая о победе или поражении, славе и бесславии, о друзьях и врагах, но посвятить сражение Богу, как в дальнейшем и саму жизнь. Необходимо было фактически вручить себя Богу и, будучи в таком состоянии, в состоянии преданного служения, исполнить свой долг, но уже только перед Богом, ни пред кем более не неся ответственности, зная, что План Бога и замысел Бога – Святы. Только в таком понимании он мог исполнить свой долг так, что, принимая участие в битве, он бы участия не принимал, но все происходило бы как бы автоматически, ибо все уже Богом предопределено.

Поэтому Бог собирался поведать Арджуне, а вместе с ним и всему человечеству,

Истинные духовные знания, сокровенные, лучшие, чтобы поднять на более высокую

Ступень сознание и удалить материальное толкование своих уже духовных чувств, поскольку, не зная Истины, Арджуна мог еще претендовать на райские планеты, если погибнет или на царствование и следующие из этого наслаждения, если победит.

3.Не поддавайся бессилию, о, Партха, это не подобает тебе. Откажись от незначительной слабости сердца и поднимись, о, Парантапа.

КОММЕНТАРИЙ.
Обращение к Арджуне: Парантапа, Карающий врагов, - есть опять же аванс Бога Арджуне, как бы поощрение, рассчитанное на его на данный момент состояние. Эта похвала, как поддержка Бога, но не совсем им заслуженная, поскольку, если говорить, исходя из совершенных знаний, то живые существа не могут превозноситься за то, что делает в них и за них Сам Бог. Истинные заслуги перед Богом мерятся другими мерками, что есть непосредственное служение Богу, Видение в Нем Причины всех причин, что имеет прямое отношение к любому деянию человека и любого живого существа изначально. И здесь Бог говорит с Арджуной на языке его духовной незрелости, питая его поддержкой, а через Божественное Слово и Божественной энергией, помогающей приподняться над своим унынием и сокрушениями, дабы быть способным оторвать мысли от того, что его угнетало, и начинать все же внимать Богу. Сам Бог никогда не ругает человека за его качества, ибо это не подобает Ему, все знающему Абсолютно, как и видящему причину и природу всего. К тому же, если Бог делает живому существу замечание, то это очень серьезный факт, и высшие живые существа райских и духовных планет буквально трепещут, если Бог изъявляет неудовлетворение. Это всегда и однозначно грозит очень серьезными последствиями, ибо любое проявление Бога не имеет себе равных по последствиям. В материальном же мире, на уровне средних планет, где религиозность живых существ достаточно не высока, где люди в очень немалой степени невежественны и не могут на все смотреть через призму совершенных духовных знаний, Бог проявляет свое неудовлетворение только через своих представителей, конкретно указывающих членам своего общества на недопустимые греховные деяния, но с учетом развития общества, а также направляет людей через святые писания, изложенные в корректной и предупреждающей форме.

Как можно было в чем-то существенно упрекнуть Арджуну, если его ступень на данный момент не позволяла Видеть Бога, как Единственную Причину его силы, успеха, славы, твердости, воли, искусного владения оружием. Но так следовало обратиться к Арджуне, чтобы он совсем не сник, чтобы его поддержать, поскольку энергии Бога уже сделали свое дело в виде внутреннего беспокойства, дрожания частей тела, слез, сокрушения, что Арджуна, как кшатрий, не ожидал от себя, к чему не был готов, что воспринял достаточно болезненно и несдержанно. С этого он уже должен был начинать понимать изнутри, что он не может управлять собой, зависим от внешних событий, как и своего внутреннего состояния и обратить свой взгляд к Богу, как к Тому, Кто управляет чувствами.

Была и другая причина такого состояния Арджуны. На самом деле перед Лицом Бога так и должно себя чувствовать, но не спокойным, уверенным, решительным и независимым. Спокойное состояние духа перед Богом невозможно, Бог не даст, поскольку неизмеримо Величие Бога. Живое существо, ввергнутое не в иллюзорные дружеские отношения, но введенное в состояние диалога с Богом, как Высшим существом, должно отдавать себе отчет абсолютно о недосягаемости и Величии Всевышнего, и Бог это понимание еще даст Арджуне и только с этой ступени будет с ним говорить. Бог может поведать человеку сокровенные духовные знания только при условии, если человек склонится перед Ним, если проявит смирение и почтение, если будет внимать и готов разумно вопрошать, также ведомый Богом изнутри.

Совет Бога не придаваться слабости сердца и телесному бессилию – не совет человека. Если Бог на это обратил внимание, направил на это мысль, значит, необходимо было сосредоточить на этом сознание Арджуны, после чего именно Сам Бог шаг за шагом в совместном труде, коим является непростой диалог с Арджуной, будет постепенно выводить его из этого состояния, давая ему в процессе внутренних переживаний и осмысления те совершенные знания, которые тут же будут работать над Арджуной в нужном направлении, внося постепенно в него мир и уверенность в выборе.

Приоткрывая Истинные знания, Бог Кришна постепенно будет возвращать Арджуну в то состояние, когда он сможет принять участие в сражении, но в другом понимании. Этим предстоящим диалогом Бог вместе с Арджуной собирается перешагнуть черту еще пребывавшего в нем невежества и направить на истинный духовный путь. И конечно же только через эти знания Бог даст ему понимание, что все на самом деле исходит только от Бога, включая и результат сражения, а потому принадлежит Богу, и только глупец, зависимый от гунн материальной природы, от порождаемой ими двойственности материального мира, проявляющихся в виде иллюзорных энергий Бога, приписывает все плоды себе, как и плоды греховной деятельности.

