Карма

Жизнь это есть постоянное накопление знания, собирания запасов опыта и наблю-дений. Закон причин и следствий находится в постоянном действии в жизни. Мы жнем то, что сеяли, и собирание плодов посеянного нами, является не наказанием для нас, но простым естественным результатом, следующим за своей причиной. Теология учит нас, что мы несем наказания за свои грехи, но высшее знание показывает нам, что мы несем наказание не за наши ошибки, а вследствие их. Ребенок, который дотрагивается до го-рячей печки, несет наказание в силу самого действия, а совсем не потому, что его кто-то хочет наказать за проступок. Грех всегда является результатом невежества или ошибки. Душа, достигшая высшей плоскости духовного знания, как бы несет в себе знание, мешающее ей совершать известные проступки и даже создавать в себе извест-ные мысли. И это настолько глубоко укоренилось в таких душах, что они просто не мо-гут сделать известных вещей, которые легко делают другие. И люди такого духовного развития совсем не боятся, что есть кто-то выше их, кто может наказать их, если они будут делать известные запрещенные вещи. Наоборот, они знают, что высшие существа только тем отличаются от людей, что обладают более сильной любовью ко всему жи-вому и стремятся всегда, когда можно, помочь и облегчить страдания. Но и эти сущест-ва, обладающие высшим сознанием, не могут нарушить законов вселенной, и люди ду-ховного развития понимают, насколько неосновательно разуму идти против непрелож-ного закона. Они знают этот закон и не хотят противоречить ему. Они даже потеряли всякое желание совершать что-нибудь, противное действиям закона. Пример ребенка с горячей печкой совершенно ясно показывает положение вещей и по отношению к этим высшим идеям. Ребенок, которому хочется потрогать печку, сделает это, когда ему представится случай, сколько бы ему это ни запрещали и сколько бы ни грозили нака-занием. Но, как только он сам почувствует боль, явившуюся в результате его действия, как только он поймет связь между горячей печкой и обожженными пальцами, Он не будет делать этого в другой раз. Любящие родители хотят сами оградить своих детей от опасности, но природа ребенка стремится сама изучить жизнь своим опытом, и никакие родители не в состоянии оградить ребенка от неприятных последствий его поступков. Наоборот, мы знаем, что ребенок, за которым следят слишком внимательно, которого воспитывают слишком строго, гораздо больше подвергается опасности от последствий своих заблуждений, чем тот, которому предоставлено приобретать и накоплять жиз-ненный опыт. Все, что могут сделать родители, это только предупредить ребенка о тех опасностях, которые ему грозят, передавать ему результаты своего собственного опыта, часть которого непременно сохранится в уме ребенка, и затем доверить его закону жиз-ни, который сам покажет на нем свои результаты.

Таким образом, человеческие души непрерывно обогащаются опытом на всех фазах жизни и переходят от одного воплощения к другому, изучая все новые и новые уроки. Приобретая новые знания, новую мудрость, рано или поздно душа поймет, насколько значительными и тяжелыми являются для нее самой некоторые действия, поймет бес-смысленность и безумие некоторых поступков и форм жизни и, подобно ребенку, об-жегшему себе руку, будет избегать в будущем вещей, которые причинили ей столько страданий. Все мы знаем, что некоторые вещи, привлекая других, почему-то совершен-но не соблазняют нас. Это значит просто то, что мы когда-то уже выучили урок и не нуждаемся в его повторении. Другие вещи, наоборот, привлекают нас к себе, и мы об-жигаемся о них просто потому, что не знаем их действия. Зачем на свете должны были бы существовать страдания и горе, если бы все ограничивалось одной этой жизнью? Все дело именно в том, что жизнь не одна. Мы несем результаты нашего опыта в дру-гую жизнь и мало-помалу научаемся избегать ненужных страданий. Мы смотрим во-круг себя и с недоумением спрашиваем себя: почему некоторые из наших знакомых не понимают безумия того, что они делают? Для нас это ясно, но мы забываем, что мы уже прошли, очевидно, через ту стадию развития, на какой находятся они, приобрели нужный опыт, пережили, так сказать, те желания, которые завлекают их в западню. Мы не понимаем того, что в следующую жизнь эти люди будут избавлены от своего безу-мия и от тех страданий, какие они себе причиняют в этой жизни. Они учат свой урок точно так же, как когда-то мы учили свой.

