Инстинктивный ум — люди разделяют с животным царством. Это первая форма психической жизни, достигаемая на пути эволюции сознания. В низших фазах этого ума сознательность едва заметна, и отсюда, от этих низших сфер, она поднимается пу-тем постепенного развития, достигая в высших животных очень высокой степени соз-нательности в сравнении с первыми своими проявлениями.
Когда же инстинктивный ум начинает переходить в высшее, пятое начало, “интеллект”, его уже трудно отличить от низших форм последнего. Первый проблеск инстинктивного ума можно наблюдать уже в царстве минералов, особенно в кристаллических и т. п.
Затем в растительном царстве он уже делается совсем заметным, а в некоторых из высших типов растений показывает как бы зачаточные формы сознательности.
Далее, в мире животных, наблюдаются более сильные проявления инстинктивного ума, начиная от форм, близких к миру растительному по всей слабой сознательности, и кончая степенями разумности, почти равными низшим формам проявления человече-ской души. Затем у людей мы видим, как инстинкты постепенно слабеют по мере раз-вития пятого разумного начала интеллекта. И, наконец, в современном человеке мы на-блюдаем это пятое начало, интеллект, уже контролирующим и подчиняющим себе це-лесообразно или нецелесообразно четвертое основное начало, т. е. инстинкт. Но необ-ходимо заметить, что даже человек высшего развития обладает еще очень сильно раз-витой деятельностью инстинктов и в различной степени подчиняет ее себе, или подчи-няется ей сам. Инстинктивный ум еще очень полезен человеку в настоящей стадии его развития. Как физическое существо, человек не мог бы существовать без инстинктов. И человек может сделать из инстинктивного ума в высшей степени полезного слугу. Но горе ему, если он позволит инстинктам управлять собой, т. е. завладеть правом, при-надлежащим их старшему брату — интеллекту. Здесь именно нам следует обратить внимание на тот факт, что человек представляет собой существо, продолжающее раз-виваться. Его ни в каком случае нельзя считать незаконченным.
Человек достиг своего настоящего развития, совершив утомительное путешествие, но он видит только восход солнца, полдень еще очень далек от него.
Пятое начало, интеллект, уже значительно развит у наиболее передовых из наших современников, но у большинства людей развитие его еще только началось. Многие люди только немного выше животных, и ум их работает почти исключительно на ин-стинктивной плоскости. Все люди нашего времени, может быть, только за исключени-ем очень немногих, высоко развитых, должны быть настороже, чтобы инстинкты слу-чайно не завладели ими.
Самая низшая фаза работы инстинктов подобна их работе в растительном царстве. Вся жизнь нашего тела зависит от этого отдела души. Непрерывное восстановление тканей, переработка их, пищеварение, усвоение, выведение ненужных частиц и т. п., — все это делается “инстинктивно”. Вся изумительная работа тела, как во время здоровья, так и во время болезни, добросовестно исполняется инстинктивным умом, без участия разумного сознания. Целесообразная и кажущаяся разумной работа всех органов тела и клеточек находится под управлением инстинктов. Прочтите в “Науке о дыхании” о чу-десном процессе кровообращения, очищения крови и т. д., и вы поймете, как изуми-тельна работа даже этой низшей стороны души. Эта часть работы инстинктивного ума идет правильно у животных, у растений и даже у человека, пока последний не начинает развивать понемногу интеллект, который вмешивается в работу, для него чужую, и по-сылает противоречивые внушения, путая нормальный общий ход. Однако это наруше-ние порядка только временное, и по мере того, как развитие интеллекта идет дальше, он начинает сознавать свои ошибки, стремится привести все в порядок и предотвратить возможность нарушения правильной работы организма.
Но это заведование растительной жизнью организма — только одна сторона дея-тельности инстинктивного ума. В то время, когда животное идет вперед по пути разви-тия, для него возникает необходимость защищать себя, добывать себе пищу, защищать своих детей и пр. И животное не рассуждает об этом. В нем как будто сам собою воз-никает “инстинкт борьбы за существование”. И эта деятельность инстинктивного разу-ма продолжает существовать и в людях, иногда с удивительной силой проявляясь в на-шей душевной жизни. В нас осталось еще очень много старого боевого духа животно-го, хотя мы уже умеем контролировать его и держать в руках благодаря свету мысли, полученному от развития наших высших способностей. Инстинктивный ум учит жи-вотных строить гнезда перед наступлением зимы, переселяться в теплый климат, про-водить зиму в спячке и тысячам других вещей, хорошо известных изучающим естест-венную историю. И он же учит нас многим вещам, которые мы исполняем, подчиняясь его голосу. Кроме того он берет на себя работу, которую мы сначала научаемся делать при посредстве интеллекта и затем передаем инстинктивному уму, исполняющему ее автоматически или почти автоматически. Просто поразительно, сколько ежедневных обязанностей исполняются нами под управлением инстинктивного ума, деятельность которого только случайно попадает на рассмотрение интеллекта. Когда мы учимся де-лать что-либо “на память”, это значит, что мы сначала овладеваем работой на интел-лектуальной плоскости, а затем передаем ее инстинктам, которые исполняют ее не ху-же, а даже лучше. Женщина, шьющая на швейной машинке, машинист, управляющий паровозом, маляр, красящий крышу, — все они зависят от инстинктивного ума, потому что интеллект очень скоро утомился бы, если бы ему пришлось исполнять самому всю эту повседневную работу, обдумывая и решая каждое движение. Обратите внимание на разницу, как вы делаете что-нибудь, когда учитесь, и как делаете потом, когда уже вы-учитесь.
