Четыре Благородные Истины

Толкуя Четыре Благородные Истины более или менее широко в зависимости от умственных способностей слушателей, Будда использовал этот предмет как схему для обучения в последующие сорок пять лет. Хотя слова в них подобраны так, чтобы привлекать в основном эгоцентристов, они продолжают оказывать влияние на все буддийские школы. И поскольку вопрошающие умы Запада сегодня - это будущее Буддизма, именно они естественным образом будут получать от него пользу, - то вполне разумно, если наша интерпретация Истин будет рассчитана именно на них, а не на тех людей, к которым эти поучения были обращены изначально.

Уже первым словам Будды, "Есть страдание", требуется хорошее разъяснение. Впервые встречаясь с этой цитатой, не многие находят, что она поднимает настроение.

В то время как религии веры преподносят себя, заявляя, что их бог единственный или самый сильный, или что месть Аллаха "беспощадна и неотвратима", - буддийский подход не позволяет слабым людям почувствовать себя частью чего-то большого.

Но тут есть над чем поразмыслить, и тогда первые слова Будды укажут на безграничное счастье. Каким же образом? Почти все забывают об относительном характере своих переживаний: о том, что они зависят от ситуации, вызвавшей эти переживания, и от уровня восприятия. Двадцать лет в качестве ламы показали мне, что люди очень хорошо знают свои изменчивые чувства и всегда верят в реальность того, что в данный момент показывает их внутренний экран. Такая тенденция не зависит от интеллекта. Людям вряд ли нужен Будда, чтобы они услышали, что дни бывают приятными и не очень. Но Будда нужен каждому, чтобы мы смогли увидеть то, чего не знаем или очень легко не замечаем: без него мы упускаем зеркало за отражениями - необусловленное состояние осознавания, высшую радость, которая неотделима от полного функционирования ума.

Итак, это положение дел - "Есть страдание" - распространяется на всё непросветлённое существование. По сравнению с постоянной свежестью вневременной игры ума всё остальное предстаёт попросту мелким. Для того, кто знает свет безграничного пространства, малы даже самые прекрасные обусловленные ощущения - ведь океан полноценнее самой замечательной волны.

Поэтому первая из Четырёх Благородных Истин Будды не пессимистична, как может показаться на первый взгляд. Свидетельство того, что природа неразрушимого ума совершеннее всего, что мы когда-либо переживали, делает нас бесконечно богатыми.

Второе заявление Будды, "У страдания есть причина", также требует взвешенной оценки. Что может быть причиной всех страданий, от самой острой боли до лёгкой скуки или расстройства? - Только не принцип абсолютного зла или дьяволы двойственных "религий веры". Закон действия и противодействия функционирует всегда, и нечто абсолютно злое обречено на саморазрушение.

Будда знает только одного глобального преступника: изначальное неведение непросветлённого ума. Функционируя подобно глазу, непросветлённый ум ощущает события снаружи и внутри, но не самого себя. Эта неспособность осознавать видящего, видимое и акт видения как обуславливающие друг друга части одного целого - и есть его неведение. Каждый может проверить сам, сколько преходящих объектов, ситуаций и состояний ума можно осознавать и даже серьёзно к ним относиться, и при этом совсем упускать из виду вневременную суть, воспринимающую всё это, и не иметь о ней никакого представления.

Эта неспособность непросветлённого ума распознать себя и является источником обусловленного мира и причиной всех страданий.

Вследствие ошибочного функционирования ума возникает иллюзия разделённости и двойственное видение. Хотя нет ничего постоянного или непрекращающегося ни внутри, ни снаружи, - пространственная природа ума, видящий, определяет себя как "я", а то, что появляется в этом пространстве, становится "вами" или "чем-то отдельным". Несмотря на то, что все плоды сошедшихся условий постоянно изменяются и не существуют сами по себе, сила привычки и грубость чувственных впечатлений заставляют непросветлённых существ верить в то, что все явления реальны.

Разделение на "меня" и "вас", на "здесь" и "там" вызывает возникновение мешающих чувств.

Возникает привязанность к тому, чего хочется, и антипатия по отношению к тому, что кажется неприятным. Привязанность влечёт за собой жадность: мы хотим удержать то, что нам нравится; а отвращение становится завистью: мы не хотим видеть счастливыми тех, кто нам не по душе.

Само изначальное неведение, источник всех трудностей, порождает исключающий, и вредный, вид гордости. Здесь некто, превосходящий других по таким мимолётным параметрам, как друзья, богатство или красота, верит в их реальность и не подозревает о своей неспособности действительно контролировать их или даже удержать. Постоянным состоянием буддиста-практика должна быть, напротив, включающая гордость. Видя силу, потенциал и природу истины всех существ в каждой ситуации, мы уже оказываемся в Чистой Стране, где можем и учиться у других, и спонтанно приносить им пользу.