Для нас очень трудно представить, что мы таковы, каковы мы есть, именно в силу нашего собственного опыта, а совсем не случайно и не по желанию посторонних сил. Возьмем для примера нашу жизнь. Вы думаете, что вам бы хотелось удалить из своей жизни какой-нибудь очень тяжелый опыт, какой-нибудь печальный эпизод, какое-нибудь тяжелое обстоятельство. Но подумайте одну минуту, что если бы вы выбросили из своей жизни эти вещи, вы вместе с тем должны были бы отказаться от того опыта, который вы из них извлекли. Разве вы согласитесь расстаться с этой частью знания, опыта, как бы тяжело они ни были приобретены, разве вы захотите вернуться назад к тому состоянию неопытности и незнания, которое привело вас к тем вещам, о которых вам теперь так тяжело вспоминать? Можно с полной уверенностью сказать, что если бы вы лишились результата своего опыта, то, попав в прежние условия, вы непременно совершили бы те же самые поступки. Не зная этого, многие люди охотно согласились бы вычеркнуть многое из своих знаний из своего прежнего старого опыта. Они как будто хотят забыть то, что с ними случилось, совсем отказаться от этого. Но мы долж-ны знать, что результаты опыта уже вошли в наш характер, и что мы ни в каком случае не можем расстаться с ними, и не должны желать этого, потому что это значило бы от-казаться от приобретенного богатства. Если бы мы могли расстаться с результатами какого-нибудь приобретенного большими стараниями опыта, мы должны были бы рас-статься с частью самих себя, и, постепенно откидывая от себя результаты всех опытов жизни, мы уничтожили бы свое собственное “Я”.

Но люди могут сказать, что зачем им этот опыт, приобретенный в предыдущих жиз-нях, если они не помнят самих жизней, если эти жизни как будто потеряны для них. Но в том-то и дело, что эти жизни не потеряны, они вошли в духовный строй людей, и ни-что не может выкинуть их обратно. Он — часть человека. Ваш прежний опыт — часто весь ваш характер, весь строй вашей души — создан вашим предыдущим опытом. Вы таковы, как вы есть, именно в силу соединенного опыта предыдущих жизней, а также и настоящей. Многое из того, что создавало ваш характер в настоящей жизни, вы помни-те, но многое, одинаково важное, происходившее ранее, вы забыли. Вы не знаете, что некоторые ваши черты явились в результате того или другого опыта, но ваше незнание не мешает им существовать. Результаты опыта этой жизни как бы впитались в ваше ду-ховное существо, и точно так же, хотя бы вы мало помнили, опыт, приобретенный в них, сохраняется в вас и будет сохраняться вечно. Именно эти старые опыты дают вам известные наклонности, влекут вас в определенную сторону или мешают вам совер-шать известные вещи, легкие для других, заставляют вас инстинктивно признавать из-вестные вещи опасными и смотреть на них, как на безумие. Именно этот предыдущий опыт дает вам вкусы и наклонности, дает то, что некоторые пути покажутся для вас привлекательнее других. Ничто не теряется в жизни, и весь опыт прежнего стремится создать для вас благоприятные условия в настоящем точно так же, как все тревоги и горести настоящего принесут плоды в будущем.

Мы не всегда выучиваем свой урок сразу. Очень часто нас приходится посылать об-ратно, давать ту же самую задачу до тех пор, пока мы не разрешим ее наконец пра-вильным образом. Но ни одно даже маленькое усилие не теряется, и если один раз нам не удалось разрешить задачу, в следующий раз она делается для нас легче. Один анг-лийский писатель, Барри Бэнсон, дает прекрасный пример действия законов духовной эволюции. Он пишет так “Маленький мальчик отправился в школу. Он был еще очень мал. Все, что он знал, он всосал с молоком матери. Его учитель (это был Бог) посадил его в младший класс и дал ему учить урок. “Ты не должен убивать; ты не должен при-чинять боль и вред. Ты не должен красть”. И ученик запомнил одно. Он не убивал. Но он был жесток, и он крал. В конце дня, когда у ученика была седая борода, когда при-ближалась ночь, Учитель (который был Бог) сказал ему: “Ты научился не убивать, но другие уроки ты не выучил. Приходи завтра”.

Назавтра опять пришел маленький мальчик. Учитель посадил его в следующий класс и дал ему урок. Ты не должен причинять боль. Ты не должен красть. Ты не дол-жен обманывать”. И ученик не причинял боли, но он крал и обманывал. И в конце дня, когда борода ученика была седая и когда приближалась ночь, его Учитель сказал: “Ты стал лучше, но ты выучил не весь урок. Приходи завтра”.