4.Арджуна сказал.
О, Мадхусудана, как в Бхишму на поле боя, а также в Дрону смогу я пускать ответные стрелы, в тех, кому следует поклоняться, о, Ари-Судана.

КОММЕНТАРИЙ.
Почему вообще духовные учителя Арджуны, его наставники, те, через кого Бог Кришна питал Арджуну лучшими знаниями, оказались по другую сторону не только относительно Арджуны, но и Самого Бога? Почему многим из них Бог определил быть убитыми в сражении и может быть рукой Арджуны? И как быть Арджуне, если Бог понуждает его поступать против тех законов, которым следовали все, которые считались праведными и незыблемыми. И согласно этим законам, ставшим нормой, следовало поклоняться великим душам того времени, следовать их указаниям, почитать, как Самого Бога, не перечить им и считать любое проявление их воли святой.

Любое знание, входящее в то или иное общество через прогрессивные религиозные умы, также взгляды, ритуалы, формы поклонения и пр. как бы надолго не воцарялись в обществе, постепенно исчерпывают себя, ослабевают, искажаются, перестают соответствовать всегда растущей духовной зрелости общества, его материальной и духовной практике, его интеллекту в целом, и таким образом перестают двигать общество вперед, но, напротив, может наблюдаться процесс торможения духовного развития членов общества, где люди, подобно Арджуне, оказываются на распутье, в своеобразном духовном тупике, когда знания уже не в силах увидеть противоречия и разрешить их имеющейся в них силой, но мешают своими догмами внедрению других знаний и тоже от Бога, а следовательно, мешают новому направлению в развитии общества в целом, как и каждого отдельного человека.

И настоящие философы, и настоящие мудрецы, и религиозные деятели, и духовные учителя, и правители, регулируя развитие общества от имени Бога, начинают активно препятствовать всему новому, поскольку человек никогда не знает доподлинно природу новых знаний, их причину и необходимость, их цель, суть, средства и конечный результат. Общество должно точно знать, что новые знания даны Самим Богом, и в этом Его Воля, иначе, до последнего будут отвергать новое, полагая, что так защищают Бога, как и незыблемые догмы веры. Поэтому очень часто необходимы резкие насильственные меры, путь противоборства, убирающие даже военным путем одно, чтобы привнести и узаконить другое, или добавить, или убавить к уже существующему. Поэтому, те взгляды, на которые опирался Арджуна, следовало или менять или привнести в них, как и следовало дать дорогу Бхагавад-Гите. Защищавшие старые религиозные взгляды духовные учителя уже в этом плане свою роль сыграли и должны были в большинстве своем оставить тело на поле боя с тем, чтобы вновь родиться и уже с детства, более не зная над собой ореола духовного наставленника других, смиренно принять из рук постигших новые, более прогрессивные духовные знания, приняв их своими учителями и следуя таким образом в новом направлении, уготованному каждому Богом, беря из прошлой жизни себе в подмогу те качества, которые Бог посчитает нужным им приоткрыть из их индивидуального багажа.

Также, эти духовные учителя и наставники в военном деле оказались по другую сторону от Арджуны и Самого Бога в связи с их кармой, с возможной греховной деятельностью в прошлой жизни. Значит, даже будучи признанными и уважаемыми в обществе, прославленные, аскетичные, религиозные, они могли обладать и теми качествами, которые не удовлетворяли чувствам Бога, что не позволило Богу дать им желание сражаться на стороне Пандавов. И если что-то и мог им простить, как духовным наставникам, Арджуна, Бог не мог не простить, не оставить без внимания, но повел каждого путем личной отдачи кармического долга.

Но Арджуна должен был исходить только из своих на тот момент знаний и религиозных убеждений, ибо другого ему еще не было дано и обязан был не отклоняясь, но поставить перед Богом вопрос о своих дальнейших действиях против тех, кто на данный момент неприкосновенен. Без разъяснений Бога, без благословения Бога в этом направлении действия Арджуны, еще находящегося в тех рамках общественной морали, несомненно считались бы Богом греховными, что было недопустимо для того, кто с Самим Богом восседал на колеснице, кто был избран Самим Богом, кому надлежало первому услышать Бхагавад-гиту.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Бхагавад-Гита всем. Глава 2. Стих.1-4

Бхагавад-Гита всем. Глава 5. Стих.23-25

23.Тот, кто в этом мире способен терпеть, прежде, чем оставит тело, управляя...
Религия

Бхагавад-Гита всем. Глава 2. Стих.20

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.20. 20.В любое время, никогда не рождается или...
Религия

Бхагавад-Гита всем. Глава 2. Стих.15-19

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 2. СТИХ.15-19. 15.Но те личности, о, Пурушаршабха, на...
Религия

Бхагавад-Гита всем. Глава 5. Стих.15

15.Всевышний никогда не принимает на себя последствия чьей-либо греховной...
Религия

Бхагавад-Гита всем. Глава 9. Стих.17-23

17. Я – Отец этой вселенной, Мать, Я – Тот, Кто поддерживает, Я – Прославленный...
Религия

Бхагавад-Гита всем. Глава 9. Стих.24-34

24.Непременно Я и Наслаждающийся, и Господин всех жертвоприношений. Но они не...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Шахматы и компьютер
Что такое позитивное самопрограммирование