Париниббана

Два способа реализации ниббаны
Когда для полностью просветленного существа настает момент смерти, его сознание проецируется на ниббану. Поскольку момент смерти настал, сознание приостанавливается, прекращается. С того момента остается только ниббана, лишенная какого бы то ни было остаточного сознания. Тело подвергнется естественному процессу разложения, и потом все завершится. Это очень похоже на волну, которая исчезла на берегу: вода – все еще там, песок – все еще там, но волна уже нет. То же самое относится и к араханту, полностью освобожденному существу, Будде. То, что происходит в момент его смерти – всего лишь прекращение возникновения совокупностей, в этот раз окончательное. Сознание, объектом которого является ниббана, больше не возникает.

Возникает вопрос: А чем подтверждаются такие факты? Будда сказал, что он достиг ниббаны еще при жизни, но какие доказательства есть, что во время смерти все совокупности прекращают возникать, и остается только ниббана? Достижение ниббаны без остаточного сознания возможно и при жизни. А, следовательно, возможен и опыт ниббаны без памятования. Именно это испытал Будда – сразу после достижения пробуждения он вновь вошел в ниббану, поскольку, как уже было сказано, сознание не может долго оставаться на ниббане. Будда сразу же вошел в состояние, в котором сознание, объект которого – ниббана, больше не возникает. Поэтому понятно, почему он не мог ничего помнить. Таковы два вида опыта ниббаны.

Когда есть сознание, которое воспринимает это состояние как свой объект, которое познает его, тогда можно и говорить об этом состоянии. Иногда, можно услышать, как говорят: “Он был в сознании, но ничего не видел, ничего не слышал. Он осознавал объект, который пыл пуст”.

Исчезновение сознания
Другой способ реализации ниббаны осуществляется без остаточного сознания. Тогда уже нет ничего, о чем можно что-то сказать, что можно доделать, о чем можно что-то сообщить. Вследствие исчезновения сознания, отсутствует памятование.

Однажды, Будда спросил у одного человека, который приехал поведать Будде о необыкновенных способностях своих наставников: “А могут ли ваши наставники пробыть семь дней без памятования?” Конечно, нет! Никогда не услышишь, что бы какой-нибудь наставник, не зависимо от традиции – будь он великим буддийским учителем, или кем-то другим, говорил о полном отсутствии сознания. Они говорят именно о том, что познали, что увидели, что стало возвышенным, запредельным – то есть, о сознании.

Если мы будем упорно практиковать метод монаха Готамы, мы также сможем пережить этот опыт. То есть, вначале – полное исчезновение физических и психических феноменов, а затем и сознания, которое воспринимает их как свои объекты. В тот момент, мы испытаем нечто абсолютно новое, о чем раньше никогда не слышали, никогда не читали в духовной литературе – ниббану. Именно ниббану – объект, который можно познать, увидеть, ощутить сознанием. И когда это произойдет, мы осознаем, что в ней абсолютно нет никаких образов, никаких прикосновений, никаких звуков.

Второй способ опыта ниббаны совсем иной. Только те, кто полностью достиг цели, конца пути, кто осуществил полное освобождение, араханты, способны испытать ниббану с полным прекращением сознания.

Это может быть только один раз
В завершении пути обучения, который Будда назвал практикой развития внимательности, сатипаттхана, мы сможем впервые ощутить ниббану (путь может занять от нескольких недель, до нескольких месяцев или лет). Это уже само по себе замечательно. Впервые с незапамятных времен, впервые за неисчислимое количество лет сансарного бытия, побывав и чьим-то учеником, и чьим-то учителем, и мужчиной, и женщиной, и животным, и человеком существом, мы видим ниббану, мы достигаем ниббаны. Будда сказал, что тот, кто узрел ниббану хоть на миг, может положить конец всем проблемам. Он сам покончил со всеми видами беспокойства, потому что, узрев ниббану, осознал неизбежность окончательного достижения цели, как естественное завершение этого процесса. Это возможно если не в этом, то в одном из последующих существований, в крайнем случае, Будда говорит, в конце седьмой жизни практикующий сможет достичь ниббаны без остаточного сознания. Это называется париниббаной.

Мы полагаем, что пробуждение – это своего рода духовное воспарение, нечто колоссальное, потустороннее. Нам кажется, что до него нам далеко, слишком далеко, и что на это надо много времени. И мы думаем, что там только наш гуру. Хотя на самом деле ниббана рядом. Она доступна и быстро достижима. Это всего лишь феномен, как и любой другой. Она отличается от других феноменов тем, что никак не появляется, но все же это феномен, как и другие в том смысле, что он не является ничем иным как феноменом.

Просто, потому что в этом ничего кроме феноменов нет. Это – всего лишь феномен, который мы пока не познали, но он у нашего порога. Будда постоянно напоминает нам о необходимости практики – тщательной и самоотверженной. Тот, кто, довольствуясь малым, следует методам Будды, обязательно будет успешен в достижении конечной цели – окончательного прекращения всякой неудовлетворенности, ниббаны.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

О законах свыше
Ты - источник Жизни... Ты - источник Света