Эти последние проявления инстинктивного ума, т. е. заведование автоматической деятельностью, относится уже к высшим сторонам его деятельности и в сильной степе-ни обусловлено соприкосновением и слиянием его с развивающимся интеллектом.
Инстинктивный ум есть также “ум привычек”. Он представляет собой странный склад, наполненный множеством вещей, полученных из самых разнообразных источ-ников. В нем много полученного путем наследственности, много такого, что развива-лось в нем самом, и много того, что он получил от интеллекта, включая сюда и внуше-ния, идущие от других людей, а также и волны мысли, проходящие по человечеству, из одного ума в другой. Инстинктивный ум хранит в себе все виды безумия и мудрости.
Мы рассмотрим эту сторону его деятельности в следующем чтении — в главе о внушении и самовнушении и силе мысли и пр.
Инстинктивный ум соединен с различными степенями сознательности, начиная от почти неуловимого для нас сознания минерала до “простого сознания” животного и низших типов человека.
“Самосознание” появляется у человека лишь вместе с развитием интеллекта, и о нем мы будем говорить в надлежащем месте. “Космическое сознание”, или сознание все-ленной, приходит с развитием “способности прозрения”, или “интуитивного ума”, и мы коснемся его дальше. Таков постепенный рост сознательности в живом мире вселен-ной. Прежде чем мы перейдем к следующему началу, мы должны обратить ваше вни-мание на то, что инстинктивный ум есть вместилище потребностей, страстей, желаний, инстинктов, ощущений, чувств и эмоций. Все ощущения, относящиеся к эмоциям и страстям, принадлежат к этой сфере. Все потребности тела, как голод и жажда, половое влечение физического характера, все страсти, как, например, физическая любовь, нена-висть, зависть, злоба, ревность, мщение, входят в нее, “похоть тела, вожделение взгля-да, гордость жизни” относятся к ней же. Это основное начало, самое материальное из трех душевных начал и наиболее привязывающее нас к земле и к земному. Обратите внимание, мы не осуждаем вещей материальных или “земных”. На своем месте они имеют свое право на существование, но человек в своем развитии должен смотреть на них, как на низшие ступени в своей духовной эволюции. И, достигнув более ясного по-нимания, он уже понемногу сбрасывает с себя узы, крепко привязывающие его к мате-риальной стороне жизни, и вместо того, чтобы видеть в ней свою цель, хотя бы вре-менную, начинает определенно сознавать, что в лучшем случае это только средство для достижения высшей цели.
Многие из грубых инстинктов еще сохранились у нас и особенно резко выступают наружу у неразвитых людей. Оккультисты учат обуздывать и контролировать эти низ-шие желания и подчинять их высшим духовным идеалам, раскрывающимся перед на-ми. Но человек не должен приходить в отчаяние, если он найдет в себе еще много жи-вотных инстинктов. Это не есть признак чего-нибудь дурного. Уже одно то, что он соз-нает их, показывает, что развитие его идет вперед, потому что, хотя животные инстинк-ты и существовали в нем раньше, он не знал их настоящей роли в своей жизни. Теперь он знает их. И это поможет его развитию. Знание есть сила. Учитесь узнавать остатки животной натуры в себе и будьте укротителем диких зверей. Высшие начала всегда возьмут верх, но для этого требуется терпение, настойчивость и вера. “Грубые” свойст-ва были необходимы в свое время. Животное нуждалось в них. Они были хороши для своей тогдашней цели. Но теперь, когда человек достиг высоких степеней развития, он видит яснее и учится подчинять свои низшие начала высшим. Низшие инстинкты не были насаждены в нас “дьяволом” — они явились в процессе эволюции как вполне за-конное явление в свое время и на своем месте. Но теперь мы уже переросли их и можем оставить позади. Поэтому не бойтесь этого наследия прошлого: вы можете при жела-нии отбросить свои низшие инстинкты. Но не презирайте их даже тогда, когда вы по-пираете их ногой: это ступени, по которым вы достигли вашего настоящего положения и по которым вы достигнете еще больших высот.