На следующее утро опять пришел маленький мальчик. Учитель посадил его в сле-дующий класс и задал новый урок: “Ты не должен красть, ты не должен обманывать, ты не должен завидовать”. В конце дня, когда борода ученика была седая и когда при-ближалась ночь, Учитель сказал: “Ты выучился не красть, но других уроков не выучил. Приходи завтра”.

Это то, что я прочел на лицах людей, в книге мира и в свитке небес, написанном звездами.

Великие уроки, которые должна выучить душа, это истины, касающиеся единства Всего; постижение этой истины есть знание, приводящее с собой все другие знания; оно заставляет людей сознательно исполнять законы, данные им великими учителями, создавшими мировые религии. Когда человек достигнет сознания истины, что Все есть одно, тогда ему остается уже недалеко до истинного духовного знания. Убежденность в идее единства всего несет вместе с собой некоторые правила, которым человек неволь-но следует. Он как будто уже знает, как нужно действовать в различных случаях. Эта божественная этика превосходит все писаные и неписаные человеческие законы. И этот великий урок должны выучить все, и все постоянно учат его. Это — цель настоящей стадии духовной эволюции. Нужно познать свое истинное отношение к другим, по-знать себя. Впереди нас ожидают еще более высокие духовные истины, но эту истину мы должны выучить здесь, на земле, и все горе, все беды, все несчастья людей прихо-дят к ним потому, что они еще не постигли этой истины. Но, постигая эту истину, че-ловек чувствует, что она стоит всего, что за нее пришлось заплатить.

Учение о причинах и следствиях в духовном мире основано на великой истине, что под действием этого закона каждый человек в действительности господин своей судь-бы, свой собственный судья, сам себе дает награду, сам себя наказывает. Этот закон говорит, что все мысли, все слова, все действия отражаются в будущем на жизни чело-века, и не в виде награды или наказания, как обыкновенно понимают эту идею, но как неизбежный результат, следующий за своей причиной. Закон причин и следствий при-водится в действие взаимным влиянием двух сторон жизни: 1) земными стремлениями, вкусами, симпатиями и антипатиями человека на данной стадии его сознания; 2) влия-нием раскрывающегося в нем духа, который, стремясь к более полному выражению, ищет возможности иметь более сильное влияние на душу и содействовать ее восхожде-нию по пути духовной эволюции. На этих двух, по-видимому, противоречивых влияни-ях двух великих сил основано все, что встречает человека при его рождении в жизни. Противоречивость окружающих условий создается противоречивостью сил, действую-щих в душе человека.

Жизненные стремления и привычки предыдущих жизней стремятся увлечь душу в условия рождения, наиболее соответствующие возможности проявления этих вкусов и удовлетворения оставшихся желаний. Душа, своей материальной стороной, как будто стремится идти по пути своей прежней жизни и, естественно, ждет условий и обстоя-тельств, наиболее благоприятных полному выражению ее прежней личности. Но в то же время дух, находящийся как бы внутри души, знает, что душа для своего развития нуждается в совершенно других условиях. Без этих других условий она не будет в со-стоянии развить заложенные в ней силы. И поэтому дух стремится повлиять на душу, приближающуюся к рождению, отвлечь ее от прежнего пути, создать для нее лучшие в духовном смысле условия. Человек может настолько сильно желать материальных бо-гатств, что сила этого желания может заставить его родиться в таких условиях, что он с детства будет окружен роскошью и изобилием. Но при этом может случиться, что дух, зная, что душа недостаточно развила в себе стороны характера, нужные для ее внут-реннего роста, будет стремиться отвлечь ее от создавшихся условий и заставить душу чувствовать страдания, разочарования, потери. Тогда даже большое богатство, к кото-рому стремится душа, не помешает ее внутреннему росту и приобретению внутреннего опыта, который может быть дан только страданием.