Вышеупомянутые шесть мешающих эмоций, все возникающие из неведения, могут проявляться в 84 тысячах комбинаций, и, несмотря на то, что они безостановочно меняются, мы всё же считаем их реальными. Непосредственно в момент восприятия не знакомым с медитацией людям невдомёк, что этих эмоций не было раньше, сейчас они меняются и их не будет потом; что вообще глупо питать их энергией. Вместо этого, люди поддаются этим преходящим состояниям, позволяя им управлять своим телом, речью и умом, и тем самым беспрестанно засевают семена будущего страдания как в своё подсознание, так и в мир. Впоследствии эти семена приносят урожай дальнейших трудностей, но тогда почти все мы считаем, что виноваты в этих трудностях не мы сами, а кто-то другой.

Забывая о том, что сами послужили единственной причиной происходящего, мы перекладываем ответственность на общество, семью, партнёров, или на что-нибудь ещё, в зависимости от последних поветрий моды. И, вместо того чтобы использовать свою драгоценную благоприятную возможность и понять и изменить привычки прошлых жизней и этой, мы опять засеваем семена будущей напряжённости и боли.

Третья Благородная Истина Будды, произнесённая во время той исторической встречи 2550 лет назад, вызывает сегодня особенный интерес у западного мира. Здесь Будда бесстрашно представляет себя самого как того, кто достиг цели. Со всей силой своего авторитета, он провозглашает "окончание страдания" - состояние всестороннего совершенства, которое отныне беспрерывно переживает сам. Впервые в истории здесь было представлено "абсолютное", к которому существа могли стремиться, настоящее прибежище для всех. С тех пор всякий, кто медитировал согласно правильным указаниям, частично или полностью подтверждал высочайшее прозрение Будды. При постижении того, что окончательная истина по своей сути является бесстрашным всеведущим пространством, ощущается как высшая безграничная радость и проявляется как активное сочувствие без концепции «я делаю что-то для тебя», - всё превращается в смысл и радость. Просветлённый ум подобен солнцу: он светит всем за счёт своей собственной мощи.

Итак, в Сарнатхе, где до сих пор посреди руин стоит массивная ступа, посвящённая тому знаменательному событию, четвёртая Благородная Истина Будды обозначила направление его последующей деятельности, а также жизней бессчётного множества замечательных учителей по сей день. Объявив, что "есть путь к окончанию страдания", он положил начало сорока пяти годам своей неустанной работы по освобождению существ. Нередко окружённый самыми неординарными и умными людьми, он смог, таким образом, передать им те 84 тысячи поучений, которые сейчас становятся доступными для нашего мира.

Так как первые ученики Будды были немного ограниченными людьми и интересовались лишь собственным благополучием, то они вряд ли приняли бы дальнейшие объяснения, показывающие внутренний смысл сказанного ранее. Поэтому поучения о раскрытии ума посредством трёх уровней и пяти мудростей лучше включить в его Великий Путь сочувственных деяний для других. Что же касается высших поучений Будды, называемых "Алмазным Путём", то они всецело задействуют тело, речь и ум. От уровня концепций и идей они идут дальше - к отождествлению с Просветлением и непринуждённой активности. Алмазный Путь сосредотачивается на четырёх видах освобождающей активности, проистекающей из просветлённого видения, и подтверждает на практике, что истинной природой существ являются бесстрашие, самопроизвольная радость и активное сочувствие. Но, конечно, основные взгляды учения разделяют все буддисты. И все также согласны, что разница между Буддой и всеми остальными заключается в том, что он реализовал условия для Просветления, в то время как непросветлённым существам ещё предстоит для этого поработать.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Четыре Благородные Истины

Четыре благородные истины

Несмотря на богатое и очень объемное наследие буддизма, все учение Будды...
Религия

4 благородные истины буддизма

Четыре Благородные Истины таковы: 1. Дуккха 2 2. Самудая, возникновение или...
Религия

В поисках истины

В поисках истины. Система взглядов, которая не выглядывает ни вправо, ни влево...
Религия

О поиске Истины

Но ведь поиски Истины и заставляют людей... Сам.: (перебивает) Неужели ты не...
Религия

Путь истины

В чем причина того, что существует так много предубеждений в отношении науки...
Религия

Простые истины

Истина индивидуальна для отдельно взятого восприятия. На ранних этапах духовного...
Религия

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Трудности общения
Способы захоронения, дематериализация тел