Затем в растительном царстве он уже делается совсем заметным, а в некоторых из высших типов растений показывает как бы зачаточные формы сознательности.
Далее, в мире животных, наблюдаются более сильные проявления инстинктивного ума, начиная от форм, близких к миру растительному по всей слабой сознательности, и кончая степенями разумности, почти равными низшим формам проявления человече-ской души. Затем у людей мы видим, как инстинкты постепенно слабеют по мере раз-вития пятого разумного начала интеллекта. И, наконец, в современном человеке мы на-блюдаем это пятое начало, интеллект, уже контролирующим и подчиняющим себе це-лесообразно или нецелесообразно четвертое основное начало, т. е. инстинкт. Но необ-ходимо заметить, что даже человек высшего развития обладает еще очень сильно раз-витой деятельностью инстинктов и в различной степени подчиняет ее себе, или подчи-няется ей сам. Инстинктивный ум еще очень полезен человеку в настоящей стадии его развития. Как физическое существо, человек не мог бы существовать без инстинктов. И человек может сделать из инстинктивного ума в высшей степени полезного слугу. Но горе ему, если он позволит инстинктам управлять собой, т. е. завладеть правом, при-надлежащим их старшему брату — интеллекту. Здесь именно нам следует обратить внимание на тот факт, что человек представляет собой существо, продолжающее раз-виваться. Его ни в каком случае нельзя считать незаконченным.
Человек достиг своего настоящего развития, совершив утомительное путешествие, но он видит только восход солнца, полдень еще очень далек от него.
Пятое начало, интеллект, уже значительно развит у наиболее передовых из наших современников, но у большинства людей развитие его еще только началось. Многие люди только немного выше животных, и ум их работает почти исключительно на ин-стинктивной плоскости. Все люди нашего времени, может быть, только за исключени-ем очень немногих, высоко развитых, должны быть настороже, чтобы инстинкты слу-чайно не завладели ими.
Самая низшая фаза работы инстинктов подобна их работе в растительном царстве. Вся жизнь нашего тела зависит от этого отдела души. Непрерывное восстановление тканей, переработка их, пищеварение, усвоение, выведение ненужных частиц и т. п., — все это делается “инстинктивно”. Вся изумительная работа тела, как во время здоровья, так и во время болезни, добросовестно исполняется инстинктивным умом, без участия разумного сознания. Целесообразная и кажущаяся разумной работа всех органов тела и клеточек находится под управлением инстинктов. Прочтите в “Науке о дыхании” о чу-десном процессе кровообращения, очищения крови и т. д., и вы поймете, как изуми-тельна работа даже этой низшей стороны души. Эта часть работы инстинктивного ума идет правильно у животных, у растений и даже у человека, пока последний не начинает развивать понемногу интеллект, который вмешивается в работу, для него чужую, и по-сылает противоречивые внушения, путая нормальный общий ход. Однако это наруше-ние порядка только временное, и по мере того, как развитие интеллекта идет дальше, он начинает сознавать свои ошибки, стремится привести все в порядок и предотвратить возможность нарушения правильной работы организма.
Но это заведование растительной жизнью организма — только одна сторона дея-тельности инстинктивного ума. В то время, когда животное идет вперед по пути разви-тия, для него возникает необходимость защищать себя, добывать себе пищу, защищать своих детей и пр. И животное не рассуждает об этом. В нем как будто сам собою воз-никает “инстинкт борьбы за существование”. И эта деятельность инстинктивного разу-ма продолжает существовать и в людях, иногда с удивительной силой проявляясь в на-шей душевной жизни. В нас осталось еще очень много старого боевого духа животно-го, хотя мы уже умеем контролировать его и держать в руках благодаря свету мысли, полученному от развития наших высших способностей. Инстинктивный ум учит жи-вотных строить гнезда перед наступлением зимы, переселяться в теплый климат, про-водить зиму в спячке и тысячам других вещей, хорошо известных изучающим естест-венную историю. И он же учит нас многим вещам, которые мы исполняем, подчиняясь его голосу. Кроме того он берет на себя работу, которую мы сначала научаемся делать при посредстве интеллекта и затем передаем инстинктивному уму, исполняющему ее автоматически или почти автоматически. Просто поразительно, сколько ежедневных обязанностей исполняются нами под управлением инстинктивного ума, деятельность которого только случайно попадает на рассмотрение интеллекта. Когда мы учимся де-лать что-либо “на память”, это значит, что мы сначала овладеваем работой на интел-лектуальной плоскости, а затем передаем ее инстинктам, которые исполняют ее не ху-же, а даже лучше. Женщина, шьющая на швейной машинке, машинист, управляющий паровозом, маляр, красящий крышу, — все они зависят от инстинктивного ума, потому что интеллект очень скоро утомился бы, если бы ему пришлось исполнять самому всю эту повседневную работу, обдумывая и решая каждое движение. Обратите внимание на разницу, как вы делаете что-нибудь, когда учитесь, и как делаете потом, когда уже вы-учитесь.