Пример такого двойственного действия души и духа мы видим иногда, наблюдая жизнь многих богатых людей. Они рождаются в условиях, обещающих возможность полного удовлетворения их материальных желаний. Они владеют всеми нужными ус-ловиями и свойствами для того, чтобы приобретать новые богатства и пользоваться уже имеющимися. Они достигли всего того, чего желали. Но, тем не менее, многие из них бывают внутренне глубоко несчастными, неудовлетворенными. Их богатство ка-жется им грузом, повешенным им на шею. Их мучает страх потерять его, мучает необ-ходимость заботиться о нем, стремиться увеличить его. Они чувствуют, что богатство не принесло им истинного счастья, но что, наоборот, только отдалило их от других лю-дей, сделало для них невозможными наслаждения, доступные для менее богатых лю-дей. Они живут лихорадочной, беспокойной жизнью, постоянно ищут все новых и но-вых возбуждений, которые отвлекли бы их от понимания настоящего положения. Они чувствуют свои обязанности по отношению к народу, к которому принадлежат, и, хотя они не вполне понимают чувство, которое ими руководит, они стараются как-нибудь восстановить нарушенное равновесие, жертвуя деньги на учебные заведения, на боль-ницы, на благотворительные общества. Вся благотворительность богатых людей явля-ется результатом смутного пробуждения у них сознания братства людей и единства Всего. Часто, далеко еще не дойдя до конца своего пути, они чувствуют в глубине ду-ши, что успех не принес им настоящего счастья. И в тот период покоя, который будет следовать за их уходом из физического тела, они продумают свою земную жизнь и найдут, что она сложилась в действительности совсем неблагоприятно. Когда они пой-мут это, их стремление к богатству значительно уменьшится, и, когда они родятся в следующий раз, они больше не будут посвящать всю свою энергию на накопление бо-гатств, которыми они не могут пользоваться, но будут жить более реальной жизнью, стремиться к тому, что им действительно нужно и, наконец, поймут счастье духовного развития. И это будет совсем не потому, что у них явилось сознание какого-нибудь зла, заключенного в деньгах, а просто потому, что их душа поймет невозможность счастья и внутреннего удовлетворения на этом пути и начнет искать в новых направлениях. Они пережили желание богатства и обратили свое внимание на другие вещи. Если бы дух не производил своего влияния, человек, родившийся в условиях, дающих ему возмож-ность обладать богатством или приобретать его, не мог бы понять бесполезность такой жизни. Желание богатства продолжало бы развиваться все больше и больше, и он рож-дался бы каждый раз все с увеличенным желанием богатства, т. е. со стремлением к не-реальному, все дальше и дальше уходя от пути духовной эволюции. Но влияние духа стремится противоречить таким ненормальным желаниям, хотя нужно несколько пере-воплощений для того, чтобы душа действительно потеряла желание ненужных вещей и подчинилась бы в. должной степени влиянию духа. Иногда влияния духа недостаточно для того, чтобы предотвратить рождение в условиях, благоприятствующих развитию эмоций прежних жизней. Но в таких случаях духу иногда удается проявить свое влия-ние в течение земной жизни человека, остановить его необузданнее желания силой страданий. Человек подпадает под влияние закона притяжения, привлекающего к нему бесчисленные беды, разочарования, неудачи, которые научают человека, в конце кон-цов, понимать несчастья, неудачи и горе других. Таким образом, даже в этих, по суще-ству, неблагоприятных условиях он изучает нечто, что даст ему возможность в буду-щем развивать свои высшие способности. Многие из внезапных ударов судьбы — не-ожиданные разорения, потери состояний и прочее — в действительности оказываются созданными высшими началами человека. Эти высшие начала как бы привлекают к че-ловеку несчастья для того, чтобы дать ему некоторые уроки для его собственного бла-га. Нет никакой необходимости, чтобы здесь действовали непременно высшие силы. Обыкновенно это просто высшее “Я” человека, дух внутри него, который видит и соз-нает пользу происходящего, хотя сам человек своим земным сознанием может нахо-дить все происходящее с ним гибельным и ужасным. Дух знает, что в действительности нужно для человека и что для него лучше. Когда дух видит, что низшая природа чело-века заставляет его отклоняться от правильного пути, он создает препятствия для даль-нейшего движения человека в этом направлении, останавливая его и заставляя повер-нуться в другую сторону. Это не наказание, а помощь духа. И действует здесь часть са-мого человека, а не посторонняя сила хотя, конечно, это божественная часть человека, та часть его, которая ближе всего касается всемогущего разума. Страдания навлекаются на человека не потому, что дух чувствует какое-нибудь негодование за его поступки, стремится к мести или выражает нетерпение.

