Иудаизм

ВОЗНИКНОВЕНИЕ. ЭРА ПАТРИАРХОВ.

Своими Праотцами и Праматерями (Патриархами и Матриархами) евреи считают три поколения: Авраама и Сару, Ицхака и Ривку, Яакова и четырех его жен: Рахель, Леа, Билгьу и Зильпу.

Авраам и Сара покинули вавилонский город Ур, т. к. Всевышний поклялся им, что земля Ханаан (современный Израиль) будет принадлежать их потомкам. Однако сильный голод в земле Ханаан вынудил Яакова "спуститься" с семьей в Египет, где пищи было вдоволь, и поселиться там. Спустя столетие в Египте уже насчитывалось много тысяч евреев. Государственный переворот привел к власти в Египте нового фараона. Он нашел удобным обвинить евреев во всех экономических и политических бедах и превратил их в рабов.

Несколько поколений спустя, Яхве пожелал исполнить свое обещание, данное Праотцам, и вернуть евреев в Ханаан. Он призвал человека по имени Моше (Моисей в русской традиции) для освобождения евреев и возвращения их в Страну Обетованную.

Спустя семь недель после исхода из Египта еврейский народ подошел к горе Синай. Там Моше получил Тору (свод законов) и все сорок лет странствий по пустыне преподавал ее народу. Обращаясь к Моше, Всевышний заповедовал евреям построить мишкан, то есть переносной храм, с которым можно было путешествовать. Мишкан стал прообразом будущего Храма и синагог вплоть до сегодняшнего дня.

Спустя сорок лет странствий по пустыне, евреи достигли страны Ханаан. Моше умер, когда Земля Обетованная была уже на горизонте. Завоевание Земли Ханаан возглавил преемник Моше, пророк Йегошуа (Иисус Навин).

СОЮЗ КОЛЕН (1500 – 1000 до н. э.)

Израильтянам понадобилось несколько лет, чтобы завоевать Ханаан. Затем каждое из двенадцати племен (колен) получило в ней свой надел, и старейшины каждого колена стали во главе его. Верховную власть осуществляли Судьи, выдающиеся пророки, чей авторитет принимали все колена. Каждое колено выбирало для себя возвышенность, на которой осуществлялись молитвы и жертвоприношения Всевышнему. Важнейшим местом богослужения были несколько мишканов в разных точках страны.

В этот период евреи страдали от набегов соседей. Судьи проводили мобилизацию для отпора врагу, как правило, только среди тех колен, которые непосредственно находились под угрозой. К концу одиннадцатого века до. н. э. филистимляне, воинственный народ на юго-востоке, представляли уже угрозу иного рода, так как их целью было полное завоевание Страны Израиля. Перед лицом опасности народ просил Шмуэля, последнего из судей, выбрать достойного царя. Выбор пал на храбреца и праведника по имени Шауль (в русской традиции – Саул).

МОНАРХИЯ И ПРОРОКИ (около 1100 – 586 г. до н. э.)

Шауль сумел объединить народ так, как не могли этого сделать судьи и выступил с армией, составленной из представителей всех колен, на войну с филистимлянами. В начале ему сопутствовал успех, но в итоге он потерпел сокрушительное поражение и был убит. Шауль царствовал только два года.

Покончить с филистимлянами смог зять Шауля Давид, который унаследовал за ним царство и правил 40 лет. Он почти все время воевал и к концу своего правления владел уже небольшой империей. Сын Давида Шломо (в русской традиции Соломон) обеспечил стране мир и процветание. Доходы шли от внутренней и внешней экономической деятельности. К этому моменту скромные мишканы не производили должного впечатления на фоне роскошной городской архитектуры, и Шломо решил заменить их Храмом, строительство которого заняло семь лет.

После смерти Шломо, некоторые люди не приняли его сына в качестве нового царя. Северные племена восстали и основали собственное царство под названием Израиль. Южные колена остались верны сыну Шломо в государстве Иудея. Население Иудеи получило название евреев. Два соседних царства простояли около 200 лет.

Иерусалимский храм со временем, в особенности после реформ иудейского царя Иосии в 622 году до н.э. стал не только центром, но практически и единственным местом, где осуществлялись ритуалы и жертвоприношения в честь Яхве. В определенном понимании можно сказать, что вся жизнь народа и политика государства концентрировалось вокруг Яхве и иерусалимского Храма. Недаром и весь период древнееврейской истории до 586 года до н.э. называется периодом Первого храма.

К концу этого времени сформировалась богатая знать, которая угнетала бедняков, а коррумпированные судьи не вмешивались. Но великие пророки этого времени, такие как Ошеа, Амос, Йешаягу, Йирмеягу бесстрашно обличали власть предержащих, включая царей. Учение пророков о справедливости и сострадании легло в основу современной морали.

В 722 г. могущественная Ассирия завоевала Северное Царство и изгнала евреев. Эти изгнанники не оставили следа в истории. Спустя всего сто лет, когда Ассирия уже не была сверхдержавой, крохотное Иудейское Царство оказалось в тисках конфликта между Вавилонией (сегодняшний Ирак) и Египтом. В 586 г до. н. э. Вавилоняне разрушили Иерусалим и Храм и увели народ Иудеи в Вавилонский плен.

ПЕРСИДСКОЕ ВЛАДЫЧЕСТВО

За некоторое время до разрушения Храма евреи начали расселяться за пределами Святой Земли. Эти поселения получили общие название "диаспора", т. е. "рассеяние". Крупнейшим центром еврейской диаспоры стал Вавилон.