Эти последние проявления инстинктивного ума, т. е. заведование автоматической деятельностью, относится уже к высшим сторонам его деятельности и в сильной степе-ни обусловлено соприкосновением и слиянием его с развивающимся интеллектом.
Инстинктивный ум есть также “ум привычек”. Он представляет собой странный склад, наполненный множеством вещей, полученных из самых разнообразных источ-ников. В нем много полученного путем наследственности, много такого, что развива-лось в нем самом, и много того, что он получил от интеллекта, включая сюда и внуше-ния, идущие от других людей, а также и волны мысли, проходящие по человечеству, из одного ума в другой. Инстинктивный ум хранит в себе все виды безумия и мудрости.
Мы рассмотрим эту сторону его деятельности в следующем чтении — в главе о внушении и самовнушении и силе мысли и пр.
Инстинктивный ум соединен с различными степенями сознательности, начиная от почти неуловимого для нас сознания минерала до “простого сознания” животного и низших типов человека.
“Самосознание” появляется у человека лишь вместе с развитием интеллекта, и о нем мы будем говорить в надлежащем месте. “Космическое сознание”, или сознание все-ленной, приходит с развитием “способности прозрения”, или “интуитивного ума”, и мы коснемся его дальше. Таков постепенный рост сознательности в живом мире вселен-ной. Прежде чем мы перейдем к следующему началу, мы должны обратить ваше вни-мание на то, что инстинктивный ум есть вместилище потребностей, страстей, желаний, инстинктов, ощущений, чувств и эмоций. Все ощущения, относящиеся к эмоциям и страстям, принадлежат к этой сфере. Все потребности тела, как голод и жажда, половое влечение физического характера, все страсти, как, например, физическая любовь, нена-висть, зависть, злоба, ревность, мщение, входят в нее, “похоть тела, вожделение взгля-да, гордость жизни” относятся к ней же. Это основное начало, самое материальное из трех душевных начал и наиболее привязывающее нас к земле и к земному. Обратите внимание, мы не осуждаем вещей материальных или “земных”. На своем месте они имеют свое право на существование, но человек в своем развитии должен смотреть на них, как на низшие ступени в своей духовной эволюции. И, достигнув более ясного по-нимания, он уже понемногу сбрасывает с себя узы, крепко привязывающие его к мате-риальной стороне жизни, и вместо того, чтобы видеть в ней свою цель, хотя бы вре-менную, начинает определенно сознавать, что в лучшем случае это только средство для достижения высшей цели.
Многие из грубых инстинктов еще сохранились у нас и особенно резко выступают наружу у неразвитых людей. Оккультисты учат обуздывать и контролировать эти низ-шие желания и подчинять их высшим духовным идеалам, раскрывающимся перед на-ми. Но человек не должен приходить в отчаяние, если он найдет в себе еще много жи-вотных инстинктов. Это не есть признак чего-нибудь дурного. Уже одно то, что он соз-нает их, показывает, что развитие его идет вперед, потому что, хотя животные инстинк-ты и существовали в нем раньше, он не знал их настоящей роли в своей жизни. Теперь он знает их. И это поможет его развитию. Знание есть сила. Учитесь узнавать остатки животной натуры в себе и будьте укротителем диких зверей. Высшие начала всегда возьмут верх, но для этого требуется терпение, настойчивость и вера. “Грубые” свойст-ва были необходимы в свое время. Животное нуждалось в них. Они были хороши для своей тогдашней цели. Но теперь, когда человек достиг высоких степеней развития, он видит яснее и учится подчинять свои низшие начала высшим. Низшие инстинкты не были насаждены в нас “дьяволом” — они явились в процессе эволюции как вполне за-конное явление в свое время и на своем месте. Но теперь мы уже переросли их и можем оставить позади. Поэтому не бойтесь этого наследия прошлого: вы можете при жела-нии отбросить свои низшие инстинкты. Но не презирайте их даже тогда, когда вы по-пираете их ногой: это ступени, по которым вы достигли вашего настоящего положения и по которым вы достигнете еще больших высот.
Обсуждения Инстинктивный ум