Обыкновенный человек даже не осознает вмешательства своего высшего “Я” в свою свободу. Ему кажется, что с ним происходят случайности. Но человек, в котором до известной степени развился духовный ум, уже видит положение вещей и, совершенно не веря в случайности, в то же время не стремится бороться с духом, а отдается ему, повинуется его указаниям и благодаря этому избегает значительного числа страданий. Люди, не понимающие своего положения, яростно восстают против сил, управляющих ими, хотя не сознают этих сил, борются против них, стараются идти наперекор им и этим навлекают на себя еще более горький опыт, еще более тяжелые несчастья. Мы так любим идею свободы, так неприятна нам кажется всякая мысль о вмешательстве в на-ши дела, что всякая идея какого-нибудь контроля над нами кажется нам обидной и воз-мутительной. Но если мы вспомним на одну секунду, что этот контроль над нами при-надлежит нам самим, высшей части нас, тогда, быть может, мы увидим вещи в другом свете. Мы должны помнить, что как бы ни казались нам неприятными условия или по-ложения, в которых мы находимся, они именно таковы, какие нам нужны в данный мо-мент нашей жизни. Мы сами создали их, вернее сказать, они сами создавались, благо-даря взаимодействию и иногда противодействию нашего высшего и низшего “Я”. Но всегда и во всяком случае они клонятся к нашему добру. В некоторых отношениях мы, быть может, нуждаемся стать сильнее, и мы получаем возможность пройти через нуж-ные нам опыты, рассчитанные именно на то, чтобы развить в нас известные силы, или способности, которых нам недостает. Мы можем слишком сильно уклониться в одну сторону, и нам создаются препятствия, которые нас заставляют идти в другом направ-лении. Из мелочей иногда получаются огромные результаты. Наши интересы всегда более или менее связаны с интересами других. Наши действия должны быть рассчита-ны на то, чтобы отразиться на действиях людей, с которыми мы приходим в соприкос-новение, их поступки должны отразиться на нас, и всегда это имеет целью наше воз-можное развитие и благо. Дальше нам придется еще вернуться к этому вопросу.

Если мы попробуем оставить обычное течение нашей мысли и спокойно рассмот-реть свою прошедшую жизнь до настоящего момента, то мы увидим, как некоторые вещи и явления как бы вели нас к другим вещам и к другим явлениям. Мы увидим, что очень часто маленькие, совсем незаметные случайности или наши собственные дейст-вия вели к главным, коренным событиям нашей жизни и как бы создавали их. Мы уви-дим, что эти незначительные факты были в сущности поворотными пунктами нашей жизни. Мы можем проследить самые важные явления нашей жизни до их начала, и то-гда мы увидим, что они начинались с чего-нибудь совершенно незаметного. Мы имеем возможность смотреть назад в этой жизни, и мы видим, как тяжелые и горькие опыты прошлого, укрепляя и усиливая нас, давали нам более широкое и глубокое понимание жизни. Мы можем видеть, как те или другие вещи в прошлом, которые тогда казались нам бесполезными, жестокими и ненужными, в действительности случились с нами, чтобы впоследствии могло произойти нечто, быть может, самое важное и дорогое для нас. Все, что нужно для того, чтобы понять эти вещи, это — перспектива лет. Если мы достигнем возможности смотреть на жизнь таким образом и видеть все это, мы и даль-ше с гораздо более спокойным и философским отношением будем смотреть на горести и неприятные случайности настоящей жизни, понимая, что, в конце концов, они ведут к благу. Когда же мы перестанем смотреть на неприятные события, которые с нами про-исходят, как на случайность, или наказание, или бесполезное вмешательство посторон-них сил, или жестокость природы, мы увидим, что они в действительности являются или последствием чего-то сделанного нами в одной из предыдущих жизней, или ре-зультатом действий руководящей власти духа. Тогда мы перестанем протестовать и бо-роться, как мы делали раньше, и будем стараться, наоборот, чтобы наши действия сов-падали с действиями великого закона и чтобы между ними не было никакого трения. И тогда, какое бы горе, страдания и тревогу мы не претерпевали, мы из самого своего страдания получим мир и силу, чувствуя в нем руководящее влияние духа и перестав бороться с этим влиянием. Закон никогда не может дать нам страдания, какое мы не могли бы перенести, он всегда соизмеряет их с нашими силами точно так же, как соиз-меряет наши силы с возможным страданием.
×

По теме Карма

Карма. Как образуется карма

Сейчас я расскажу вам о схеме, по которой вы можете создавать хорошую карму...
Религия

Двойная карма: собственная и карма рода

Каждый из нас несет двойную карму. Одна – наш собственный послужной список...
Религия

Карма души и болезнь тела. Карма тела и болезнь души

Каждый, кто страдает от какой-нибудь болезни или травмы, наверняка хоть раз...
Религия

Карма - йога

Эта йога призывает видеть в каждом человеке учителя. Предположим, что кто-то...
Религия

Карма. Отношение

Мудрецы говорят о четырех фазах отношения к вещам. Любой человек проходит обычно...
Религия

Карма. Законы

По сути, сам процесс "отработки" закона и "отработки" какого-то явления не...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Быть спокойным - самое ценное качество