В 538 году до н. э. Кир Великий, царь Персии, завоевал Вавилон и позволил всем народам вернуться из вавилонского плена на родину. Часть евреев вернулась в Иудею. Началось восстановление Храма. Однако большинство евреев предпочло не покидать Вавилон, где остались крупные процветающие общины. Несмотря на ряд неудач, Храм был наконец отстроен и все больше евреев возвращалось в Святую Землю.

В это время окончательно сформировался Танах (христианский Ветхий Старый Завет). Как совокупность священных книг он начал комплектоваться еще на границе II-I тысячелетий до н.э., но основная часть текстов и окончательная редакция их общего свода датируется периодом Второго Храма. Главную роль в этом процессе сыграл священник Ездра.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (323 – 63 до н. э.)

К 323 г. до н. э. Александр Великий (Македонский) завоевал Персидскую Империю. Александр и его преемники ставили целью распространение греческой культуры в Азии. Появились новые формы искусства, литературы, философии и управления, известные под общим названием эллинистических. Многие евреи под влиянием эллинизма оставили свой традиционный образ жизни. Появились трения между эллинизированными и традиционными евреями. Напряженность достигла предела в тот момент, когда греко-сирийский царь Антиох IV (175 – 163 гг. до н.э.) попытался насильственно эллинизировать всех евреев своей империи. Результатом стало восстание Маккавеев, которое закончилось победой и установлением собственной монархии, продержавшейся вплоть до вторжения римлян.

РИМСКОЕ ВЛАДЫЧЕСТВО (63 г. до н. э. – около 300 г. н. э.)

В 63 г. до н. э. Римская Империя захватила Святую Землю. Римляне оказались крайне суровыми правителями и евреи не были едины в том, как реагировать на их действия. Одни призывали к восстанию, другим было важнее сохранить мир.

Различия во взглядах на особенности иудейских обрядов привели к образованию сект. Большинство из них ожидали немедленного прихода Мессии (Машиаха, т. е. еврейского царя-помазанника), но не знали точно, чего от него ждать. Некоторые считали, что Машиах должен выгнать римлян, другие ждали, что он будет великим учителем. При этом они все верили, что с приходом Машиаха начнется эпоха всеобщего мира. В этот период несколько евреев претендовали на эту роль. Наиболее известен из них Иисус из Назарета (Иисус Христос). Большинство евреев не приняло Его как Мессию и Сына Божьего.

В 66 г. н. э. одна их сект под названием зелоты, подняла восстание против римлян. Спустя четыре года Иерусалим и храм были разрушены. После этого римское владычество еще ужесточилось, а борьба евреев становилась все более и более отчаянной. В 132 г. н. э. под предводительством Шимона бар Козиба, известного как Бар Кохба ("сын звезды"), евреи восстали снова. Бар Кохба выгнал римлян за пределы Иерусалима и на три года восстановил еврейскую власть в Святом Городе. В 135 г н. э. он был побежден и еврейская жизнь в Святой земле пришла в полный упадок. Многие покинули страну и поселились в диаспоре. Прошло почти 2000 лет прежде чем евреи сумели вновь основать суверенное государство на своей земле.

Крупнейшее еврейское поселение находилось в Вавилоне, где изучение Торы достигло высочайшего уровня. В этот период был составлен Талмуд, один из важнейших трудов в иудаизме. С тех пор положения иудаизма сущестенно не менялись.

Евреи диаспоры организовывались в религиозные общины - синагоги, которые выполняли не только культовые, а и административные функции. Во главе синагог стояли раввины - учителя закона и судьи иудейской общины, которые монополизировало право толковать “святое писание”, и вмешивались как в религиозную, так и в мирскую жизнь верующих.

Важнейшим положением иудаизма является вера в единого бога Яхве, который создал мир из ничего и продолжает постоянно вмешиваться в жизни природы, общества и человека. К нему обращенные все молитвы и ему посвящена большая часть религиозных праздников, важнейшими из которых являются рош-хашана (Новый год), иом-кипур (судный день) и песех (пасха).

Одной из особенностей иудаизма является вера в приход мессии - посланца бога, который спасет верующих в Яхве людей. Важнейшей составляющей частью догматики иудаизма является идея богоизбранности евреев.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ИУДАИЗМА

Как и другие религии иудаизм изменяется соответственно требованиям времени. Часть идеологов иудаизма борется за модернизацию через освобождение от наиболее отягощающих обрядов и запретов, а также некоторого обновления его этических принципов. Другая часть, наоборот, предлагает оставить иудаизм в его традиционной форме, так как модернизация может подорвать саму идею богооткровенности и абсолютности учения. В 1948 году было создано государство Израиль. Иудаизм стал ее государственной религией, а синагога важным фактором государственной и общественной жизни Израиля.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Иудаизм

Этический иудаизм

За последнее время проповедникам иудейского вероучения приходится усиленно...
Религия

Современный иудаизм

Процесс модернизации современного иудаизма начинается во второй половине XIX в...
Религия

Каббала Иудаизм

"В каждой религии – пишет современный каббалист Дзев Бен Симон Халеви (Halevi...
Религия

Иудаизм и йога

Связи между духовными традициями Йоги и Иудаизма весьма обширны. Мало того, тот...
Религия

Иудаизм как религия

1. ВВЕДЕНИЕ В течение жизни любого человека ему часто приходится слышать о каком...
Журнал

Фестиваль: Буддизм и Иудаизм

В курортной деревне Мацоки на Мертвом море пройдет первый фестиваль Джубу (Jubu...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Шахматы и компьютер
Хотели бы увидеть вещий сон в новогоднюю ночь?